{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Удалённая работа

Журналист пришёл с вопросом, планируем ли мы (компания, владеющая vc.ru) после карантина перестраивать как-то компанию и переводить сотрудников на удалённую работу. Вопрос задан в контексте заявлений руководителей западных компаний о том, что можно не возвращаться в офис.

Тут интереснее было бы узнать, что по этому поводу думают и планируют «Яндекс», MRG и другие гиганты с тысячами сотрудников, а не маленькие компании. Или Playrix, который уже давно поставил удалённую работу, включая такую возможность для топ-менеджеров, в центр своего HR-позиционирования.

Если бы я все-таки отвечал на этот вопрос, то сказал бы, что новая для многих реальность для нас уже давно стала нормой, потому что в последние годы являлась единственно возможной формой выживания.

На постоянной основе с нами работают люди из 18 городов России, СНГ и Польши. 70% коллектива — удаленные сотрудники. После объявления изоляции ни один процесс или документ внутри, кроме бюджета, то есть финансовых рисков, не потребовал изменений или переосмысления. Не сомневаюсь, что мы в этом вопросе не уникальны.

В моих глазах образ будущего нарисовался несколько лет назад, когда создатели таск-менеджера Basecamp выпустили книгу об удаленной работе. Тогда впервые задумался, что распределенная коммуникация в виде задач и писем лучше бесконечных встреч, а необходимость физического присутствия и рабочие графики — неоправданные хотелки менеджеров.

Skype существует с 2003 года, но для взрыва видеосвязи и осознания, как много возможностей она открывает и сколько сервисов вокруг нее можно построить, понадобилась остановка всего мира — хоть какие-то от всего этого преимущества.

Думаю над темой удаленной работы несколько лет, поэтому позволю себе поделиться соображениями и догадками о том, как это будет происходить:

1. Сейчас началась первая волна, когда компании с виртуальными продуктами будут тестировать частичный переход на удаленную работу. Они убедятся, что мир от этого не рушится, а только выигрывает, и начнут докручивать под эту форму оставшиеся в прошлом процессы.

2. После этого они начнут отстраиваться от других и будут предлагать хорошие соцпакеты удаленным сотрудникам. В принципе, уже начали это делать и хвастаться публично.

3. На этом фоне произойдет рост бизнесов, которые эту трансформацию обслуживают. Оснащение рабочих мест или, например, упрощенные сервисы медицинского страхования вроде BestDoctor, который позволил нам без лишних телодвижений обеспечить разбросанный штат ДМС — пока, к сожалению, не всех.

4. Часть людей, конечно, останется в офисах. Нельзя игнорировать тех, кому нравится эта форма, и тех, у кого условия дома не позволяют работать. Но сами офисы будут уменьшаться, в них увеличится процент рабочих мест без привязки к человеку.

5. Опросы удаленных сотрудников будут показывать, что больше всего им не хватает неформального общения с коллегами. Чтобы в очередной раз отличиться, компании начнут инвестировать в места для встреч: библиотеки, антикафе, спортивные центры, развлекательные лагери, эко-отели.

6. Вырастет проблема профессионального выгорания у тех, кто привык заниматься самокопанием, когда остается в одиночестве. В компаниях появятся психологи, которые будут заниматься вопросами самоопределения.

7. Через время компании осознают, что лояльность и ощущение полноценности удаленного сотрудника не купить за соцпакет. Оно формируется только через понимание, где находится и куда движется бизнес.

Компаниям придется стать более прозрачными, лучше объяснять свои решения и публиковать цифры — это единственная возможность виртуально объединить людей в профессиональную сеть. Прозрачность передового менеджмента в «Додо пицце» — когда все цифры доступны в моменте — скоро станет не инновацией, а необходимостью.

8. Конечно, ожидаем много новых инструментов для коллаборативной работы вроде Slack, Figma и других. Корпоративные системы и порталы наконец-то достанут из бэклогов и перестанут заниматься ими по остаточному принципу. Пример реализации внутренней системы — портал MRG.

9. Растянув решения для коммуникаций, руководители столкнутся с неожиданным эффектом: они наконец-то познакомятся со своими сотрудниками, потому что публичная корпоративная коммуникация добьет оставшиеся иерархии и даст каждому человеку в руки микрофон, чего многие боятся как огня.

