{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Геймпад для управления и никакой сертификации: что известно об OceanGate, батискаф которой затонул возле «Титаника» Статьи редакции

Компания утверждала, что разработала судно с NASA, Boeing и Университетом Вашингтона, но партнёры опровергли участие в строительстве.

Фото: OceanGate

18 июня 2023 года коммерческий батискаф «Титан» пропал без вести во время погружения к обломкам «Титаника» на глубину 3750 м. Береговая охрана США прогнозировала, что кислорода на борту хватит на 96 часов.

22 июня служба обнаружила обломки в районе поисков, а позже подтвердила, что это части корпуса «Титана». OceanGate, компания-оператор глубоководного судна, объявила, что все члены экипажа погибли.

The Wall Street Journal со ссылкой на чиновников, участвовавших в поисках, и высокопоставленного представителя ВМС, сообщила, что военно-морские силы США зафиксировали аномальный звук — когда разрушился корпус батискафа. Это произошло спустя несколько часов после погружения вблизи района, где нашли обломки судна.

На борту находились пять человек, из них трое — туристы, которые заплатили за погружение по $250 тысяч каждый:

  • Хэмиш Хардинг — британский миллиардер и путешественник, владелец компании Action Aviation по продаже и эксплуатации авиатехники. Он участвовал в исследовании Марианской впадины в 2021 году, а в 2022-м совершил полёт в космос на корабле New Shepard компании Blue Origin Джеффа Безоса.
  • Шахзада Давуд — пакистанский бизнесмен. Семье Давуд принадлежит холдинг Dawood Hercules, в который входит компания по производству удобрений Engro Corporation.
  • Сулейман Давуд — сын Шахзады.
  • Поль-Анри Наржоле — бывший военный водолаз, исследователь «Титаника» и пилот субмарины.
  • Стоктон Раш — сооснователь и гендиректор OceanGate.
Батискаф «Титан» перед погружением. Фото: OceanGate

Стать как Джеймс Ти. Кирк

61-летний Стоктон Раш вместе с Гильермо Сенлейном (покинул компанию в 2019-м) основал OceanGate в 2009 году. Фирма занимается разработкой решений для глубоководных погружений и морскими исследованиями, а с 2021 года устраивает туристические экскурсии к обломкам «Титаника». В общей сложности она провела 13 экспедиций.

В 2010-м Раш учредил некоммерческую OceanGate Foundation, которая содействует изучению океана, выделяет гранты на научные и археологические морские исследования.

Сооснователь и гендиректор OceanGate Стоктон Раш. Фото: Greg Gilbert/The Seattle Times/AP/FILE

В детстве Раш мечтал стать астронавтом. В подростковом возрасте отец познакомил его с Питом Конрадом — одним из американских космонавтов, высаживавшихся на Луну. Тот посоветовал юному Рашу стать пилотом.

В 1981 году, в возрасте 19 лет, Раш получил лицензию, но стать военным пилотом не смог — из-за ограничений по зрению. После он уехал в Сиэтл и устроился в компанию McDonnell Douglas инженером по испытаниям самолётов F-15 Eagle.

В 1984-м Раш закончил Принстонский университет по специальности инженера аэрокосмической промышленности, в 1989-м — Школу бизнеса имени Уолтера Хааса.

Несмотря ни на что, Раш мечтал попасть в космос — возможно, в качестве пассажира частного космического корабля. Но однажды он «прозрел» и понял, что не хочет оставаться «лишь туристом». Как Раш заявил в интервью журналу Smithsonian, он хотел быть «как капитан Кирк на “Энтерпрайзе”» и «заниматься исследованиями» (Джеймс Тиберий Кирк — персонаж франшизы «Звёздный путь»).

Когда с мечтой попасть в космос было покончено, Раш решил обратиться к подводным экспедициям. Он заявлял, что «вещи, которые он хотел найти в космосе, на самом деле находятся в океане». Раш собирался погружаться на дно доступными для обычных людей способами — по примеру SpaceX и BlueOrigin, которые пытались уменьшить расходы на полёты в космос.

Предприниматель увлекался дайвингом, но ему не нравились костюмы водолазов и количество оборудования, которое нужно брать с собой. Тогда он решил, что лучше «сидеть внутри уютной подлодки с чашкой горячего шоколада, чем мерзнуть под водой».

Сначала Раш собирался купить подлодку, но обнаружил, что в мире «меньше сотни» частных судов, и ни одно ему приобрести не удалось. Тогда он построил собственное. Бизнесмен был убеждён, что у подлодок «необоснованная репутация» опасных транспортных средств, а закон о безопасности пассажирских судов «неоправданно ставит сохранность пассажиров выше коммерческих инноваций».

«Инновации находятся за пределами уже принятой системы»

OceanGate разработала два батискафа — «Циклоп 1» и «Титан». Первый погружается на глубину до 500 м, его используют для исследований. Второй предназначен для глубоководного туризма. Согласно сайту компании, это «единственный в мире подводный аппарат из углеродного волокна, способный погрузить пять человек на глубину до 4000 м».

Поначалу компания организовывала экспедиции к затонувшим кораблям и подводным каньонам. Вероятно, на экскурсии именно к обломкам «Титаника» Раша могла вдохновить его жена Венди — праправнучка совладельца универмага Macy's Исидора Штрауса, который вместе с женой Идой погиб при крушении корабля в 1912 году.

Батискаф «Циклоп 1». Фото: OceanGate

Несмотря на действующий бизнес, у «Титана» не было сертификации, а на борту отсутствовала система для определения местоположения судна — для этого на воде находился корабль поддержки, который по звуковым сигналам определял, где именно находится батискаф, и при необходимости отправлял ему сообщения.

Компания объясняла, что судну «не нужна сертификация», потому что большинство морских и авиационных аварий происходят «из-за ошибок пилота, а не механических неисправностей». Также OceanGate утверждала, что «инновации находятся за пределами уже принятой системы». При этом обязать её сертифицировать судно нельзя — экспедиции проходят в международных водах, которые не находятся под юрисдикцией какой-либо страны.

Устройство «Титана»

Разрабатывать «Титан» начали ещё в 2013 году, а первые испытания провели в 2018-м. OceanGate утверждала, что проектировала его в сотрудничестве с экспертами из NASA, Boeing и Университета Вашингтона. Последние две организации опровергли свою причастность к созданию батискафа после его крушения, а в NASA заявили, что у них было соглашение, но строить судно они не помогали — и не проверяли его.

К 2020 году у подлодки проявились признаки «циклической усталости» — из-за этого батискаф мог опускаться только на глубину до 3000 м. При этом для экономии судно построили с использованием готовых деталей — например, со скидкой купили принадлежавшие Boeing материалы из углеводородного волокна, у которых истёк срок годности.

Для управления тем временем использовался контроллер Logitech F710 — по данным на 23 июня 2023 года он стоит около 4500 рублей.

Контроллер Logitech F710

Как только пассажиры оказывались на борту «Титана» длиной 6,7 м и шириной 2,8 м, люк запирали снаружи — выбраться из батискафа самостоятельно было невозможно.

Сидячие места не предусматривались: приходилось располагаться на полу. Вытянуть ноги всем сразу тоже было нельзя, только по одному.

Иллюминатор был всего один. Стекло в нём было рассчитано на погружение на глубину только до 1300 метров. Рядом за шторкой находился «туалет».

Стоктон Раш показывает, как выглядит «Титан» изнутри

У судна было семь резервных систем для экстренного возвращения на поверхность — включая сброс балласта, после чего подлодка должна была всплыть наверх.

Устройство батискафа

Согласно планам, полное погружение занимает восемь часов, и каждые 15 минут судно должно издавать звуковой сигнал, который получает надводная команда. В случае необходимости пилоту батискафа отправляют указания текстовым сообщением.

Связь при этом может потеряться — как случилось в 2022 году во время миссии с репортёром Дэвидом Погом: тогда судно находилось на глубине 500 м, его не могли найти полтора часа.

Реакция на проблемы с безопасностью

Пог рассказал, что все пассажиры подписывают соглашение, в котором подтверждают осведомлённость об отсутствии у батискафа сертификации, и что погружение может привести к «физической или эмоциональной травме, инвалидности или смерти».

Сценарист «Симпсонов» Майк Рейсс, который также бывал на борту, отметил, что буквально на первой странице документа «как минимум трижды упоминается смерть».

