Натуральная жизнь: москвичи открыли производство финиковых батончиков и продают по 400 тысяч штук в месяц Статьи редакции
Создатели бренда R.A.W. Life — о хобби, которое превратилось в бизнес, сложностях производства продуктов из натуральных ингредиентов и сотрудничестве с «Азбукой вкуса».
Сергей Петрищев и Александр Авакян познакомились ещё в колледже. Они оба учились в технических вузах, вместе работали и запустили онлайн-магазин по продаже ноутбуков Inmano. В 2014 году друзья увлеклись бегом и стали придерживаться здорового образа жизни: отказались от продуктов, содержащих добавленный сахар и занялись спортом.
Они стали готовить для себя здоровые перекусы, но качество и вкус магазинных продуктов их не устраивали: производители использовали дешёвые ингредиенты, добавляли сахар, подвергали их термической обработке.
Тогда партнёры придумали свои перекусы — натуральные батончики с ингредиентами без термообработки (сухофруктами и орехами). Первый батончик приготовили на кухне из фиников и кешью, которые купили на рынке.
От идеи до осуществления задуманного прошло два года: батончики R.A.W. Life появились на прилавках в середине 2016 года.
Около года ушло у партнёров на поиск поставщиков, оборудования, производства, разработку дизайна и рецептов. Всего на запуск производства потратили 4 млн рублей из личных средств.
Первые пять вкусов Авакян и Петрищев придумали самостоятельно — на домашней кухне. Это были простые сочетания: кешью с макадамией и кокосом, какао с мятой и пеканом. Подходящее производство нашли в подмосковном Пушкино.
Это был кондитерский цех, который согласился производить батончики по рецептуре R.A.W. Life и из поставленного компанией сырья. Согласно условиям договора между фабрикой и R.A.W. Life , партнёры не раскрывают стоимость сделки.
Параллельно с работой над рецептами партнёры работали и с дизайнерами. Сложнее всего, по словам основателей компании, было найти компанию по производству плёнки, в которую упаковываются батончики.
Над качеством упаковки пришлось долго работать, вспоминают основатели компании. Образцы материалов, которые предлагали на фабрике, не подходили для сыроедческих батончиков — из-за отсутствия красителей и консервантов в обычной бумаге батончики быстро портились.
Чтобы продукт сохранял свежесть в течение шести месяцев, нужна была барьерная трёхслойная упаковка. Средний слой плёнки — металлизированный, защищает продукты от окисления на свету.
В первый месяц R.A.W. Life продала 15 тысяч батончиков. Изначально основатели компании сами занимались продажами: арендовали офис-склад в центре дизайна Artplay, работали и курьерами, и продавцами. Они не стали концентрироваться на интернет-магазине и хотели сотрудничать с офлайн-магазинами и кафе.
На фабрике в Пушкино, которая согласилась производить продукт, оборудование не полностью подходило под требования Авакяна и Петрищева. Предприниматели решили купить собственную машину для дробления орехов и формовочный аппарат.
Первая покупка оказалась неудачной — они купили ореходробилку российского производства за 115 тысяч рублей, которая не подошла. По словам Петрищева, это было первое и последнее купленное российское оборудование. Качество его работы не устроило партнёров, но подкупала цена. «Импортное оборудование стоит в несколько раз дороже», — упоминает Авакян.
Позже партнёры купили французскую ореходробилку за 1,5 млн рублей.
Подходящий формовочный аппарат партнёры нашли на выставке оборудования в Германии: оформили заказ у производителей, а затем поехали на завод. С собой на фабрику в Германию из России везли 30 кг орехово-финиковой массы, чтобы протестировать машины и научиться с ними работать.
Дороже всего обошёлся формовочный аппарат, вспоминают партнёры, — он стоил €80 тысяч. Деньги на оборудование ссудил дядя Авакяна, который занимается продажей медицинской техники. Он предоставил предпринимателям беспроцентную рассрочку на оборудование.
Первым партнёром R.A.W. Life стал магазин вегетарианских продуктов «Джаганнат». Владельцы магазина согласились продавать батончики Авакяна и Петрищева только после того, как продегустировали их.
Следующими партнёрами R.A.W. Life стали стали магазины «Вкус и цвет» и 4fresh.ru, а затем Surf Cofee, «Даблби», «Город-сад», Te Gusto и другие.
