Это конфликт Востока и Запада: как меняется экономика в мире на фоне «спецоперации» и что ждёт Россию
Санкции на российский ВВП давят почти так же, как «локдаун», цены на энергоресурсы и сырьё взлетают, инфляция в США и Еврозоне бьёт рекорды, меняется система монетарного мироустройства.
Великой депрессии в России не будет
Многие люди говорят про экономический коллапс, каскад схлопывания предприятий, грядущий дефолт, потерянное тридцатилетие и прочие апокалиптические думки. Однако J.P. Morgan ожидает, что экономика России сократится на 35% во втором квартале и на 7% в 2022 году. Американские банкиры прогнозируют снижение российского ВВП от пика на 12%.
Для осознания значений упомяну, что в 1998 году ВВП просел на 10%, в 2008 на 11%, а из-за пандемии на 9%. Обратите внимание на последнюю цифру. Коронавирусные ограничения по степени изоляционного воздействия на экономику можно сравнить с сегодняшними санкциями. К слову, ВВП США в Q2 2020 упал на 31,2%, но жизнь на этом не закончилась.
Я не хочу умалить экономический ущерб от санкций, в краткосрочной перспективе будет особенно тяжело, прогноз действительно может сбыться, но это не конец света, как думают многие. В цифрах это сравнимо с локдаунами, а мы их пережили и даже не померли с голоду.
Многие предприниматели наверняка фыркнут на мою последнюю фразу, особенно владельцы ресторанов, офисной недвижимости или кинотеатров, однако моя мысль в том, что похожий стресс мы уже испытывали и экономика не рухнула. Причём сейчас больше заденет крупняк, нежели малый и средний бизнес.
Не забывайте, что большая часть мира не вводила санкции. И, например, экономист Goldman Sachs по Центральной и Восточной Европе Клеменс Грейф в беседе с Financial Times сказал, что непосредственный кризис для России рассеется через шесть-девять месяцев.
Подумайте об этом. Хватит паниковать. Нужно консолидироваться и работать. И я знаю, что за один такой намёк на избитую фразу «кризис — время возможностей» меня невзлюбят как минимум все владельцы стартапов с валютной выручкой, но объективный оптимизм сегодня необходим.
От российских энергоресурсов не откажутся
Спрос на отечественный нефтегаз неизбежен как восход солнца. Показываю счётчик экспортной выручки России от продажи топлива в Европе, который курирует CREA. Сейчас этот счётчик набирает популярность, и зелёные ссылаются на него как на ещё один важный повод перейти на возобновляемые источники энергии. Упомяну, что CREA аппроксимирует официальные данные Eurostat с ENTSOG и описывает свою методологию.
Весь экспорт России в 2021 году в страны Евросоюза составил €158 млрд, €99 млрд из которых приходится на топливо, согласно тому же Евростату. А за 23 дня беспрецедентных санкций Европа импортировала нашего газа и нефти почти на €15 ярдов. При таком темпе и при таких ценах на ресурсы в годовом выражении это будет эквивалентно значению, превышающему €200 ярдов.
Сальдо торгового баланса с Россией у них и так было в минусе на $69 млрд, а сейчас они ещё перекрыли себе почти весь экспорт. Напомню, что в Еврозоне и до последних событий структурных проблем было не мало — от итальянских долгов и последствий политики количественного смягчения до какой-нибудь гринфляции.
Полностью отказаться от российских энергоресурсов европейские страны не смогут в принципе. Чем больше они захотят сократить от нас зависисимость, тем больший ущерб они нанесут своей экономике и тем сильнее вырастут мировые цены на энергоресурсы.
Bank of America предостерегает, что запрет экспорта российской нефти, обернётся увеличением стоимости барреля до $200 и глобальной рецессией. Похожие сценарии предсказывают в Barclays и Goldman Sachs. А я напоминаю, что большая часть мира не вводила санкции.
Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, по итогам 2021 года Россия экспортировала 230 млн тонн сырой нефти на общую сумму $110,1 млрд, экспорт природного газа трубопроводным транспортом составим 203,5 млрд куб. м на сумму в $55,5 млрд и ещё СПГ на $7,32 млрд.
