Как мы сэкономили своим клиентам 30 млн ₽ на налогах. Пять кейсов
Экспресс-аудиты бухгалтерского учета показывают: только у каждой двадцатой компании бухгалтерия в полном порядке. Остальных ждут проверки и взыскания.
Привет всем! Меня зовут Татьяна Никанорова — предприниматель, экономист, юрист, руководитель Консалтингового центра Профдело. Мы проводим экспресс-аудиты бухгалтерий столько, сколько я рулю бизнесом. Только 5 клиентов из 100 получают отчет, где вердикт: «В целом все очень хорошо, мелкие помарки некритичны». А остальные 95 получают другое.
И кстати, не всегда в этом «другом» виноваты бухгалтеры. В большинстве случаев, когда ошибки не методологические, а стратегические: опасные схемы, дробление бизнеса и т.п. — бухгалтер-то и вовсе не виноват.
Давайте посмотрим какие ошибки мы находим чаще всего. Большинство кейсов по ОСНО, но парочка подойдет и для «упрощенцев».
Кейс 1. Налог в декларации меньше того, что в базе 1С
Довольно частая ситуация: в базе 1С у бухгалтера числится одна сумма, а в декларации показывается другая. Из квартала в квартал копится расхождение между суммами налогов, так что через пару лет и концов не сыщешь. Никаких комментариев в документах или базе по этому вопросу нет.
Например, у одного из наших клиентов на экспресс-аудите занижение налога на прибыль за первые 9 месяцев года составило 1 380 300 ₽. Оказалось, бухгалтер боялась показывать директору большие суммы налогов, потому что «он будет ее ругать».
Какие последствия влечет такая ситуация? ФНС может начислить:
ФНС полностью взыщет недоимку — 1 380 300 ₽.
Добавит к взысканию штраф в размере 276 060 ₽ (20% от невыплаченной вовремя суммы налога, согласно п. 3 ст. 122 НК РФ);
- И пени — приблизительно 70 000 ₽ за просрочку уплаты налога — по 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день первого месяца и по 1/150 за все остальные дни просрочки.
Разумеется, мы посоветовали немедленно погасить всю сумму задолженности перед бюджетом. В результате штрафов удалось избежать. Таким образом, проверка «Профдело» сэкономила клиенту почти 350 000 ₽.
Кейс 2. Отрицательный остаток товаров в базе
Другой случай. По бумагам продали перчаток больше, чем имелось на складе. Образовался отрицательный остаток на счете 41 «Товары». И немаленький: 47 518 пар (!) общей стоимостью около 500 000 ₽.
Почему отрицательный остаток — это проблема? Дело в том, что товар не мог взяться из «ниоткуда». Если товар есть, а документов на него нет, и на складе не числится — это излишек. Излишек нужно проинвентаризировать и оприходовать. И начислить налог на прибыль с рыночной стоимости излишка (п 20 ст. 250 НК РФ), а если вы на упрощенке — включить излишек в доходы и уплатить с него упрощенный налог (письмо налоговой).
Если налоговая обнаружит, что излишек есть, а налога с него нет, можно ожидать целый список взысканий:
от 10 000 до 30 000 ₽ — штраф за искажение данных бухгалтерского учета (п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ);
примерно 100 000 ₽ — доначисленный налог на прибыль (наш клиент был на ОСНО);
- ~20 000 ₽ — штраф в размере 20% от 100 000 ₽ доначисленного налога;
~6 300 ₽ — пени в размере 1/300 или 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты 100 000 ₽ доначисленного налога.
Подводим черту: ~150 000 ₽. Символично: это ровно в 10 раз больше, чем стоимость экспресс-аудита для устранения проблем.
Кейс 3. НДС к вычету в книгах покупок больше, чем в декларации
Казалось бы, в чем тут проблема, ведь неуплаты налога нет. Но это тоже проблема для бизнеса, потому что компания переплачивает налог и не реализует свое право на возмещение НДС. Как так получилось? Причин может быть несколько.
Причина 1. Допустим, в книге покупок есть документы от сомнительного контрагента, который может подвести при камеральной проверке и не подтвердить сделку — тогда такой НДС не стоит показывать в декларации, но и в базе 1С этот НДС тоже нужно списать, а не ставить к зачету. Это техническая ошибка бухгалтера, которую нужно исправить.
Причина 2. Считается, что возмещение НДС — это очень страшно, и налоговая «отомстит» за то, что покажем налог на добавленную стоимость к возмещению.
Наш ведущий специалист Наталия Расходчикова попросила меня написать вам следующее:
Так что, если это ваша ситуация, приходите к нам, поможем с возмещением НДС, Наталия лично сопроводит процедуру.
Ситуация из практики: у одного нашего проверяемого расхождение между книгой покупок и налоговой декларацией за 3 квартала составило 2 463 399 ₽. Значит, 429 692,80 ₽ следует запросить обратно на расчетный счет или зачесть в счет будущих платежей. Что мы и рекомендовали сделать, разумеется.
Кейс 4. Бухгалтер клиента не выставлял счета-фактуры на авансы покупателей
На каждый аванс в течение 5 дней со дня его получения необходимо выставить счет-фактуру, если вы на ОСНО. Сделать это нужно, даже если аванс будет закрыт оказанием услуги в течение месяца — да хоть на следующий день. Бухгалтеры не всегда соблюдают это правило — и напрасно, ведь это квалифицируется как грубое нарушение правил учета. И наказывается штрафом от 10 000 до 30 000 ₽ по ст. 120 НК РФ.
Вот подтверждение. При экспресс-аудите сотрудник «Профдело» обнаружил, что в течение целого года покупателям практически не выставлялись счета-фактуры на полученные авансы. Было оформлено только 4 из нескольких сотен! Если вовремя не внести изменения, при проверке компанию оштрафуют.
Мы порекомендовали нашему клиенту выписать необходимые счета-фактуры, чтобы избежать штрафа, и переформировать книги продаж и покупок. Обычно изменение этих книг влечет за собой и изменение суммы НДС, но не в этом случае — так как все авансы были закрыты оказанием услуг, то доплаты НДС не возникло. Уточненку можно не подавать — если занижения налога не случилось, то даже при наличии расхождений в учете и в отчетности уточненку подавать не обязательно. А можно и подать, чтобы все документы по декларации «бились» с вашей книгой продаж.
Кейс 5. В декларации учли лишние расходы
Если вы уменьшили налогооблагаемую прибыль и, соответственно, налог в декларации с помощью «некошерных» документов — ждите проблем в виде доначисленного налога и штрафа. Так получилось у одного из наших аудируемых.
К нам на экспресс-аудит пришло ООО на УСН «доходы минус расходы». Существенную долю в затратах составляли выплаты подрядчикам с формулировкой: «за маркетинговые услуги». А расходы на упрощенке Д-Р можно учесть строго лишь те, что прямо поименованы в ст. 346.16 НК РФ. К сожалению, формулировки «маркетинговые услуги» в указанной статье нет, такие расходы не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль. Потенциальные потери для ООО составили бы 1 681 369 ₽, в том числе:
1 200 978 ₽ — доначисленный налог на прибыль;
240 196 ₽ — штраф 20% от суммы доначисленного налога.
Мы изучили ситуацию, и увидели, что на самом деле подрядчики настраивали рекламу в интернете — контекстную, таргетированную и что-то еще. А расходы на рекламу своих услуг как раз прямо поименованы в 346.16, их можно учитывать и уменьшать на них прибыль.
Тогда порекомендовали договориться с подрядчиками и перевыставить документы с нужной формулировкой услуги — и таким образом привели учет в соответствие с декларацией.
А если втиснуть наименование услуги в прокрустово ложе формулировки статьи НК никак не удается, мы рекомендуем самостоятельно убрать услуги из расходов, доплатить налоги и подать уточненные декларации — хотя бы штраф не начислят.
