«После 15 часов удалёнки в неделю уровень счастья перестаёт расти»: как работа вне офисов повлияла на Slack и других
Многие из тех, кто работал последние месяцы на удалёнке, сейчас думают о том, вернутся ли они в принципе в офисы. Самый честный ответ звучит так: даже если это случится, офис уже никогда не будет прежним.
Пересказ статьи корреспондента The New York Times и колумниста Wired Клайва Томпсона. Перевод материала на «Букмейте» — по ссылке.
По данным исследования, которое было проведено еще до пандемии, удаленка благотворна как для работников, так и для работодателей.
Во-первых, растет продуктивность. В 2012 году Ведомство по патентам и товарным знакам США стало переводить на удаленку своих экспертов — теперь они могли жить где угодно. Согласно исследованию, продуктивность тех, кто перешел на такой режим, выросла на 4,4%.
Опыт китайского турагентства оказался еще удачнее: случайно выбранные сотрудники, которых перевели на удаленку, стали на 13% продуктивнее, а средняя выручка компании в пересчете на одного такого сотрудника выросла на $2000 в годовом исчислении.
Гендиректор компании предполагал, что в результате эксперимента продуктивность упадет, а компания компенсирует потери за счет экономии на офисном пространстве, но в итоге ситуация получилась выигрышной со всех сторон.
Во-вторых, люди начинают лучше относиться к своей работе. Они сами устанавливают для себя рабочие часы, проводят больше времени с семьей, меньше отвлекаются. Исследования показывают, что есть мощная корреляция между удаленкой и чувством удовлетворенности сотрудников.
Еще один плюс для работодателей — уменьшение расходов на недвижимость. Чем меньше работников в офисе, тем меньше нужно места. Больше того, компании получают возможность нанимать талантливых сотрудников, которые не могут или не хотят переезжать в другой город.
Но у удаленной работы есть и темная сторона. Как показывают исследования, люди начинают меньше отдыхать. А борцы за право на частную жизнь отмечают, что существует серьезный риск стать объектом наблюдения: во время пандемии наблюдается всплеск использования программ, которые отслеживают поведение сотрудников на рабочих компьютерах.
Кроме того, работа в офисе не сводится к одной лишь производительности труда, которая позволяет быстро проскочить по списку дел. Она формирует особую атмосферу. В офисе люди взаимодействуют друг с другом на протяжении всего дня, зачастую случайно — когда идут на обед или просто встречаются в коридоре.
По словам исследователей, исторически складывалось так, что самые значимые идеи в корпорациях возникали, когда вдруг встречались коллеги, которые обычно друг с другом не общаются. Если все работают удаленно, вероятность таких встреч резко падает.
Исследователи отмечают, что, скорее всего, удаленную коммуникацию не стоит делать тотальной. Если у сотрудников будет возможность время от времени видеться лично это поможет им наладить связи, которые помогут при дистанционном сотрудничестве.
Многие фирмы именно так и поступают, даже когда пандемия еще далека от завершения. Некоторые организации вводят «шахматные» присутственные дни: обычно сотрудники сидят по домам, но отдельные команды или группы приходят в офис 1–2 дня в неделю, чтобы поработать вместе.
Такой полуудаленный режим, возможно, и есть та самая золотая середина, при которой компании не теряют ни продуктивности, ни сплоченности коллектива, ни его творческого потенциала. Когда исследователи, изучающие удаленную работу, замеряли степень удовлетворенность сотрудников, выяснилось: чем больше часов люди проводят на удаленке, тем более счастливыми себя чувствуют.
Но после 15 часов удаленной работы в неделю начинается «плато» — уровень счастья перестает расти. Если наблюдения верны, всего двух дней в неделю на удаленке достаточно, чтобы люди могли ощутить все преимущества и при этом не чувствовали себя в изоляции и не испытывать сложности при общении с коллегами.
Singles – это еженедельный перевод больших и глубоких текстов из иноязычных СМИ. Другие лонгриды на «Букмейте»:
Мне вот не терпится поскорее вернутся в офис :D
Горшочек статей об удаленной работе "не вари"
)))
10 лет назад одно крупное российское издательство перевело на удаленку несколько Дирекций. Первое время продуктивность на самом деле росла. Около 7-8 месяцев. Уж очень не хотела команда (люди, которые работают давно и знают друг друга и бизнес-процессы компании) возвращаться в офис на фулл-тайм. Проблемы начались потом. Постепенно сотрудники все равно менялись, началось расхолаживание у "старичков", люди отвыкли общаться и стало лень даже на одно совещание в неделю приезжать. В общем, вернули всех обратно.
Удаленку надо уметь готовить, точно так же как и наладить нормальную работу в офисе. В моей практике я видел не мало компаний в офисах, где люди предпочитали мессенджеры живому общению с коллегами - сидят два человека через ряд и им лень подойти обсудить нормально и быстро все, вместо этого сидят час переписываются. Так и компании на удаленке, у которых замечательный коллектив, периодические совместные эвенты и отличная корпоративная культура.
Я даже оценок не даю. Просто конкретный кейс рассказала. Так что удаленка не для всех.
а с учётом всех ивентов уже никакой экономии на офисе
То есть - проблема не в работе, проблема в совещаниях. Вернули всех обратно, и понеслось - дейли, викли, митинги, встречи, переговорки - закипела видимость бурной деятельности, и все стало хорошо.
Читайте внимательно. Основная проблема в том, что народ в конечном итоге расслабился и перестал выполнять свой функционал качественно. Плюс новых людей вводить в курс дело было сложно. Они плавали из-за такого режима.
В целом, лозунг "всех на удаленку!" по степени крайности равнозначен лозунгу "всех в офис!".
Основная проблема, как обычно, в управлении и в постановке рабочих процессов. Удаленка ни при чем.
Кто все эти люди, у которых продуктивность на удаленке растет? Я спрашиваю всех коллег, с кем случается пересекаться в зуме/слэк - всем надоело, все устали, продуктивность падает каждый день.
Ну она как минимум росла в марте/апреле, у кого-то и в мае. Ситуация была новая, энтузиазм, желание доказать что-то... продуктивность во многих сферах, даже в ресторанном бизнесе действительно выросла. но это был всплеск, дальше разные сценарии возможны. кстати, летом продуктивность всегда падает из-за хорошей погоды за окном.
Люди еще устали потому что нет другой социальной активности вне работы:
- кино закрыто
- рестораны / кафе закрыты
- детские сады / секции / лагеря закрыты
- массажи закрыты
- фитнесы / бассейны закрыты
- врачи только по экстренной помощи
То есть у человека осталась работа (без общения на прочие темы) и бытовые дела (без развлечений).
У нас в компании удаленно работает 70% сотрудников, во время коронавируса, пришлось перевести и оставшуюся часть сотрудников на удаленный формат. Из-за нехватки живого общения приходится думать какие новые программы можно использовать, чтобы возместить эти моменты. Мы сейчас стоим на пути выбора новых инструментов. Этот 2020 год стал переломным в мире, нам нужно как никогда приспосабливаться и искать плюсы в новом формате работы. Уверены, на пути нас ждут много проб и ошибок)