(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(19355434, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(19355434, 'hit', window.location.href);

Зачем детям, родителям и банкам нужен детский банкинг

Когда все взрослые уже имеют счета в банках, привлечь на свою сторону детей и подростков — отличный способ выиграть в борьбе за будущих лояльных клиентов. Рассказываем, что такое детский банкинг в России, какие есть недостатки у существующих предложений и как можно сделать лучше.

Детский банкинг — часть концепции развития семейного банкинга. Это новая ниша для банков и интересный опыт для детей и родителей.

Мы в Surf считаем, что у детского банкинга есть потенциал, но в России это направление только начинает развиваться. Детские карты есть у многих, а приложения — у единиц.

А вот за рубежом появляются даже специальные банки для подростков. Например, банк Step в США привлëк 50 млн долларов инвестиций. Причëм инвесторы — кумиры подростков: Джастин Тимберлейк и королева TikTok Чарли Д'Амелио.

Детские приложения есть у четырёх российских банков. Мы нашли реальных клиентов этих банков: все они хотели научить детей распоряжаться деньгами и ориентироваться в мире финансов. Мы попросили их зарегистрироваться в приложении и подробно рассказать о своём опыте. Давайте вместе посмотрим на приложения глазами обычных пользователей:

В этой статье анализируем, зачем нужен детский банкинг детям, родителям и банкам. Показываем, как он выглядит в России сейчас и что можно сделать лучше.

Детям — польза

Дети любят чувствовать себя самостоятельными, взрослыми и модными. С детской картой можно в два клика получать от родителей карманные деньги и так же легко их тратить в онлайне и офлайне.

Это удобно, потому что не надо считать сдачу в магазине и носить мелочь в кармане. Это безопасно, потому что невозможно потерять деньги или стать жертвой вымогателей и воров — карту тут же заблокируют. А ещë можно откладывать на велосипед и покупать стикеры Вконтакте.

Социальная составляющая тоже играет роль: интересно щеголять перед друзьями собственной банковской картой. Это хорошо и для банка — возможно, друзья захотят точно такую же карту и попросят родителей оформить счëт.

Банки стараются сделать детские карты с волшебным дизайном. Обычно ребëнок может сам выбрать из нескольких вариантов или создать свой

Детские карты не обязательно пластиковые. Как и у взрослых, они могут быть виртуальными. Пластик — обычно Maestro или Visa Electron, а виртуальная — полноценная Visa. Ребëнок может оплачивать покупки в интернете, а в офлайне использовать Android или Apple Pay.

Если у банка есть приложение — ребëнок сможет научиться управлять финансами в игровой форме. Правда, у российских банков приложения встречаются редко. Сейчас они есть у Сбера, Тинькофф банка, Почта Банка и SBI.

Детское приложение было и у Райффайзенбанка, но из-за низкого интереса клиентов его перестали поддерживать, а потом и вовсе закрыли.

Мы не нашли детское приложение в России, которое было бы доработано до конца. Во всех есть некликабельные элементы или интуитивно непонятные действия.

Интуитивно непонятный момент в приложении SBI: зачем разбивать пустую копилку и можно ли еë «склеить»

В некоторых семьях принято мотивировать детей деньгами или дать им возможность заработать. Например, заплатить за уборку или выученные уроки. Эту идею так или иначе стараются воплотить в большинстве детских банковских приложений. Правда, у Почта Банка раздел «Задания» несколько лет в разработке. Зато у Тинькофф родитель может назначить цену за «услугу».

В Тинькофф задания поделены на разделы: например, учеба, дом, спорт

Родителям — удобство

Детский банкинг для родителей — возможность привить юному поколению финансовую грамотность и заодно контролировать расходы. Идея, что именно родители влияют на будущее благосостояние детей хорошо описана в книге Роберта Кийосаки и Шэрон Лектор «Богатый папа, бедный папа».

Научить детей обращаться с деньгами выгодно не только родителям и банкам, но и государству. В школах начинают объяснять основы экономики, в семьях стараются уделить время разговорам о деньгах. Детям помогают научиться тратить, копить и откладывать. Тем не менее, родители и учителя часто сами финансово неграмотны. И здесь на помощь может прийти банк со своим приложением.

Как показывает практика, для многих родителей знакомство ребенка с детским приложением «Почта Банк Младший» становится хорошим поводом для первого серьезного разговора о деньгах. Учитывая, что такой разговор рано или поздно происходит в любой семье, правильное его построение зачастую становится проблемой, и появление детского приложения является здесь хорошим подспорьем.

