{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

История о том, как из финансового блогера я превратился в арестанта

Меня зовут Роман, в интернете более известен как блогер Shtirlitz, я автор сайта «Блог банкира», Финфорумс.ру и телеграм-канала «Дайджест».

Сейчас я в СИЗО.

Update: на конец апреля 2024 все фигуранты дела на свободе, следствие продлено до конца года.

Я рассказываю читателям о хитростях и особенностях банковского обслуживания, как пользоваться продуктами выгоднее, как не попасться на заботливо расставленные ловушки, а в идеале выжать из банка максимум пользы.

В некотором смысле нынешняя заметка это тоже предупреждение о том, как оно может приключиться, и чего, конечно же, лучше избегать.

Пользуясь случаем, передаю привет хоббистам — людям, умеющим грамотно и без криминала выжимать максимум из банковских продуктов.

Собственно суть в одном абзаце. В конце июля 2022 года моя жизнь круто изменилась: меня арестовали и этапировали из Красноярска в СИЗО-3 г. Новочеркасска Ростовской области с обвинениями в мошенничестве (ст. 159 ч. 4) и участии в преступном сообществе (ст. 210 ч. 2). Мошенничество, по версии следствия, заключается в получении вознаграждения по банковским картам в виде кэшбэка бонусами. «Преступное сообщество» — это несколько человек, некоторые незнакомы вовсе, некоторые общались только по сети на тематических интернет-ресурсах и в телеграм-чатах.

Начиналось всё с задержания двух человек: YouTube. Спустя год добавился ещё десяток фигурантов: Российская Газета.

В настоящее время в СИЗО помимо меня содержатся ещё 4 человека: из Улан-Удэ, Казани, Москвы и Ростова-на-Дону. Остальные находятся под подпиской о невыезде. Следственные действия продолжаются уже больше 17 месяцев.

Что такое этот «кэшбэк»

Дословно Cash Back (наличные обратно) — это возврат некоторой части денег, потраченных на покупку. Вознаграждение от банка за то, что клиент при оплате воспользовался его картой. Обычно это 1-2% от суммы трат. Кэшбэк является инструментом, повышающим лояльность клиентов.

Зачем банку нужна лояльность клиентов? Почему он вообще хочет, чтобы пользовались именно его услугами?

Интерес банка в том, что под покупки на счёт карты заранее положены деньги, чаще всего с запасом, чтобы в магазине не возникла неприятная ситуация «оплата не прошла: недостаточно средств». Пока клиент этими деньгами не пользуется, банк их может краткосрочно использовать по своему усмотрению. Выдать кому-то в краткосрочный кредит (овердрафт), направить для покупки каких-то финансовых инструментов, например, акций на бирже. И заработать на этом. Карта может быть кредитной, тогда банк заработает на том, что дал клиенту возможность расплатиться заемными средствами и получил за это проценты согласно договору. Особо внимательный читатель скажет: «беспроцентный период по карте». Да, есть грейс-период; и, если клиент вернет полностью потраченные деньги до его истечения, то не уплатит проценты банку. Таких клиентов, кто полностью и в срок расплачивается по кредиткам, около 10%. Остальные приносят банкам процентный доход. Полагаете, всё равно этого недостаточно? Банк может заработать и больше. Зарекомендовав себя как надежный партнер, банк может заработать на кросс-продажах. Предложив клиенту свои (авто- или ипотечный кредит) или партнерские услуги (инвестиции в дружественной инвестиционной компании, накопительное страхование жизни у страховой компании, входящей в общую группу, и прочее).

Но на самих покупках по картам банк зарабатывает?

Да. Платёжными системами предусмотрен механизм оплаты так называемой «комиссии взаимообмена», на иностранном языке interchange fee. Банк, выпустивший карту, которая использовалась для оплаты товара или услуги (банк-эмитент), получает интерчейндж от банка, который обеспечивает приём банковских карт в торговой точке (банк-эквайрер). Сам эквайрер берёт комиссию с торговой точки по договору эквайринга. А торговая точка закладывает свои расходы в стоимость товара или услуги, то есть, в конечном счёте эту комиссию оплачивает покупатель. Все покупатели, независимо от того, платят они картой или наличными (ст. 16.1 п. 4 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что цена товара или услуги должна бытьодинакова для всех покупателей независимо от формы оплаты). То есть — следите за руками — стоимость обслуживания карточных платежей раскидана на всех, включая и тех, кто оплачивает наличными.

Для банка-эмитента величина интерчейнджа зависит от многих факторов. Это и категория карты (чем статуснее карта, тем выше вознаграждение), и способ её использования (по магнитной полосе, по чипу, бесконтактно, через мобильное устройство, в интернете вводом реквизитов, в интернете с использованием pay-сервисов), и использованные средства подтверждения (подпись, ПИН-код, авторизация на устройстве по отпечатку пальца, подтверждение в интернете вводом разового СМС-кода), и от категории торговой точки. Для простоты будем считать, что типичный интерчейндж составляет около 1.5-2% от суммы покупки.

Как банк стимулирует клиентов совершать покупки?

Чаще всего банки делятся с клиентом частью прибыли, полученной в виде интерчейнджа. Это и есть кэшбэк.Наиболее типичный кэшбэк в банках составляет 1%. Как вы видите, в такой модели всё получается на первый взгляд выгодно как клиенту, так и банку. Случается, что банки предлагают кэшбэк повышенный. Например, «Только до конца месяца за первую покупку в сети зоомагазинов «Тетёрочка» получите обратно 30% от суммы чека». Этот кэшбэк оплачивают партнеры банка за привлечение новых клиентов (вы же обратили внимание, что покупка должна быть первой?).

Банк получит от магазина 45%, из которых 30% отдаст клиенту в виде вознаграждения. Цены в магазине при этом внезапно окажутся на 50% выше, чем у конкурентов. Или они недавно открылись и на раскрутку заложили рекламный бюджет.

Случается, что банки предлагают и от себя повышенный кэшбэк в 3 или 5%. Как правило, это не самые популярные категории трат, а сами предложения ограничены суммой выплаты (например, не больше 1000 рублей в месяц), сроком действия (повышенный кэшбэк применяется только в течение месяца) или обусловлены какими-либо дополнительными условиями (например, покупки в повышенных категориях не должны составлять более 20% от общей структуры трат). Нередко случается, что повышенный кэшбэк полагается клиентам с премиальным обслуживанием, а это означает, что такой клиент занес в банк (или дружественную управляющую компанию) весьма внушительную сумму, речь идет о нескольких миллионах рублей.

Является ли кэшбэк налогооблагаемым доходом?

Нет. В самом начале, как только российские банки стали предлагать карты с кэшбэком, вопрос этот не был урегулирован. И банки, выступая налоговыми агентами, НДФЛ с кэшбэка исчисляли и уплачивали в бюджет. Некоторые удерживали налог из суммы вознаграждения (уменьшая его). Другие же начисляли формально больше, так, чтобы после очистки от обязательств перед государством клиент получал обговоренный процент. Спустя некоторое время Минфин выпустил письмо, поясняющее природу кэшбэка и налоговые последствия. Если мы обратимся к письму Минфина России от 19.04.2012 N 03-04-08/0-78, то там уже однозначно указано, что кэшбэк или иные формы вознаграждений по банковским продуктам обуславливаются определенными действиями (оплатой товаров или услуг) и не являются безвозмездно полученными; этофактически часть средств, потраченных клиентом на товар или услугу, поэтому налогооблагаемой базы здесь не возникает. В дальнейшем Минфин выпускал еще несколько разъясняющих писем; окончательно точка в данном вопросе была поставлена в 2017 году с появлением в Налоговом Кодексе п. 68 ст. 217, где выплаты по банковским программам лояльности прямо отнесены к доходам, не подлежащим налогообложению.

На чем банки обманывают с кэшбэком?

Уловок и хитростей существует великое множество. Типичные из них:

  • невыгодное для клиента округление, всегда в меньшую сторону. Кэшбэк за покупку в 199 рублей по ставке 1% выплатится только за полные 100 рублей, клиенту с этой операции полагается только 1 рубль. Да, а за покупку в 50 рублей вы не получите вообще ни-че-го.
  • установление минимальной суммы. Это может быть минимальная сумма покупки (например, операции меньше 300 рублей банк не вознаграждает). Это может быть минимальная сумма кэшбэка, накопленного за месяц (если вы накопили меньше 150 рублей кэшбэка, он не выплачивается).
  • порционная структура расходования. Копятся баллы, и их можно использовать только определенными порциями. Например, по 3000 рублей. Если покупка, которую вы хотите накопленными бонусными баллами компенсировать, составляет 4000 рублей, с клиента будет списано 2 раза по 3000 баллов, то есть 6000.
  • минимальный порог компенсации. Банк разрешает компенсировать покупки, сумма которых не меньше определенного значения, например, 1500 рублей. Пока клиент не накопит искомую сумму баллов (и при этом у него будет покупка на подходящую сумму), у банка нет необходимости думать о том, что за накопленные «фантики» клиенту необходимо выплатить реальные деньги на счёт. А интерчейндж банк уже получил, и это вполне реальные деньги у него в пользовании.
  • плавающий курс бонусных баллов. Пока клиент копит на свою мечту (например, мили на авиабилет), стоимость этих миль может измениться. Далеко не во всех бонусных программах банков идёт однозначная привязка учетной единицы вознаграждения к какой-то инвариантной величине.
  • завышенная стоимость вознаграждений. Нередко банк позволяет тратить накопленные вознаграждения (мили, баллы программы лояльности) только через собственную витрину вознаграждений. А там может быть ассортимент, который клиенту вообще не интересен (сумка-шоппер с вызывающей надписью, кубик Рубика с гранями одинакового цвета, обложка для паспорта цвета фуксии с логотипом банка, которая вам и задаром не нужна), или цены на вознаграждения будут завышены (допустим, авиабилеты с наценкой 10-15% к стоимости авиакомпании; и это при том, что банк за продажу билетов, скорее всего, ещё сверх этой наценки получит и от авиакомпании или билетного агрегатора агентское вознаграждение).
  • ограниченное время жизни бонусов (пока вы копите баллы или мили, наступает 180 или 365 дней с момента накопления, и самые старые из неиспользованных баллов сгорают; просим отнестись с пониманием, таковы условия).
  • отстранение клиентов от бонусной программы (за реальные или надуманные нарушения программы лояльности; поскольку баллы или мили не имеют прямого денежного эквивалента тут клиент в заранее проигрышной ситуации, даже если попытается отстаивать свои права через суд).
  • список исключений (те операции, за которые банк не будет начислять вознаграждение; базовый список достаточно универсален, вознаграждение не полагается за операции очевидно не являющиеся покупками: снятие наличных, переводы с карты на карту, перечисления в другие кредитные организации для погашения кредита или пополнения счета. Здесь же большинство банков напоминают, что за покупки, по которыми потом был осуществлен возврат, кэшбэк тоже не полагается. Многие банки подходят к списку исключений творчески и вносят туда другое, что по их мнению позволит обезопаситься от «злоупотреблений» программой лояльности. Например, оплату ставок в казино и лотерейных билетов, оплату налогов, пополнение баланса сотового телефона или электронных кошельков, покупки в магазинах для оптовых покупателей и юридических лиц).

Как получать кэшбэка больше, чем обычно полагается за покупки?

В последнем из пунктов банковских хитростей уже содержится инструкция. Нужно совершить операцию, которую банк не хотел бы бонусировать. И чтобы при этом деньги вернулись обратно. Но чтобы для банка она выглядела «хорошей» покупкой. Например, у клиента есть возможность перевести деньги с баланса сотового телефона на карту, и обойдётся ему это в комиссию 3%. Но пополнение сотового не бонусируется. А если и бонусируется, то кэшбэк всего 1%. Но! Внезапно оказывается, что на кассе автозаправки можно пополнить баланс телефона с карты. И операция с точки зрения банка пройдет как покупка на АЗС. Если карта имеет повышенный кэшбэк на заправках, допустим 5%, берем калькулятор, и обнаруживаем, что совершив такую оплату, а потом затратив 3% на комиссию, клиент получит кэшбэк 5%. Разница, как любезно подсказывает калькулятор, составляет 2%. И как тут не вспомнить анекдот «вот на эти 2% я и живу!».

Это сложно, неужели нельзя проще?

Можно. Давайте вспомним афоризм кота Матроскина: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное». Есть ритуал посвящения в хобби накрутки кэшбэков. Тому, кто только начинает этим интересоваться, как самое секретное знание сообщают о существовании забойнейшей «Ашан-темы». Это такой локальный мем. Методика рекламируется как чуть ли не самая мощная для накрутки бонусов. Но на самом деле суть ее лишь в том, что пользователь предлагает случайным людям, оплачивающим на кассах товар наличными, оплатить за них с собственной карты, а наличные забрать себе. В результате покупатель получил точно то же, что и планировал изначально. Отдал наличные, забрал товар. Пользователь Ашан-темы осуществил оплату по карте, получил или получит за это кэшбэк или какие-либо бонусы, а если карта кредитная, то, вдобавок к тому, он превратил заёмные деньги банка во временно свои. Которые можно, например, разместить на подходящий накопительный счет (и получить проценты на остаток), пока не наступит пора расплатиться с банком и закрыть льготный период без процентов.

Опять сложно. Как будто нет методики чтобы совсем-совсем просто?

Есть. Купить и потом вернуть покупку. Как выше уже было сказано, обычно банки не учитывают операции, по которым потом были возвраты, как бонусируемые. Но не всегда и не при любых обстоятельствах.

Так все описанное незаконно?

Отчего же. Совершать покупки по картам законно (если вы не покупаете чего-то запрещенного). Получать за это вознаграждение — это возможность, прямо предусмотренная условиями программ лояльности. Помогать кому-либо совершать покупки — это тоже никем не запрещено. Вернуть товар или отказаться от услуги — это права потребителя, предусмотренные ст. 25, 26.1 и 32 Закона о защите прав потребителей.

И ты практиковал возвраты?

Да. Полагая тогда, как и сейчас, что это регулируется Гражданским кодексом, офертами и условиями банков. Для меня то, что кто-то пытается это классифицировать по Уголовному кодексу — дикость.

Обвинения тебе и другим фигурантам предъявлены?

Да, перед арестом. По факту — следствие ведётся уже более 17 месяцев и никак не может дойти до суда, всё это время главный фигурант по делу находится в СИЗО г. Ростова-на-Дону.

За этот период следственная группа провела огромное количество допросов, обысков, запросов и выездов для бесед в самые разные уголки страны; изъяты документы, банковские карты, сим-карты, техника (у меня лично забрали имеющуюся наличность, компьютер и дважды телефон); до сих пор проводятся экспертизы. Пока следователи в окончательном виде не могут сформулировать ни точную суть претензий, ни размер ущерба, ни очертить круг пострадавших. Поскольку срок пребывания в СИЗО ограничен, следствие сочло рациональным выдвинуть в добавок к изначальной статье 159 УК (мошенничество) дополнительно еще статью 210 УК (участие в преступном сообществе). Эту тяжелую статью вменили перед тем, как стал истекать год по делу, так как продление следствия свыше года возможно только через следственный департамент МВД, а там за продление свыше года «по головке не погладят», а с 210 УК РФ ничего не будет. Выглядит солидно. Является оправданием длительных следственных действий: видите, вскрываются новые подробности.

Зачем вообще ты это написал?

Я рассказываю читателям про банковские услуги и сервисы. Иногда доводится быть первым или одним из первых, кто испытал что-то новое. Считаю, что читателям будет если и не полезно узнать на практике (да минует вас такая участь), то хотя бы прочитать про то, как оно иногда может быть. Нынешний рассказ идет немного вразрез с тем, что я рассказывал своим читателям раньше. Да и вообще выглядит даже как антиреклама банковских продуктов. Не получайте кэшбэк — вас за это могут посадить. Однако умолчать о такой стороне банковских сервисов тоже было бы неправильно.

Ты это публикуешь прямо из-за решетки?

И да, и нет. Текст передан моей жене и адвокату. Поэтому имейте в виду такую особенность: я не смогу увидеть ваши комментарии к статье. Некоторые из них, наиболее значимые и интересные, мне сообщат. Но, возможно, не слишком быстро. На всякий случай ещё контакт для связи заинтересованным лицам: [email protected], вдруг кому-то будет нужно.

Продолжение истории нам ждать?

Я сам жду и надеюсь на благополучное завершение всей этой истории. Если же вы про появление следующих статей, то тут все зависит от читателей. Не исключаю, что напишу продолжение: ответы на частые вопросы, рассказ о том, как проходили аресты и обыски по России, как всех этапировали в Ростовскую область, и каково это — иметь 20 соседей по камере на 10-14 «шконок» без подушек и постельного белья.

P.S. На момент публикации следователи (а их по делу 6 человек) обещают, что до конца января будет завершена финансовая экспертиза, в феврале — сформулирован чёткий список банков, что получили ущерб, и определена сумма этого ущерба.

0
926 комментариев
Написать комментарий...
Max Raskolnikov

Что за банки фигурируют в деле? Желательно обозначить их.

Я считаю, что банки тупанули - блокировка карты или бонусной системы таким ушлым пользователям - гораздо проще, чем УК.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Согласен с вами. Я о том же самом здесь пишу.

Думаю, в 99% случаев именно так и делается, если судить по тем же жалобам на банках.ру. Там банки прямым текстом пишут в ответ на жалобы, что вы были заблокированы за злоупотребления бонусной программой.

Максимум, банки иногда подают иск о неосновательном обогащении или сами принудительно списывают со счетов клиента.

А тут явно кто-то решил сделать дело максимально "резонансным".

Ответить
Развернуть ветку
MrMike3112 .

Следователи в частной беседе некоторым, с кем они общались, обещали, что "это будет самое громкое дело по кешбеку".

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор

Вы чето больно возбудились с пиздежа ТС. Вам 15 лет, что вы в сказки верите?

Могу поспорить, что у ТС судимостей ворох и непогашенная условка на момент ареста. Что его банки уже за обогащение блокировали раз 10 и он в черном списке везде. И он только через подельников и работал которые все дружно его и сдали с потрохами.

Рецидив + опг + производство по мошенничеству с финансами, где следствие само по себе не быстрое. Это СИЗО 2 года без вариантов. Дадут ему лет 10 не меньше в итоге, так что спешить вообще некуда.

Но кто-то явно решил сделать дело максимально "резонансным", да..

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Очень интересная и "правдоподобная" версия с вашей стороны 👍

Совершенно не похожая на "сказку", в которую 15-летний я так искренне "поверил" 😇

А теперь, уважаемые "знатоки", "правильный" ответ. От человека, непосредственно знакомого с ситуацией. Что станет очевидно, если внимательно почитать его комментарии.

в случае с РЖД всё закрутилось от линейного ОВД. Они обратили внимание, что возле касс слишком уж часто отираются одни и те же личности. Поинтересовались аккуратненько, а что собственно происходит. Касса говорит. Ну покупают билеты. Сдают потом. По сути деньги по картам гоняют. У ЛОВДшников щёлкнул, что наверно ворованные деньги так моют. Поинтересовались в кассе типичным объёмом. Оценили по своему разумению. Ну типа у парней от 300 тыр не убудет (они столько в день прогоняют), а нам приятно станет, и глаза мы подзакроем. Ребята не согласились на такой вариант сотрудничества. Ну ок, не хотите выполнять законные (зачёркнуто) требования полиции, всё будет жёстко. И взяли. Выяснилось, что объем того, что прогоняют, и размер профита с этого — вещи несколько несоизмеримые. И запросы были явно завышены. Но отступать уже поздно, потому что система закрутилась. Уже потом были запросы в банки. Напишите всё же нам, есть ущерб или нет. Считать нам задержанных негодяями и или нет оснований. Большинство ответили уклончиво.

https://vc.ru/finance/569951-istoriya-o-tom-kak-iz-finansovogo-blogera-ya-prevratilsya-v-arestanta?comment=5314357

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Они возвращали на другие карты или наличными
Через сотрудника который в нарушение правил так делал

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Вам удалось разобраться, в нарушение каких именно правил был подобный возврат? Хотелось бы ознакомиться с конкретным юридическим документом с этими правилами.

Потому что с точки зрения закона нет ограничений на возврат суммы за товары и услуги на другие карты или наличными.

Учитывая, что никакие оферты компаний не могут ущемлять права потребителей по сравнению с законодательством, мне до сих пор не понятно, что за правила в данном случае могли ограничить потребителей в выборе карты для зачисления возврата денежных средств за билеты.

Ответить
Развернуть ветку
Rus Tatsujin

Они создают кучу новых виртуальных карт/учёток в ответ, и продолжают делать фейковые заказы.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Что вы имеете в виду?

Идентификация в банке идет по паспорту. Все карты человека в банке привязаны к одному паспорту. Если банк заблокировал бонусную программу или обслуживание в целом, то новую "учетку" на того же самого человека в банке уже не создать. Будет нужен или другой человек, или другой банк.

И создание новых виртуальных карт также никак не поможет, потому что программа лояльности блокируется в рамках ВСЕГО банковского обслуживания конкретного человека. В банках, РЕАЛЬНО заботящихся о своих интересах, это все хорошо продумано. К примеру, рекомендую изучить условия программ лояльности Альфа-Банка. Там Война и Мир отдыхает 😊

Ответить
Развернуть ветку
MrMike3112 .

Случаи разные бывают. Например, Тинькофф может отлучить от спецпредложений по кешбеку (это тех, которые от партнёров, до 30%), но оставить обычные 1%—5%.

Райффайзен мог заблокировать аккаунт в программе "Всёсразу" вместе с баллами, но при этом продолжил выплачивать кешбек по карточке "1,5% за всё".

Банк может перестать начислять свой кешбек, но по программе "Привет, Мир" он будет приходить, так как от банка не зависит.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Спасибо за уточнение 👍

Я писал о том, что, если клиент получал слишком много кэшбэка по определенной акции или программе, то банк может отключить клиента от этой программы ЦЕЛИКОМ, то есть выпуск новых карт никак не поможет вновь воспользоваться именно данной отключенной программой.

Ответить
Развернуть ветку
MrMike3112 .

Второй пример из моего комментария. Перевыпуск карты "Всёсразу" на "1,5%" (даже к тому же счёту и договору, с сохранением прежнего кредитного лимита) после отлучения от первой из программ позволил вновь получать кешбек.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Так 1,5% - это уже другая программа, если я правильно вас понял?

Ответить
Развернуть ветку
MrMike3112 .

Да, совершенно другая. Но в том же банке. У того же клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Ясно. Значит, программа, приносившая кэшбэк, всё-таки полностью отключена банком.

Ответить
Развернуть ветку
MrMike3112 .

По "Всёсразу" возможно было накопить баллы и обменять их на денежный сертификат, что давало максимально 5% вознаграждения с операций. Банк рассчитывал этот приз, как практически недостижимый. На деле многие стали целенаправленно использовать карту для получения именно этого приза, самого выгодного в рамках продукта. Сильно больше, чем изначально предполагали маркетологи банка. И карта стала банку сильно убыточной.

Ответить
Развернуть ветку
Rus Tatsujin

Честно говоря, я к банкам тоже симпатий не питаю, но факт остаётся фактом. Мы у себя на сайте заблокировали карты и почты, таких фэйкеров - они продолжили из под других учёток. Блокировка была не со стороны банка конечно. Банкам это наверно, наоборот, на руку.

Как бы там ни было, страдает в итоге не банк, а компания в которой создаются фейковые заказы, так что это ни разу не детская шалость.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Сочувствую вам...

Полагаю, как вариант вам нужно создавать автоматические алгоритмы выявления подобных заказов и отменять их в одностороннем порядке. Что сделано, например, у Озон. Но данные действия с вашей стороны также будут в серой зоне с точки зрения закона.

Если какой-то из таких клиентов решит подать в суд с иском о понуждении к заключению договора или возмещению убытков за ваш отказ в заключении, то придется уже тогда доказывать непотребительские цели по сделкам.

Ответить
Развернуть ветку
Пупкин Залупкин

Один из банков - Почта банк.

Ответить
Развернуть ветку
923 комментария
Раскрывать всегда