Бить или не бить: мешают ли татуировки получить хорошую работу?
Стереотип, что тату набивают только в местах не столь отдаленных, давно повержен желанием молодежи самовыражаться. С ними больше не стыдно ходить по улице и устраиваться на работу. Особенно это заметно на контрасте ― сейчас люди делают со своей внешностью вещи и экстремальнее: имплантируют рога, разрезают язык, пробивают пирсинг «тоннель» в ушах, щеках, на подбородках. Так что тату сегодня ― едва ли не самый безобидный способ выразить себя и свой внутренний мир.
Любимой фразой старшего поколения на тему татуировок остается «Да кто ж тебя на работу-то возьмет теперь?». Мы в StickPeek задумались ― действительно, кто? И выяснили, что есть 3 типа отношения работодателей к тату: категоричный негатив, лояльность и инициатива. А еще узнали мнение hr-менеджеров из ЛитРес, Ситимобил, Robusta, Lerna и ВсеИнструменты.ру.
Соискатель под прикрытием: когда лучше прятать тату при трудоустройстве
Дискриминация людей по внешнему признаку при устройстве на работу ― явление, с которым россияне все еще сталкиваются. 59% рекрутеров отказывают соискателям в трудоустройстве из-за внешности ― такую статистику представили в 2021 году сервисы hh.ru и «Доктор рядом».
Сами эйчары утверждают, что дело во впечатлении, которое производит внешность соискателя. Логика такая: лишние килограммы ― признак лени, шлепки в офисе ― неуважения к коллегам, филлеры в губах ― легкомысленности. Что же касается тату, то многие рекрутеры считают, что они будут отвлекать клиентов, партнеров и даже других сотрудников от переговоров или основных задач в работе.
Хорошо, что этой логике следуют далеко не все работодатели.
Но существуют и другие гипотезы. Например, исследование сервиса SuperJob доказывает, что из-за тату соискателям стали реже отказывать: например, в 2020 году всего 14% работодателей говорили «нет» по этой причине.
Кстати, о статистике. С вероятностью 100% соискателю с тату на видном месте откажут:
- в органах исполнительной власти ― федеральная, гражданская государственная и муниципальная службы;
- в органах правопорядка ― полиция, МВД, МЧС, прокуратура и суд;
- в банковской сфере.
Эти направления связаны с официальной деятельностью, где каждый сотрудник ― «лицо» организации. Здесь все еще правит консерватизм, бюрократия и строгий дресс-код. Если татуировку можно прикрыть одеждой, то, возможно, отдел кадров закроет на нее глаза. Но из-за тату на лице, шее, кистях или пальцах в устройстве на работу точно откажут.
Организации, где решение о приеме сотрудника с тату остается на усмотрение руководства:
- государственная больница;
- государственный детсад и общеобразовательная школа;
- модельное агентство;
- страховая компания;
- официальный магазин известного бренда.
В этих сферах риск отказа в трудоустройстве из-за татуировки тоже велик, хотя можно привести много примеров людей-исключений. У многих есть друг или знакомый, который, несмотря на тату, работает в школе или бутике.
Так что попытать счастье в подобных вакансиях даже с пауком на лбу можно, но в этом случае лучше приготовиться доказывать свой профессионализм яростнее других соискателей.
На чьей стороне закон
С точки зрения закона у организаций нет прав на отказ в трудоустройстве из-за тату соискателя, как и у человека нет стопроцентной защиты от отрицательного ответа по вакансии.
Есть только статья 64 Трудового кодекса России, где сказано, что работодатели не имеют права необоснованно отказывать в заключении трудового договора. Но формулировки там обобщенные, выделяют лишь беременных и женщин с детьми.
Единственное, что может сделать в этом случае соискатель ― потребовать письменный отказ и оспорить его в суде. Но слушания по этому делу могут длиться долго и стоить дорого, а решение компании в отказе найма в итоге могут признать законным.
Когда к татуировкам не будут относиться предвзято
Тысячи компаний, фирм и учреждений совершенно не обращают внимания на татуировки своих сотрудников. Сотни ― даже поощряют это.
Свободнее всего «дышат» с тату люди творческих профессий:
- дизайнеры;
- художники;
- актеры;
- писатели;
- музыканты;
- копирайтеры.
Да и вообще, все последователи Музы из разных сфер деятельности. Это созидательные профессии, требующие умения самовыражаться, мыслить нестандартно и работать с воображением. Если тату может помочь маэстро раскрыть свой талант, то пусть забьется с ног до головы.
Нет предвзятости и к сотрудникам IT-сферы, event-индустрии, сферы гостеприимства и услуг: парикмахерские, гостиницы, салоны красоты вряд ли будут слишком придирчивы к татуировкам сотрудника. Скорее, наоборот: если на парне-официанте или девушке-администраторе тату смотрится гармонично, то их с радостью возьмут на работу. Будут привлекать внимание клиентов.
В 2020 году пошел повальный тренд на удаленную работу. Сперва из-за ковидных ограничений, но позже он закрепился просто потому, что это удобно и практично как для сотрудников, так и для работодателей. Вот где люди с татуировками чувствуют себя наиболее свободно, особенно если формат обязанностей не подразумевает личное общение с клиентами.
Толерантность общества процветает, а маркетинг и вовсе жаден до рекламных возможностей. По этой причине в России стали все чаще встречаться корпоративные татуировки.
Реклама или мироощущение ― что значат корпоративные тату?
И то и другое сразу. Современные фирмы выстраивают свою внутреннюю политику по кирпичикам на фундаменте корпоративной экосистемы, вне которой обычному рабочему и не захочется существовать.
Проще говоря, делают все, чтобы сотрудники были лояльны к месту работы, гордились им и с радостью подхватывали все идейные вдохновения руководства. Вот тут-то и пригодились корпоративные татуировки. Области их применения ― совершенно разнообразные.
Замысел набить фирменное тату идеально вписывается в политику крупных корпораций, связанных с продажами, маркетингом или развлекательной сферой, а также в стартапы.
Феномен корпоративных татуировок зародился на Западе, а в последние годы стал использоваться все чаще и в России.
Кажется, что дань идейной любви фирме собственной плотью отдают только руководители и собственники бизнеса, но это уже давно не так. Сотрудники тоже готовы носить на коже знак принадлежности определенной компании, причем, обычно для этого есть минимум одна из трех причин:
- самоидентификация с миссией и ценностями бренда;
- материальная мотивация или бонусы;
- стремление продемонстрировать свою лояльность.
Каждая из них ― уважительная, потому что в этих случаях тату делается добровольно. Даже денежное поощрение нельзя считать зазорным, ведь человек вправе сам распоряжаться собственным телом. Если он считает нужным использовать его как площадку для пиара бренда, то его нельзя за это осуждать.
Команда агентства Медиа 108 недавно выпустила на vc статью, в которой показала своих сотрудников, забитых корпоративными тату. К созданию эскизов решили подойти креативно.
В итоге получились такие варианты:
Корпоративная татуировка ― это идейный месседж конкурентам и клиентам. Она демонстрирует надежность компании. Логическая цепочка приблизительно такая:
- сотрудник готов набить лого или слоган фирмы, значит, он точно настроен работать долго;
- сотрудник ценит свое рабочее место, значит, для этого созданы условия;
- руководство готово создавать условия сотрудникам, значит, и с клиентами работает ответственно и честно.
Вот так на фундаменте трендового веяния самовыражения создается имидж компании.
Также в эскизы часто закладывают едва ли не сакральный смысл: о миссии компании, ее целях и влиянии на общество. Например, сотрудники и фанаты Apple часто делают тату с логотипом бренда из-за близости старого слогана «Think different» ― «Думай иначе».
Но решиться сделать корпоративную тату может не каждый сотрудник, будь он хоть самым преданным работником десятилетия. У человека могут быть предубеждения, связанные с рисунками на теле, страх перед самой процедурой или аллергия на тату-краску.
Что делать, если все равно хочется выразить лояльность к миссии или идее бренда?
Использовать мерч ― корпоративную одежду или стикеры, как у клиентов StickPeek. Среди них «МойОфис», «Нетология», «3data» и десятки других фирм, которые уже оформили корпоративный стиль с помощью продуманных и сформулированных в идею элементов одежды.
С помощью мерча формируется внутренняя экосистема и внешняя пиар-стратегия, особенно если сотрудники посещают массовые мероприятия в корпоративной одежде. Это отличная альтернатива продемонстрировать принадлежность к деятельности бренда, не оставляя следов на коже.
А по какой причине вы бы смогли решиться сделать корпоративное тату?
Все еще жду приложения "Ваша тату через 40лет"
Через 40 лет человек в принципе будет выглядеть не очень )