По мере роста компании основатели нашли дистрибьюторов, которые продвигали батончики на региональном рынке. Продукты R.A.W. Life появились в региональной сети «Перекрёсток», а также федеральных «Ленте» и «Карусели».
Чтобы начать сотрудничать с крупными сетевыми партнёрами, основателям не пришлось платить дополнительные деньги — компании сами заинтересовались батончиками R.A.W. Life
За свои услуги дистрибьюторы берут 20–30% от стоимости товара. Ещё 70–100% — наценка магазинов, которые продают батончики.
«Хотелось бы быть представленными и на заправках, — упоминает Авакян. — Но поставки возможны только через дистрибьютора из-за сложной логистики, так как обязательное условие при работе с заправками — доставка в каждую заправочную станцию, а их у сети обычно более 100».
В среднем батончики R.A.W. Life стоят от 120 до 150 рублей за штуку. Цена в регионах ниже, чем в столице, потому что наценка магазинов за пределами Московской области ниже.
В начале 2018 года компания продавала около 130 тысяч батончиков в месяц. В феврале того же года партнёрами компании стала «Азбука вкуса». Основатели упоминают, что переговоры с ритейлером длились примерно год — приходилось конкурировать с очередью из желающих.
Увеличивая производственный оборот, Авакян и Петрищев нанимали и первых сотрудников: менеджеров по продажам, курьеров, технолога и бухгалтера. Сейчас в компании 50 сотрудников.
Когда аутсорсинговая компания не смогла справиться с возрастающими объёмами производства, партнёры решили открыть собственную фабрику.
Они нашли пустое производственное помещение на востоке Москвы и арендовали 400 м². Стоимость аренды — 11 тысяч рублей за один квадратный метр в год или около 370 тысяч рублей в месяц.
Ремонт в помещении делали сами — с нуля. Всего в ремонт производственного помещения R.A.W. Life вложили 6 млн рублей. Оборудование перевезли своё — купленное ранее для фабрики в Пушкино, а также докупили недостающее.
В ассортименте R.A.W. Life 14 вкусов батончиков: десять в постоянной линейке, два лимитированных и два с конопляным протеином. В линейке есть уникальные — с финиками и орехом макадамией, а также с зелёным чаем Те Гуань Инь улун. По словам основателей компании, батончики с подобными вкусами не выпускает никто в России.
Поставщики
Авакян и Петрищев хотели создавать продукцию из самых сладких сухофруктов и ягод, при этом не добавляя сахар.
Поставщиков ингредиентов искали на выставках — World Food и «Продэкспо» (на последнюю приезжают даже иностранные поставщики). Сейчас практически все составляющие батончиков R.A.W. Life зарубежного производства — финики из Саудовской Аравии, ваниль — из Мадагаскара.
Сложнее всего найти хорошие ягоды, вспоминают основатели компании. Их заказывают в алтайском крае и добавляют в сублимированном виде. «Есть цукатные ягоды — их вымачивают в сладком сиропе, чтобы увеличить срок хранения и удешевить производство. Такие ягоды мы не добавляем», — говорит Петрищев.
Большинство ингредиентов партнёры заказывают из-за границы через российских дистрибьюторов. Но поскольку финики — основной ингредиент в R.A.W. Life, их подбирали особенно тщательно.
Партнёры купили финики у аравийской фабрики напрямую — без участия дистрибьюторов. При отправке первой партии они так переживали, что решили полететь в Саудовскую Аравию и лично проконтролировать процесс: что кладут в контейнеры, как упаковывают и отправляют.
Чтобы попасть в страну, они оформили бизнес-визу с приглашением от фабрики.
Предпринимателям провели экскурсию по производству фиников и показали, как упаковывается товар. Таможню финики проходили без их участия — контейнеры отправляли кораблём, и через три недели они уже были в Москве.
Налоги, перевозка, пошлины добавляют к стоимости фиников примерно 40%.
Собственное производство и продвижение
Оборудование партнёры изначально покупали мощнее, чем требовалось: рассчитывали на несколько лет вперёд. Сейчас R.A.W. Life производят 15 тысяч батончиков в день, но могут в три раза больше. С января по декабрь 2018 года по показателю продаж компания выросла в три раза. На март 2019 R.A.W. Life продаёт около 400 тысяч батончиков в месяц.
