Сколько зарабатывают российские ремесленники: истории кузнеца, резчицы по дереву и сварщика Статьи редакции
Как нашли своё дело, с чего начинали, сколько учились.
Анне Дарбиньян 53 года. Прежде чем заняться резьбой по дереву, она работала врачом скорой помощи. Но в 1994 году решила уволиться — когда в третий раз попала в аварию по пути на вызов. После она работала секретарём на мебельной фабрике и шила на заказ.
Резьба по дереву долгое время оставалась для неё хобби, которое помогало отвлечься от тяжёлой работы и мыслей. Дарбиньян — самоучка, ей всегда нравилось рисовать, но больше привлекало лепить и работать с объёмными изображениями. Около года она тренировалась, создавая простую бижутерию.
В первое время у неё не получалось вырезать чисто и аккуратно. Тогда она начала брать уроки в Русской школе ремёсел (сейчас организация называется Русская академия ремёсел), а также в творческих студиях. Она изучала плоский рельеф, резьбу фигур и высокого рельефа, скульптуру и скульптурный портрет.
Дарбиньян не планировала продавать свои работы, но в середине 1990-х годов зарплату, по её словам, часто задерживали. Иногда ей не хватало денег на покупку пачки макарон к ужину.
С первым заказчиком она познакомилась случайно — на одном из московских продуктовых рынков. Он заинтересовался, когда узнал о её хобби, и попросил сделать для него резные часы, а затем не раз обращался с новыми проектами.
За часы он заплатил $100 — по словам Дарбиньян, в то время на эти деньги она могла месяц жить с комфортом, обеспечивая себя, супруга и мать.
До 2007 года резчица много работала с церковной тематикой: делала иконостасы для церквей и для частных домов, а также восстанавливала утраченные фрагменты икон.
Но потом отказалась от заказов на церковную тематику и сейчас делает интерьерную резьбу, рамы для зеркал, шахматные фигуры, мифологических персонажей и статуэтки в национальных костюмах.
По словам Дарбиньян, стоимость скульптуры из дерева зависит от её размера, степени детализации и вида древесины. Если работа продаётся вместе с авторскими правами, это повышает её стоимость примерно в два-три раза.
Например, 55-сантиметровый светильник из ореха стоит 45 тысяч рублей, а 35-сантиметровая фигурка женщины-кентавра с высокой степенью детализации из липы — 40 тысяч рублей, ложка из липы в форме русалки — 5000 рублей.
С 2008 года Дарбиньян работает в домашней мастерской. Она затрудняется оценить сумму затрат на её оснащение, поскольку готовила помещение несколько лет. По словам ремесленницы, в среднем создание домашней мастерской обходится в 250 тысяч рублей.
Некоторые инструменты из магазинов Дарбиньян не подходят, поэтому для своих нужд она их заказывает у знакомых кузнецов. Поскольку это кустарное производство, приходится переплачивать: например, одна стамеска обходится ей в 3500 рублей.
Кроме стамесок в её мастерской есть ножи, пять пил, электрический лобзик, фрезер, дрель, тесло, два топора, колода, резиновые коврики, абразивные камни, точила, а также три бор-машины, одна из которых нужна для ухода за стамесками. Двумя другими она шлифует фигурки.
Также у неё возникают трудности с поиском сырья. Для создания деревянных скульптур не подходят доски — нужны необработанные брёвна.
Найти их в Москве проблематично — обычно женщине удаётся найти брёвна после ураганов. Также осенью и весной она забирает ненужные брёвна у знакомых дачников, которые обрезают деревья.
Раньше Дарбиньян работала над поделками пять дней в неделю по 10–12 часов в день. При такой нагрузке её месячный доход составлял около 60 тысяч рублей.
Сейчас она работает три-четыре раза в неделю по восемь часов в день и зарабатывает в среднем 45 тысяч рублей в месяц. Теперь ей не нужно содержать семью, и она может позволить себе браться только за те заказы, которые интересны ей самой.
В среднем у неё десять постоянных клиентов. Сейчас ей не нужно искать заказчиков — её находят по рекомендациям знакомых в офлайне и в онлайне. Многих клиентов она растеряла, когда занялась интерьерной резьбой, так как на выполнение таких заказов уходило по несколько месяцев.
Сейчас она выполняет в основном мелкие заказы — миниатюрные скульптуры, браслеты, гребни, футляры, ложки. Они стоят 1000–3000 рублей, а на их производство требуется обычно пару дней. Также она делает пятисантиметровые японские фигурки нэцкэ. Их стоимость — от 5000 до 10 тысяч рублей.
Кроме того, Дарбиньян старается ежегодно участвовать в двух-трёх выставках, например, в «Московских мастерицах». Это помогает ей привлекать клиентов. Продвижением в соцсетях она не занимается — не знает, как настраивать рекламу и не умеет снимать красивые фото для Instagram.