Как избежать проблем с налоговой
Насколько серьезными могут быть претензии со стороны ФНС? — В лучшем случае предложат доплатить налоги добровольно. В худшем случае дело уходит в Следственный комитет, который раскручивает его без полумер и дает реальные сроки. Так бывает, например, когда бизнесмены:
дробят бизнес, чтобы незаконно использовать льготное налогообложение;
указывают заведомо ложные сведения в декларациях по НДС;
- «химичат» с налогом на прибыль;
- подделывают договоры;
- занижают налоговые выплаты через аффилированные компании.
Чтобы не было мучительно больно, я рекомендую раз в год проходить экспресс-аудит. Если раз в год часто — пройдите раз в два года. Как говорят врачи, даже если вы давно не делали чек-ап, просто пройдите его сейчас, на всякий случай.
Мы в Профдело за 17 лет работы научились все такие схемы ловить с одного взгляда. Ловим и показываем клиентам, чтобы те не пострадали от необдуманных шагов и участия в мутных схемах.
Специалисты Профдело успешно завершили более 200 экспресс-аудитов (мы считали по количеству клиентских отчетов в гугл документах). Сэкономили нашим клиентам более 30 млн ₽ — это штрафы и взыскания, еще почти 5 млн ₽ удалось вернуть в результате перерасчетов. А сколько сэкономили клиентских нервов и клиентского времени — никакому учету не поддается, в денежном эквиваленте это бесценно.
Как мы делаем экспресс-аудит
Проверяем учет по базе 1С.
Составляем подробный отчет о найденных ошибках (образец здесь).
- По желанию проводим онлайн-встречу в зуме на 20 минут где голосом поясняем что нашли, насколько критично, и что с этим делать.
Поняли, что вам нужен экспресс-аудит — пишите нам в чат.
Как не огорчить своего бухгалтера, заказав экспресс-аудит
Я знаю, что некоторые бухгалтеры обижаются, если директор заказывает проверку учета. Некоторые говорят так: «Если мне не доверяют, я не буду работать с таким начальством». Да, если вы изначально бухгалтеру не говорили, что будете его проверять — внезапная проверка может обидеть. Поэтому лучше всего договариваться о проверке «на берегу» — до того, как человек приступит к работе.
Попробуйте аккуратно выяснить, как бухгалтер отнесется к проверке. Возможно он сам будет рад получить второе мнение. Мы в Профдело стараемся бережно относиться к бухгалтерам, не пишем каждую мелочь, чтобы очернить бухгалтера, и часто наш отчет — лишь квинтэссенция того, что уже знал директор. Тогда бухгалтер получает моральное право сказать: «А я ему говорила». 🙂
Если вы понимаете, что «всё плохо», и ваш бухгалтер никогда не согласится, а обидится и уйдет, а еще хуже — напакостит — тогда проверку нужно делать тайно. Как — обсуждаем индивидуально только в личке.
хорошо, что у вас на сайте цены написаны. а то иной раз зайдёшь — услуга есть, а цены нет, тут же и уходишь.
Саму бесит, когда цен нет.
может потому что цена зависит от множества факторов
Для тех кто не показывает цены сразу подготовлен отдельный котел
ага,за ценой пишите нам в личные сообщения🤣🤣🤣
Я как бухгалтер, всегда "За" за экспресс-аудит, убедишься что все верно, доделаешь не сделанное.
Бальзам на душу! Но не все такие как вы, к сожалению.
А потом оказывается, что проверки за 15 лет работы компании может и не быть. Первый кейс насмешил, если директор наругает, что оплачивать нужно много, тогда из данной компании лучше уцти
Петр, да, за 15 лет проверки может и не быть, если:
- компания очень маленькая, например, ИП с оборотом до 300 К в месяц.
- компания платит налоги в тех размерах, что желает налоговая.
Но мир бизнеса гораздо больше и не ограничивается мелкими ИП. Мы проверяем более крупные компании, чьи обороты стартуют от 200 миллионов в год. Таким компаниям не стоит рассчитывать, что их не проверят.
Что же касается бухгалтеров, то говорить "из данной компании лучше уйти" очень легко айтишникам, программистам, жителям Москвы или релоцированным. Портрет среднестатистического регионального бухгалтера - женщина за 30, с одним и ли двумя детьми, без мужа или с мужем, который не обеспечивает семью. Имеющаяся работа, порой, считается в городе одной из лучших и стабильно оплачивается. Айтишники на эту сумму в ресторан два раза сходят, а бухгалтер из региона месяц живет всей семьей.
Хотя, я бы тоже ушла из такой компании. Но я не бухгалтер из региона, мне легче.
По-моему, виноват бухгалтер. Это ее работа, если бы она объявила директору сумму, тогда совесть бухгалтера чиста. Если директор устроит скандал - тогда надо валить. А так какие-то отмазки нелепые
Да! И с такими директорами и бухгалтер еще и крайним окажется. И будет за все отвечать.
Комментарий удален модератором
То что "каждая двадцатая" - это конкретно статистика компании Профдело. Перед тем как это написать, мы сели и посчитали, сколько всего было аудитов, и сколько из них в целом хороших. Вот такой результат вышел.
А насчет Ванги, тут и Вангой быть не нужно, глава ФНС уже сказал, что в ближайшее время проверят общепит. До этого говорили, что проверят блогеров. Инфа вообще не скрывается, просто читать нужно не мемчики, а что-то посерьезнее, если нужно быть в курсе.
Лишь бы не вышло как у Блиновской :D
надо грамотно на налогах экономить ,а не как она вообще их не платить
Да, поэтому в первую очередь предпринимателю нужно думать своей головой, а не на бухгалтера валить.
Оказалось, бухгалтер боялась показывать директору большие суммы налогов, потому что «он будет ее ругать». Чтоооо?
Евгений, впервые слышите? :)
Айтишникам, жителям Москвы и СПБ и релоцированным не понять :) Я выше уже писала об этом. Немного повторюсь.
Между главбухами Москвы и регионов - огромнейшая пропасть. В регионах боятся потерять хорошую работу, поэтому часто терпят то, что московский бухгалтер или немосковский айтишник терпеть не стал бы.
А еще, "наледство СССР" - жертвенность. Когда директор орет или ругает на пустом месте, многие не протестуют, потому что "да все они одинаковые, все орут". Мы с вами знаем, что это не так, а простые бухгалтеры имеют другую картину мира.
Когда мы стали работать не только с Москвой, а со всей РФ, перед нами открылась совсем другая картинка.
Татьяна, приветствую коллегу!
Я сама много лет занималась аудитами, в том числе организовала похожие экспресс-проверки в целях внутреннего контроля качества крупной аутсорсинговой компании (примерно 150 клиентских проектов в год). И подтверждаю – без внешнего контроля большинство бухгалтеров норовят свернуть в сторону от профессиональных стандартов в целях -облегчить себе работу / упростить коммуникации с начальником / проверяющими органами.
Я работала в четырех таких компаниях, в том числе подразделении большой четверки, отбор и обучение бухгалтеров везде имелись, но даже наши отобранные профи умудрялись накосячить. Совсем трэша, конечно, не было, но на уровне «профессионального суждения» были странные поступки, типа вполне легитимные расходы не принять для целей налогообложения, а то «вдруг налоговая придерется». А уж на внешних аудитах чего только не насмотрелась. Так что пропорцию 19/20 для мелкого и среднего бизнеса считаю вполне достоверной.
Вот примеры из парочки компаний:
1) При финансовом убытке компания заплатила пару миллионов налога на прибыль. Причина – главбух побоялась учесть для налогообложения расход на капитальный ремонт офиса, с понятием неотделимых улучшений не разобралась.
2) Главбух на постоянной основе имела переплату по налогам в бюджет в несколько сотен тысяч. На вопрос, зачем платить лишнее, ответила «вдруг они проверят отчетность и что-то доначислят, а денежки-то уже уплачены, пеней не будет». Эта же главбух отказывалась ежемесячно закрывать расходные счета и предоставлять гендиру информацию о прибыли и финансовом состоянии, аргументируя «по закону отчетность составляется ежеквартально, я не буду нарушать законы». При этом в бухгалтерии был идеальный порядок, бумажка к бумажке, архив – мечта аудитора.