Анастасия Масленникова, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка

Во всех детских приложениях есть элемент обучения. Ребëнок учится распоряжаться бюджетом, откладывать на покупки и зарабатывать настоящие деньги. Но есть и дополнительные образовательные элементы — стори. Это мини-рассказы на интересные детям темы.

Сбер Банк подходит к стори серьëзно: обучает основам финансов, затрагивает научные и просто интересные детям и подросткам темы

Банкам — выгода

Для банков детский банкинг — ещё одно долгосрочное направление развития: клиент с детства пользуется услугами, привыкает к бренду и не видит необходимости уходить к конкурентам.

Но чтобы воспитать финансово грамотное поколение, одной только карты недостаточно. Нужно чем-то привлекать подростков, учить детей пользоваться всеми банковскими продуктами, чтобы они со знанием дела подходили к накоплениям и инвестициям, понимали, как работают кредиты. В перспективе это даст банку готовых лояльных клиентов, а в моменте — привязывает родителей, которые держат свои счета ради детей.

Проблема финансовой грамотности населения есть не только в России. Например, в Британии руководители высшего звена крупнейших британских банков заявили, что нынешнего банковского образования недостаточно и детям следует дать возможность научиться использовать деньги с умом.

Детские банковские приложения рассчитаны на детей примерно от 6 до 12—14 лет. В 14 лет можно открыть подростку отдельный взрослый счëт и перестать контролировать его расходы. Но есть возможность привязать карту к семейному счëту, если у банка есть такая услуга.

Считается, что подросткам интересно пользоваться «взрослыми» продуктами. Правда, финансовую грамотность обычные банковские приложения не повышают и подростков ничем не привлекают — эта ниша абсолютно свободна.

Как сделать лучше

Мы в Surf верим в потенциал детского банкинга и видим возможные пути его развития. Изучили основные моменты, которые нужны детям и родителям от детского банкинга, и у нас есть идеи, как улучшить приложения. Вот к чему мы пришли при разработке своего концепта:

  • Образовательный продукт. Детям важно не просто иметь возможность тратить деньги, но и узнавать что-то новое, интересное и захватывающее. Детское приложение должно делать упор не на банковскую функциональность, а на интересные и нужные фичи.

  • Обучение через игру. Детям скучно выполнять задания от родителей и просматривать стори. Рассказать о финансах можно через интересные игры и с помощью сказочного героя или, в случае с подростками, известного человека — кумира или авторитета среди молодëжи.

  • Приложение растëт вместе с ребëнком. В шесть лет нравятся единороги и космос, в десять — звëзды шоу-бизнеса, а в 14 — котики и мемы. Разный возраст — разные интересы. Интерфейс должен меняться вместе с ребëнком.

  • Ребëнок сам приводит в банк родителя. Установка, регистрация и интерфейс должны быть понятны и дружелюбны настолько, чтобы ребенок мог сам справиться с приложением, разобраться в возможностях и захотеть пользоваться его функциями. Тогда не родители будут приводить детей в банк, а дети — своих родителей.
Концепт детского банковского приложения от Surf. Через игру ребëнок почувствует себя предпринимателем и поймëт, как его решения могут влиять на финансовый результат

Детский банкинг в России находится в зачаточном состоянии. Существуют приложения, которые обучают детей финансовой грамотности, но они никак не связаны, собственно, с банками. Например, по заказу Министерства Финансов РФ раразработаны игры «Финзнайка» и «Монеткины». Популярностью и количеством скачиваний они пока похвастаться не могут.

Возможно, пришло время изучить целевую аудиторию и спросить у детей, каким они хотят видеть свой банк. Думаем, на пути исследователей будет не один инсайт.

Ответим на ваши вопросы про мобильные приложения, семейный и детский банкинг. Напишите нам

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Иван Суроегин

Лишь бы не учили "Брать кредиты - это нормально!". )

Ответить
Развернуть ветку
Стас Сажаев

А разве брать кредиты — это плохо? 
Если ребёнок выучит идею, что брать кредит на свадьбу — это ненормально, а на свой маленький бизнес — нормально, при условии, что у тебя есть хорошо просчитанный бизнес-план.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shapovalov

Що вы несёте. Вы реально думаете что есть банк который будет учить брать деньги на бизнес а не потребительские нужды? Вам что письма из банка не приходят что ваш лимит по карте уже такой то ... господи что за мир наивных чудаков

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда