{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выбрать товар для производства? 7 критериев выбора, которые я пока что нашел :)

Привет, друзья! Сразу хочу сказать — это не инструкция, а скорее размышления и попытка систематизировать собранную информацию, которую мне удалось получить пока я выбирал товар для производства.

Итак, я решил что-нибудь произвести. Но вот вопрос — что именно? Поскольку опыта у меня нет — я стал искать варианты сначала в голове, потом вокруг себя, а потом и просто спрашивать друзей-знакомых. Получилось десятка три всяких разных идей. Что выбрать? Пока я ломал (да что уж там, до сих пор ломаю) голову над этим вопросом — родилась данная небольшая наработка.

Критерии выбора

Первое, с чем я решил определиться — это с критериями выбора. У меня получились вот так:

  • Актуальность и наличие спроса
  • Отсутствие субъективности
  • Повторный спрос
  • Возможность добавлять кросс-селлы и ап-селлы
  • Наличие ресурсов
  • Маржинальность и эффективность производства
  • Логистические проблемы

Вот, вроде как и все. Есть конечно еще очевидные штуки типа размеров стартового капитала (производить самолеты не каждый потянет), необходимость всяких лицензий (пищевые, алкогольные и т.д.), но я их тут не стану перечислять, потому что с ними в любом случае все сталкиваются при первом же гуглении заинтересовавшего продукта.

А пока попробую расписать каждый из вышеперечисленных пунктов поподробнее.

Актуальность и наличие спроса

Это самое первое что приходит в голову. Нужен ли сейчас кому-то этот товар и будет ли он нужен людям через условные 5 лет? Ну, к примеру, если сейчас активно начать производить болванки для печатей на заказ (печать, но еще без рисунка) — можно сильно прогадать, т.к. тенденция электронного документооборота явно видна, а по вордстату видна абсолютно статичная картина. В общем, с большой долей вероятности можно сказать, что с каждым годом производители будут делить все меньший и меньший рынок.

Скрин из Yandex Wordstat 

В идеале нужно чтобы спрос был растущий и уже сейчас довольно большой. Конечно бывают случаи типа спиннеров, когда кусок пластика с подшипником вдруг взорвал рынок, но так бывает не часто и надеятся на такой же эффект не приходится.

Соответственно, простым вордстатом с динамикой спроса и используя здравый смысл — можно хоть приблизительно прикинуть какие-то перспективы :)

Отсутствие субъективности

Вы бы знали, какое количество провальных интернет-магазинов за свою практику я встречал, которые пытались продавать Hand Made. Вязаные куклы, необычная одежда, нестандартные аксессуары и т.д.

Сразу оговорюсь — есть также примеры ахренеть каких крутых результатов в области пошива сумок, футболок и мишек, поэтому то, что будет написано ниже — относится исключительно к моим собственным требованиям.

Итак, есть такая штука как вкусовщина. Кому-то нравится стиль Бохо, кому-то Гранж, кому-то плюшевые мишки, а кому-то из войлока и т.д. Вписываясь в производство подобных вещей нужно уметь очень тонко чувствовать вкусы людей, обладать нехилым везением либо быть прирожденным пиарщиком чтобы доказать что именно твоя вещь — стильная, модная, молодежная/для статусных людей/реально крутой и модный подарок и т.д., ну вы поняли.

В общем, поскольку по поводу уровня своего чувства прекрасного я не слишком уверен, мысль производить что-то субъективная отмерла как-то сама собой, но. Осталась другая интересная) Есть не только дизайнерская субъективность, но и конструкторская. К примеру, лучше выбрать ткань для производства галстуков подороже или подешевле? Или красный будут лучше покупать или синий? С рисунком или без?

КастДев, говорили они, ага. Проверить по быстрому 50 идей — не так просто) Пробовал спрашивать производителей/оптовиков/магазины — они молчат (что логично), пробовал использовать тот же вордстат — ничего не понятно. В итоге в результате поиска наткнулся на телеграм-бота который парсит данные с wildberries и выдает — сколько было продаж за неделю того или иного товара.

Несколькими операциями можно просто собрать вручную себе простенькую табличку:

С ней будет проще определиться с самыми популярными моделями, ценовым диапазоном и т.д. Конечно всегда есть миллион «но», типа «это потому что на вайлдберриз любят подешевле», но все равно я уверен что общую тенденцию рынка данная табличка будет отражать.

Повторный спрос

Тут все довольно очевидно и расписывать особо нечего, честно говоря. Просто если есть повторный спрос на товар — то можно работать над LTV и растить клиентскую базу. Причем это относится как к b2b, так и к b2c.

Возможность добавлять кросс-селлы и ап-селлы

Это крайне важный пункт. Кросс-селлы и ап-селлы — это по сути — механизмы увеличения среднего чека. Если вы производите наполнитель для кошек, а вместе с наполнителем предлагаете купить заодно и новые игрушки для любимца — вам это в деньгах ничего не стоит, клиенту не вредит, а стоимость чека может увеличивать неплохо.

Вот хорошая статья на эту тему.

По маркетингу вообще можно много таких штук накидать, но с каждым новым они будут все более специфические, поэтому остановлюсь на этих четырех.

Наличие ресурсов

Лазая в поисках всяких материалов для производства того или иного товара я заметил довольно очевидную вещь, о которой раньше никогда не задумывался. Как вы думаете, где будет дешевле купить пиломатериалы — в Москве или в Красноярском крае (где приличная часть лесной промышленности РФ сосредоточена). Логично, что в Красноярском крае.

Картинка может быть не актуальна на данный момент. Гуглите, пожалуйста, точную инфу

Поэтому производство чего-то деревянного наверно лучше все-таки организовывать поближе к тем местам. Понимаю, что это далеко не всегда возможно, НО. Можно хотя бы немного облегчить себе жизнь, найдя помещение под производство поближе к поставщикам, складам (возможно городским) пиломатериалов и т.д.

Маржинальность и эффективность производства

В бизнесе главное что? Правильно, деньги! И данный пункт как раз про них. Выяснив какой товар хотите производить — попробуйте на бумаге посчитать его себестоимость (идеально подходит unit-экономика) и сравнить полученный результат с ценами аналогов на рынке. Честно признаюсь — далеко не во всех нишах я врубаюсь, на чем люди зарабатывают :) Иногда просто тупо себестоимость по оптовой цене материалов для производства стоит больше, чем люди продают готовую вещь на том же вайлдберриз о_0. В общем, я явно чего-то не знаю, но именно благодаря таким подсчетам удается найти денежные проблемы не потратив при этом ни копейки на старте. Просто запрашиваете оптовые прайсы, прикидываете сколько будет стоить производство, сборка, хранение, логистика, комиссии банков, налоги и т.д. и сравниваете полученные результаты с тем, что уже продается. Вот упрощенный пример такой таблички в экселе. Отдельная строчка — это модель товара, которую я хочу производить, а столбцы отражают все возможные траты. Собственно, банальная таблица юнит-экономики.

Логистические проблемы

Еще один важный пункт, который многих подкашивает. Логистика — это разочарование и боль большинства предпринимателей, которых я знаю. При расчете логистики всегда учитывается либо один из трех параметров, либо одновременно несколько из них:

  • Высота*Ширина*Толщина
  • Вес
  • Объем в литрах

Чем меньше данные значения — тем дешевле будет обходится логистика (ну и хранение, заодно). Но дело не только в стоимости, дело еще в ограничениях маркетинга, с которыми вы неизбежно столкнетесь на первом этапе. Привезти дистрибутору в другой регион 100 штук бижутерии будет значительно проще, чем два холодильника. Я в этом вопросе не слишком силен, наверняка есть какие-то варианты крайне эффективные и адекватные по цене (кстати — если знаете такие — пишите в комментах), но однозначно очевидно одно. Выгоднее производить что-то складное/разборное и надо на начальном этапе сильно заморочиться с проектированием эффективной упаковки. Это наглядно демонстрирует Икея со своими плоскими коробками. Представьте, какого бы размера были их магазины и сколько проблем они хватанули бы с логистикой, если бы мебель была неразборной :)

На этом мои размышления - всё, спасибо что дочитали! Буду рад любым размылшениям/мыслям/идеям в комментах: )

0
2 комментария
Nastya Bet

Hand made это вообще отдельная тема. На своём опыте знаю, какую бы крутую и качественную игрушку я не создала, продать ее очень и очень сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алферов
Автор

Да, тут надо выстраивать эдакий клуб по интересам) Сообщество вокруг своего продукта, тогда может стрельнуть) Но в любом случае эту штуку довольно сложно масштабировать будет, мне кажется) 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда