(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(55926433, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(55926433, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+N4fLLOyhrdg0ZDEy', text: 'Самое главное в мире HR – выжимка в одном ТГ', button: 'Читать', color: '#50c1e2', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Бить или не бить: мешают ли татуировки получить хорошую работу?

Стереотип, что тату набивают только в местах не столь отдаленных, давно повержен желанием молодежи самовыражаться. С ними больше не стыдно ходить по улице и устраиваться на работу. Особенно это заметно на контрасте ― сейчас люди делают со своей внешностью вещи и экстремальнее: имплантируют рога, разрезают язык, пробивают пирсинг «тоннель» в ушах, щеках, на подбородках. Так что тату сегодня ― едва ли не самый безобидный способ выразить себя и свой внутренний мир.

Любимой фразой старшего поколения на тему татуировок остается «Да кто ж тебя на работу-то возьмет теперь?». Мы в StickPeek задумались ― действительно, кто? И выяснили, что есть 3 типа отношения работодателей к тату: категоричный негатив, лояльность и инициатива. А еще узнали мнение hr-менеджеров из ЛитРес, Ситимобил, Robusta, Lerna и ВсеИнструменты.ру.

Соискатель под прикрытием: когда лучше прятать тату при трудоустройстве

Дискриминация людей по внешнему признаку при устройстве на работу ― явление, с которым россияне все еще сталкиваются. 59% рекрутеров отказывают соискателям в трудоустройстве из-за внешности ― такую статистику представили в 2021 году сервисы hh.ru и «Доктор рядом».

К «неподходящему» внешнему виду относятся лишний вес, неопрятная одежда, пирсинг, нестандартный цвет волос и тату

Сами эйчары утверждают, что дело во впечатлении, которое производит внешность соискателя. Логика такая: лишние килограммы ― признак лени, шлепки в офисе ― неуважения к коллегам, филлеры в губах ― легкомысленности. Что же касается тату, то многие рекрутеры считают, что они будут отвлекать клиентов, партнеров и даже других сотрудников от переговоров или основных задач в работе.

Хорошо, что этой логике следуют далеко не все работодатели.

Наличие татуировок у человека может говорить о его креативности, энтузиазме и любви к эпатажу. А может и не говорить, ведь тату часто делают просто «для красоты». Это не маркер профессиональных качеств человека, лишь некоторых личностных. Тату прошли путь от экстравагантности до части образа. Это уже не способ донести глубокую мысль, а просто самовыражение.

Юлия Винокурова, директор по персоналу Ситимобил

Но существуют и другие гипотезы. Например, исследование сервиса SuperJob доказывает, что из-за тату соискателям стали реже отказывать: например, в 2020 году всего 14% работодателей говорили «нет» по этой причине.

Кстати, о статистике. С вероятностью 100% соискателю с тату на видном месте откажут:

  • в органах исполнительной власти ― федеральная, гражданская государственная и муниципальная службы;
  • в органах правопорядка ― полиция, МВД, МЧС, прокуратура и суд;
  • в банковской сфере.

Эти направления связаны с официальной деятельностью, где каждый сотрудник ― «лицо» организации. Здесь все еще правит консерватизм, бюрократия и строгий дресс-код. Если татуировку можно прикрыть одеждой, то, возможно, отдел кадров закроет на нее глаза. Но из-за тату на лице, шее, кистях или пальцах в устройстве на работу точно откажут.

Для особо значимых персон всегда будут исключения. Например, у министра обороны РФ Сергея Шойгу есть символичное тату с надписями «МЧС России» и «Служба спасения».

Организации, где решение о приеме сотрудника с тату остается на усмотрение руководства:

  • государственная больница;
  • государственный детсад и общеобразовательная школа;
  • модельное агентство;
  • страховая компания;
  • официальный магазин известного бренда.

В этих сферах риск отказа в трудоустройстве из-за татуировки тоже велик, хотя можно привести много примеров людей-исключений. У многих есть друг или знакомый, который, несмотря на тату, работает в школе или бутике.

Супермодель Кара Делевинь имеет около 10 татуировок. Но первую она сделала через год после получения титула «Модель года» от British Fashion Awards. То есть, к тому моменту ее статус позволял проявлять бунтарский характер в сфере, где изображения на теле и пирсинг не приветствуются

Так что попытать счастье в подобных вакансиях даже с пауком на лбу можно, но в этом случае лучше приготовиться доказывать свой профессионализм яростнее других соискателей.