В 2018 году выручка R.A.W. Life составила 141,3 млн рублей, в том же году компания вышла на операционную прибыль. Основатели упоминают, что вся прибыль компании реинвестируется в развитие проекта.
Основной способ продвижения батончиков R.A.W. Life — таргетированная реклама в соцсетях и сотрудничество с блогерами. Основатели отмечают, что работают с блогерами только на бартерной основе.
У компании также есть амбассадоры — сноубордисты, триатлонисты, вейксёрферы и гольфистка. После того как Авакян и Петрищев разработали десять классических вкусов, решили уделить внимание питанию для спортсменов — создали батончики с конопляным протеином. По словам основателей, протеин дорогой и специфический на вкус, но натуральный, полезный и подходит для веганов.
Меня одного пугает цена батончика за 150р!
Я за 50 думаю покупать или нет, а тут 150р!
Меня не пугает цена, меня пугает, что есть ЦА по такой цене.
Соглашусь, упаковка - это удобно, но столько пластиковой упаковки ради 47 грамм??!
P.s. За 150 руб обычно беру упаковку грецких или миндаля на развес. Иногда делаю микс с изюмом и закидываюсь, перед тем как выбежать на работу. Вкусно, сытно, недорого. "Ореходробилка" у меня встроенная.
если бы были за 50, они не продавали бы 400 000 штук в месяц (тут вот попахивает нае...ловом, потому что даже вездесущий фрутилад или bite на такие объемы не тянут)
Аналогичная мысль. Скорее всего эти продукты для спортсменов или тех, кто хочет похудеть...
А пиво 300р за 0,33 пугает?)
что могут положить в батон за 50 рублей?
С самого начала статьи идёт втирательство про «здоровое питание». Но где связь здорового питания и этих финиковых батончиков?? Это наоборот, НЕздоровое питание, ибо один сахар (неважно в какой форме). При чем как это обычно бывает, идёт втирательство про премиум ингредиенты, по факту эти батоны делаются из самого некондиционного, дешёвого финика (и прочих составляющих). По типу как в рекламе сока нам показывают садовода, бережно срывающего красивое яблоко, а по факту этот сок восстанавливается из пасты, которая в свою очередь из всякого неликвида делается.
Это точно, про "здоровое". У вяленых фиников высокий гликемический индекс, это как ложкой столовой кушать сахар-песок
Есть 2 типа "пасты". Есть асептика (без консервантов), она делается из спелых плодов. Никакой консервант не применяется, поэтому броженые, плесневелые плоды класть нельзя. Именно такое пюре используется для приготовления детского питания. Стерилизация проходит на современном оборудовании с тонких трубках, кратковременно, и питательные вещества сохраняются. Все очень красиво и хорошо, лучше "зимних" фруктов длительного хранения.
Есть пюре "консервация" - туда идет все, что нельзя продать свежим, а огрехи производства "полируются" сорбатом или бензоатом. Я был на 2-х таких производствах - впечатление осталось тяжелое.
Да, есть анекдотец: "Ты видел, внучок, чтобы я яблоки какой-нибудь гадостью поливал? А я поливал!"
Здоровое питание не означает отсутствие сахара. Предлагаю вам не пудрить мозги ни себе ни людям.
И чем же 'сахар' в финиках принципиально отличается от просто сахара? Опять же, ~50 г углеводов, ~20 г жиров, ~10 г белков - так себе "здоровое питание". Еще и соли не положили (или все же положили, но не написали).
углеводы разные бывают, возможно в финиках олигосахариды.
а зачем скопировали название и дизайн упаковки у культовых европейцев RAW BITE?
мне нравится ваш продукт, но о "вдохновении" можно и рассказать было, тем более первыми кто популяризировал такого вида продукт в РФ были Байт
В батончике, который 45г - орехов не 30г... Максимум 1/3 = 15г. Больше не вобьешь в финик, батон не сформуется. Финик более тяжелый, а орех объемный.
Если брать миндаль или кешью - это 600руб/кг (опт). Финик - максимум 200 (реально паста 120руб ОАЭ).
Имеем 0,015*600+0,03*200 = 15руб.
