Алексей Одедесион, А3: «На рынке электронных платежей мы видим тренд на удобство»
Узнали, как россияне будут платить за квартиру через пять лет, и обсудили менталитет иностранцев
Тимлид аккаунт-менеджеров Flocktory Иван Бойков продолжает общаться с предпринимателями о работе и жизни. Сегодня у нас в гостях Алексей Одедесион, заместитель генерального директора А3. Это платежный сервис, который помогает быстро и безопасно оплачивать коммуналку, штрафы, налоги, обучение и так далее. Поговорили о бизнесе, искусственном интеллекте и обучении по программе MBA в США.
Расскажи о трендах и инновациях на рынке электронных платежей — какие новые решения мы будем использовать в ближайшие годы?
Мы видим тренд на удобство. UX сегодня отличается от того, c чем имели дело наши родители. Побывав в 72 странах, могу сказать: у нас потребители привыкли к хорошему, их разбаловали качественным сервисом.
Мы, например, перезапустили систему пуш-уведомлений и теперь можем самостоятельно находить счета пользователей и направлять информацию о них в банк, чтобы все можно было оплатить за раз одной кнопкой.
На мой взгляд, пройдет лет 5-10, и автоматическое списание станет нормой: пользователи привыкнут. Но пока банкам важнее касание с клиентом, которое помогает продавать дополнительные сервисы, и потому не очень интересны автосписания. Банку выгодно, когда пользователь заходит по ссылке, сам оплачивает счет, получает подарок от Flocktory.
Продолжая тему трендов: а ты используешь искусственный интеллект (ИИ) в работе?
Использую нейросеть по любому поводу. Например, в случаях, когда сложно начать делать задачу самостоятельно. Проще написать: «шесть шагов, стартовый вот такой, сделай лесенку», чем заходить в эксель и вбивать формулы. Пара минут, — и мы уже получили готовое решение. То же самое с формулировкой KPI для конкретных специалистов.
Я оцениваю ответ ИИ с позиций своего опыта, корректирую его, тем самым обучаю эту систему. Получается быстрее, чем делать все с нуля самому. Мы живые люди и можем что-то упустить, а ИИ позволяет более широко смотреть на вещи.
Пробовал использовать российские нейросети — Алису «Яндекса» или GigaChat «Сбера»?
Еще нет, но слышал, что последнее обновление «Яндекса» всего на несколько месяцев отстает от ChatGPT, и им вполне можно пользоваться. Но не вижу в этом смысла. Зачем учатся MBA в американском университете? Затем, что американский бизнес — лучший в мире по количеству прибыли, которую он генерирует. Так же и с искусственным интеллектом. Нашему IT далеко до того, что делают с технологиями ИИ в Америке.
В России один из самых мощных рынков финтеха в мире. Будем ли мы такими же крутыми, если санкции продлятся долго?
IT в России уже не может развиваться в прежнем темпе. Многие эмигрировали, и людям все тяжелее работать на свою страну: из-за разницы часовых поясов, доллара по 100. Айтишники пишут код на английском — у них нет языкового барьера. Им проще найти работу за границей, чем представителям других профессий. Следовательно, отток продолжится, конкуренция на рынке упадет, а следом за ней снизится и качество IT-продуктов.
Кроме того, в России ограничен доступ ко многим сервисам, даже к искусственному интеллекту. Ты не можешь использовать ChatGPT без VPN. Если новые технологии продолжат блокировать в России, будет трудно. Однако пессимистичных настроений, что экономика скоро рухнет, я не разделяю.
Люди приспосабливаются, сложности дают нам опыт, в том числе и чтобы поддерживать наш IT на высоком уровне и быть конкурентоспособными.
Почувствовали ли вы на себе санкции?
Да, как и многие российские компании. Часть плательщиков штрафов, налогов и коммуналки уехала из страны. В какой-то момент случилась просадка по платежам: люди не знали, что будет дальше, и экономили средства. Но инфляция внесла коррективы. Средний чек за электричество и газ вырос. Значит, и наши доходы тоже — мы зарабатываем на комиссии.
Темпов роста, которые мы наметили в стратегии развития на три года, мы придерживаемся. Думаю, дело в том, что россияне очень дисциплинированы. Они первым делом оплатят коммуналку и налоги, а только потом будут думать о других тратах: еде, одежде, прочих потребностях. Поэтому А3 чувствует себя уверенно.
Расскажи, пожалуйста, про А3: чем компания занимается, какие у нее есть продукты?
В девяностые годы люди брали квитанции из почтового ящика и шли на почту, чтобы заплатить за коммунальные услуги. Сейчас это проще сделать в интернете.
А3 — компания, которая через банки передает данные с квитанции получателю средств, например, Мосэнергосбыту или Водоканалу Белгорода. Мы работаем со всеми топовыми игроками рынка. Благодаря нам в банковских приложениях появляется функция оплаты коммуналки и пуш-уведомления о том, что пора оплатить услуги ЖКХ, налоги и штрафы.
Не везде потребителям так легко платить за коммуналку, как в России. Сейчас я в Аргентине, и здесь этот процесс устроен почти как у нас двадцать-тридцать лет назад. По-прежнему в ходу бумажные квитанции, а по всему городу есть круглосуточные киоски, где можно сделать платежи наличными.
Ты сказал, что через А3 можно оплачивать услуги даже самых небольших поставщиков. Вы смогли со всеми заключить договоры?
Мы стартовали в 2010 году и сразу планировали, что заключим контракты со всеми. С крупными игроками этого рынка — их около 5 тысяч — у нас уже есть или намечаются контракты. В остальных случаях мы используем государственные системы, через которые можно получать информацию о квитанциях и передавать ее банкам-партнерам, а прямой договор с поставщиком при этом заключать не надо.
В России 80 тысяч организаций, которые работают на рынке коммунальных услуг. Договориться со всеми очень тяжело. Тем более, некоторые банкротятся, а потом возникают новые.
Давай перейдем к твоей истории. Чем ты занимался до А3?
Я из Ярославля. Там вырос, выучился в МЭСИ по специальности «антикризисное управление». На 3-4 курсах летал в США по Work and Travel и понял, что есть классный другой мир, который сильно отличается от российских реалий. На пятом отработал лето газонокосильщиком в США, заработал на машину и пригнал ее в Россию контейнером.
В 2008 году в Америке случился ипотечный кризис, который сильно повлиял на рынки развивающихся стран, включая Россию. В Ярославле многие производства остановились. Нельзя было устроиться на нормальную работу, а я, очень молодой и амбициозный, хотел большего. Поэтому собрался за один день и переехал в Москву.
Первые два года работал в «Росгосстрахе». Я знал английский и поэтому начал развивать проект международного ОСАГО. Однажды в Москве познакомился с ярославским землячеством и встретил Андрея Абашина, нынешнего генерального директора А3. Он пригласил меня в этот стартап, на тот момент только набиравший команду.
В 2011 году я пришел в А3 на позицию аналитика и дальше рос внутри компании, не переставая учиться. Тогда же я поступил в аспирантуру в МЭСИ. Закончив ее, захотел поступить на программу MBA. Два года занимался английским по 15 часов в неделю и готовился к математико-аналитическому тестированию. В итоге круто сдал экзамен и поступил в университет в Калифорнии, входящий в мировой топ-15.
Закончил его в августе 2023 года, и это тоже дало гигантскую мотивацию.
Кто ты за пределами своего круга общения? Вот MBA, помимо прочего, дает четкое понимание того, где ты находишься, подсвечивает твои плюсы и минусы, показывает, что нужно подтянуть и куда можно двигаться.
Какой опыт ты получил благодаря обучению в Америке?
MBA в целом учит быть топ-менеджером или генеральным директором. Направления в разных университетах отличаются: где-то больший уклон в IT, где-то в предпринимательство. У нас была всесторонняя программа, которая учила и бизнес открывать, и компанией руководить. Обучали всему: от бухгалтерии до стратегического маркетинга, лидерства и искусства переговоров, был даже курс по логистике.
Мне дали базу, с которой я могу открывать свой бизнес или быть CEO. Но это верхнеуровневое знание — конечно, нужно самому углубляться в конкретные темы. Идеально — окружить себя профессионалами из каждой отрасли.
Расскажи, как отличается подход к работе у специалистов из разных стран?
В группе у нас были американцы и много студентов из стран Азии, так как это совместная программа с университетом Сингапура. Люди очень отличались друг от друга.
У сингапурцев не было баланса. Они как неконтактные роботы: утром на работу, вечером с работы. Это отражается и на подходе к бизнесу. У них отличные хард-скиллы, но с софт-скиллами проблема. Они не общаются с другими и в основном держатся закрытыми группами.
Американцы много времени уделяют прокачке хард-скиллов, а «софты» есть в самой их культуре: в США принято улыбаться и вести small talks (легкие светские беседы).
Были те, кто круче в определенных вопросах в силу бэкграунда. Например, был парень из Morgan Stanley (примечание редакции — американский финансовый конгломерат, один из 34 самых крупных банков мира) с опытом в бухгалтерии и закрытии сделок. Но с точки зрения переговоров, лидерства и предпринимательства, когда нужно было придумывать свои проекты, я был лучшим в группе.
Было много мелкого бизнеса, предпринимательства. Например, мой папа успел поторговать всем от маргарина до автомобильных шин.
Случай, который хорошо показывает разницу в подходах. У нас был курс по лидерству, на котором нас разделили на группы по четыре человека и попросили сделать пятиминутный видеоролик про типы лидеров. Я предложил команде: «Давайте будем в образе супергероев, каждый запишет по минуте вертикальное видео, а я все сведу, наложу субтитры». Написал ТЗ и поставил дедлайны. Два человека прислали правильно сделанные видео вовремя.
Последняя участница команды — родом из Японии — пропустила дедлайн, сославшись, что ей некогда. Договорились о новом сроке. Но она все равно не уложилась, сняла ролик горизонтально и с плохим звуком. Я в личной переписке попросил переделать, на что она написала в общую дискуссию, мол, ребят, я сделала не так, но мне кажется, что это не проблема. Другим участникам команды оказалось все равно: они уже сделали свою работу, ролик им монтировать не нужно. Ролик она не стала переделывать.
С русскими так лучше не шутить (улыбается). Я просто пустил ее видео крутиться по кругу по часовой стрелке, и написал: «Вот что бывает с людьми, которые не следуют ТЗ». Все посмеялись.
Другой небольшой пример культурных различий. В Буэнос-Айресе ты не можешь поднять руку, чтобы подозвать официанта. Они думают, что ты им приказываешь, для них это грубость. А в нашей культуре это окей. Менталитет всегда нужно учитывать, когда ведешь международный бизнес.
Окей, софт-скиллы россиян очень помогают им в бизнесе, переговорах и презентациях. А есть качества, присущие нашему менталитету, которые скорее мешают?
Нас десятилетиями учили, что не жили богато — не стоит и начинать. В Америке и в Европе другой подход — там детям внушают, что они станут самыми успешными в семье.
Мне кажется, нам нужно понять, что нет ничего плохого в зарабатывании денег в большом количестве. Когда потребляешь, ты инвестируешь в бизнес других людей, он развивается и делает мир лучше. Когда закрыты все базовые потребности, ты задумываешься о глобальных вещах — например, об экологии, начинаешь заботиться об окружающей среде.
Многие сходятся во мнении, что сейчас у российского бизнеса время возможностей — конкурентное поле сузилось и закрепиться на рынке проще, что ты думаешь об этом?
Я не согласен. Сейчас конкурентное поле ослаблено, и это мешает российскому бизнесу развиваться. Когда ты находишься в зоне комфорта и понимаешь, что соперничать не с кем, это не ведет к прогрессу. А когда постоянно борешься за место под солнцем — тогда становишься крутым специалистом, появляются точки роста.
Мы получаем опыт, учась на ошибках — есть ли что-то, от чего ты точно предостерег бы предпринимателей и то, что посоветовал?
Многим кажется, что предпринимательство — про свободу и про деньги, поэтому люди стремятся в бизнес.
Знаю примеры, когда люди продавали квартиры, чтобы реализовать задуманное. Чаще прогорали, но иногда идея «выстреливала» — и в том, что такое возможно, и есть главная прелесть предпринимательства.
Блиц: 3 вопроса не о работе
Чем занимаешься в нерабочее время?
Кроме основной работы, развиваю личный бренд, веду блог, работаю ментором. Еще делаю ивенты для сноубордистов и вейкбордистов — планирую мероприятия на Эльбрусе и в Кыргызстане.
Как все успеваешь?
В детстве я занимался футболом и тогда меня научили строгой дисциплине, это до сих пор помогает. Важно составлять календарь — не понимаю, как люди без него живут. Долгосрочные цели отмечаю в Notion, декомпозирую и распределяю по времени.
Еще стоит соблюдать «колесо баланса». Есть разные сферы, в которых люди реализуют себя: карьера, спорт, здоровье, семья, дети... у каждого свой набор, Я выбрал 8-9 сфер и уделяю им внимание равномерно, это помогает сохранять высокий уровень энергии, без которого невозможно быть успешным в бизнесе.
Какие книги можешь посоветовать нашим читателям?
Считаю, что в чтении тоже важен баланс. Поэтому посоветую книги разной тематики:
- «Тайная опора» Людмилы Петрановской;
- «Цель» Элияху Голдратта;
- «Думай и богатей» Наполеона Хилла.
Очень интересно, а как государственные органы относятся к работе компании? И есть ли в планах плотное взаимодействие с сервисами типа мос.ру?
Добрый день! Деятельность компании осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством и мы сотрудничаем с государственными информационными системами ГИС ЖКХ, ГИС ГМП. С mos.ru мы достаточно успешно сотрудничали ранее.
Спасибо! Не знала, что сотрудничали. Очень интересно было заглянуть во внутрянку)
Флоктори спасибо за интервью тоже!
Этот тот А3 который вечно не работает или тормозит ?
Добрый день, Антон. Спасибо за интерес к нашей компании. Мы постоянно работаем на улучшением отказоустойчивости и качеством сервиса. SLA за прошлый месяц - 99,87, а секунды перебоев работы не отразились на партнерах.
Не знаю что там у вас за статистика, но как только наш местный ГорИВЦ перевели оплату на ваш сервис, я проклял все. Еще ни разу за пол года я не смог корректно оплатить коммуналку через ваш сервис.
Уточните, пожалуйста, какой именно ИВЦ у Вас? Постараемся сейчас разобраться с ситуацией.
Сочинский, центральный район.
Видимо из за жалоб, они добавили второй сервис Фрисби, последние пару месяцев оплачиваю там.
Антон, чтобы нам детально разобраться с причинами неудачных попыток оплаты, просим Вас обратиться в наш контакт-центр и подробно рассказать, с какими сложностями вы столкнулись.
Обратиться можно: по телефону 88001003900 или написать в онлайн-чат на сайте https://www.a-3.ru/platezhi. Онлайн-чат и телефон работает пн-пт с 9:00 до 18:00. Или на почту [email protected] в любое удобное время.
почему я раньше всегда думал, что Элияху и Голдрат это 2 разных человека?)
Лично меня всегда раздражает, когда кто то использует местоимение "мы", фактически не конкретизируя.
Юрий, а почему так? Он же тут говорит за всю компанию. Как было бы лучше? Мы в А3?