Из репетитора в бизнесмены: воронежский предприниматель запустил сервис по доставке шашлыка Статьи редакции
И с помощью принципов кайдзен и Agile превратил шашлычную «Лаваш36» в ИТ-проект.
Вардан Нерсисян — основатель шашлычной из Воронежа «Лаваш36». Он запустил бизнес в 2011 году, а чтобы выделяться среди других шашлычных, открыл доставку еды на дом.
Нерсисян заметил, что даже в такой консервативной отрасли можно получить дополнительные преимущества с помощью технологий: он создал сайт, добавил онлайн-оплату и эквайринг, а также начал сотрудничать с Delivery Club и другими агрегаторами доставки еды.
За семь лет предприниматель успел оказаться на грани банкротства, вовремя заметить и исправить свою ошибку. Сегодня он мечтает повторить успех основателя «Додо-пиццы» Фёдора Овчинникова и превратить шашлык в повседневное блюдо.
Семейное дело
Вардану Нерсисяну было 13 лет, когда его семья переехала из Армении в Воронеж. Его отец устроился работать таксистом, а мама — учителем. Родители хотели, чтобы Вардан и его два брата получили в России высшее образование и выбились в люди.
Нерсисян не говорил по-русски, но за четыре года выучил язык и в 2004 году поступил на лингвистику в Воронежский государственный университет. К 22 годам он разговаривал на четырёх языках, включая английский и французский.
После вуза Нерсисян устроился на две работы — днём он служил помощником мастера по ремонту квартир, а вечером занимался репетиторством со школьниками.
Спустя несколько лет он почувствовал усталость. Пока знакомые жили полной жизнью — публиковали в социальных сетях фото из экзотических стран, вечеринок и хвастались новыми авто, — он метался с одной работы на другую. Ему хотелось изменить жизнь и зарабатывать больше. Толчком к переменам послужил разговор с другом на вечеринке.
Нерсисян решил заняться предпринимательством. Благодаря работе по найму за несколько лет ему удалось скопить около 100 тысяч рублей, и он стал искать нишу с низким порогом входа, чтобы не брать кредит.
На семейном совете он предложил отцу открыть свою шашлычную — тот не был профессиональным поваром, зато готовил «от души». Похожих заведений в Воронеже было достаточно, и Нерсисян стал искать способ выделиться.
Он обратил внимание, что в городе начали появляться службы доставки еды. Они фокусировались на пицце и роллах, а шашлык никто не доставлял. При этом большинство шашлычных ориентировались в основном на тех клиентов, которые заказывали блюдо в зале или брали еду «на вынос».
Тогда Нерсисян решил сконцентрироваться на доставке — это позволяло запустить бизнес с минимальными вложениями: вместе с отцом они купили подержанный киоск, мангал, холодильник и другое оборудование. Компанию назвали «Лаваш36» — в честь кода региона.
С помощью конструктора предприниматель создал сайт и занялся его продвижением. Осенью 2011 года отец и сын приготовили первую партию шашлыка по семейному рецепту (его предприниматель держит в секрете).
Механика бизнеса была простой: рано утром отец Нерсисяна покупал на рынке мясо и готовил маринад. Когда с сайта приходил заказ, Нерсисян звонил отцу, тот жарил шашлык, а потом молодой человек отвозил его клиенту.
Пока дело только набирало обороты, Нерсисян продолжал заниматься репетиторством. И пару раз попадал в неловкие ситуации.
По словам Нерсисяна, в 2012 году предприятие приносило прибыль, но ни он, ни его отец не вели учёт доходов. Действовали интуитивно: смотрели, сколько денег было в кармане с утра и насколько эта сумма увеличивалась к вечеру.
Тем не менее, дело было рискованным. Нерсисян оформил ИП и уведомил СЭС (как того требовал закон), но к нему в любой момент могли прийти с проверкой пожарные инспекторы.
И у них наверяка возникли бы вопросы, почему бизнесмен готовит шашлык на открытом огне в замкнутом помещении площадью 15 м². К счастью для Нерсисяна, проверок не было.
Предприниматель понимал, что рано или поздно везение закончится, поэтому решил оформить бизнес по правилам. Но перед этим едва не потерял компанию.
Трансформация
В 2012 году Нерсисяну пришлось переехать в Москву — родственники попросили помочь с развитием бизнеса. Вместо себя он оставил в шашлычной управлящего, предложив ему 50% прибыли.
Первое время всё шло хорошо — но год спустя отец предпринимателя решил выйти на пенсию и нанял вместо себя повара. После этого начались проблемы.
Поскольку Нерсисян был в Москве, он не мог проверить, какое мясо покупает повар, как он его маринует, как жарит, как курьеры общаются с клиентами и как управляющий работает с возражениями. Постепенно продажи упали, и предприниматель понял, что совершил ошибку: каким бы хорошим ни был управляющий, он никогда не будет вкладываться в развитие бизнеса так, как собственник.
В 2014 году Нерсисян вернулся в Воронеж. По его словам, бизнес оказался запущен настолько, что его было проще перезапустить, чем реанимировать. Но благодаря работе в Москве у него для этого было достаточно денег.
В первую очередь предприниматель нашёл новое помещение. В пространстве площадью 100 м² можно было расположить склад для продуктов, зону для мариновки мяса и зону для жарки.
Новая кухня позволила увеличить ассортимент и добавить в меню шаурму, салаты и гарниры (например, овощи на углях, запечёный картофель или грибы).
Кроме того, предприниматель нанял дополнительных сотрудников — курьеров и помощников повара. В результате штат вырос до десяти человек.
Также Нерсисян оптимизировал закупки — вместо того, чтобы каждый день отправлять сотрудника на рынок, он договорился о регулярных поставках с продовольственными компаниями — это позволило сократить расходы на логистику.
Но для этого предпринимателю пришлось долго экспериментировать, чтобы отобрать поставщиков.
Всего на перезапуск Нерсисян потратил около 500 тысяч рублей. Также он полностью обновил сайт: добавил личный кабинет и онлайн-оплату для удобства клиентов. А ещё — подключил эквайринг, чтобы курьеры также могли принимать электронные платежи.
Многие заведения в Воронеже доставляют и пиццу, и роллы, и шашлык, и среднеазиатскую кухню, но такой подход Нерсисяну не по душе. Он считает, что нужно быть идеалистом и постоянно совершенствовать одно блюдо — улучшать вкус, снижать себестоимость и время приготовления.
Однажды «Лаваш36» попытался расширить меню за счёт плова и мантов. Эта авантюра не увенчалась успехом, и Нерсисян вывел эти позиции: у повара не получалось готовить их быстро и вкусно. А предприниматель был не готов идти на компромисс.
Впрочем, до конца 2018 года Нерсисян планирует добавить новые блюда: десерты и напитки. Об этом предпринимателя попросили клиенты.
«Лаваш36» ежедневно готовит до 150 порций шашлыка из свинины, птицы, телятины, сёмги и баранины. Стоимость порции — от 150 до 500 рублей в зависимости от блюда.
Доставка блюда занимает 90 минут, из них только 30-40 минут тратятся на приготовление. По словам Нерсисяна, это вызвает трудности — некоторые клиенты не готовы столько ждать. В будущем он планирует сократить время доставки до 60 минут — в том числе благодаря системе прогнозирования спроса.
В 2016 году Нерсисян начал сотрудничать с агрегаторами доставки еды — Delivery Club, Zaka-Zaka и «Яндекс.Едой». На эти сервисы приходится 20-30% заказов «Лаваш36», остальные приходят через собственный сайт.
Предприниматель отказался раскрыть условия работы с агрегаторами, сославшись на договор о неразглашении информации. Однако он отмечает, в Воронеже онлайн-сервисы для доставки еды только входит в моду, и с агрегаторами в основном сотрудничают сетевые заведения.
Шашлык — это новая пицца
Нерсисяна вдохновляет пример Фёдора Овчинникова — предпринимателя из Сыктывкара, который в 2011 году запустил пиццерию «Додо Пицца» и за семь лет с помощью франшизы открыл 354 заведений.
В 2017 году Нерсисян почувствовал, что достиг потолка. По словам предпринимателя, он много времени тратил на путешествия и поиск вдохновения — но так и не смог придумать, как улучшить бизнес.
Тогда он обратился к бывшему топ-менеджеру «Додо» Марселю Зиганшину, который после увольнения занялся консалтингом в сфере ресторанного бизнеса и предложил ему посотрудничать.
Предложение предпринимателя Зиганшина не заинтересовало, но он пригласил Нерсисяна на свой семинар по организации доставки. А заодно предложил составить список вопросов, которые Нерсисяну было бы интересно разобрать.
Консультант познакомил Нерсисяна с концепцией кайдзена — философии о непрерывном улучшении продукта. А заодно посоветовал почаще проводить время на кухне: наблюдать за работой сотрудников и оптимизировать её для повышения эффективности их труда. Эта практика называется «генти генбуцу».
Нерсисян прислушался к совету и стал каждую субботу пробовать себя в разных ролях.
Работа «в поле» помогла Нерсисяну увидеть, в каких процессах у сотрудников возникают трудности, которые влияют на качество и скорость работы. Он стал думать, как их исправить. Например — перевесить полку с посудой, чтобы повара не мешали друг другу. Или — ввести схему хранения приборов и посуды, чтобы они всегда были под рукой.
Кроме того, он внедрил тайных покупателей и систему контроля качества продукции. В результате выручка компании за июнь 2018 года выросла на 200% по сравнению с июнем 2017 года. Точную сумму предприниматель не раскрывает.
Нерсисян готовится к тому, чтобы запустить франшизу «Лаваш36» в других регионах. В июне 2018 года Зиганшин предложил ему присоединиться к своему новому проекту — платформе «Фудтехальянс», которую он учредил с бывшим топ-менеджером «Додо Пиццы» Андреем Мамоном.
Зиганшин собирается создать сервис для аутсорса бизнес-процессов франшиз, связанных с разработкой ИТ-систем, подбором персонала и упаковкой продукта. Пока проект на стадии закрытого тестирования, и Нерсисян — первый участник эксперимента.
До конца 2018 года Нерсисян планирует открыть несколько новых точек в Воронеже, а затем начать экспансию по России.
Ген предпринимателя и счастье
Нерсисян отмечает, что долгое время не мог перебороть неуверенность: он считал себя творческой личностью и ему казалось, что бизнес — не для него, а для более холодных и расчётливых людей: «Оказалось, что это не так. Бизнес — для мечтателей».
По словам предпринимателя, когда люди открывают своё дело и зарабатывают первые крупные деньги, многие начинают считать себя бизнесменами. Однако это не так: Нерсисяну пришлось менять мировоззрение и жизненные приоритеты, чтобы почувствовать себя предпринимателем.
Нерсинян почувствовал себя предпринимателем, когда понял, что для него важнее развитие бизнеса, чем покупка статусных вещей или недвижимости. Последние 18 лет он живёт в съёмной квартире и вкладывает свободные средства в развитие компании.
Прочитав книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому», он сравнивает бизнес с колесом, а свои ресурсы — с силой, которая требуется, чтобы его раскрутить.
История о том, как армянин приехал в Россию и открыл шашлычную.
Зато есть аджайл, crm, биг дата.
Комментарий удален модератором
И опять франшизная джинса, ага.
Ну вот кстати. Едем через Бурятию, останавливаемся в степи за Улан-Удэ в позошной, поесть тех самых поз. А 4 джипа с московскими номерами в тех краях редко бывает, так что, как я понял, тётя, которая их варит и подаёт, быстренько позвонила хозяину. Приходит он значит встречать дорогих гостей, и, что бы вы думали? Армянин! В глухой бурятской деревне армянин делает позы (а не хинкали). Правда, он там с 78 года, после армии оказался. Но тем не менее.
Периодически сквозит какая-то наивность то ли от автора, то ли от журналиста, но статья душевная до последнего слова
Согласен. Хорошо сформулировали - душевная статья! Оч позитивное впечатление: человек развивает дело
Ничего IT здесь нет. Хотя для шашлычника, наверное, и интернет-магазин - высокие технологии. Аджайл приплели зачем-то, ещё понты эти дешёвые в конце... Бе.
А для Вас интернет-магазин и CRM - не IT? Мне кажется, Вы путаете IT-технологии и инновации. Многие технологии уже стали повседневными и перестали быть инновациями, но от этого не перестали быть технологиями. А здесь, тем более, очень хороший пример того, как IT проникает в самые отсталые сферы и помогает им развиваться. Но аджайл не в тему, согласен )
у него же наверняка есть айпед и айфон
А как же црм ? )) Осталось прикрутить ИИ и будет счастье. А вообще парень молодец. Главное чтобы еда была вкусной .
Интеграция со службами доставки - там может быть ИТ.
Может быть самопискам система управления бизнес-процессами и заказами: типа, оформление заказа на сайте - сразу повару заказ, и вытягивание сырья из стока с автозаказом партии сырья при необходимости.
Мало ли. ИТ может много где быть применено. И интеграция готовых систем в работающее решение - тоже ИТ.
А я читал и думал наперед, какой же гной в этой статье напишут ...))
Для шашлычной такое внедрение технологий это очень круто. И очень даже ИТ
"А заодно посоветовал почаще проводить время на кухне: наблюдать за работой сотрудников и оптимизировать её для повышения эффективности их труда. Эта практика называется «генти генбуцу»"
Локализованная практика называется "мы зырили, чтоб не тырили, и давали люлей, чтоб шевелились веселей" (c) я
Привет кайдзену и канбану :)
Зря вы так. Каждый руководитель должен знать все процессы в компании. И очень желательно что бы он сам в них поучаствовал. Что бы прочуствовать на своей шкуре.
Если нужна автоматизация, то нужно просто поставить пугало.
Астрологи объявили неделю БМ.
Количество постов с франшизами удвоилось.
Когда я был моложе - писали "фрачайзи" ;)
"Шиза" косит наши ряды, ага.
Нее. БМ это когда чувак предлагает франшизу обувного магаза с цифрами взятыми из бизнес плана шашлычной, которые не выдерживают критики.
Тут прямого посыла бери франшизу пока деньги текут нет. Просто написано что чувак хочет в будущем попробовать это.
Комментарий удален модератором
Блин, почему это написала не я :-)
огонь!
Блин ну зачем так-то :"(
)))
Комментарий удален модератором
Ну... продолжай реп!
цены приемлемые, вкусы отменные
славы не ищет, скутеры по городу свищут
принес вам шашлык, денежки в кассу пшик пшик
Комментарий похож на тот, что оставил бы сам автор, если бы не хотел сильно палиться :)
Я вот в Праге живу 90 процентов еды несъедобная жижа. Я имею ввиду доставку. Чувак прально делает , главное чтобы было вкусно. А вот с мантами он зря завязал . И с пловом тоже зря.
Лучше название: ШАШЛЫК36
Так и зарабатывают
На дмитровской была Славянская шаурма от Паши
Комментарий удален модератором
То есть "а мы в ответ будем бомбить Воронеж" уже не актуально, можно ехать?
Кто бы знал, что Оскар Айзек работает в шашлычной
я сам из врн, брал в лаваш36 пару раз, ни о каком масштабировании как у додо и речи быть не может) шашл посредственный, уксусный
а в До-до то пицца эталонная. Полпиццы теста, и начинка украденная у цыган.
Может взяли как раз когда дела шли не очень?
Сегодня он мечтает повторить успех основателя «Додо-пиццы» Фёдора Овчинникова и превратить шашлык в повседневное блюдо.
А в какой момент этот Овчинников превратил пиццу в повседневное блюдо??
Если учесть что Додо открыли около 300 пиццерий в России то наверно люди стали есть пиццу чаще.
Овчинников превратил шашлык в пиццу
Молодец Вардан! Успехов тебе в бизнесе. Только про семью тоже не забывай.
Комментарий удален модератором
А что за статья такая без скидки для читателей VC? :) Нужно же следовать трендам.
нахуй нам тут скидка в Воронеже? мы тут все успешные типа
где дроны?
Пошёл за шурмой...
Классная фишка с логотипами. Особенно учитывая, что «посетителями» РЖД, Почты и Сбера является бОльшая часть россиян. :)
Хахахахаха))) нам доверяют)) жаль, газпрома нет ещё)) скидки корпоративным клиентам)
Уже который раз замечаю что люди начали развивать свой бизнес вдохновившись историей Фёдора Овчинникова (Додо пицца). Шесть лет назад я тоже начал работать на себя и создавать стартапы. Моё решение тоже было мотивировано в какой то части блогом Фёдора. Если кто не читал блог Фёдора как он открывал книжный магазин и создавал Додо Пицца то очень советую прочитать. Получите огромный заряд мотивации и главное уверенности. Если ли здесь ещё люди кто начал своё дело начитавшись Фёдора? Пишите, не стесняйтесь.
Комментарий недоступен
А не расскажете, сколько стартапов удалось создать? Вы поточно их создаете чтоли?
нет никакой связи между люди начали развивать свой бизнес и Федором Овчинниковым. Как вы это заметили? Проводили опрос?
Шашлыка и правда захотелось, жаль в Москве еще не открыли франшизу, я б заказал
Комментарий удален модератором
Я статью не читал, вы сразу напишите, куда деньги за франшизу переводить?
Почитал статью, заказал шашлык))
Жил в Воронеже когда, заказывал у них через деливери, никаких впечатлений не осталось..
А как ща ?
Это наверно в тот период, когда наемный персонал работал.
Шашлычная, развивающаяся в геометрической прогрессии. Популярным фаст-фуд сетям и не снились такие темпы.
Начитался VC.ru и вконец ебанулся.
Комментарий удален модератором
Да ладно вам упоминать всуе!) история вправду норм
пусть он это Ollis расскажет, эти ребята из мусора готовят
ага, тоже поржал на этом моменте, дорогие россияне, чтобы с лопат пожрать в очередь становятся
Человек говорящий на 4 языках точно не будет работать таксистом! Тем более если он армянин! :)
канэшна, дарагой, он аткроет шашлычную
Уже во второй статье вижу примеры цен на аренду. Откуда берут "от 900000р. за 40м2" в Санкт-Петербурге. 22500р. за квадрат?
Аренда стоит гораздо дешевле. Не копейки, но и не такие суммы.
Это для пущего эффекта или с какой целью эти цифры с потолка?
За эти деньги можно на Невском снять квадратов 100 - 200.
Меня тоже смутил этот момент. Может они рассчитали аренду на полгода или год?
А 2 млн за 40 м2 в мск?))) это в мавзалее что-ли?))
Респект по любому. Делает качественный (вроде как) продукт, сам.
Мне кажется, нет ничего хуже для ресторана, чем франшиза. Взять хотя бы элементарные KFC и McDonald’s – даже у них вкус одного блюда разнится от точки к точке.
Думаю, что каждый их постоянный посетитель хотя бы раз сталкивался с чересчур соленой картошкой, горелым лавашом "БоксМастера" или, скажем, кучей капусты в своем бургере.
Для владельца бизнеса это, может, и неплохо, но отнюдь не для конечного потребителя. Особенно если ставка делается на качество продукта и обслуживания клиентов в целом.
Комментарий недоступен
Как Махач с ботинками, молодец!
С туфлями ))
Занимаюсь SMM в сфере общепита. Рекомендую обратить внимание на Instagram и возможность реализации онлайн-заказа в группе ВК. Это реально работает и приносит прибыль :) Живу в соседнем Тамбове, Вардан, если интересно сотрудничество — пишите)
iShaslik
Не сильно понятно из чего складывается аренда размером 1млн за 40 метров (спб)
Причем тут IT? Сайтик?.. А что ж сразу не блокчейн?
Знать в 22 года 4 языка, чтобы заняться шашлыками. Воистину Россия страна великих возможностей.
В отличии от пиццы (жирный калорийный блин) шашлык вполне себе ЗОЖ еда. В крупных городах должен идти на ура.
где в пицце жир? в условной маргарите??? или лишь бы пиздануть?
ну и жир в свиной шее - очень зожный
Вот интересно, баранины 50 кг, свинины 1000, т.е. свинина обновляется ежедневно, а баранина каждую неделю? Если такая экономика в большинстве шашлычек, то баранину надо брать в мусульманских точках.
Я ещё в 2008 видел первые зачатки данной темы, один русский мужик открыл такую шашлычную рядом с шаурмой на просвещения в СПб. Кто знает поймёт около сети шаурмячных «хорошая шаверма». Я с ним разговорился, он сказал что взял в долг 400000 и открылся на свой страх и риск, а работал в логистике всю жизнь. Потом у него поперло и стояла очередь к нему как в шармячную. Потом я уехал в Москву, как то раз потом был рядом, но не шаурмячной не его не было. Не знаю чем в итоге история закончилась. Но мужик веселый был. Всем удачи.
А фалафель есть?
Красивая история, даже шашлычка захотелось ммм
А мне понравилась статья, есть идеи о бизнес процессах. Сама идея бизнеса тоже интересная, наверное таких шашлыков с доставкой не мало, но крупных игроков не слышал.
Молодец!
Хорошая статья!
Вардан, возьми пример с Nurs_et, больше сочных мощных видосов в Инстаграм!
Жил в Воронеже с 2014 по 2015, ни разу не слышал про этот бизнес
Очень много комментариев на такой маленький бизнес. Многие мне кажется просто армян не любят))
Вардан Кайдзенян
Заказывал пару раз тут шашлык. Что сказать - вкусно, но не идеально. Дороговато. Чтобы наесться, 4 парням придется выложить по 400-600 рублей с человека (это обычные посиделки под пиво), т.е. пицца выходит дешевле и сытнее. Долго везут - правда, горячее. А вот где тут IT - хз. Оплата на сайте онлайн уже прорыв? Хз как продвигать такую франшизу, шашлык как шашлык, нет ничего тут уникального
Респект!
Вах, какой молодец! )
Вызывает уважение. И статья очень приятная, вдохновляет продолжать крутить свое колесо )
Насмешили. Шашлык на заказ - новое слово в бизнесе?
Чушь собачья!
Шашлык хорош с пылу-с жару!
Один выход - доставка быстрыми дронами, но как быть с вражескими и соседскими перехватами? :)
Кайдзен приводит к полной автоматизации и удалении с производства человека, или нет?
новых успехов бизнесмену)
Хорошая статья, но счастье это не только шашлык и что с ним связано. Это во многом твои дети.
Респект Вардану. В миллионном городе посреди зимы шашлыка фиг добудешь, ОСОБЕННО не выходя из дома. А ХОЧЕТСЯ! Очень выручал. Ну и респект за такой подход.
Пздц шашлыка захотелось
Комментарий удален модератором
Лучший проект который я видел на vc.ru