В этом новом мире объединения из 10–15 человек будут иметь такую же силу голоса, как и топ-менеджеры. По уровню влияния на корпоративную культуру я бы сравнил это с изменениями, которые блогеры принесли в журналистику.

10. Компании осознают, что теперь они — классическое комьюнити, коммуникации в котором одним HR-отделом не вывезти из-за отсутствия соответствующих компетенций. Ведь инструменты — это только начало, главный вопрос — что в них дистрибутировать.

Чтобы подменить офисную жизнь и сохранить химию, нужно в десятки, а то и сотни раз больше импульсов и контента. Единственный способ его получить — сделать так, чтобы его генерировали сами люди.

Внутри HR вырастут большие подразделения коммуникаций новой формы, которые будут состоять не из копирайтеров и поздравлений с днем рождения, а продуктологов, геймифиакторов, сторителлеров и тех, кто знает о комьюнити-менеджменте чуть больше, чем перевод с английского языка. Компании будут вынуждены конкурировать за внимание людей с социальными сетями и другими платформами.

Пожалуй, всё это станет настоящим испытанием для нематериальных идей компании. Использование креативного и продуктового потенциала компании заметно сместится от клиента в сторону сотрудников. От мантры «Лишь бы клиенту было хорошо» перейдем к «Клиенту хорошо, когда сотрудник счастлив и понимает свою роль и значимость».

Если не вы сами возглавите внутри себя эту революцию и решите обойтись оснащением рабочего места, то на выходе получите кучу кланов с расфокусированным вниманием, которые распределятся по чатам и будут воевать между собой.

Не могу сказать, что мы добились каких-то выдающихся успехов с 10 пунктом, хотя многое попробовали. Однако нет сомнений, что этот пункт ключевой. Уже сейчас имеет смысл начать анализировать информационное взаимодействие внутри: как компания общается с коллективом, какую обратную связь получает, есть ли анонимные опросы, где люди общаются между собой, какие инструменты используют и как вытащить их на свет — этот процесс занимает не один год, потому что все предыдущие годы всему этому не уделяли должного внимания. Дальше будет гораздо дольше и гораздо дороже.

0
130 комментариев
Написать комментарий...
L A

Удивительно, есть сотни постов про "удалёнка круть" (и это действительно так, где возможно и по каким-то причинам её ещё не было + хорошо расширяет доступный рынок труда и куча плюсов которые уже сто раз обсосали), но очень мало с описанием минусов:
— Очень мало компаний(зачёркнуто) коллективов рассматривает гибридные варианты (типа пару раз в месяц всё равно встречаться в офисе)
— большинство подходит по принципу "всех на удалёнку, аренду и зарплаты сократим" (тут логично соотнести фот и расходы на аренду)
— нет обсуждения проблемы передачи знаний: участвовал в четырёх разных коллективах в переходе на удалёнку, и уверенно заявляю что процесс обмена знаниями (и навыками) портится, формализация знаний вместо прямой передачи голосом занимает время и проигрывает в качестве

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А если откроете ТК РФ, то увидите, что не всё так просто. Компания обязана либо брать в аренду средства производства сотрудника (компьютер с монитором), либо его предоставлять. Иначе могут возникнуть проблемы с отчуждением авторских прав.

Ответить
Развернуть ветку
L A

Спасибо за важную деталь.
Это единственное препятствие на ваш взгляд?
Если средство производства и так находится на территории работодателя, а к нему RDP  то как это трактовать?

У меня в  2 из трудовых договоров есть фраза с сутью "при получении уведомления о необходимости выполнять трудовые обязанности вне места расположения работодателя (дистанционно) использовать для выполнения служебных обязанностей и ... обмена результатами трудовой деятельности ... сеть Интернет,  корпоративную электронную почту и сервис удалённых рабочих столов. [...]. При этом работник обязан самостоятельно и за свой счёт обеспечивать себя доступом и устройствами доступа в Интернет".

При чём один из них явно какой-то прямо "шаблон-шаблон из 1С" и  к этим обоим удалёнка пришла внезапно уже позднее ( у одного блокировка офисного центра, у второго затопило офис винишком от соседей выше) .

Это был примерно 2014 год, когда удалёнка только-только появилась в ТК.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Доступ к рабочему месту осуществляется путём телематических средств связи.

Ответить
Развернуть ветку
127 комментариев
Раскрывать всегда