{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Стабильность важнее роста прибыли: почему десяткам тысяч компаний в Японии удаётся существовать веками Статьи редакции

Изоляция от мира побудила японцев бережно относиться ко всему, что они создают. Поэтому предприниматели ценят качество и традиции. В то же время они боятся рисковать, так как неудавшийся бизнес может восприниматься как неудача или позор, и это тормозит появление новых компаний.

Пересказ материала BBC.

В 2019 году в Японии было больше 33 тысяч компаний старше 100 лет — их называют «шинисе», что дословно означает «старый магазин», пишет издание. Например, среди них:

  • Старейший в мире отель «Нисияма Онсэн Кэюнкан», открытый в 705 году в префектуре Яманаси.
  • Кондитерская «Ишимондзия васукэ» в Киото, сладости в которой продают с 1000 года.
  • Строительная компания Takenaka из Осаки, созданная в 1610 году.

Фирмы чтят традиции и передают бизнес из поколения в поколение

Tsuen Tea — старейший чайный дом, открывшийся в 1160 году в пригороде Киото. Его нынешний владелец Юсуке Цуен говорит, что он не мог не взять на себя управление семейным бизнесом.

«Компания сосредоточена на чае, а не на расширении бизнеса, — говорит Цуен. — Поэтому она до сих пор существует». Источник: BBC

По словам предпринимателя, он никогда не сомневался, что продолжит семейное дело. «Сейчас я управляю компанией, которую создали мои предки. Иначе наследию пришёл бы конец. В детстве нас спрашивали про работу мечты, и уже тогда я знал, что приму руководство», — рассказывает Цуен.

В стране много компаний-долгожителей, похожих на Tsuen Tea, пишет издание. Многие из них — небольшие семейные предприятия, которые занимаются гостиничным бизнесом или производством пищевых продуктов.

Для японцев важнее стабильность, а не рост прибыли, говорит профессор Высшей школы менеджмента Киотского университета Ёсинори Хара, десять лет проработавший в Кремниевой долине. По его мнению, это главная причина, почему в Японии так много компаний-«шинисе».

В Японии существует культура уважения предков и их традиций. Более того, это островное государство, которое долгое время было изолировано от остального мира. Поэтому в стране как можно дольше используют имеющиеся ресурсы — в том числе сохраняют небольшие фирмы.

Иннан Сасаки, доцент бизнес-школы Уорикского университета в Великобритании, автор научной работы о долговечности японских компаний

Японские предприниматели могут усыновлять преданных сотрудников — они становятся частью семьи и наследуют бизнес. Так поступали, например, в Suzuki и Panasonic.

Предприятия остаются в одной сфере десятки лет

В Киото находится ещё одна компания, которой больше 100 лет — Nintendo. Её в 1889 году основал ремесленник Фусадзиро Ямаути.

Источник: TechCrunch

Сначала она производила игральные карты для японской игры «ханафуда», а в 1985 году совершила революцию в сфере домашних развлечений, представив консоль Nintendo Entertainment System. «Nintendo — хороший пример предприятия, которое придерживается "ключевой компетенции"», — говорит Ёсинори Хара.

Это один из основных принципов, благодаря которому древние компании продолжают существовать. По словам Хары, ключевая компетенция Nintendo — создание развлечений.

Nintendo первоначально производила игральные карты. Источник: BBC

Во многих компаниях-долгожителях уделяют особое внимание качеству обслуживания — и это способствует их процветанию. Хозяева стараются угадать, чего хотят их клиенты. Для обозначения качественного сервиса в японском языке существует термин «омотэнаси». Он особенно актуален для рёканов — традиционных японских гостиниц, где к посетителям относятся как к членам семьи.

Шесть поколений семьи Акеми Нисимура управляли гостиницей «Хирагия» в Киото. В 2018 году рёкан отметил двухсотлетие. За это время в нём останавливались актёр Чарли Чаплин и дизайнер Луи Виттон.

Акеми Нисимура. Источник: BBC

По словам Нисимура, высокий уровень обслуживания клиентов — залог долголетия гостиницы.

«Разговоры по душам — вот что ценится в гостиницах рёкан», — говорит женщина. В её семье из поколения в поколение передаётся тетрадь, где детально прописано, как вести себя с гостями. «Однако запросы гостей индивидуальны, поэтому всегда нужно учитывать желание клиента», — отмечает Нисимура.