Главред издания Travel Weekly Арни Вайсманн также поделился своим опытом погружения. Когда он поинтересовался у пилота Поль-Анри Наржоле, не беспокоится ли тот о последствиях, если батискаф повредится, Наржоле улыбнулся и ответил: «При таком давлении ты умрёшь раньше, чем узнаешь, есть ли вообще проблема».

Бывший директор по морским операциям OceanGate Дэвид Локридж предупреждал компанию, что судно не подходит для погружения на глубину до 4000 м. Он составил отчёт, в котором заявил, что OpenGate запрещала проводить оценку и сертификацию из «нежелания тратиться». Компания подала иск, обвинив Локриджа в мошенничестве и нарушении коммерческой тайны. Тот подал встречный, и в итоге в 2018 году его уволили.

Локридж утверждал, что судно нуждается в дополнительных испытаниях и выражал опасения, что «видимые небольшие дефекты» при погружении станут серьёзной проблемой.

«Титан» на борту корабля перед погружением. Фото: CBS

Что будет с компанией теперь

Семьи погибших пассажиров могут подать в суд на компанию и инженеров, проектировавших корабль, считает Мэтт Шаффер — юрист, представлявший интересы жертв нескольких других морских катастроф. Один из вариантов — «запросить финансовую компенсацию, равную сумме "поддержки", которую они могли получить в течение жизни членов экипажа».

Представители правительств разных стран также обсуждают необходимость провести расследования в отношении OceanGate. Но процесс осложняет то, что состав экспедиции был многонациональным, а сама трагедия произошла в водах, не принадлежащих ни одному государству, пишет WSJ со ссылкой на главу поисковой операции Джона Могера.

Последний, впрочем, замечает: вопросов, безусловно, много, но скоро начнут появляться и ответы.

0
110 комментариев
Написать комментарий...
Светлана

Все слышали про утонувший около Титаника батискаф???

Просто представьте кто оказался миллиардерами:

1. спонсировал избирательную кампанию Трампа (на борту с сыном)
2. владелец корпорации опубликовавшей первой информацию по ноутбуку Байдена младшего
3. высокий военный утверждавший что ковид19 произведен людьми
4. генеральный директор концерна связанный с производством глубоководных судов по странной случайности отказавшийся передавать НАТО свою продукцию.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Интересно, зачем НАСА продукция, собранная из мусора?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

корпус лодки был из сплава титана и графита, именно этот материал исследовался.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Ага. Сплав графита. Это просто шедевральное словосочетание. Данное словосочетание точно войдёт в тройку самых глупых и абсурдных. Сплав графита.. Может у тебя там ещё завалялся раствор плазмы? Или, может, отвар фотонов имеется? А соединения частицы с античастицей не найдётся?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

У нас на складе этого добра навалом, сразу за бочками с вакуумом валяется неучтенное

Ответить
Развернуть ветку
Make YourVision

О, жидкий вакуум, ведро компрессии нальёте?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Легко. Меняем литр на погонный метр оптической оси

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Карбон , вы слышали про такой материал? Он прочнее стали. Каждый кулик воображает себя агрономом, не имея даже среднего образования.

Ответить
Развернуть ветку
Кот Леопольд

Он отлично работает на растяжение (вдоль волокна), а на сжатие работает отвратительно. Судя по фотографиям, его сделали максимально неправильно (мотали ленты в одном направлении, не добавляли никаких ребер жёсткости в середине), маловероятно, что в НАСА такие придурки работают, которые проектировать не умеют

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

вы про сам карбон рассуждаете, может быть у сплава углерода с титаном другие свойства, мы же не знаем.

Ответить
Развернуть ветку
Кот Леопольд

Так там титановые только фланцы

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

по моему они рассуждают о сплаве титана с графитом. Но не скажу точно, здесь я не специалист. Но сам карбон очень прочный материал. Надеюсь НАСА расследует, что там на самом деле произошло.

Ответить
Развернуть ветку
Кот Леопольд

Так там нет сплава, я повторяю, там однонаправленная намотка карбонового волокна, склеенная какой-то "эпоксидной смолой" (какой-то полимер, это не важно). И два титановых фланца, через которые соединяются нос и корма сужающиеся. Нет там никаких сплавов, да и не может быть, там другая бы конструкция была (более сферическая, по типу Мира).