На чьей стороне закон

С точки зрения закона у организаций нет прав на отказ в трудоустройстве из-за тату соискателя, как и у человека нет стопроцентной защиты от отрицательного ответа по вакансии.

Есть только статья 64 Трудового кодекса России, где сказано, что работодатели не имеют права необоснованно отказывать в заключении трудового договора. Но формулировки там обобщенные, выделяют лишь беременных и женщин с детьми.

Работодатели могут отказывать в устройстве, подкрепляя ответ формулировками «Недостаточно стажа», «Нет необходимого для вакансии образования», «Возраст ниже/выше положенного вакансии». На самом деле, способов, которыми можно завуалировать явно дискриминационный отказ из-за внешности, огромное количество.

Единственное, что может сделать в этом случае соискатель ― потребовать письменный отказ и оспорить его в суде. Но слушания по этому делу могут длиться долго и стоить дорого, а решение компании в отказе найма в итоге могут признать законным.

Работодатель не имеет права отказывать сотруднику из-за татуировок по российскому законодательству, и мы соблюдаем этот норматив. Если впереди важные переговоры с клиентами, то сотрудники и сами понимают, что требуется соблюдать определённый дресс-код ― это норма. И дело вовсе не в татуировках, а в элементарном соблюдении правил этикета. В остальном же нет никаких предубеждений касательно внешнего вида работника.

Алеся Ракитина, HR-директор онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру

Когда к татуировкам не будут относиться предвзято

Тысячи компаний, фирм и учреждений совершенно не обращают внимания на татуировки своих сотрудников. Сотни ― даже поощряют это.

Свободнее всего «дышат» с тату люди творческих профессий:

  • дизайнеры;
  • художники;
  • актеры;
  • писатели;
  • музыканты;
  • копирайтеры.

Актёр и музыкант Джонни Депп демонстрирует некоторые из своих тату

Да и вообще, все последователи Музы из разных сфер деятельности. Это созидательные профессии, требующие умения самовыражаться, мыслить нестандартно и работать с воображением. Если тату может помочь маэстро раскрыть свой талант, то пусть забьется с ног до головы.

Театральным актерам лучше быть осторожнее с рисунками на коже. Эта сфера все еще остается гиперконсервативной

У нас нейтральное отношение не только к татуировкам, но и в целом к внешнему виду человека. Можно самовыражаться любыми способами: пирсинг, дреды, цветные волосы, тату. Ничего из этого никогда не было и не станет причиной отказа в трудоустройстве, куда важнее личностные и профессиональные качества сотрудника

Руслана Белединова, маркетолог ЛитРес

Нет предвзятости и к сотрудникам IT-сферы, event-индустрии, сферы гостеприимства и услуг: парикмахерские, гостиницы, салоны красоты вряд ли будут слишком придирчивы к татуировкам сотрудника. Скорее, наоборот: если на парне-официанте или девушке-администраторе тату смотрится гармонично, то их с радостью возьмут на работу. Будут привлекать внимание клиентов.

Неужели кто-то до сих пор считает, что наличие или отсутствие татуировок как-то влияет на профессиональные качества человека? По наблюдениям за сотрудниками компании ― это миф. Эффективность и продуктивность зависят от чего угодно, но точно не от тату на коже.

Алена Старовойт, HR-директор IT-компании Robusta

В 2020 году пошел повальный тренд на удаленную работу. Сперва из-за ковидных ограничений, но позже он закрепился просто потому, что это удобно и практично как для сотрудников, так и для работодателей. Вот где люди с татуировками чувствуют себя наиболее свободно, особенно если формат обязанностей не подразумевает личное общение с клиентами.

Мы ― современная компания, и не считаем татуировки чем-то отрицательным или неприемлемым. У нас работают «забитые» сотрудники, и на качество их работы краска под кожей не влияет ― проверяли.

Светлана Малик, HRM платформы онлайн-обучения Lerna

Толерантность общества процветает, а маркетинг и вовсе жаден до рекламных возможностей. По этой причине в России стали все чаще встречаться корпоративные татуировки.

Реклама или мироощущение ― что значат корпоративные тату?

И то и другое сразу. Современные фирмы выстраивают свою внутреннюю политику по кирпичикам на фундаменте корпоративной экосистемы, вне которой обычному рабочему и не захочется существовать.

