«Опенспейсы мертвы»: популяризаторы открытых пространств разочаровались в них и предложили альтернативу Статьи редакции
Открытая планировка никуда не денется, однако улучшится подход к её зонированию, расширится функциональность помещений, а в коридорах могут появиться бары.
Пересказ материала Fast Company.
Дизайнеры архитектурного бюро Clive Wilkinson Architects, спроектировавшие офисы для Google и Microsoft, теперь ставят на опенспейсах крест, пишет Fast Company.
Бюро продвигало концепцию открытой планировки, которая должна была оптимизировать пространство и объединить коллектив. На деле же в опенспейсах оказалось слишком шумно, работники лишились личного пространства, чаще сталкивались с плохим отношением и, не выдерживая, увольнялись.
Переосмыслить устройство офиса людей заставила пандемия. «Привычные нам опенсейсы мертвы и останутся в прошлом, — заключает сотрудница Clive Wilkinson Architects Эмбер Верник. — Ведь проведя целый год на удалёнке, в офисе сотрудники будут чувствовать себя иначе».
Верник и её коллега Кэролайн Моррис занялись разработкой стратегий, которые позволили бы не только внести жизнь в рабочие помещения, но и расширить их функциональность. Чтобы определить основные потребности клиентов и их сотрудников, дизайнеры проводили опросы и изучали различные подходы к планировке.
«Мы искренне убеждены, что универсальной модели офиса как не было, так и не может быть, особенно после пандемии, ведь у каждого сотрудника свои потребности», — рассуждает Моррис.
Собрав отзывы компаний самых разных профилей — от технологий до продаж, Верник и Моррис разработали 12 многофункциональных блоков, или зон.
Среди них Fast Company выделила три основных. Именно они, по мнению издания, нагляднее всего отражают потребности, появившиеся у сотрудников из-за пандемии.
«Библиотека» — зона тишины
Несмотря на открытую планировку, «Библиотека» — рабочее пространство, в котором можно скрыться от шума и сосредоточиться. Его отличают длинные общие столы, мягкие кресла и огороженные для индивидуальной работы зоны. Как и в настоящей библиотеке, здесь действует негласный закон о тишине.
«Такая планировка решает самые острые для наших клиентов проблемы опенспейсов: по их словам, в них столько недостатков, что работа совсем не идёт», — рассказывает Моррис.
«Библиотека», к удивлению дизайнеров, пользуется большим успехом: «То, что люди согласны отказаться от привычных рабочих столов, говорит о готовности к переменам».
«Авеню» — старый-новый коридор
«Авеню» — это новое видение привычного коридора. Но теперь это не просто путь от кабинета к кабинету, а пространство с укромными зонами для отдыха и барной стойкой — чтобы поболтать с коллегой после встречи, не загораживая при этом проход. В перспективе можно оборудовать и огороженные зоны.
«Плаза» — сердце офиса
Работники месяцами общались только по видеосвязи и наверняка соскучились по живому общению, пишет издание. Именно на это рассчитана «Плаза» — пространство, совмещающее в себе кухню и столовую. Здесь можно пообедать, отдохнуть и пообщаться вживую, чего не сделаешь в Zoom. «Плаза» в компании, как и кухня в каждом доме, — это основная зона для взаимодействия.
«Клиенты не раз говорили, что именно этого им не хватало во время работы из дома и что подобные помещения позволяют общаться не только со своими непосредственными коллегами», — рассказала Моррис.
В крупных офисах обычно несколько обеденных зон и разбросаны они по всему зданию, чтобы после перекуса быстро вернуться за рабочий стол. Однако дизайнеры намерены от этого отказаться.
«Мы хотим, чтобы работники чаще выходили из обособленных закутков и общались с коллегами из других отделов, — говорит Верник. — Мы специально создаём неудобства, чтобы подтолкнуть к взаимодействию тех людей, которые в иной ситуации не встретились бы».
Так, пандемия заставила дизайнеров разработать концепции, в которых клиенты нуждались десятилетиями, а клиентов — переосмыслить понятие офисного пространства, говорит Верник.
Есть нюансы. Работал я как-то директором агентства недвижимости. Характер у меня склонный к постоянному совершенствованию рабочего процесса и рабочее пространство не исключение. Работа у риэлторов в офисе на 50% состоит из звонков и переговоров, и когда я сам работал рядовым риэлтором, то мне ужасно неудобно было разговаривать в офисе: если параллельно ведут переговоры несколько риэлторов, то каждый начинает перекрикивать другого. Офисы не большие, на 8-13 человек, но пространства открытые и невозможно сосредоточиться. Многие риэлторы начинали искать уединение: на улицу выходили, на кухню, в переговорку. Решил я в одном офисе сделать рабочие места в ячейках из перегородок высотой 1.8метра. Мне казалось все будут сидеть на местах и работать, а нет. Просто перестали в офисе сидеть и начали тусоваться в общих пространствах.
Оказалось, что большую часть времени сотрудники разговаривают между собой и делать это в отдельных кабинках неудобно. Так же сказалось, что коллектив возрастной и на 90% женский. Пришлось снести кабинки.
Лично для меня нет ничего удобнее отдельного кабинета. Всю пандемию снимаю для себя отдельный офис 11 квадратов за 6000 рублей и доволен как слон. Реионт правда не айс, но со временем подкрашу губы)
Так же сказалось, что коллектив возрастной и на 90% женский. Пришлось снести кабинки.
Странно, что это именно оказалось, тем более, что вы работали рядовым риелтором. Потому что это все правда.