{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Вызов принят: как 1% от ЦБ повлиял на рынок интернет-эквайринга

С 15 апреля Банк России ввел ограничение в 1% на ставку интернет-эквайринга по следующим товарным категориям: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежда, товары повседневного спроса, бытовая техника, электроника и средства связи при сумме покупки до 20 тысяч рублей.

Инициатива ЦБ РФ на рынке была воспринята по-разному: одни заявляли, что онлайн-продажи только растут, рынок на подъеме, а значит у сервисов интернет-эквайринга дела идут хорошо. Сами сервисы, в свою очередь, говорили о том, что рост продаж в онлайне сам по себе не приведет к росту выручки, так как MCC, попадающие под постановление ЦБ РФ, по сути являются движущим ядром рынка — теми немногими отраслями, в которых сохранился устойчивый спрос потребления. И искусственное ограничение ставки, наоборот, негативно скажется на выручке таких сервисов.

Давайте посмотрим на то, как менялись показатели оборота и выручки CloudPayments в течение апреля до и после инициативы Банка России.

Динамика CloudPayments

До 15 апреля оборот и выручка росли пропорционально, о чем свидетельствует линия тренда. Такой рост обусловлен активным потреблением людей в онлайне на фоне самоизоляции.

После вступления в действие стимулирующих мер ЦБ РФ оборот, ожидаемо, продолжал расти, а вот выручка моментально стала падать. И тезис о том, что сам по себе рост оборота гарантирует сохранение прибыльности бизнеса, не выдерживает критики. Как и предсказывали наши аналитики, эти изменения без промедлений оказали свое негативное влияние на выручку. По сути дела, с точки зрения экономической целесообразности, сервисам интернет-эквайринга стало невыгодно работать с товарными категориями, попадающими под 1%, так как себестоимость оказания услуги стала выше, чем выручка по ней.

Однако в условиях высокой конкуренции, очевидно, что провайдеры услуги интернет-эквайринга не могли себе позволить такой шаг, так как потребители услуги незамедлительно бы ушли к конкурентам.

В этой связи стоит признать, что инициатива ЦБ РФ, безусловно, положительно сказавшаяся на росте активности на рынке, по сути была реализована «за счет» сервисов интернет-эквайринга, таких как мы. Только, если одни стали вводить дополнительные комиссии за предоставляемые услуги, то мы предложили рынку «чистый» 1% с сохранением всей сервисной линейки.

Теперь рассмотрим структуру оборота в разрезе MCC, попадающих под постановление ЦБ РФ и, соответственно, не попадающих под него.

Динамика CloudPayments

МСС с «льготной» ставкой в 1 % ожидаемо начали вытеснять другие категории товаров в структуре оборота после 15 апреля, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что стимулирующая мера ЦБ РФ оказалась эффективной, продавцы товаров первой необходимости стали активно идти в онлайн, а спрос со стороны населения на эти товары рос.

Однако, хочется отметить, что снижение активности потребления других товарных групп, за исключением небольшого числа (рассмотрим их далее), привело к невозможности компенсировать потери выручки сервисов интернет-эквайринга по товарным категориям, в отношении которых было введено ограничение в 1%. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что общий рост оборота онлайн-продаж, скорее увеличивал расходы на предоставление услуг интернет-эквайринга, чем выручку по ним.

Третий чарт демонстрирует динамику изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота за периоды 1-15 апреля и 16-30 апреля 2020 года («до» и «после» введения мер ЦБ РФ).

Доля CloudPayments

За 100% взят самый высокий показатель оборота среди всех товарных групп за весь апрель — в данном случае это оборот по категории онлайн-образование.

Из левой части диаграммы, видно, что все товарные категории, перечисленные в постановлении ЦБ РФ, продемонстрировали рост во второй половине апреля (после введения ограничения ставки на услугу интернет-эквайринга).

Из правой же части диаграммы видно, что среди MCC, не попадающих под «льготную» ставку, рост наблюдался только в трех товарных категориях: онлайн-образование, онлайн-торговля цветами и благотворительность (для целей демонстрации динамики изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота по «прочим MCC» были взяты не все товарные категории, так как доля по остальным из них меньше представленных).

Данные диаграммы говорят нам о том, что эти три товарные категории стали, по сути, единственными драйверами для компенсации потери в выручке по MCC, попадающим по ставке в 1%.

Однако, на наш взгляд, в обозримой перспективе (с учетом введения мер по снятию режима самоизоляции) доля категории онлайн-образование начнет снижаться, в том числе по причине «насыщения» спроса по данной товарной категории. Ожидаем, что это случится до 30 сентября (дата окончания действия мер по введению ограничения ЦБ РФ в 1% на интернет-эквайринг), и тогда ситуация с выручкой может ухудшиться. Надежда исключительно на оживление рынка после снятия самоизоляции и возвращения «прочих MCC» к докризисным показателям.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Leha Shum

1% за эквайринг - каменный век.
Ввести принудительно 0.3%
И на законодательном уровне снизить долю которую забирает ПС до 0.03%.
Хорошо что центробанк обратил внимание на это.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Vidyakin

эти программы на 100% наебалово, чисто психологический трюк чтоб ты потратил лишнюю 1000 из-за кэшбэка в 10-20 рублей, а потом за обслуживание карты их и заплатил

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

вы не считаете, сколько во все товары, которые вы купили за год, было вложено наценки на кэшбек для вас и того дяди. 

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Если вы получили 23К в год, значит минимум 35К переплатили банку. Т.е. если бы обслуживание стоило на европейском уровне 0,3-0,8%, то цены в магазинах снизились на те же, грубо говоря, 1,5%. И да, они бы снизились в конкурентной экономике, а не пошли в карман бизнеса. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
все ритейлеры судорожно начнут пропорционально снижать цены?

Нет, не судорожно. Но если у вас два магазина рядом, типа магнит и пятёра - они начнут снижать цены. А затем, постепенно, подтянутся и остальные ритейлеры и магазины. В конкурентной экономике всегда находится тот, кто захочет откусить рынок путем демпинга. 
Вы, кстати, если смотрите на цены в магазине иногда можете заметить снижение ценника вниз. Обычно это происходит с сезонными фруктами. Никто не сезон не оставляет внесезонный ценник. 

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Ничего страшного, уж переживут.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Нахрен мне 5% кешбека который я оплачиваю при покупке сам же

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Вот именно. 
К тому же кешбек для тех кто им пользуется оплачивают все другие, бабушки, мамы - те кто им не пользуются.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

В конечном счете банк всегда забирает у вас больше чем отдаёт в виде программы лояльности. 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Если сильно захотеть можно в космос полететь.
Щас же банк есть у каждого, мтс мне предлагает открыть там карту и если я буду тратить от 10к в месяц то мне будет бесплатная связь (не помню тариф ну рублей 700 наверно)
То есть если я заморочусь то я могу кидать на мтс карту 10к тратить их и выигрывать 700р в месяц (наверняка есть еще условия но в теории можно все)
Просто расчет на то что никто не будет этим заморачиваться а индивидумы которые реально будут разбираться во всем этом и получать плюшки не сильно их в минус заведут от общей массы.
У меня есть знакомая которая умудряется на трех кредитках сидеть и на 3х банках, вечно что-то куда-то суммы перекидывает и там закрыла беспроцентный период тут потратила какой-то порог, там на процентах полежали итд
Это как в америке люди по купонам могут пол магазина скупить за 10 центов если на это пол жизни положить

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

А вы не читали условия карты? А я почитал, 250 р в месяц за обслуживание

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Не читал так как не вижу смысла кучу карт иметь за сотню рублей выгоды.
Однако мой тариф 700р, вычесть 250 и будет выгода в 450.
Возможно там есть еще подводные камни которые к 0 сведут в итоге эту выгоду.
Я вообщем к тому, что если сильно захотеть то в плюс можно выходить, вопрос для каждого лично свой, стоит ли игра свеч.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

путаете. карта, о которой он говорит, МТС Смарт, уже не выдаётся. из новых есть МТС Деньги с 5% каши на продмаги и МТС Weekend с 5% каши на кафе/фастфуд. По Weekend вроде есть месячная плата, но она отменяется если держать 50+ тыщ на текущем счёте с 5% годовых. Да и не нужна Weekend особо - есть карты яндекс.плюс и другие, где можно получить аналогичную кашу живыми деньгами

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

я так и делаю, 30к в месяц просто перекидываю на карту мегафона (якобы плачу за номер мегафона) - и 1000-рублёвый тариф "Наш МТС" для меня бесплатен, а на нём 5 моих родственников могут тратить 1500 минут и 25 ГБ, т.е. они сами за связь уже ничего не платят. по второй карте МТС я получаю кашу 5% с продмагов и оплачиваю ею вторую свою симку - там татарский тариф за 400 рублей/мес

по ещё одной моей карте - 5% с кафешек и фастфуда, включая доставку, по четвёртой - 7% с такси, пятой - 5% с одежды и обуви. вот на эти 5% и живу )))

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

сейчас посчитал - за последние 30 дней я потратил 14 тыщ на доставку готовой еды, 16 тыщ на продмаги включая доставку и 3 тыщи на аптеки/такси. в сумме получил 2000 рублей кэшбека, поскольку на паре покупок был ещё доп. кешбек от МТС

это не считая тех 30 тыщ которые я перекинул с карты на карту ради бесплатного "Наш МТС" - экономия тыща. и не считая 10% скидки в delivery club за счёт combo@mail - это ещё тыща

итого 4000 при расходах 33 тыщи. чувствую - это будет комментарий года LOL

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда