Как мы стали монополистами на рынке такси за 2 месяца
Три месяца назад ко мне обратился потенциальный клиент с запросом на создание службы такси в Телеграм-боте. Проект показался мне интересным, технически ничего невозможного для себя в нем я не видел, и я взялся за дело. Спойлер: оборот нашей службы такси через 2 месяца достиг 3 млн. рублей в месяц.
Заказчик живет в городе Нурлат, Республика Татарстан, 150 км от Казани, 30 000 населения. В Нурлате нет Яндекс.Такси (он не присутствует в городах с населением меньше 50 000 человек), нет такси Максим, но есть несколько местных традиционных служб такси, куда нужно звонить по телефону. Собственно эти службы и являются его главными конкурентами.
О заказчике - профессиональный водитель, 15 лет работал таксистом, свой маленькой город знает от и до. Лично знаком с несколькими тысячами жителями своего города, т.к. возил их на своей Ладе Калине. С потребностями водителей и пассажиров знаком не понаслышке. Такой опыт позволил ему формировать требования к боту довольно-таки уверенно, не проводя какого-нибудь долгого анализа.
Работали мы с ним самым любимым моим способом, по методологии agile. Мы оба постоянно были на связи в Телеграм. Я мог в любой момент задать ему вопрос и получить ответ через пару минут. Он в свою очередь получал от меня ответы так же почти в реальном времени.
В итоге за 1 месяц мы создали прототип бота, который тут же пустили в бой. На раскачку времени решили не тратить, а тестировать сразу в боевом режиме. Так несколько тысяч жителей Нурлата стали пользоваться моим сырым продуктом. Для меня это не было проблемой, потому что я был готов исправлять баги и добавлять новые функционал, как только на них поступит запрос. В первую неделю было много недовольных, но в основном из-за того что люди не хотят переучиваться, делать что-то по новому, выходить из зоны комфорта. Да и просто многие не знают, что такое боты в Телеграм и с чем их едят. Были естественно и баги и запросы на новый функционал. Заливал новые версии бота на сервер я в некоторые дни по пять раз. Иногда из-за этого отваливались заявки от пассажиров (если он оформлял заявку как в момент обновления). Но мы решили что лучше мы сейчас быстро сто раз накатим изменения и доведем сырой продукт до качественного условно за неделю, чем мы будет заливать изменения раз в сутки, например, только по ночам и будет доводить продукт до качественного несколько месяцев. Этим принципом я руководствуюсь до сих пор. Быстро получить качественный продукт гораздо важнее, чем сохранить каждый заказ и не разочаровать пару пользователей.
Чем занимался клиент все это время
Заказчик в это время наклеил баннер с рекламой бота-такси на свой авто и возил пассажиров по городу как обычно. Каждому пассажиру он сообщал, что теперь его такси можно вызывать прямо в Телеграм. Этим он занимался два месяца. Кроме того отлично работало сарафанное радио.
В боте были реализованы следующие функции:
1. Регистрация водителя
2. Создание поездки пассажиром
3. Оповещения водителей о новых заказах и пассажиров об изменениях статусов поездки
4. История поездок у пассажира и водителя
5. Карта
6. Навигатор
7. Модуль ценообразования
8. Геокодинг
9. Модуль администратора
10. Финансовые отчеты
11. Статистика посещаемости
Бот интегрирован с платежными системами Qiwi, ЮКасса, картами и навигаторами 2GIS и Яндекс.
Результаты
В итоге сейчас такси-ботом пользуются около 2700 жителей города. Учитывая население в 30 000 человек, можно считать что все кому нужно такси, знают про наш сервис. В боте ежедневно совершается более 500 поездок. Зарегистрировано больше 150 водителей, ежедневно работает около 60. В месяц в боте совершается поездок больше чем на 3 млн. рублей.
Вот так оказывается просто запустить свою службу такси. Если вы хотите создать такси в своем городе - обращайтесь @AndrewBotDeveloper . Я вам помогу. Так же вы можете протестировать функционал в демо-боте @TaxiSamaraBot .
очень познавательная статья, никогда не интересовалась бизнесом в такси, но мне кажется, это очень больная и неприятная вещь для людей. то таксист грубиян, то машина грязная или вонючая. так что если вы найдете не только конкурентоспособные цены, но еще и этот нюанс учтете, будет вообще топ)
"никогда не интересовалась бизнесом в такси"
- Я как человек из отрасли, просвещу)
"мне кажется, это очень больная и неприятная вещь для людей. то таксист грубиян, то машина грязная или вонючая"
- это потому, что таксофирмы конкурируют между собой понижением цены - кто дешевле сделает. Эту порочную и пагубную практику начал такси Максим. Потом Яндексы и прочее дерьмо подключилось.
А водители вынуждены как нищие рабы сутками работать (из-за этого в Яндексе очень много аварий жутких было, когда они в город заходили) и им просто не до ванны и отдыха в этих скотских условиях, в которые их фирмы загоняют. Но пассажиры, почему-то никогда не могут правильно виновную сторону определить и все грехи на водителей вешают. Человек зарабатывающий достойно - хорошо отдыхает, хорошо одевается, машину в чистоте содержит. Ведь это и самому человеку приятно. И машину хорошую может в качестве рабочего инструмента купить. В Советское время, таксист - элитой буквально был и богатейшим человеком)
А еще, Яндексу - плевать совершенно, что на водителей, за счет которых они только и живут, т.к. грабительский % дерут, в 2 раза от ранее стандартных 10% подняли и + еще подключашки ставят, какой захочется, что на пассажиров.
Я на Лексусе таксовал в К+, мне чесотка малолетняя 1 влепила, из-за того, что я водички этой бедолаге с перепоя не дал бесплатно, хотя у меня для Бизнес такси была водичка. А за 100 рублей он не захотел покупать... И потом мамаша неадекватная, у которой ребенок грязными ногами мне белый салон пинал пачкал - отказалась за ребенком следить и воспитывать, а это её прямая обязанность. Тоже влепила 1 и мне заблокировали все тарифы кроме Эконома. И плевать дерьмояндекс хотел, что до этого не было у меня ни одной оценки ниже 5, все какйфовали от Лексуса с панорамной крышей - было с чего. Я единственный в городе на таком таксовал. Естественно я эконом не стал на нем возить и послал дерьмояндекс неадекватный.
Сам же Яндекс - только хуже делает для всех и для себя самого. По непонятным для адекватных людей причинам)) Днище в общем, а не контора)
"так что если вы найдете не только конкурентоспособные цены, но еще и этот нюанс учтете, будет вообще топ)"
- единственный выход - высокие цены и достойный заработок - это все проблемы решит) Только так. Любой труд должен достойно оплачиваться. А у нас так повелось почему-то, что водитель - не человек, а какой-то скот, раб, который почему-то должен тому. кто зачастую и машину себе не может позволить купить. И за 100 рублей вшивых ведет себя так. словно купил машину за 1-2-3 миллиона.
Неадекватные везде бывают. Заказал такси "комфорт" в аэропорт, приехал с драным и пыльным салоном, вроде как картошку с дачи в салоне возил. Времени перезаказывать не было, пришлось ехать с таким "комфортом".
И опять же - это о любителях приложений и дешевой цены. Хотя, не в приложении дело конечно, а в дерьмояндексе, чтоб он сдох) Я так понимаю, о нем все же речь?)