Любые потери от сокращения импорта санкционирующими странами будут компенсироваться не только увеличением стоимости нефтегаза для этих стран, но и перенаправлением экспорта в другие регионы, пускай и с определённым дисконтом. В подтверждение этой мысли приведу несколько свежих новостей:
Не углеводородом единым живёт Россия
За первую неделю стоимость фьючерсов на пшеницу с поставкой в марте взлетела на 43,4%. До многолетних максимумов подорожали также майские фьючерсы. Напоминаю, что Россия является крупнейшим производителем пшеницы с 20% долей от мирового экспорта. Импортируют его в основном страны Африки, Ближнего Востока, Южной и Юговосточной Азии, СНГ, а на Европу приходится всего пару процентов.
Важно ещё то, что Украина обеспечивает около 10% мировых поставок пшеницы. Поэтому аналитики немецкого Commerzbank заговорили о кризисе продовольствия. С таким же посылом недавно вышла статья в Financial Times.
При этом корень проблемы лежит глубже, чем кажется. О внушительном росте цен на продовольствие я читал ещё в декабре в Nikkei, ибо Китай стремительно нарастил закупки базовых продовольственных товаров. В их госрезерве лежат миллионы тонн риса с зерном — и это больше совокупных запасов всех остальных стран мира вместе взятых.
А есть ещё другие зерновые культуры. Их стоимость тоже растёт и продолжит расти, поскольку азотная промышленность и производители удобрений в Европе будут поднимать цены, ибо газ по $3000 за тысячу кубов это «несколько» больше средних $200 в предыдущие годы. Не удивлюсь если русское зерно начнут покупать в Турции по небывалым ценам.
После пандемии на сырьевых рынках начал образовываться дефицит многих товаров. Гольдманы вместе с другими инвестбанкирами ещё в начале года начали говорить о структурном кризисе и сырьевом суперцикле, одним из главных бенифициаров которого будет Россия.
Последние события только усугубляют ситуацию: Brent по $130 за баррель, алюминий $3850 за тонну, палладий $3375. Сравните это с историческими ценами и ужаснитесь. А есть ещё никель, титан, медь, неон и куча всего остального, где Россия в списке лидеров по мировому экспорту.
Повторюсь, я не умаляю ущерб от ограничений, но не спешите хоронить экономику и рассуждать о коллапсе. Да, в текущих условиях сырьевой суперцикл уже вряд ли станет эдаким экономическим бустером, однако он позволит компенсировать многие потери.
И не забывайте, что санкции не вечны. Замгоссекретаря США Нуланд уже заявила, что санкции против России отменят в случае прекращения военных действий на Украине, а в Европе тем временем множится количество недовольных высказываний о чрезмерности предпринятых решений.
Экономическая война Востока и Запада
Привожу высказывания некоторых представителей от крупнейших финансовых конгломератов, хедж-фондов и самого Пауэлла касательно заморозки активов ЦБ РФ и отключения России от SWIFT.
Хочу обратить ваше внимание, что я намеренно упомянул самых больших и непредвзятых. Хотя есть ещё всякие Питеры Шиффы из Euro Pacific Capital с давно известными медвежьими взглядами на доллар или China Institutes of Contemporary International Relations, который является Поднебесным think tank'ом и вообще говорит о том, что санкции против России в конечном счёте нанесут больше вреда США и их союзникам.
Тем временем поступают заявления, что Китай расширяет валютный коридор для юаня к рублю вдвое, Индия и Россия рассматривают юань как базисную валюту для схемы рупия-рубль, а глава торговой палаты Турции призвал в срочном порядке разработать механизм торговли в рублях, юанях и золоте.
И напоследок: Саудовская Аравия рассматривает возможность принятия юаня вместо долларов для продажи нефти. «Этот шаг ослабит доминирование доллара США на мировом рынке нефти и ознаменует еще один сдвиг ведущего мирового экспортера нефти в сторону Азии», — сообщает Wall Street Journal.
В общем, мы наблюдаем за настоящей экономической войной Востока и Запада, причиной или, правильнее сказать, катализатором которой стали последние события на Украине.
Экономические положение США худшее за десятилетия
Общий дефицит торговли товарами США по TTM достиг $1,1 трлн, а в сентябре размер дефицита достиг абсолютного рекорда с начала ведения расчётов в 1955 году. При этом дефицит бюджета в 2021 фиcкальном году составил $2,8 трлн после рекордных $3,1 трлн годом ранее.
Чистая международная инвестпозиция США (разница между активами и обязательствами штатов перед нерезидентами) достигла отрицательного значения в $16,1 трлн, хотя 10 лет назад США должны были миру «всего» $4,5 трлн. Для сравнения, Россия является не заёмщиком, а кредитором и мир ей должен $458 млрд.
Ценовые условия для покупки жилья американцы оценивают как худшие с 1978 года, а для покупок товаров долгосрочного пользования — худшие с 1981 года. В апреле произошёл рекордный скачок цен на автомобили с 1953 года, а базовый индекс инфляции (без учёта энергии и продуктов питания) показал самый сильный месячный прирост за последние 40 лет.
Хочу отметить, что всё вышеперечисленное было опубликовано в «Гроксе» до санкций (sic!), которые неизбежно ударят бумерангом по тем, кто их вводит.
Мы часто подтруниваем над теми, кто в многочисленных проблемах России винит Штаты. У нас даже есть мем с загрязняющим подъезды Обамой. Однако сейчас происходит обратное: администрация Байдена наняла тиктокеров, чтобы те по методичке объяснили вину Путина в подорожании бензина в США.
Вы только вдумайтесь в это: местный Даня Милохин или Дина Саева по заказу Белого дома с умным видом говорят про рынок commodities и спровоцированную Путиным инфляцию в самой великой, самой свобдной и самой богатой. Ничто иное не говорит так выразительно о внутриполитическом и внутриэкономическом кризисе США, как сия дешёвая пропаганда.
Предостерегая неверные интерпретации моих слов, замолвлюсь, что я не подвержен иллюзиям о скором крахе финансовой системы США. Принцип «too big to fail» никуда не делся. Я лишь хочу донести мысль, что огромная удушающая нас санкциями американская рука слабнет также как и европейская. То есть западный санкционный ресурс лимитирован, ограничения не вечны, а для нас остаются открытыми почти весь восток, арабский мир и Южная Америка.
Максимально поддерживаю точку зрения отличную от "всепропало"
К сожалению, тут много негативщиков, которые могут утопить эту статью
Вот посадили вас в тюрьму ни за что. Есть два подхода. 1. Да вы охренели, я не буду 10 лет тут сидеть, добьюсь, чтобы меня освободили. 2. И тут можно жить, норм, жратва есть, закорешусь с мужиками, посижу, ничо.
Вот первую позицию принято считать "всепропальщичеством". Но ровно так же вторую можно назвать приспособленчеством.
Не удачное сравнение, никто нас не сажал ни в какую тюрьму, вы о чём?
Более удачное сравнение - некоторые соседи по СНТ под надуманными предлогами запретили вам проход через их землю к вашим участкам, отказываются обмениваться с вами овощами. На диалог не идут, кричат какие-то абсурдные лозунги и скалят зубы. Говорят что разрешат проход, только если отпишите им в собственность 2/3 своего участка.
Ну что ж, если диалога не выходит, а требования абсурдны то придётся налаживать контакт с более адекватными соседями и ходить в обход. Да не удобно, но что остаётся?
(и да воду из вашего колодца которую они у вас покупают вы им пока не перекрываете.)
"Неудачное сравнение" и "не смог понять сравнение" не одно и то же. Моё сравнение о причинах, по которым граждане России, включая меня, столкнулись с текущей экономической ситуации. Какой-то товарищ с сомнительной легитимностью ввёл войска, а мы страдаем. Вот и все.
Что касается вашей аналогии, то она понятна. Только вы там, во-первых, как-то немоножко не сначала начали. А начало там такое - После того, как вы под надуманным предлогом до полусмерти избили одного из соседей... и далее по тексту. Во-вторых, какие ещё 2/3 участка, кто их у нас просил? В-третьих, эти самые соседи долгие годы снабжади нас технологиями, культурой и многим другим, чего мы сами сделать по разным причинам не в состоянии.
Вот теперь все в порядке, годится.
Не годится. Вы забыли, что сосед получил свою квартиру только при условии того, что не будет пускать туда жить иностранцев и не будет с ними объединяться.
Ссылку на хотя бы один договор это подтверждающий? А вот гарантии территориальной целостности, безопасности и договор о границах внезапно были.
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/55-12#Text
IX. ЗОВНІШНЯ І ВНУТРІШНЯ БЕЗПЕКА
Українська РСР урочисто проголошує про свій намір стати в майбутньому постійно нейтральною державою, яка не бере участі у військових блоках і дотримується трьох неядерних принципів: не приймати, не виробляти і не набувати ядерної зброї.Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, не участвующим в военных блоках и соблюдающим три неядерных принципа: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие.
Что скажете? Достаточно официальная информация или фейк?
Официальная. О намерении в будущем. Будапештский меморандум ведь есть ещё. Помните? А то что Крым оттяпали, не забыли?
Да, в будущем, с момента подписания и далее. Т.к. этот пункт являлся обязательным условием получения независимости.
Будапештский меморандум ведь есть ещё.Да, он был подписан в 1994 году и при этом ни одна из сторон его не ратифицировала.
А то что Крым оттяпали, не забыли?Может попробуете в хронологию событий?
1990 год - подписание декларации о суверенитете
1991 год - провозглашение независимости Украины
1992 год - Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества
1994 год - Украина заключила рамочный договор с НАТО в рамках инициативы «Партнёрство ради мира»
2002 год - «Индивидуальный план партнёрства с НАТО»
2005 год - Виктор Ющенко вернул в военную доктрину Украины упоминание о стратегической цели Украины — «полноправном членстве в НАТО и Европейском союзе»
2008 год - Альянс получил письмо за подписями президента Украины Виктора Ющенко, премьер-министра Юлии Тимошенко и спикера парламента Арсения Яценюка с просьбой присоединить Украину к «Плану действий по членству в НАТО»
Что скажете? Всё норм?
Вы точно в курсе, чем декларация о намерениях отличается от обязательства?Почему односторонняя декларация о НАМЕРЕНИЯХ для вас очень важна, а многостороннее соглашение с ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ, подписанное и не ратифицированное, не очень? Потому что так красивее?
Дальше. Вы точно понимаете, что такое декларация независимости. Там нет никаких условий, это не соглашение. А вот что касается соглашений, то посмотрите беловежские. Ага, 1991 года. Подписанные и ратифицированные Россией. Статья 5. Про уважение территориальной целостности и границ.
Что я должен из хронологии понять? Что аннексия Крыма и создание точки напряжённости в Донбассе никак не должны были повлиять на политику Украины?
Извините, это Вы так неумело пытаетесь манипулировать фактами и терминами или просто по-ошибке?
Из Википедии:
Деклара́ция (фр. declaration — заявление):В конституционном праве - название нормативно-правового акта, имеющее цель придать ему торжественный характер, подчеркнуть его особо важное значение для судеб соответствующего государства
В международном праве - торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели
В политологии - официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу
Т.е. в 1990 году Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, в котором провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, не участвующим в военных блоках. На основании этой Декларации о суверенитете в 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. И уже на основании этого Акта (который основан на Декларации о суверенитете) был проведен всенародный референдум, на котором 90% проголосовали "За" принятие этого акта. А проведение референдума было условием выхода из состава СССР. Теперь понимаете где тут обязательства? Затем в 1996 году была утверждена первая Конституция независимой Украины, в преамбуле которой указано, что Основной закон Верховная Рада приняла, руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины. Который снова отсылает к Декларации о суверенитете, где был провозглашен внеблоковый статус Украины.
А далее прочитайте Беловежские соглашения. И не только удобные Вам пункты про территориальную целостность, а и вот эти, например:
сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов, стремиться к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем, уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государствасохранять и поддерживать под объединённым командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием
совместно гарантировать необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооружённых сил
Это даже если не говорить о самом факте законности Беловежских соглашений:
В интервью Радио Свобода по случаю 20-й годовщины подписания Беловежского соглашения Леонид Кравчук признал, что в Беловежской пуще он, Борис Ельцин и Станислав Шушкевич мирно осуществили государственный переворотРатификация Беловежского соглашения Верховным советом не придавала правовой легитимности этому документу, так как в соответствии с нормами международного права Конституции СССР и РФ, действующего законодательства документы такого уровня должны утверждаться как минимум высшим органом власти, то есть съездом.
Что я должен из хронологии понять? Что аннексия Крыма и создание точки напряжённости в Донбассе никак не должны были повлиять на политику Украины?
Вы должны понять саму суть хронологии. Крым и Донбасс произошли в 2014, а метить в НАТО Украина начала с 1994 года.
Отсюда вопрос, какой год случился раньше: 2014 или 1994?
Коротко, и, конечно же неумело.
1. Какое определение декларации вы в итоге для себя выбрали? Зачем приплели сюда совместную декларацию, о каких сторонах может идти тут речь? Так и не получилось отличить намерения от обязательств? Вы не заметили, какие слова я СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛИЛ в предыдущем посте? Видите там слово декларация? И я нет. Давайте к обязательствам. Хотя бы к Конституции Украины. Есть там такое?
2. Спасибо за цитату из договора. Расскажете, как Россия за это время "стремилась к ликвидации всех ядерных вооружений"?
3. Интервью - очень ценный источник. Просто бомба. Нелигитимное соглашение, на основании которого до сих пор существует СНГ и официальную денонсацию которого (зачем?!) проводила Украина. Какой-то бред, нет?
4. Украина стремилась в НАТО, потому что могла и хотела и не брала на себя обязательств. Вот и все.
Кстати, Россия тоже подумывала, помните? Источник примерно такой же, как у вас - интервью Клинтона. И, замечу, Россией не опровергнуто.
Посмотрите Википедию хотя бы и тогда узнаете, что намерение это и есть обязательство.
Хотя бы к Конституции Украины. Есть там такое?https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80#Text
керуючись Актом проголошення незалежності України від 24 серпня 1991 року, схваленим 1 грудня 1991 року всенародним голосуванням, приймає цю Конституцію - Основний Закон України.руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года, одобренным 1 декабря 1991 всенародным голосованием, принимает эту Конституцию - Основной Закон Украины.
Этот Акт ссылается сюда:
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1427-12#Text
здійснюючи Декларацію про державний суверенітет України, Верховна Рада Української Радянської Соціалістичної Республіки урочисто проголошує незалежність України та створення самостійної української держави - УКРАЇНИ.осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства – УКРАИНЫ.
Ну а отсюда на ту самую Декларацию:
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/55-12#Text
Українська РСР урочисто проголошує про свій намір стати в майбутньому постійно нейтральною державою, яка не бере участі у військових блоках і дотримується трьох неядерних принципів: не приймати, не виробляти і не набувати ядерної зброї.Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, не участвующим в военных блоках и соблюдающим три неядерных принципа: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие.
Т.е. на основании этой декларации и акта принимается Конституция - Основной Закон Украины. Этого достаточно?
Расскажете, как Россия за это время "стремилась к ликвидации всех ядерных вооружений"?Ну посмотрите насколько Россия сократила запасы ядерного оружия со времён СССР.
Интервью - очень ценный источник. Просто бомба. Нелигитимное соглашение, на основании которого до сих пор существует СНГ и официальную денонсацию которого (зачем?!) проводила Украина. Какой-то бред, нет?Если что, то Кравчук был одним из тех, кто подписал Беловежские соглашения. Или он врёт? 😂
Украина стремилась в НАТО, потому что могла и хотела и не брала на себя обязательств.23 грудня 2014 року Верховна Рада України прийняла рішення про відмову України від позаблокового статусу, який виявився неефективним у контексті убезпечення держави від зовнішньої агресії та тиску.
23 декабря 2014 года Верховная Рада Украины приняла решение об отказе Украины от внеблокового статуса, который оказался неэффективным в контексте безопасности государства от внешней агрессии и давления.
Т.е. отказались от того, чего не было? 😂
"Какой-то бред, нет?"
Кстати, Россия тоже подумывала, помните? Источник примерно такой же, как у вас - интервью Клинтона. И, замечу, Россией не опровергнуто.Может ещё и логику подтянуть стоит? Т.к. Кравчук говорил про себя, а Клинтон вроде никогда не был президентом России?
Комментарий недоступен
Почитай для развития 😂
Intentions are mental states in which the agent commits themselves to a course of action.Ну и я рад, что со всем остальным ты согласен
Комментарий недоступен