В 1996 году Игорь Чижов окончил Московский областной государственный институт физкультуры, затем преподавал легкую атлетику в школе. А когда занялся строительством собственного дома, заинтересовался кузнечным делом.
В 1997 году он загорелся идеей работать в кузнечной мастерской и создавать вещи своими руками. Первое время он учился кузнечным навыкам у электростальского мастера Алексея Петрова, а затем построил собственную кузницу при храме Великомученика Никиты в Павло-Посадском районе Московской области.
Первой его работой была кованая рама для иконы. Супруга скептически относилась к его делу, так как опасалась, что такая работа небезопасна и стабильного заработка не принесёт.
Затем Чижов прошёл обучение в Гильдии кузнецов Москвы. Там он научился основным направлениям в кузнечном деле. Сейчас у него своя кузнечная мастерская в Павло-Посадском районе
На строительство потребовалось около 4 млн рублей. У кузнеца не было полной суммы сразу, поэтому на обустройство потребовалось 12 лет. Кузнец продолжает отапливать помещение дровами, так как газовые службы требуют за подключение и технические условия несколько миллионов рублей.
В кузнице он работает вместе с двумя сыновьями. Чижов говорит, что не гонится за каждым заказом. Главное для него — честно относиться к работе и не идти на компромиссы в ущерб качеству. По его словам, придумать идею он может за пять минут, а на её воплощение может уйти месяц, некоторые заказы делаются по полгода.
В основном он мастерит детали и предметы для интерьера и экстерьера: лестницы, ограды, качели, фонари, беседки. Но иногда попадаются необычные заказы. Например, одним из последних заказов Чижова стал мангал в виде корабля.
Иногда Чижов верно прогнозирует, сколько времени уйдёт на работу, а, бывает, вопреки прогнозам и обещаниям заказчику, работа растягивается на полгода. В таком случае он договаривается о переносе сроков. Некоторые идут навстречу, понимая, что заказ штучный.
Он со своей стороны старается относиться с пониманием, если заказчик задерживает оплату. У Чижова было несколько заказчиков-предпринимателей, которые оказались в тюрьме по экономическим статьям и смогли оплатить работу только через несколько лет, когда вышли на свободу.
Если кузнец работает по найму 8–10 часов, его зарплата составляет в среднем 100 тысяч рублей в месяц. Чижов зарабатывает примерно 150–200 тысяч рублей в месяц, так как не нанимает дополнительно сварщиков, маляров, сборщиков, а всю работу делает сам с сыновьями.
Кузнец пробовал привлекать клиентов в интернете через свой сайт, но это не приносило результатов. В основном заказчики приходят по сарафанному радио. Всего в месяц он выполняет три-пять заказов.
По словам Чижова, среди кузнецов существует так называемое кузнечное братство. Он может позвонить знакомому кузнецу в Ярославль, попросить совета или помощи — и ему не откажут в просьбе. Бывая в Израиле, Чехии или Германии, Чижов знакомится с местными кузнецами, и везде его встречают как своего.
Денису Карташову 39 лет, с 2002 года он работает с металлом. А восемь лет назад стал заниматься аргонной сваркой. Она позволяет связывать металлы, которые невозможно соединить при обычной сварке, и создавать более эстетичные работы.
Карташов заинтересовался сваркой благодаря отцу, который всю жизнь проработал сварщиком. Он часто что-то мастерил дома, а сын сперва наблюдал за его работой, а затем сам стал учиться азам.
После школы Карташов окончил Петербургский техникум по специализации «Сварочные работы». Затем работал сварщиком на заводе «Звезда» и на Ижорском машиностроительном заводе в Санкт-Петербурге. Там он овладел всеми видами сварочных работ.
А когда в 2010 году устал от работы на производстве, решил открыть свою мастерскую.
Карташов не уточняет, сколько средств вложил в её запуск и оснащение. Стоимость аренды помещения для своей мастерской он также не раскрывает. По его словам, в среднем аренда помещения в промзоне за Москвой, предназначенная для сварочных работ, стоит 50–70 тысяч рублей.
Карташов изготавливает мебель и различные сооружения из металла для частных домов и ресторанов, а также занимается реставрацией, старением и патинированием металлов.
У него есть свой сайт и профиль в Instagram, но заказчики в основном находят его благодаря сарафанному радио. Дополнительная реклама ему не нужна — в противном случае он не будет успевать с заказами.
За один из последних мелких заказов — создание зеркала из металла — он получил около 250 тысяч рублей. На работу ему потребовалось несколько дней.
Некоторые заказы Карташов делает вдали от собственной мастерской. Например, этим летом он три месяца декорировал ресторан в Сочи. Его гонорар составил 5 млн рублей. В эту сумму, помимо стоимости работ, вошли также расходы на материалы, перелёт и проживание в Сочи.
По его словам, основной недостаток в работе — неопытные дизайнеры. По словам сварщика, некоторые молодые дизайнеры предлагают эскизы, по которым невозможно создать изделие — они не знакомы со свойствами металлов.
