«После 15 часов удалёнки в неделю уровень счастья перестаёт расти»: как работа вне офисов повлияла на Slack и других

Многие из тех, кто работал последние месяцы на удалёнке, сейчас думают о том, вернутся ли они в принципе в офисы. Самый честный ответ звучит так: даже если это случится, офис уже никогда не будет прежним.

Пересказ статьи корреспондента The New York Times и колумниста Wired Клайва Томпсона. Перевод материала на «Букмейте» — по ссылке.

Офис «Букмейта» в марте 2020 года после перевода сотрудников на удаленную работу

По данным исследования, которое было проведено еще до пандемии, удаленка благотворна как для работников, так и для работодателей.

Во-первых, растет продуктивность. В 2012 году Ведомство по патентам и товарным знакам США стало переводить на удаленку своих экспертов — теперь они могли жить где угодно. Согласно исследованию, продуктивность тех, кто перешел на такой режим, выросла на 4,4%.

Опыт китайского турагентства оказался еще удачнее: случайно выбранные сотрудники, которых перевели на удаленку, стали на 13% продуктивнее, а средняя выручка компании в пересчете на одного такого сотрудника выросла на $2000 в годовом исчислении.

Гендиректор компании предполагал, что в результате эксперимента продуктивность упадет, а компания компенсирует потери за счет экономии на офисном пространстве, но в итоге ситуация получилась выигрышной со всех сторон.

Исследователи предполагают, что скачок эффективности связан с тем, что работников не отвлекают коллеги, а, кроме того, люди не тратят время на дорогу, не опаздывают на смены, и даже перерывы у них становятся короче.


Во-вторых, люди начинают лучше относиться к своей работе. Они сами устанавливают для себя рабочие часы, проводят больше времени с семьей, меньше отвлекаются. Исследования показывают, что есть мощная корреляция между удаленкой и чувством удовлетворенности сотрудников.

Когда Джули Лигл, наш директор по маркетингу, делала свой доклад, одна из ее дочек внезапно прыгнула прямо ей на колени, а вторая стала танцевать у нее за спиной. Но Джули даже не запнулась — спокойно продолжала говорить.

И это вызвало шквал одобрительных комментариев, потому что она показала пример: ваши дети неминуемо будут влезать в трансляции, и ничего такого в этом нет.

Стюарт Баттерфилд, гендиректор Slack

Еще один плюс для работодателей — уменьшение расходов на недвижимость. Чем меньше работников в офисе, тем меньше нужно места. Больше того, компании получают возможность нанимать талантливых сотрудников, которые не могут или не хотят переезжать в другой город.

Но у удаленной работы есть и темная сторона. Как показывают исследования, люди начинают меньше отдыхать. А борцы за право на частную жизнь отмечают, что существует серьезный риск стать объектом наблюдения: во время пандемии наблюдается всплеск использования программ, которые отслеживают поведение сотрудников на рабочих компьютерах.

Кроме того, работа в офисе не сводится к одной лишь производительности труда, которая позволяет быстро проскочить по списку дел. Она формирует особую атмосферу. В офисе люди взаимодействуют друг с другом на протяжении всего дня, зачастую случайно — когда идут на обед или просто встречаются в коридоре.

Многие думают: мол, разве нельзя просто открыть Slack и написать кому-нибудь? Конечно, можно. Но никто так не делает. Вы не будете писать кому-то «вхолодную».

А вот если бы вы случайно столкнулись с человеком в кафе или на выходе из офиса — тогда совсем другое дело.

Бен Уэйбер, президент компании Humanyze

По словам исследователей, исторически складывалось так, что самые значимые идеи в корпорациях возникали, когда вдруг встречались коллеги, которые обычно друг с другом не общаются. Если все работают удаленно, вероятность таких встреч резко падает.

Есть опасения, что в долгосрочной перспективе удаленка может просто разрушить уникальный дух и творческий потенциал многих компаний. Истинный ущерб от этого проявится позже, через год или два, когда выяснится, что новые идеи стали гораздо менее смелыми и энергичными.

Исследователи отмечают, что, скорее всего, удаленную коммуникацию не стоит делать тотальной. Если у сотрудников будет возможность время от времени видеться лично это поможет им наладить связи, которые помогут при дистанционном сотрудничестве.

Я только что говорила с нашим гендиректором, и он такой: «Господи боже мой, мне зумец просто»... К вечеру пятницы, когда все друзья зовут меня на виртуальные вечеринки, я уже не могу, я абсолютно измотана.

Джессика Линдл, вице-президент компании Unity

Многие фирмы именно так и поступают, даже когда пандемия еще далека от завершения. Некоторые организации вводят «шахматные» присутственные дни: обычно сотрудники сидят по домам, но отдельные команды или группы приходят в офис 1–2 дня в неделю, чтобы поработать вместе.

Такой полуудаленный режим, возможно, и есть та самая золотая середина, при которой компании не теряют ни продуктивности, ни сплоченности коллектива, ни его творческого потенциала. Когда исследователи, изучающие удаленную работу, замеряли степень удовлетворенность сотрудников, выяснилось: чем больше часов люди проводят на удаленке, тем более счастливыми себя чувствуют.

Но после 15 часов удаленной работы в неделю начинается «плато» — уровень счастья перестает расти. Если наблюдения верны, всего двух дней в неделю на удаленке достаточно, чтобы люди могли ощутить все преимущества и при этом не чувствовали себя в изоляции и не испытывать сложности при общении с коллегами.

Bookmate Originals

Singles – это еженедельный перевод больших и глубоких текстов из иноязычных СМИ. Другие лонгриды на «Букмейте»:

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Alex Kukharenko

Мне вот не терпится поскорее вернутся в офис :D 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Belov

Горшочек статей об удаленной работе "не вари" 

Ответить
Развернуть ветку
Mike Glukhov

)))

Ответить
Развернуть ветку
Pushkareva Ekaterina

10 лет назад одно крупное российское издательство перевело на удаленку несколько Дирекций. Первое время продуктивность на самом деле росла. Около 7-8 месяцев. Уж очень не хотела команда (люди, которые работают давно и знают друг друга и бизнес-процессы компании) возвращаться в офис на фулл-тайм. Проблемы начались потом. Постепенно сотрудники все равно менялись, началось расхолаживание у "старичков", люди отвыкли общаться и стало лень даже на одно совещание в неделю приезжать. В общем, вернули всех обратно. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Barashkov

Удаленку надо уметь готовить, точно так же как и наладить нормальную работу в офисе. В моей практике я видел не мало компаний в офисах, где люди предпочитали мессенджеры живому общению с коллегами - сидят два человека через ряд и им лень подойти обсудить нормально и быстро все, вместо этого сидят час переписываются. Так и компании на удаленке, у которых замечательный коллектив, периодические совместные эвенты и отличная корпоративная культура.

Ответить
Развернуть ветку
Pushkareva Ekaterina

Я даже оценок не даю. Просто конкретный кейс рассказала. Так что удаленка не для всех.

Ответить
Развернуть ветку
Агнец невинный

а с учётом всех ивентов уже никакой экономии на офисе 

Ответить
Развернуть ветку
vlad krasnoff

То есть - проблема не в работе, проблема в совещаниях. Вернули всех обратно, и понеслось - дейли, викли, митинги, встречи, переговорки - закипела видимость бурной деятельности, и все стало хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Pushkareva Ekaterina

Читайте внимательно. Основная проблема в том, что народ в конечном итоге расслабился и перестал выполнять свой функционал качественно. Плюс новых людей вводить в курс дело было сложно. Они плавали из-за такого режима. 
В целом, лозунг "всех на удаленку!" по степени крайности равнозначен лозунгу "всех в офис!". 

Ответить
Развернуть ветку
vlad krasnoff

Основная проблема, как обычно, в управлении и в постановке рабочих процессов. Удаленка ни при чем.

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Ignatyev

Кто все эти люди, у которых продуктивность на удаленке растет? Я спрашиваю всех коллег, с кем случается пересекаться в зуме/слэк - всем надоело, все устали, продуктивность падает каждый день. 

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Slugin
Автор

Ну она как минимум росла в марте/апреле, у кого-то и в мае. Ситуация была новая, энтузиазм, желание доказать что-то... продуктивность во многих сферах, даже в ресторанном бизнесе действительно выросла. но это был всплеск, дальше разные сценарии возможны. кстати, летом продуктивность всегда падает из-за хорошей погоды за окном.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Люди еще устали потому что нет другой социальной активности вне работы:
- кино закрыто
- рестораны / кафе закрыты
- детские сады / секции / лагеря закрыты
- массажи закрыты
- фитнесы / бассейны закрыты
- врачи только по экстренной помощи

То есть у человека осталась работа (без общения на прочие темы) и бытовые дела (без развлечений).

Ответить
Развернуть ветку
Satom.ru

У нас в компании удаленно работает 70% сотрудников, во время коронавируса, пришлось перевести и оставшуюся часть сотрудников на удаленный формат. Из-за нехватки живого общения приходится думать какие новые программы можно использовать, чтобы возместить эти моменты. Мы сейчас стоим на пути выбора новых инструментов. Этот 2020 год стал переломным в мире, нам нужно как никогда приспосабливаться и искать плюсы в новом формате работы. Уверены, на пути нас ждут много проб и ошибок)

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда