Разработка в Москве, продажи в Калифорнии: стартап Mighty Buildings печатает дома и уже собрал $30 млн инвестиций Статьи редакции
Компания три года работала «в стол» — придумывала технологию и изобретала новый материал. Теперь она вышла на американский рынок — и основатели Вячеслав Солоницын и Дмитрий Стародубцев поделились подробностями.
Технология
Mighty Buildings производит дома на промышленном 3D-принтере и продаёт их от $115 до $285 тысяч в зависимости от метража — начиная от 32 м².
По словам создателей Mighty Buildings, их принтер может напечатать готовое здание целиком, но из-за длительного процесса сертификации пока производят только панели, из которых потом собирают дом. В будущем они планируют получить сертификат на всю конструкцию, включая пол, стены и перекрытия.
Дома Mighty Buildings печатает не из бетона, а из композиционных материалов собственного производства на основе реактопластов и минеральных наполнителей.
По прочности он сравним с бетоном, но больше подходит для печати.
Для теплоизоляционной пены или шлифовки стен Mighty Buildings покупает роборуки. Они же наносят праймеры и штукатурку, поэтому отдельные рабочие не нужны.
Основатели Mighty Buildings утверждают, что возводят дома в два раза быстрее, чем при обычном строительстве, используя на 95% меньше рабочей силы. Модульную комнату они могут построить за один-полтора дня.
«Производительность американского строительного сектора не росла уже 50 лет»
В прошлом основатель Mighty Buildings Вячеслав Солоницын занимался инвестициями: работал инвестиционным директором «Сколково», основал венчурный фонд Ruvento Ventures, который поддерживал американские и азиатские стартапы.
В 2017 году он начал обдумывать запуск собственного проекта. Изучил, какие отрасли в США наименее эффективны, и пришёл к идее оптимизировать строительство домов.
С этой идеей Солоницын обратился к своему другу — сооснователю инжиниринговой компании DI Group Дмитрию Стародубцеву, который работал в области 3D-печати. Он и предложил строить дома с помощью 3D-принтера.
К концу 2018 года они разработали прототип 3D-принтера и подали заявку в стартап-акселератор Y Combinator в Кремниевой долине. И прошли.
На демо-дне Солоницын и Стародубцев презентовали 40-футовый контейнер, в который был вмонтирован 3D-принтер. На нём они напечатали скамейку из нового материала, который разработали во время акселерационной программы.
Зимой 2018 года к команде Mighty Buildings присоединились специалист по робототехнике Алексей Дубов и директор по развитию Сэм Рубен. С Дубовым Солоницын уже был знаком. Он инвестировал в его проекты:
После акселерационной программы команда Mighty Buildings привлекла $30 млн от 18 венчурных фондов, в том числе Y Combinator, SV Angel и Khosla Ventures.
Производство в Москве, продажи в Калифорнии
На привлечённые деньги команда совершенствовала технологию и материал. Она открыла дочернюю компанию «Майтитех» в Томске, на родине Стародубцева, и наняла инженеров.
В течение двух лет весь офис разработки находился в Томске, а потом компания «переехала» в Москву. «Сейчас мы нанимаем специалистов мирового уровня, очень трудно убедить их переехать в Томск», — смеётся Солоницын.
В России Mighty Buildings занимается отработкой технологий, в США — сертификацией, производством, продажей домов и другими бизнес-процессами. Однако родиной компании Солоницын и Стародубцев считают Калифорнию, где родился первый пилотный проект.
Сейчас в команде около 100 человек, 75 работают в России.
Почему не рассказывали о проекте три года
До августа 2020 года Mighty Buildings ничего не рассказывала о себе в СМИ. Одна из причин — компания хотела дать себе время, чтобы довести технологию до уровня промышленного производства. Полтора года команда разрабатывала композиционный материал и только в январе 2020 года прошла сертификацию.
Публичный запуск компании, по словам основателей, нужен был и для поиска сотрудников: Mighty Buildings планирует расширить российский штат ещё на 10–15 человек и к сентябрю хочет привлечь инженеров и менеджеров по продукту.
«Наша цель — масштабировать технологию, а не получить прибыль»
Получив сертификат Underwriters Laboratories, независимой организации по стандартизации и сертификации в области техники безопасности, Mighty Buildings запустила продажи домов.
Её клиенты в основном домовладельцы, которые покупают дом для сдачи в аренду. Также у стартапа есть контракты с девелоперами. В дальнейшем Mighty Buildings хочет продавать не только дома целиком, но и сегменты зданий, например структурные модули для ванных комнат, в которые строители будут устанавливать трубы и сантехнику.
Пока она сосредоточена на американском рынке, но интересуется и другими. На российский пока выходить не думает, но предполагает: это возможно, если появится партнёр.
Стартап существует на инвестиции и ожидает прибыли не раньше чем через два года. «Сейчас наша главная задача — масштабировать технологию и повысить уровень автоматизации», — объясняет Солоницын.
"В России корни prefab появились ещё с 50-х годов, когда началась массовая застройка. В США такого явления не было"
Это он так элегантно типовые панельки обозвал?)
А что это, если не префаб? Эти самые панели под проект изготавливались на заводе, привозились на объект и собирались.
Так я ничего не имею против такой классификации. Трейлерные парки в США, как тут написали уже в ветке, тоже префаб. К префабу можно даже стандартный сруб отнести
Ну это бред уже. Трейлер - это вообще не здание. Бревно - это как кирпич, по сути. А смысл префаба - заводская сборка максимально большого модуля. Ограничение - возможность транспортировки.
Смысл префаба - это модульность, а не сборка чего-то большого. Трейлеры еще какие префабы, как и срубы, т.к. это готовые здания.
P.S. Когда я говорю о трейлерном парке, то это не только дома на колесах, но и билдинги, похожие на снг-шные бытовки для рабочих
Концепция «Префаб» - это увод части производственного цикла строительства на конвейер. Смысл его в том, что бы оптимизировать как можно большую часть работ по возведению и отделке за счет углубления разделения труда на конвейере, оптимизации логистики и снижения себестоимости самих работ по сборке здания на строительной площадке. Модульность конструкции - это уже следствие. Если на заводе изготавливается весь объект целиком, то какой это префаб? Если трейлеры префаб, то и всё автомобиле\авиа\кораблестроение тоже префаб.
Конечно, префаб. Разные детали штамповаться для авто или самолета могут в разных местах, а сам самолет или авто собираться в совершенно другом месте.
Не люблю цитировать вики, но:
"Prefabrication is used in the manufacture of ships, aircraft and all kinds of vehicles and machines where sections previously assembled at the final point of manufacture are assembled elsewhere instead, before being delivered for final assembly"
Да хуй с ним, пусть будет префаб.