В крупном бизнесе, где могут позволить себе главбуха за 250-500 тысяч в месяц, там учет на должном уровне; такие главбухи те еще зубры, они сами кого хочешь проверят. Это я упомянула, чтобы у читателей виси не возникло ощущения, что все бухгалтера косячат; профессионалов очень много, но они и стоят соответствующе.
Так что не бойтесь "огорчить проверкой" своего бухгалтера, объясните, что это поможет ей стать лучше ;)
Екатерина, спасибо за ваш комментарий. Очень интересно послушать коллегу.
Справедливости ради нужно сказать, что и в малом бизнесе можно встретить "зубров", которые сами кого хочешь проверят, и в большом встречала ... разных (скажем мягко). У меня довольно большой круг знакомых бухгалтеров еще со времен моего сотрудничества в качестве модератора форума Клерк.ру. К сожалению, высокооплачиваемая позиция или громкое имя компании не всегда показатель профессионализма. Иногда это вообще политическая должность, а работают на самом деле замы и другие рабочие лошадки.
Мне кажется, что важно при приеме на работу бухгалтера, сразу ему указывать, что вы планируете ДЛЯ ПОМОЩИ привлекать экспресс-аудит например раз в полгода/год. Обозначить сразу границы. Адекватный бухгалтер поймет и обрадуется, неадекватный сам уйдет.
Не все приемлят контролеров и конкурентов, могут не согласиться. А если это мама, подруга или родственница, там вообще обидки могут быть страшные
Умный бухгалтер не обидится на взгляд со стороны. Это бывает очень полезно. Одна голова хорошо, ну а всегда две лучше.
Мы с разными бухгалтерами встречаемся. Бывают и те ,кто после проверки благодарит, что мы подсветили те проблемы, о которых он талдычил уже года два.
А бывают и тайные проверки, потому что боятся, что бухгалтер психанет и кинет их в отчетный период.
А у вас есть кейсы для ИТ-услуг и продуктов? С удовольствием бы почитал
Константин, кейсы есть, но не написанные пока )) Сейчас в работе кейс по автоматизации управленческого учета у разработчика сайтов и кейс по экономии на налогах нашего клиента на бухобслуживании - saas-сервиса.
Второе очень трудно писать - нужно так подать, чтобы не засветить клиента и схему )) И в том числе себя пропиарить, дать какое-то "мясо". Ищем нужные слова ))
полезный пост, сохранил
Спасибо!
Своевременный аудит это огромная экономия и средств, и нервов. Спасибо за кейсы, было интересно почитать
И вам спасибо, что оставили комментарий и не прошли мимо!
А интереснее есть что-нибудь
А что, например? Задайте тему, если я в курсе, напишу о ней
Блин, получается что бухгалтеры так сильно косячат? Нанимаешь бухгалтера и потом еще одного, чтобы его перепроверить :(
Комментарий недоступен
Надежда, по-всякому бывает. И бухгалтеры, бывает, косячат. И их начальники - предприниматели. Схемы придумывают не бухгалтеры, а начальники. Они же по своей инициативе делают договоры, перекидывают платежи, а бухгалтеру остается только оформить. И бегать за директором, рассказывая, что дробление это плохо, что к вам придут.
А ведь они не верят, вон, Борис Интеграторов чуть ниже меня Вангой назвал. Думаю, Блиновская (ей наверное уже икается), тоже считала, что ее бухгалтер просто зря кипишит.
А еще юрист нужен.
Сейчас все такие экономные на налогах — сидят уже, скоро и ваша очередь, экономист вы наш налоговый ) Все эти схемки сами налоговики и придумывают, чтобы потом брать за жопу тех, кто их использует
Комментарий удален модератором
Ну точно, клиника, епта
хоть и далек от всех этих дел, но почитать было интересно, спасибо Татьяна, интересно пишите)
Спасибо, Сергей!
Как называется этот изобразительный стиль (тот, что на иллюстрации к статье)?
Ахаха, не знаю, если честно )) Картинку генерировал наш специалист по искусственным интеллектам ))
Аудит и правду нужен каждой компании..спасибо, что поделились кейсами)
Это реклама. Жаль.
А что именно жаль?
30 млн сэкономили
5 кейсов
7 человек село
Никто не сел
+