Открываются в ТРЦ, предлагают короткие абонементы: как российский рынок фитнеса пытается выйти из стагнации Статьи редакции
Основные тезисы из материала Forbes.
- Объём выручки российской фитнес-отрасли за июнь 2023 года вырос примерно на 1 млрд рублей год к году и достиг 13,5 млрд рублей, рассказали в Национальном фитнес-сообществе (НФС; объединяет 2300 фитнес-клубов из 82 регионов России). Совокупная выручка за первое полугодие выросла на 8,1 млрд рублей, до 83 млрд.
- По данным НФС, отрасль «отыгрывает потери» 2022 года, но ещё не вернулась к показателям допандемийного 2019-го. Продажи клубных карт по итогам января-июня оказались на 0,2% ниже средних показателей первой половины 2019-го, но на 9,8% выше, чем в 2022-м.
- Продажи дополнительных услуг сравнялись с показателями 2019-го и превзошли 2022-й на 5,8%. Посещаемость и загруженность клубов за январь-июнь — на 4,4% ниже соответствующих показателей 2019 года, но выше 2022 года на 6,8%.
- Президент НФС Елена Силина считает, что несмотря на снижение доходов россиян, рост тарифов ЖКХ и традиционный сезонный спад, рынок фитнеса оживает. В World Class, например, отметили «небольшой рост клиентской активности», хотя лето — традиционно низкий сезон. Сеть это связывает с тем, что люди стали меньше путешествовать.
- В Drive Fitness посещаемость выросла на 20% к показателям 2019 года, но сеть «недобрала 10% по продажам клубных карт». По мнению компании, индустрия столкнулась с «серьёзным дефицитом персонала», что негативно влияет на продажи. В XFit продажи карт снизились на 5% к маю 2023-го, допуслуг — на 12,5%.
Что придумывают фитнес-клубы
- По словам Силиной, в последние месяцы владельцы фитнес-клубов начали активно арендовать помещения в ТРЦ — на них приходится около 15% новых открытий. Фитнес-центры занимают места закрывшихся кинотеатров, магазинов мебели и бытовой техники, добавляют в агентстве недвижимости NF Group.
- Сохранить аудиторию летом клубы пытаются с помощью фитнес-туров, но после начала кризиса их география сосредоточились почти только на России. У World Class такие туры появились в 2019-м, они стоили от 10 тысяч до 350 тысяч рублей. География — от Подмосковья до Бали. После пандемии «цены выросли в разы, география сузилась, вовлечённость клиентов снизилась».
- XFit запустил туры в 2015-м. До пандемии их проводили в основном в Краснодарском крае, «пару раз ездили в Турцию и на Кипр». В среднем недельная поездка стоила 60-70 тысяч рублей: «Сейчас, после подорожания услуг, фитнес-тур довольно дорогое удовольствие, и далеко не каждый клиент готов его купить за 200-300 тысяч рублей».
- В конце мая 2023 года многие клубы запускали акции на покупки карт — это позволило накопить «небольшой задел наа лето», рассказывала Силина Forbes.
- Она также отмечает, что многие россияне стали покупать карты на короткий срок: по данным НФС, из общего объёма выручки российской фитнес-отрасли около 37% приходится на продажи «коротких» абонементов (от одного до трёх месяцев), 63% — на годовые карты. Для сравнения, в 2019-м соотношение коротких и годовых абонементов в среднем составляло 7% и 93% соответственно.
- В итоге проблему необходимости «бега» за клиентом клубы всё чаще решают с помощью агрегаторов, писал Forbes. Среди крупных Силина называла Fitmost, MegaFit и Gymmy, которые предлагают тренировки в клубах-партнёрах.
33K
показов
10K
открытий
Очень надеюсь, что они выживут. Могучее правительство могло бы и как-то поддержать, слегка, не так жирно, как «бедных» банкиров и дроностроителей.
Ковидла им крепко насолила, да и дальше у всех нас как-то не очень дела пошли.
На самом деле не так уж сильно. Да, не мало, но крупный сетевой спортзал в Москве, в который я ходил, закрывался суммарно наверное месяца на 2-3. При этом в остальное время народу стало мне кажется даже больше, за счёт тех, кто стал работать дома, и в обед смог ходить в спортзал. Я как раз один из таких.
Со стороны не видно. Да и тупорылые журналюги из Forbes нахватались цитат у московских клубов, которые по большей части существуют как отмывочные.
А в регионах жопа.
— По данным национального фитнес-сообщества, а это сообщество владельцев клубов, а не журналюга, за два года рынок потерял 40% игроков, или 5800 объектов.
У меня клуб с 2009 года, я до 2022 только расширялся и рос, а прошлом году закрыл 1 клуб первый раз за все существование сети, к концу этого года с вероятностью 95% закрою второй.
Если государство не поможет через год за пределами Москвы нас всех ждет максимум паркур на перилах пунктов выдачи Озон или ВБ
Какие площади занимал закрытый клуб?
350 кв