История Qbik: 90 млн рублей в год на аренде модулей для фестивалей

Привет. Я Михаил Семёнов, основатель компании Qbik. Мы были первыми, кто в 2014 году начал создавать стильные деревянные модули для фестивалей. Среди наших клиентов — крупные российские фестивали и крутые бренды, мы до сих пор остаёмся лидерами в своей индустрии.

В закладки

В этом году мы отметили первый пятилетний юбилей. За это время я постиг дзен, понял всю глубину фразы «жить на работе», полюбил, возненавидел и снова полюбил футбол и, наконец, настроил чёткую работу бизнеса — от производства до маркетинга.

Ах да, ещё проанализировал и написал краткий свод правил: как жить и выживать стартаперу, если у тебя не только продажи, а ещё и собственное производство, и на что сейчас стоит делать ставки в первую очередь.

Как всё начиналось

Во время учёбы в Швеции, где я получал степень MBA в Международной бизнес-школе Йенчепинга, я впервые столкнулся с тем, что торговые павильоны не выкидывают, как это сделали бы у нас, а разбираются и аккуратно складывают. Мне понравилась идея, и я решил воплотить её в жизнь в России.

Мы были первыми, кто предложил российским организаторам арендовать готовые сборно-разборные модули. Нашим первым заказчиком стал организатор фестиваля «Пикник “Афиши”». После него — Правительство Москвы: в День города наши «кьюбики» стояли на Тверской и в Камергерском переулке, в саду имени Баумана и на Крымской набережной.

Про нас, кстати, много тогда написали: vc.ru взял интервью, сделали материалы The Village, РБК и многие другие. Словом, просто звёзды модульной застройки.

Это я во время работы на выставке ProMediaTech 2019 Qbik

Честно скажу, даже если у тебя есть опыт в event-индустрии, начинать совершенно новое направление всегда сложно. Поскольку весь event-бизнес требует решения прямо «здесь и сейчас», то времени на раздумья часто не оставалось. Зато каждую ошибку мы фиксировали и уже больше не повторяли. Это позволило нам очень быстро освоить все уроки.

Работали без договора

В 2014 году мы впервые поработали с одним агентством на доверии (как обычно — надо было срочно и «вчера»), и по стечению ряда обстоятельств вместо «кьюбиков» нам вернули сломанные грейдером доски, а агентство растворилось в небытие.

После этого случая мы чётко зарубили себе на носу: без договора не работать. Хотите застройку? Без проблем. Но утром — деньги, вечером — стулья сначала — договор, потом — «кьюбики». Надо сказать, такая жёсткая позиция не раз помогла нам в будущем, и мы даже выиграли дело в суде, когда заказчик решил не платить вторую часть суммы.

Не рассчитали рабочую силу

В апреле 2015 года нашу команду пригласили в крупный проект в «Музеон», и из-за недостатка опыта мы не рассчитали количество времени и монтажников. Ближе к ночи поняли, что не справляемся.

Чтобы успеть в срок, пришлось задействовать все возможные и невозможные ресурсы, я сам тогда взялся за шуруповёрт, и в итоге мы справились. С тех пор мы разработали собственную систему оценки, которая учитывает множество нюансов и таких форс-мажоров уже не случается.

Не учли стихию

В мае того же года мы впервые столкнулись со стихией: сильными дождём и ветром, которые мешали нам работать. Мы делали застройку Краснопресненском парке, и неожиданно начался потоп. В буквальном смысле этого слова. Оборудование буквально уплывало с площадки, и серьёзной защиты для работников тоже не было предусмотрено.

Мы рванули в магазин докупать всё необходимое. Кстати, с тех пор ситуация в городе намного улучшилась: все ливнёвки отреконструировали, и даже при серьёзных ливнях с такой плачевной ситуацией мы больше не сталкивались. Но зато у нас есть все защитные средства и чёткий план действий на случай форс-мажоров.

На самом деле в первое время ошибок было гораздо больше, в том числе в бухгалтерии, налогах, продажах, но эти были для нас одними из самых ярких и многому нас научили.

Но очень многое мы стали делать интуитивно правильно с самого начала: сделали ставку на качество и сервис, оптимизировали конструкцию, наладив практически безотходное производство, каждый год выпускаем новую модель «кьюбика». В итоге у нас самый богатый ассортимент среди прямых конкурентов и самый большой парк «кьюбиков».

И ещё мы стали участвовать в благотворительных проектах. Хотя до сих пор рационально нельзя ответить на вопрос зачем.

Стоит ли помогать НКО, если бизнес ещё не встал на ноги

Когда в 2015 году нас впервые попросили поучаствовать в благотворительном проекте, мы, откровенно говоря, не были к этому готовы. Было сильное внутренне сопротивление, ведь лето — горячая пора, и нужно выкладываться на 100%, зарабатывать деньги, наращивать обороты, а не вот это вот всё.