Иногда заказчики отказываются принимать изделия, так как они не соответствует их ожиданиям. Карташов привык к переменам настроения заказчиков и относится к этому спокойно. По его словам, клиенты редко остаются полностью довольными работой с первого раза.
В мастерской большую часть работ он выполняет сам и больше двух помощников не нанимает. По наблюдениям Карташова, когда на производстве несколько десятков наёмных сотрудников, приходится быть «пастухом» и больше времени уделять контролю над тем, как работают другие.
Резьба по дереву интересная тема, но в современном интерьере абсолютно устаревшая. ЧПУ рулит и у резчика тут ноль преимуществ.
Сварщик за 400 тыс - лош, песдёш и провокация. Разовый заказ, да, возможно столько заработать. Ежемесячный доход - нет.
Пиздеш то что он сварщик.
Он просто использует в тч сварку в своей работе.
Но он не сварщик а производит эксклюзивные предмеры интерьера и тд.
Комментарий недоступен
Зависит от умения находить заказы и договариваться. Также учитывайте, что он не просто сварщик, а аргонщик, что тоже в дефиците, особенно при наличии прямых рук. Знаю не по наслышке.(:
ЧПУ для резки вовсе не рулит, ЧПУ используют для чернового снятия материала, а потом уже резчик дорабатывает изделие резцом.
Комментарий недоступен
И ещё интересно для комплекта доставщика пиццы, чистильщика бассейна, массажиста.
Комментарий недоступен
Сделайте серии подборок про зарплаты разных профессий: швея, кожевник, трубочист и т.д.
Имею свой заводик ЖБИ в Уфе, рублю по 500к в месяц чистоганом, имею трешку в центре, домик загородный, крузак и ку5 для жены
Молодец чё)
Про ремесленников же тема вроде
Ну, вот, а то все "Хочу в Продакты"
мне один бывшый сварщик рассказал, что проработал 4 года, а дальше зассал,
т.к. у всех сварщиков со стажем 7-10 лет cancer.
Это не так. Вредность безусловно существует, но не все так трагично.
Статья полезная. Лишний раз доказывают люди если работа тебя вдохновляет то и успех прейдёт сам собой. Главное трудиться в том ремесле в котором получаешь удовольствие.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Ну наконец-то я вижу это слово в прессе. Теперь можно вздохнуть свободно и говорить так, не стесняясь. А то всё метался - как же правильно: зависю? завишу? Тьфу, ладно, буду говорить "испытываю зависимость от"
оказывается мемы про сварщиков на МДК были не шуткой
Комментарий недоступен
Пора переучиваться на кузнеца или сварщика, не тем я занимаюсь...
Комментарий недоступен
А женщины кузнецы или сварщики бывают? )))
Бывают) https://daily.afisha.ru/relationship/9907-prishla-nashe-mesto-zanimat-istoriya-devushki-stavshey-luchshim-molodym-svarschikom-rossii/
http://weldqueen.com/project/performans-koromyslo/
Занимаются не пойми чем, нет чтобы открыть маленький заводик и производить жб кольца
Как с Денисом Карташовым связаться, не подскажете?
https://www.instagram.com/_ironcraftstudio_/
Захотелось послушать какой-нибудь подкаст с представителями таких интересных профессий. У меня есть друг-кузнец, так у него всегда одна история офигительнее другой – то про сам процесс, то про заказчиков. Но, конечно, главное, чтобы человек своим делом горел, без этого ничего классного (и прибыльного) не выйдет.
https://govoritmoskva.ru/broadcasts/30/?month=10&year=2019
В тему статья на vc про то, как ремесленной компании вырасти из статуса бизнеса в режиме самозанятости до большой федеральной компании:
Сегодня мало быть классным мастером, нужно уметь продать свой труд. Очень много мастеров просто не умеют этого делать. На ЯМе, к примеру, сейчас рулят именно продавцы, а не мастера.
Это всегда так было, произвести легче чем найти покупателя.
приятель рассказывал, как два его знакомых - айтишник и строитель одновременно уехали в США, первый через год б/у машину купил,а второй новенькую с салона за наличку, камины кладет и 30 тыс баксов в месяц - смотря в какой стране этот мастер работает
Я вот читаю и смотрю на эти цифры и думаю где такие мастера , что по 200к получают. Хотя я сам в 2008-2010 так получал работая в багетной мастерской обычным мастером. Просто тогда наш директор был хороший мужик который делил все по честному, потом он превратился в бизнесмена и все. Он узнал что на рынке мастер в среднем получает 30-40к и зарплата сразу упала до этих цифр. Мастера начнут получать когда владельцы бизнесов перестанут брать пример с нашим депутатом, которым все мало.
но я точно знаю , что вся это ситуация с подвигла меня создать свой интернет магазин зеркал в рамах https://zerkalo-moskva.ru, в той тематике которой я работал. Я очень надеюсь когда умнея пойдут продажи, то не стану как мой бывший директор жадить деньги от персонала и мои мастера начнут получать достойную заработную плату.