И собирался он на стапеле OceanGate, а не где-то в НАСА, опытных инженеров-подводников этот гений-гендир разогнал, потому что они "недостаточно вдохновленные". А инженера, который сказал, что эта херня небезопасна - уволил.

Карбон прочный материал, но его надо правильно применять и с умом проектировать такие вещи, а также испытывать правильно, а не надеяться на авось

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Не старайся, тëтя не понимает, что такое "карбон". У неë сплав мозгов и костей.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

в морском журнале пишут, что батискаф корпус и другие части собирался в НАСА, причем это старая публикация, не новодел. Про материал корпуса , есть его ролик в Телеграмм, где владелец рассказывает про материал батискафа и говорит, что это проба, а сам материал предназначен для космоса.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Берите больше! Сам материал предназначался для рептилоидов.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Молодцы. Они так говорят. А доказательства у них есть? Хотя одного только утверждения "сплав графита" достаточно, что бы полностью опровергнуть сказанное в этом ролике. Он рассчитан на тупых, вроде тебя, которые верят в полную ересь, даже не задумываясь о смысле. Сплав графита это всё равно что жидкий вакуум. Его в теории существовать не может. Это противоречит самому понятию "сплав". Сплав - это металлы.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Хорошо, это карбон с филерами из титана. Что это меняет. Корпус строили в отделении НАСА в Алабаме, потому что такие материалы планируются использовать в космосе.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Меняет это то, что источник твоей информации - ложный. Там натуральная ложь. Идём далее, ты продолжаешь игнорировать тот факт, что затонул ТИТАН, который разрабатывался 20 лет назад. А батискаф, о котором ты говоришь, строился 50 лет назад. С тех пор подводные разработки перенесли в ДРУГОЙ ГОРОД. В Алабаме 20 лет назад не проводились подводные испытания, они проводились в JAC. Другой институт, другой город, другие люди. И самое главное - уже давно никак не связанные с батискафами. И тем более с Титаном. Он разрабатывался когда уже не было никаких соглашений с НАСА.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Интересное сообщение пришло их Канады .Голосовые записи субмарины Титан, данные будут проверены, поскольку официальные лица подозревают о возможном преступлении

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Конечно подозревают. Ведь по закону они обязаны любую насильственную смерть проверять как преступное деяние.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Сейчас как раз достают этот батискаф, скорее всего был взрыв на борту.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Если не специалист, зачем лезть? Ты даже даты и названия батискафа проверить не в состоянии. Ещё и продолжаешь утверждать, что существует сплав графита.. Хотя это невозможно чисто теоретически. Сплав - это про металлы.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Сколько специалистов. Это стандартность модель батискафа "Циклоп".Центр космических полетов имени Маршалла НАСА в Хантсвилле, штат Алабама, будет служить в качестве объекта, на котором завершается разработка и изготовление нового корпуса аэрокосмического класса. Это проектное усилие является ключом к завершению OceanGate своего последнего погружного погружения класса Cyclops, предназначенного для погружения до 6000 метров (19 800 футов) с пятью членами экипажа на борту.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Вот именно, ты слышала про такой материал, как карбон? Карбон - нетканный материал из волокон графита с добавлением волокон металлов. Ни о каком сплаве речи быть не может. Более того, к титанику погружался батискаф "Титан". Ни о каком "Циклопе" и речи не шло. Это не связанные между собой агрегаты.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Но сплав графита с медью, действительно, существует )

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Сплав графита существовать не может. Графит не металл. Может существовать сплав меди, сплав железа и тд. Например, сталь, это сплав железа. Гно сплав графита не может существовать. Тебя обманули.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Забавно, что вы упомянули именно сталь, ведь сталь, это сплав железа с углеродом. А углерод и образует графит (это одна из его кристаллических решеток).

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Вот именно: сталь, это сплав ЖЕЛЕЗА с углеродом. Не сплав углерода, а сплав ЖЕЛЕЗА. Ты, видимо, вообще не способен включать голову.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Раз мозг у тебя такой маленький, что не понимает разницу в написании, то объясню на конкретных примерах.

Есть такой сплав - латунь. Это сплав меди с цинком и некоторыми другими металлами, в зависимости от конкретного назначения может состоять из меди, цинка и алюминия с примесями других металлов.

А есть сплав ЦАМ. Это сплав цинка с медью и аллюминием.