3 рубля упаковка (хотя 3-слойка - это больше понты, и 2-х слойка работает). Работа тут минимальна - максимум 1 руб, и то в Мск. Имеем переменные затраты менее 20руб.
С макадамией, конечно, подороже рублей на 10.
Остальное - профит. Просто пока рынок маленький, и оптимально работающие компании не вышли на него...
Ага. Только вы забыли про розничную наценку конечного продавца, логистику, продвижение, продажи, административные расходы, бухгалтерию и прочие расходы.
Сейчас бы себестоимость считать по цене ингридиентов
Очень интересная статья. Я блогер и хотел бы получить какой-то набор батончиков :)
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Батончики хорошие, брал три штуки на последнюю ультру по горам, чтобы не только жидкие гели жрать. Они себя оправдали (и не в первый раз).
Но есть вопрос: что с экологичностью упаковки из плёнки?
серьезно? лучше белого дерева или арены?
казинаки - ван лав
А, про "прочие затраты".
Чтобы наклепать 400 тыс.шт/месяц (если поверить, что столько в месяц выпускают) - требуется от силы 6 рабочих. Финик - простой продукт - намешал, сформовал и фасуй. Ну, с механиком-грузчиком-технологом 10 на производстве.
А в фирме 50 "товарищей", если верить статье. Э?!! 40 человек офисных работников (сверх производственных) в Москве еще прокормить надо....
вы своими наколенными расчетами всю ауру стартапа разгоните. тут не про душную арифметику, а про бирюзу и безответную отдачу идее!
насколько я знаю, у них часть сотрудников на ручном отборе орехов сидят
Продать то это все надо кому то. 5 рабочих + Х*5 продавцов + менеджеры
Стартаперы, отпишитесь в комментарии, если хотите купить 10кг :) Посрамить ленивого закупщика-первая обязанность производственника
У компании также есть амбассадоры — сноубордисты, триатлонисты, вейксёрферы и гольфистка.То есть профессионалов-нет? Куда писать для сотрудничества? Или герои статьи изволят проявиться тут?
С заказом пленки действительно есть проблемы. В России, всего одна-две компании, которые печатают на цифре и у них дорого. Остальные работают на классических флексо-формах, и просят тиражи от 500кг пленки. Разница в цене - примерно в 8-10 раз.
Ссылка на сайт в подзаголовке. На сайте есть контакты.
Когда партнеры стали вместе готовить еду, история для меня закончилась.
А что "здорового" в этих батончиках кроме сильного перебора с углеводами и жирами?
надпись на упаковке. Разводят лохов как и большинство производителей продуктов питания.
Если не вредно, значит здорово)))
натуральный состав, в первую очередь! Без консервантов, красителей и прочего!
прошло три дня, герои публикации так и не объявились, уже можно считать статью галимой рекламой?
Герои публикации не обязаны отвечать на комментарии, это по желанию. Не можем же мы их заставить)
Почему бы не придумать название батончиков на русском?
А погулите словосочетание RAW-Byte... Внезапно окажется европейская компания, которая случайно делает финиковые батончики с ОЧЕНЬ похожим дизайном и почти идентичным составом. Прямо-таки "Закон Бойля-Мариотта".
Комментарий недоступен
Пугает при здоровом образе жизни слово "перекус".По моему не один перекус к здоровью не приводит.
Да и цена не радует типа натурально, но натурально не всегда вкусно, кому то нравится,а кому то нет.
появился напиток "не молоко" из этой же истории.
Диетологи рекомендуют есть раз 5 в день, но по чуть-чуть. Для здоровья. Вот вам и "перекус".
Батончики, может, и крутые. Но я для себе нашел вариант не хуже и намного дешевле – во Вкусвилле. Состав тоже без всяких добавок. Кому вдруг интересно: vkusvill.ru/goods/27994
Комментарий недоступен
ага, с рисовым крахмалом и поваренной солью, ты серьезно?
Во вкусвиле 2 норм батона, котр. можно брать с натур составом - это годжи-гуарана вроде на упаковке написано и шелковица с памира, кот. для них выпускает "Дары Памира"
Как раз вся фруктоза в жир пойдет! То что надо!
анорексия не меньшая проблема, для них и зефирка зож-питание
Пойдет, если будете лежать целый день. Будете сжигать энергии больше чем потреблять, будете худеть даже на гамбургерах.
пойду нутеллу поем)
Мне стало интересно как он без обертки выглядит xD
Я так понимаю перекрученные финики не очень аппетитно выглядят
как собачье дерьмо
Столько о финиках за все предыдущие годы не узнал, сколько тут в комментах.
Яндекс.финики нужно 🤔🤣
Все как всегда
А как все это сертифицируют? Сколько времени/денег занимает сертификация таких несложных новых продуктов по собственной рецептуре. Вопрос в зал.
лучшая полезная еда для спортсменов - это мясо.
1 - баранина самое полезное.
2 - индюшка.
3 - говядина.
свинину и куриное не рассматриваем, там много колют их нехорошими веществами для поднятия веса и против болезней.
лучше сьесть 100 граммов баранины и не париться, чем несколько таких батончиков из сладких сладких фиников.
Обычным людям не нужны, а спортсменам иногда нужны быстрые углеводы.
Ребята молодцы,спасибо за статью
Дороже всего обошёлся формовочный аппарат, вспоминают партнёры, — он стоил €80 тысяч. Деньги на оборудование ссудил дядя Авакяна, который занимается продажей медицинской техники. Он предоставил предпринимателям беспроцентную рассрочку на оборудование.
ммм)))
4 млн потратили на ЗАПУСК производства. При запуске пользовались оборудованием фабрики-аутсорсера.
Оборудование докупили уже позже, не при запуске.
Тот случай когда проще прочить комменты чем статью и понять ценность данной статьи
Что за часы носят все эти айронмэны и что в них есть такого, чего нет в Эппл Воч?
https://www.garmin.ru/watches/catalog/forerunner/forerunner-935-black/
"прибор совместим с нашей линией велосипедных аксессуаров Varia, включая радар заднего обзора, интеллектуальные велосипедные фары и миниатюрный дисплей Varia Vision. Дополните велосипедное оборудование нашими измерителями мощности на педалях, Vector 2. Vector 2 устанавливает сопряжение с часами Forerunner для индикации мощности, частоты вращения педалей, распределения мощности левой/правой ноги и данных велосипедной динамики, с помощью которых вы можете определить, как и где вы производите мощность."
И да, это важно.
Как минимум, в них есть ударопрочность)
Как минимум нормального пульсометра
Да уж , супер.
О
Спасибо за статью - отметила для себя несколько моментов. Плюс, приятно наблюдать родные места на фотографиях)
просто на волне хайпа эти батончики отлично заходят. есть на самом деле много человек, особенно в Москве и Питере, которые могут себе их позволить. хотя цена конечно небожеская, байт стоит в 2 раза меньше. ро лайф вкусные, но для тех, кто именно любит такие штуки. сравнивать со сникерсом и его идеальным химическим составом бессмысленно — сникерс победит)))
многие спортсмены и альпинисты берут их с собой. извините, миндаль с изюмом в карманы на полумарафон не насыпешь))) в горы аналогично, тебе надо чтобы было вкусно, калорийно, удобно и более менее полезно.
идея отличная, молодцы, что реализовали, многие думающие люди идут в сторону здорового питания
Почему все русские предприниматели, называют свои детища на английском языке, они что стыдятся родного языка?
рассматривают идею продажи продукта на глобальном рынке
Сколько же экспертов в комментах, пипец! А я считаю - молодцы ребята! Рад что есть люди, которые что-то производят в стране, и реально им не все равно на качество продукта. Памятник нужно ставить тем, кто открывает бизнес связанный с производством пищевых продуктов. Это вам не биткойны майнить на территориях где раньше был завод.
Мне эти батончики не понравились. Очень сильная жажда и вязкость во рту после них, из-за фиников.
Ну и по цене они самые дорогие на полке. При весе 47 гр. цена 140 руб, хотя ингредиенты там вполне дешевые.
Как вы на глаз по перемолотой массе оценили стоимость ингредиентов?
Комментаторы диванные эксперты.
Поддерживаю! Как критиковать, так все эксперты! А как порадоваться успеху и вынести пользу из истории развития - так не, "зож-пиздешь" "развод для лохов", "что там здорового", "ингредиенты дешевые" "это дорого" и прочее балабольство! Себес они считают по ингредиентам и упаковке!