«Главные ценности японских компаний — приверженность семейному бизнесу, преемственность, качество, общность и традиции, а не финансовая логика, — говорит Сасаки. — Поэтому у фирм-долгожителей особый статус, они пользуются социальными льготами».

Как традиции мешают инновациям

Хотя японцы гордятся процветающими компаниями-«шинисе», развитие местных стартапов они называют вялым, пишет издание.

Мари Мацузаки работает в токийском образовательном стартапе Queue. Она отмечает: «В Японии чтят “шинисе”, и немногие рискуют открыть своё дело — к новым проектам относятся с недоверием. Мне было трудно объяснить близким, чем именно я занимаюсь и где работаю».

Команда Queue

Мацузаки рассказала, что из своего выпускного класса она одна, вероятно, ушла в молодую организацию. «В других странах не осудят прогоревшего предпринимателя, если он получил ценный опыт. В Японии же к неудачам относятся негативно».

Профессор MIT Майкл Кусумано согласен с Мацузаки. Он несколько лет продвигал инициативы в области предпринимательства и инноваций в Токийском университете науки. По его словам, закрытие компании или её продажа издавна воспринимаются как неудача или даже позор.

Такие культурные проблемы, похоже, побуждают семьи сохранять старые предприятия. Японские общество и экономика не так гибки, как американские, поэтому Япония не так часто создаёт крупные новые фирмы. Тенденция заключается в сохранении того, что есть.

Майкл Кусумано

Однако не всё так гладко и у компаний-долгожителей, пишет BBC. Например, строительная организация Kongo Gumi, основанная в 578 году, закрылась в 2006 году из-за долгов — спустя более чем 1400 лет существования.

По мнению Матцузаки, в будущем японским фирмам необходимо объединить сильные стороны двух бизнес-моделей: новые технологии и быстрое принятие решений с ключевыми ценностями «шинисе».

0
326 комментариев
Написать комментарий...
Денис Демидов

Для такой стабильности нужна истинная политическая стабильность, т.е. стабильная сменяемость власти, чтобы не доводить народ до бессмысленного и беспощадного бунта разрушающего все до основания.
А у нас то царь до последнего сопротивляется конституции, то партия застой везде насаждает, а сейчас так вообще в средневековье пытаемся вернуться судя по количеству вводимых в строй храмов.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

А то сменяемость власти прямо обогатит и осчастливит народ? Типа, МРОТ вырастет до европейских максимумов? Или народ будет радоваться тому, что клоуны в Кремле будут постоянно меняться - для разнообразия?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

МРОТ вырастит, как раз благодаря подлинной стабильности поступательного развития, когда выдохшийся политик будет уступать место молодым, а не вгонять в маразм всю страну.
У нас какого правителя не возьми, всегда в начале успешен, а потом маразм, этого избежали только быстро умершие типа Петра I и Ленина.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Когда один выдохшийся политик сменит другого, который похерит все достижения своих предшественников и так будет продолжаться до тех пор, пока этот политик не решит, что выборы это какая-то ерунда.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вариант не завязывать все на политика и государство вы не рассматриваете в принципе? Один народ, один вождь?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

А на что завязывать всё?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Может на общество?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Какое именно? ))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Опять народ не тот?
А другого у меня для вас нет (с)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Окей, понял тебя, то есть народ в целом. И как на него завязываться? Только выборами, других методов пока не придумано. Есть в России выборы? Есть. Что еще? Ах да, выборы губернаторов. Это да, вопрос. Что лучше - избранный губернатор, навешавший лапшу электорату ради того, чтобы спереть из города все что плохо лежит, или федеральный ставленник, с довольно строгим контролем, шансов спереть у которого в разы меньше? Хз, тут все неочевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

федеральный ставленник, с довольно строгим контролем, шансов спереть у которого в разы меньше? Хз, тут все неочевидно.

Это где вы такого видели? Федеральных ставленников приводят для контроля над регионом. Сколько они воруют особо никто не контролирует, ну или как минимум на это глаза закрывают.

Ответить
Развернуть ветку
323 комментария
Раскрывать всегда