Проще говоря, делают все, чтобы сотрудники были лояльны к месту работы, гордились им и с радостью подхватывали все идейные вдохновения руководства. Вот тут-то и пригодились корпоративные татуировки. Области их применения ― совершенно разнообразные.

Замысел набить фирменное тату идеально вписывается в политику крупных корпораций, связанных с продажами, маркетингом или развлекательной сферой, а также в стартапы.

Феномен корпоративных татуировок зародился на Западе, а в последние годы стал использоваться все чаще и в России.

Основатель дизайнерской фирмы Diesel Ренцо Россо набил себе ее логотип ― индейца на левом плече. Создатель IT-компании Acronis Сергей Белоусов сделал на плече татуировку первой буквы логотипа фирмы

Логотип Diesel на плече Ренцо Россо

Кажется, что дань идейной любви фирме собственной плотью отдают только руководители и собственники бизнеса, но это уже давно не так. Сотрудники тоже готовы носить на коже знак принадлежности определенной компании, причем, обычно для этого есть минимум одна из трех причин:

  • самоидентификация с миссией и ценностями бренда;
  • материальная мотивация или бонусы;
  • стремление продемонстрировать свою лояльность.

Каждая из них ― уважительная, потому что в этих случаях тату делается добровольно. Даже денежное поощрение нельзя считать зазорным, ведь человек вправе сам распоряжаться собственным телом. Если он считает нужным использовать его как площадку для пиара бренда, то его нельзя за это осуждать.

Илья Петров, логотип Nike. Фото с сайта «Cossa»

Кирилл Левашов, логотип Red Keds (правая нога). Фото с сайта «Cossa»

Команда агентства Медиа 108 недавно выпустила на vc статью, в которой показала своих сотрудников, забитых корпоративными тату. К созданию эскизов решили подойти креативно.

Мы нашли тату мастера и создали 12 эскизов, в основу которых вошли наши корпоративные цвета, цифры 108 и греческие статуи, которые являются неофициальным символом Медиа 108. Их изображения есть на стенах офиса и в анонсах внутренних мероприятий

В итоге получились такие варианты:

Корпоративная татуировка ― это идейный месседж конкурентам и клиентам. Она демонстрирует надежность компании. Логическая цепочка приблизительно такая:

  • сотрудник готов набить лого или слоган фирмы, значит, он точно настроен работать долго;
  • сотрудник ценит свое рабочее место, значит, для этого созданы условия;
  • руководство готово создавать условия сотрудникам, значит, и с клиентами работает ответственно и честно.

Вот так на фундаменте трендового веяния самовыражения создается имидж компании.

Также в эскизы часто закладывают едва ли не сакральный смысл: о миссии компании, ее целях и влиянии на общество. Например, сотрудники и фанаты Apple часто делают тату с логотипом бренда из-за близости старого слогана «Think different» ― «Думай иначе».

Но решиться сделать корпоративную тату может не каждый сотрудник, будь он хоть самым преданным работником десятилетия. У человека могут быть предубеждения, связанные с рисунками на теле, страх перед самой процедурой или аллергия на тату-краску.

Что делать, если все равно хочется выразить лояльность к миссии или идее бренда?

Использовать мерч ― корпоративную одежду или стикеры, как у клиентов StickPeek. Среди них «МойОфис», «Нетология», «3data» и десятки других фирм, которые уже оформили корпоративный стиль с помощью продуманных и сформулированных в идею элементов одежды.

С помощью мерча формируется внутренняя экосистема и внешняя пиар-стратегия, особенно если сотрудники посещают массовые мероприятия в корпоративной одежде. Это отличная альтернатива продемонстрировать принадлежность к деятельности бренда, не оставляя следов на коже.

А по какой причине вы бы смогли решиться сделать корпоративное тату?

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+N4fLLOyhrdg0ZDEy', text: 'Самое главное в мире HR – выжимка в одном ТГ', button: 'Читать', color: '#50c1e2', textColor: '', img: '309a8e06-a9da-5658-a52f-76c3e064e4a1', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
135 комментариев
Написать комментарий...
Светлана Владимирова

Все еще жду приложения "Ваша тату через 40лет"

Ответить
Развернуть ветку
Monkey Do

Через 40 лет человек в принципе будет выглядеть не очень )

Ответить
Развернуть ветку
132 комментария
Раскрывать всегда