Надеюсь теперь дошло? Сплав цинка с медью - ЦАМ. Сплав меди с цинком - латунь. Точно так же сталь - это сплав железа, а не сплав углерода. Точно так же и сплава графита быть не может.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор
Раз мозг у тебя такой маленький, что не понимает разницу в написании

В сантиметрах уточните, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Выше она писала о сплаве графита. Не надо передёргивать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

На скриншоте видно, что Светлана пишет про сплав титана и графита, и именно вы далее передергиваете, докапавшись к графиту и убрав титан

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Какой же ты идиот. Ты действительно думаешь, что все тут набросились на "сплав графита" просто так? Причём не один, не два, а человек 5-6? Да ещё и под несколькими ветками. Она тупо отредактировала свои коммент. Ведь тут быстро ей объяснили, что такого сплава существовать не может, как и жидкого вакуума. Более того, ты сам написал "сплав графита с медью существует". Что, тоже я построил?

Ну и что ещё важно. Сплава титана с графитом тоже не существует. Начнём с того, что их свойства практически одинаковые, потому такой сплав не имеет смысла. А закончим тем, что в батискафе Циклон использовалась ткань из волокон титана и графита. То есть утверждение всё равно ложное. Да ещё и не имеет отношения к теме затонувшего батискафа - ведь затонул ТИТАН.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

На моем скриншоте видно, что комментарий Светланы не редактировался. Когда он редактируется, там появляется карандашик (см. это сообщение как пример).

Я написал сплав графита с медью (в таком порядке), потому, что вы писали только про графит, и ваше сообщение читается как то, что сплавов с неметаллами существовать не может. Поэтому я сделал акцент на графите.

"Ну и что ещё важно". Сплав титана с графитом существует - называется карбид титана. Строго говоря это соединение, но некоторые из методов его получения термические, т.ч. использовать термин "сплав" в данном контексте допустимо

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

У меня чётко написано: сплава графита быть не может. Не сплава с неметаллами, а сплава графита. Так что не надо выдумывать. И это никак не отменяет того факта, что ты написал "сплав графита". И продолжил утверждать, что это возможно. Ты написал то, чего быть не может. А теперь и не способен признать ошибку. Совсем как Светлана.

Нет, карандашик не меняется. Знаешь почему?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Я не буду придираться к вашим словам, т.к. уже написал больше, чем следовало. Успехов

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Сказал тот, кто даже не знает, что такое сплав, утверждает что существует сплав графита с медью и что существует сплав меди с графитом.. Хотя ни того, ни другого не существует... А, ещё полностью игнорируешь тот факт, что сплава титана с графитом тоже не существует.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Земля то хоть круглая?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

конечно существует, и с титаном и материал из графита карбон сейчас будет использоваться в космической отрасли. Но недалекие люди очень любят спорить. Батискаф похоже взорвали.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Зачем его взрывать?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Все слышали про утонувший около Титаника батискаф???

Просто представьте кто оказался миллиардерами:

1. спонсировал избирательную кампанию Трампа (на борту с сыном)
2. владелец корпорации опубликовавшей первой информацию по ноутбуку Байдена младшего
3. высокий военный утверждавший что ковид19 произведен людьми
4. генеральный директор концерна связанный с производством глубоководных судов по странной случайности отказавшийся передавать НАТО свою продукцию.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Это вы уже писали где-то ранее. Батискаф то зачем взрывать?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Определенны людей убрать, сторонников Трампа, связанных с грядущей избирательной компанией ну и других запутать.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Абсолютно с вами согласен! Непротиворечимая теория объясняющая всё!

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

А ещё это был очень и очень не надёжный батискаф. В который физически не могла поместиться бомба. Я уже не говорю о том, что гендиректор сам инспектировал всегда батискаф (о чём он много раз заявлял). Так что разместить там бомбу мог только он. Он сам себя взорвал?

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

А при чём тут карбон и "сплав графита"? Карбот состоит из графитовых волокон с добавлением других материалов, создавая композитный материал. Ни о каком сплаве и речи быть не может. Более того, сплав графита в принципе не может существовать. Ведь сплав - это про металл. А графит не является металлом.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Секретный проект, как-никак! Поиск и тестирование новых композитных материалов, получаемых из мусора. Мусора-то на планете - полно. Стратегическое мышление.

Ответить
Развернуть ветку
107 комментариев
Раскрывать всегда