LED-экран из 1,2 млн светодиодов, реклама за $450 тысяч в день: что известно об арене Sphere стоимостью $2,3 млрд Статьи редакции
Здание проектировали архитекторы сочинского «Фишта», а куполообразный экран есть не только снаружи, но и внутри — за ним спрятано 160 тысяч динамиков и усилителей.
Sphere — это новая куполообразная развлекательная площадка в Неваде, США. Она расположена рядом с казино-курортом «Венецианский Лас-Вегас» и семикилометровым бульварным участком Лас-Вегас-Прип, где работает большинство отелей и игорных заведений Лас-Вегаса.
Первоначальное видение проекта разработала команда нью-йоркского спортивно-музыкального комплекса Madison Square Garden во главе с предпринимателем Джеймсом Доланом. Она хотела построить необычную площадку для развлекательных мероприятий и думала соорудить арену в форме коробки, пирамиды или даже кекса, но остановилась на «сфере».
Проект анонсировали ещё в 2018 году, а за проектирование взялась архитектурно-дизайнерская компания Populous. Та выступила архитектором домашнего стадиона «Арсенала» Emirates Stadium, лондонского Wembley Stadium, французского Grand Stade de Lyon и сочинского «Фишта».
Sphere собирались открыть в 2021 году, но строительство приостанавливали из-за пандемии Covid-19, так что первых гостей площадка приняла лишь в сентябре 2023 года.
Во сколько обошлось строительство Sphere
В 2018 году стоимость строительства оценивали в $1,2 млрд, однако на протяжении всего развития проекта она продолжала расти — из-за пандемии Covid-19 временно «встала» логистика, сырьё подорожало, инфляция усилилась.
В 2021 году объём прогнозируемых расходов увеличился до $1,87 млрд, а в мае 2023 года СМИ, ссылаясь на данные Комиссии по ценным бумагам и биржам, сообщили, что оценка проекта выросла до $2,3 млрд. В руководстве Sphere, впрочем, отмечают, что это естественно: помещение концептуальное и требует инвестиций прежде всего в технологии.
Проект создал 3500 рабочих мест в рамках строительства и ещё 3000 для непосредственной работы объекта.
Как устроена Sphere изнутри и снаружи
Sphere высотой 111 м и шириной 157 м считается крупнейшим сферическим зданием в мире. Чтобы соорудить куполообразную крышу весом 13 тысяч тонн, понадобился огромный гусеничный кран — четвёртый по величине из существующих (только его собирали и устанавливали 18 дней).
Сперва строители установили 32 стержневых фермы весом 100 тонн каждая, а затем «закачали» в купол 10 тысяч тонн бетона. Стальная конструкция способна выдержать 19 млн кг веса.
Фасад представляет собой огромный, полностью настраиваемый экран площадью 53,8 тысячи м² — его прозвали «экзосферой». Он оснащён 1,2 млн светодиодов размером с хоккейные шайбы. Каждая такая шайба состоит из 48 отдельных диодов, которые отображают 256 млн цветовых оттенков.
Сам зал оборудован «куполообразным» экраном на 14,8 тысячи м² с редким разрешением 16К. Он составлен из отдельных панелей, которые вместе образуют полотно на 170 млн пикселей.
Дисплеи разработала компания Saco Technologies — до этого она работала над системой освещения для казино-отеля в форме гитары Seminole Hard Rock Hotel & Casino Hollywood и для высочайшего небоскрёба «Бурдж-Халифа». По некоторым оценкам, экраны Sphere — самые крупные LED-дисплеи в мире.
Внутри здание представляет собой многоуровневый атриум с эскалаторами и «подвесными» переходами, а также световыми инсталляциями. Пол уложен тщательно отполированной, блестящей плиткой типа тераццо чёрного цвета — чтобы та отражала свет.
Внутренний дизайн Sphere команда Madison Square Garden разрабатывала вместе с дизайнерским бюро Icrave.
Посадочные места расположены возвышающимся полукругом — в виде амфитеатра — и рассчитаны на 18 тысяч человек. В формате «танцпола» площадка вмещает до 20 тысяч, а также оборудована 23 VIP-ложами.
Аудиосистема зала состоит из 167 тысяч динамиков и усилителей, спрятанных за сферическим экраном, и поддерживает модули Holoplot — они позволяют воссоздавать пространственное и «многослойное» звучание и адресно направить звуки в нужные точки зала.
В помещении также обеспечили поддержку 4D-эффектов: зрители смогут почувствовать запах цветов, показываемых на экране, резкое дуновение прохладного ветра от проносящегося в фильме автомобиля или вибрации кресла от барабанной партии на концерте.
Сколько стоит реклама на фасаде Sphere
Рекламный потенциал площадки обсуждали ещё на этапе строительства — экраны Sphere светятся круглосуточно, вокруг множество точек притяжения и платёжеспособные любители ночной жизни Лас-Вегаса. Необычная форма арены позволяет превратить купол хоть в баскетбольный мяч, хоть в глазное яблоко.
По словам участников рекламного рынка, Sphere — это «уникальное полотно, заставляющее бренды мыслить нестандартно», и неважно, какую цель они преследуют: привлечь внимание обитателей местных казино-отелей и посетителей гольф-клуба Wynn, продвинуть свой продукт и анонсировать мероприятие или поразить интернет масштабной социальной кампанией.
По неподтверждённым организаторами данным, показ рекламного ролика в течение дня стоит $450 тысяч, а на протяжении недели — $650 тысяч и больше.
В первом случае, например, компания получает в общей сумме четыре часа «открутки» и 50% рекламного «веса»: это значит, что половину времени Sphere будет показывать именно её ролики, а остальное время поделит между остальными рекламодателями.
Возможность транслировать один и тот же ролик на повторе будет зависеть от того, сколько всего баннеров и видео Sphere должна показать за день.
Примерные ежедневные охваты такие: 300 тысяч человек в офлайне и 4,4 млн — в соцсетях. Планы на ежегодные метрики следующие: количество гостей Sphere составит 6 млн человек, самого Лас-Вегаса — 42 млн, а общий охват рекламных кампаний оценили в 1,7 млрд человек.
Привлечь внимание к новой арене должны концерты ирландской группы U2, уличная трасса «Формулы-1» и межсезонный турнир Национальной баскетбольной ассоциации в 2023 году, а также «Супербоул» в феврале 2024 года.
Для сравнения: 30-секундный видеоролик на «Супербоуле» — финальной игре Национальной футбольной лиги США — стоил в 2023 году рекордные $7 млн. Однако бренд в этом случае платит только за показ — производство не входит в стоимость. Sphere, в свою очередь, может подключить к работе более 300 дизайнеров команды MSG.
Инвестор и предприниматель Джо Помплиано предполагает, что Sphere будет выручать от рекламы восьмизначные суммы в год — это как минимум. В пример он приводит нью-йоркский небоскрёб One Times Square, который уже на начало 2010-х получал свыше $20 млн за показ цифровых кампаний.
Какие мероприятия будут проводить в Sphere
29 сентября 2023 года Sphere официально открылась концертом ирландской группы U2 — та проведёт ещё 24 шоу, посвящённых вышедшему в 1991 году альбому “Achtung, Baby”. Последний концерт в программе назначен на 16 декабря. На премьерном открытии присутствовало немало знаменитостей — Джефф Безос, Пол Маккартни, Леброн Джеймс, Опра Уинфри, Snoop Dogg, Мэтт Дэймон, Орландо Блум, Брайан Крэнстон и Аарон Пол, Джон Хэмм и другие.
Цена на билеты начинались от $140 (скорее всего, с ограниченным обзором — там такие есть) и переваливали за отметку $1400. Как рассказало CNN, в первых рядах на самом нижнем уровне посетители могли поближе увидеть музыкантов, но вот рассматривать экран при этом было не очень удобно — приходилось задирать голову.
Сиденья на средних рядах позволяли видеть изображения на центральной части экрана на уровне глаз. В CNN признали, что описать пережитый опыт трудно, потому что он уникальный: зритель будто одновременно оказывается и в гигантском планетарии, и в IMAX-кинотеатре, и в виртуальной реальности — только без тяжеловесной гарнитуры.
Каким будет будущее таких концертов — ещё предстоит увидеть. По словам фронтмена U2 Боно, несмотря на преимущества, связанные с возможностью погрузить слушателя в атмосферу, у самой группы меньше пространства для манёров, чтобы разнообразить выступления для каждого из 25 концертов. Любые правки в иммерсивный визуальный контент такого масштаба требуют времени, сил и денег.
6 октября в Sphere также прошёл показ 50-минутного фильма Даррена Аронофски “Postcard from Earth” — его специально отсняли для площадки в 18К-разрешении, заявил режиссёр. По его словам, отснятый материал весил «500 тысяч ГБ». Камеры были оборудованы линзами с обзором в 270 градусов — с такими труднее уследить за всем, что попадает в кадр.
Аронофски называет свою картину «любовным письмом матушке-природе» — это «путешествие по семи континентам, проходящее через глубь океана, горные вершины, глаз бури и космос. Сиденья зрителей вибрировали, когда в фильме топали слоны и взлетали ракеты, а во время экранного шторма задувал искусственный ветер. На премьере присутствовало 5000 человек. Билеты стоили от $49 до $199.
MSG планирует ежегодно принимать в Sphere четыре-шесть музыкальных резиденций — серий концертов, как у U2. Официальных заявлений о том, кто может стать следующим гостем, авторы проекта не делали. По слухам, шоу могут провести британский исполнитель Гарри Стайлс и американская рок-группа Phish. Не исключено также, что здание станет ареной для турниров по боксу и смешанным единоборствам, а также киберспортивным турнирам.
Компания также хочет открыть аналогичную площадку на северо-востоке Лондона. Изначально принять первых гостей планировали через год после запуска американской Sphere, но подготовка затянулась. Сначала проект столкнулся с бюрократическими проволочками из-за планировок, а позже — с критикой со стороны местных властей. По словам последних, в выбранном районе и так достаточно развлекательных заведений, а внешние экраны Sphere вдобавок ко всему приведут к световому загрязнению.
Это у них просто нет наших бакланов! 8D
Бакланы спасут Рим?
Новость из параллельной вселенной.
Где-то - уже 22-й век, а где-то - до сих пор 19-й.
<sarcasm>Это вы про Израиль с Палестиной? 😁</sarcasm>
В Палестине средневековье. Устраивают набеги, захватывают рабов.
Сколько сталинок можно построить на 2,3 млрд баксов ?
А нахуя они?
Хуй знает
Может быть потому что качество жилья хорошее, хз
а гулагов сколько!
в нынешних реалиях - одну и то не до конца, распилят бюджет)
Можно, но этого не сделают, вы же понимаете
Зачем из строить, если можно просто показать на экране?🫠
В следующем году собираюсь гостить родственников и с моей стороны будет преступление не посмотреть такое чудо.
Думаете что это стоит просмотра? Меня что-то вообще не впечатлило
Статья топ, давно хотел почитать про Сферу
Комментарий недоступен
Нам всем бы такую уверенность
Билеты не бесплатные же.
Комментарий недоступен
Там под 20к мест мест билеты на U2 от 500$ до 1700$ ~20 миллионов за один концерт. Сколько берет площадка хз, но уверен с рекламой меньше чем за год окупят.
Будущее уже здесь и это не может не радовать, когда там в планах у нас такая штука?
Нужно немного потерпеть и плановая экономика обязательно переплюнит капиталистичесую архитектуру
это да но почему то капитализм все время возвращается)
Если капитализм возвращается значит вы мало работали и ещё нужно больше репрессий
И до сих пор никто не захватил с собой внутрь панорамную камеру типа Insta360 :-(
Только пару видео снаружи нашёл
https://youtu.be/AGCXeXKZ3FA?si=t_1JWF7WPqTBVX9k
...
Глазно)
Шедевр инженерной мысли
Всё-таки просто Стрип - это неофициальное название South Las Vegas Boulevard.
пиздец, Боно уже даже говорить не может, не то что петь(((
надо уметь вовремя уходить чтоб не позорится
Коллега видел в живую на прошлой неделе. Говорит что очень круто.
Коллега?
А что не так? Чел летал на неделю погудеть.
Вы говорите что есть какой то коллега но не говорите какая профессия у коллеги
Крутейшая штука!
164 000 динамиков
Про такое прям в Википедии написано:
Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — культурно-эстетическая категория, которая включает в себя клишированные произведения искусства серийного производства. Предметы китча, как правило, копируют популярные эстетические объекты и локации, порождая ностальгические сентиментальные чувства. Китч понятен большинству и вызывает мгновенные эмоции.Феномен китча характерен для массовой культуры, так как отвечает запросам массы и не имеет ограничений по степени образованности или насмотренности, как в сфере истории искусства, так и в других сферах. Он ориентирован на потребности обыденного сознания и производится для потребления. С точки зрения искусства китч оценивается невысоко. Его называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Китч
Друзья недавно были. Видео просто нереальные.
интересно был ли кто против