Было сто тысяч веских причин сказать нет, но мы сказали да. Признаюсь, без личной симпатии к четвероногим не обошлось: у нас с женой есть любимица, собака Шаня. Кстати, она почти полноценный сотрудник офиса (у неё даже есть собственное кресло), почти всегда с нами путешествует, поэтому хотелось действительно помочь этому проекту.

Получили ли мы какие-то реальные выгоды для бизнеса? Нет. Но для себя я понял, что не бывает идеального времени или стопроцентной готовности бизнеса к благотворительности: всегда найдутся «дыры», которые нужно заткнуть или более приоритетные задачи. Но если компания может позволить себе немного помочь миру без убытка для себя, значит, оно того стоит.

Как я постиг дзен, и почему интуиция хорошо, а аналитика лучше

Если вкратце, то для просветления оказалось достаточно слить кучу денег и заложить имущество. А начиналось всё очень красиво: Сочи, раскрученный после Олимпиады курорт, стильные горнолыжники, которым, вот незадача, приходилось питаться «шаурмой» и пирожками из обычных ларьков.

После отдыха мне пришла идея открыть фудкорт на открытом воздухе, где можно будет быстро подкрепиться модными азиатскими блюдами и бургерами. Это было бы отличной возможностью выйти из сезонности московской (лето), в сезонность сочинскую (зима).

В Сочи вместе с собакой Шаней Qbik

Для этого я нашел партнёра на месте, договорился со всеми инстанциями (это был тот ещё ад) и вместе с архитекторами разработал укреплённый вариант «кьюбика», чтобы он смог выдержать большое количество снега и сильный ветер.

Но дальше всё пошло наперекосяк: кинул партнёр, который собрал деньги за площадку и ушёл в ночь не попрощавшись. Пришлось закладывать имущество, чтобы рассчитаться с площадкой и не подвести арендаторов. Дальше — хуже.

Мы предполагали, что будем не успевать считать выручку, а выходило, что проект едва сводил концы с концами. Сказалось расположение самой площадки, которая стояла чуть поодаль. Идти туда в горнолыжных ботинках было неудобно, и большинство так и продолжало поглощать привычные пирожки рядом с подъёмниками, а ужинать предпочитали в тепле, в закрытых помещениях.

Словом, еле-еле «дотянули» до конца сезона. Дзен-истина оказалась простой: интуиция хорошо, а интуиция + серьёзная аналитика = вообще беспроигрышный вариант. С тех пор любую идею проверяю аналитикой, каких бы денег она ни стоила. В тот момент казалось, что хуже быть не может.

Но, как выяснилось, ещё как может.

Как я понял смысл фразы «жить на работе»

Удар пришёл, откуда не ждали: пока разбирался с гастродеревней, за моей спиной, как выяснилось позднее, кипели страсти. Один из самых сильных сотрудников скопировал чертежи, а для пущей верности, так как не все могут собрать модель по чертежам, ещё и вывез модули со склада.

Узнал я об этом случайно, от сотрудника склада, и дальше всё понеслось как в тумане. Вместе с чертежами и базами данных клиентов ушла часть команды. Новоиспечённая компания пошла ва-банк и стала переманивать клиентов, предлагая немыслимые скидки, рассказывая о нашем «плачевном положении дел», а где -то и просто тактично умалчивая о разрыве.

Наш офис Qbik

Тут пришлось включить весь свой дзен на полную катушку, и, вместо того, чтобы включиться в перетягивание одеяла, мы занялись «спасением» собственной компании. Все проблемы с гастродеревней быстро поблекли, и пришлось в буквальном смысле «жить на работе» — часто без сна и отдыха. У меня была цель — не просто выстоять, а остаться лидером рынка. И нам это удалось.

С тех пор кардинально пересмотрел корпоративную культуру (сначала мне казалось что каждый менеджер должен быть друг для друга братом и товарищем), систему авторских прав, с каждым новым сотрудником подписываем договор о неразглашении. Сегодня такую ситуацию представить уже невозможно.

Как я полюбил, возненавидел и снова полюбил футбол

Надо сказать, меня нельзя причислить к ярым футбольным болельщикам. Но футбольная лихорадка сказалась на нашем бизнесе напрямую: в то лето было невиданное количество фестивалей и никто не скупился на внешний вид проектов. Я был счастлив.

Подвох был в том, что все мероприятия, как нетрудно догадаться, приходились на одни и те же даты. «Не беда, — думал я сначала. — Привлечём весь рабочий персонал для доставки и монтажа, наймём дополнительных монтажников».

Porsche Sportscar Together Day​ Qbik

Несмотря на все наши предварительные меры, кое-где мы всё-таки сорвали сроки и сработали себе в убыток — сказалось отсутствие единой CRM-системы, которая синхронизирует все действия на складе и в отделе продаж.

Учитывая, что, согласно нашему договору, срыв сроков грозит нам серьёзными штрафами, вплоть до 100% возврата суммы, ситуация стала вызывать совсем другие «футбольные эмоции».

Я и раньше планировал переводить бизнес на CRM, но дальше откладывать уже было нельзя, и, спасибо футболу, наконец установили. Сейчас уже трудно представить, как можно без него обходиться. У нас единые шаблоны, IP-телефония, которая позволяет дозваниваться менеджерам в любой момент и затем анализировать разговоры, единый центр, где консолидируются заявки.

Наши планы

За пять лет работы мы наладили все процессы: производство, доставку, сборку и разборку, хранение, маркетинг и продажи. Теперь мы точно знаем, как оценивать проекты в часах и сколько рабочих для этого нужно. Знаем все юридические тонкости, чтим договор как отче наш.

Обрели свою философию и придерживаемся экологической ответственности: снизили до минимума потребление бумаги, на производство поступает древесина только из легальных вырубок, которые организовываются по закону в соответствии с Лесным кодексом, бережно храним и реставрируем «кьюбики».

В целом написал для себя самого небольшой свод правил, который, надеюсь, пригодится каждому начинающему стартаперу в России.

  • Чтобы потом всё хорошо сложилось, нужно сначала хорошо подумать. Это речь про синтез интуиции и предварительного анализа. Без него лучше не рисковать деньгами и ресурсами.
  • Все документы должны быть в порядке, а налоги уплачены.
  • Договор всегда лучше любых договоренностей.
  • Если делать акцент на качество и сервис, цена будет играть не первую роль.
  • Если выбирать, во что вкладываться, стоит делать ставку на внедрении технологий и маркетинг. Не сделаешь ты, сделают твои конкуренты.

В сентябре этого года мы первыми на рынке модульной деревянной застройки запустили франшизу. У нас есть опыт, система, возможность быстрой транспортировки «кьюбиков» в любую точку страны или зарубежья. Стоимость составит от 1–3 млн рублей в зависимости от набора комплектов оборудования. Прогнозируемая окупаемость вложений — около года.

Двухэтажный стенд Qbik на выставке 5pEXPO  Qbik

Вот так я перешёл от стартапа к полноценному бизнесу. Если у вас есть вопросы, оставляйте их в комментариях — буду рад на них ответить.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Михаил Семенов", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e","qbik"], "comments": 13, "likes": 12, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 83974, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 24 Sep 2019 08:55:38 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 83974, "author_id": 364947, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/83974\/get","add":"\/comments\/83974\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/83974"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199132, "last_count_and_date": null }
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

А нельзя ли в статью добавить слегонца фотографий этих самых "стильных, деревянных модулей"? А то читаешь и непонятно что компания собственно делает.

Ответить
8

Это всё испортит. Смысл не в этом, франшизу закажите, написано же.

Ответить
4

Зато есть фотка основателя с собакой. :facepalm:

Ответить
1

Согласен. Какие-то модули. А какие - хз.)

Ответить
5

Все звучало хорошо, до появления слова "франшиза". Рынок ивентов сконцентрирован в Москве и СПБ, и вы на нем занимаете неслабую долю. Видимо дальше ниша не растет, вот и принято решение зарабоатть для операционки денег на франшизе.

Будет ли в регионах уровень спроса для окупаемости инвестиций? Не стремно ли в статье писать про важность маркетинга, а в плане франшизы писать "40 000 ₽ на рекламу за 2 месяца" и рисовать магическую окупаемость в год?

Ну и продавать во франшизе "ноухау" и IT, когда формат бизнеса подразумевает диллерскую сеть и продажу сами кубиков такое себе. Понятно, что проще франшизу толкнуть, чем самим строить дилерскую сеть, но выглядит слабо.

Ответить
0

Это как раз та самая «интуиция+аналитика»))

Ответить
3

Попытка засчитана. Текст в подвале сайта, странен. Все кто соберут  из таких же не хитрых материалов такой же простейший кьюбик - мошенники?  

блин))))) в статье реально рассказ про дождь на мероприятии?))) и ребята рванули в магазин.. читатель на нервах😂😂 

ради бога, не обижайтесь, но это что-то)))

Ответить
1

Периодически возникает мысль запустить франшизу небольших цехов металлообработки. Причём, с гарантированным сбытом в разумных (вполне прибыльных) пределах. Но, сцк, совесть всё же не позволяет...

Ответить
0

Но Слава богу, ливнёвка в Москве работает🙏🏼😂🤣 

Ответить
0

и плитка сыплется с небес

Ответить
0

Зачем этот отстой на vc?

Ответить
0

Я ничего с собой не могу поделать, родился в 1970х - парней с гулькой на голове из волос не воспринимаю за нормальных. Поэтому и текст не могу воспринять как серьезный

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }