Зарплаты айтишников в РФ: пузырь или закономерность? Частное мнение

В последние несколько месяцев неоднократно на совершенно разном уровне обсуждал тенденции в зарплатах ИТ специалистов в РФ и зарубежом.

Очень часто слышу мнение (особенно от сотрудников бюджетных организаций или людей сильно далеких от ИТ) о том, что рынок переоценен, «перегрет» и скоро все айтишники станут получать меньше, что рынок скоро перенасытится и т.п. С таким мнением я не согласен и хочу рассказать почему.

На мой взгляд основная ошибка тех, кто считает, что рынок специалистов в области информационных технологий в России - пузырь, в том, что они не понимают, что границы кончились. Рынок ИТ специалистов в РФ это совсем не рынок ИТ специалистов одной страны. И до пандемических времен айтишники достаточно массово работали на иностранных работодателей и заказчиков: как компании, так и физические лица: открывая ИП и получая валютную выручку, либо через компании, а после событий 2020 года эта тенденция продолжала развиваться семимильными шагами. Да, с учетом определенных политических тенденций и санкций периодически возникает проблема: “мы ничего не имеет против тебя\вас и готовы продолжать сотрудничество, но просим переместиться в другую страну”, но сегодня она не носит массовых характер и при наличии настоящего профессионализма позволяет поменять работодателя на более лояльного.

На протяжении десятка лет обсуждается вопрос о справедливости зарплат топ-менеджеров компаний во всех странах и остается вывод о том, что зарплата наемного специалиста высокого уровня - понятие международное. Тот рынок, который мы сейчас имеет в ИТ - это уже не рынок работодателя, это рынок специалиста. Специалистов больше по количеству, чем работодателей и они работодателям нужнее, нежели наоборот. Именно специалисты решают какие технологии будет использовать работодатель, потому что последний не может использовать технологии, которыми никто не хочет заниматься: неоднократно наблюдал попытки найти хоть кого-то чтобы продолжить или даже начать использовать устаревшие или очень эксклюзивные программные продукты. В обоих случаях договариваться получается только если очень завышать ценник и, даже при этом, с большими трудностями.

Отдельной категорией стоят компании для которых нет прямой зависимости прибыли от зарплат ИТ специалистов. Например банки. В этом случае происходит ускорение рынка в части увеличения зарплат, а где-то даже его превышение. Но у таких работодателей порой есть обратная сторона: деньги являются единственной мотивацией, так как сама работа постоянная и единообразная. Для выхода из компаний такого типа нужно договориться с собой на снижение дохода.

То, что происходит с зарплатами ИТ специалистов сейчас в России - закономерное явление при имеющихся технологических возможностях. Региональный коэффициент будет сохраняться (удаленный сотрудник среднего уровня в Чехии или Польше продолжит получать несколько меньше, чем аналогичный в Великобритании или США), но с учетом повсеместного дефицита я считаю, что зарплаты в течение следующих нескольких лет в России будут только расти до среднемировых и уж точно никуда впоследствии не упадут. С учетом постоянно возрастающей потребности отрасли я также не вижу горизонта перенасыщения рынка новыми специалистами. К тому же надо отметить, что значительный разрыв между ИТ и не ИТ на рынке присутствует прежде всего на позициях высокой квалификации, то есть для хорошего роста дохода нужно не просто закончить курсы и стать вечным джуном, но необходимо уметь и иметь способности расти в конкретной деятельности - на что способны и имеют амбиции далеко не все.

0
171 комментарий
Написать комментарий...
Екатерина Попова

Что мешает людям, которые считают, что труд программиста переоценен, пойти сесть на место программиста, выполнять его работу и получать такую же зарплату? Это же так просто, изи мани.

Ответить
Развернуть ветку
ivan bagrov

переоценен не сам по себе, а в сравнении с другими профессиями. когда врачи/учителя получают вдвое-втрое меньше на окладе, это вообще как, справедливо? ах да, простите, у нас же трынд на цыфровизацию всего и вся, дабы удобней было держать хомяков под колпаком. с чего удивляться зарплатам фасадных профессий - прогерам, дезайнерам, моркетологам, и, парампарампам, рекламщегам, цель которых - отвлекать людей и навязывать мишуру. ребят, ваша работа ЗНАЧИМА, но не ESSENTIAL. сломаете руку, дом сгорит, жрать нечего (общечеловеческие проблемы, понятные и русскому, и папуасу) -  к прогеру пойдете, или к врачу/архитектору/повару?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей М

Я вам могу только посоветовать отключить интернет - его айтишники придумали ведь! И поддерживают тоже они. Пользуйтесь кнопочным телефоном.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Matytsin

Это беда, когда айтишники начинают "интернет поддерживать". Это как врач бы начал медикаментами торговать. Все таки, каждый своим делом заниматься должен.

Ответить
Развернуть ветку
Omicron Persei8

А кто, извините, его поджерживает? Рабочие, которые кладут кабель на дне океана? Они в данном случае всего лишь подрядчик. А вот за связанность, маршрутизацию и, да, поддержку оборудования, на котором все это работает, отвечают как раз таки айтишники. IT это не только программисты, если что. У тех же докторов, межу прочим, тоже огромное количество малосвязанных между собой специализаций.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Matytsin

Не стоит извиняться. Каждый должен заниматься своим делом: инженер связи — свзью, кабельщик — кабелем, IT специалист — IT процессами, терапевт — лечить гипертонию, прокотолог — геморрой. Там где IT специалисты занимаются организацией связи  результат такой же, как когда терапевт занимается лечением каловых камней. Не надо путать каналы связи (хоть под  "Интернет", хоть под телефонию, хоть под сбор показателей электросчетчиков - это вообще неважно) и ИТ инфраструктуру Интернета (серверы, СХД, АРМы). А в первую очередь "Интернет поддерживают" как ни странно — специаолисты по  эксплуатации линейно-кабельных сооружений и сооружений РЭС. Их вклад как раз основной в обеспечении работоспособности каналов связи, а Интернет, всего лишь один из сервисов с самым низким приоритетом пропуска по каналам связи. 

Ответить
Развернуть ветку
Omicron Persei8

Так я и не путаю каналы связи и ИТ. Давайте обратимся к википедии для определния что такое инетрнет."Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Объединение сетей разной архитектуры и топологии стало возможно благодаря протоколу IP (англ. Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных" Тобишь Интернет это не каналы связи, а набор технологий и протоколов, объединяющих разрозненные сети в одну (отсюда и само слово интернет, что дословоно переводится как межсеть). А Каналы связи это...как ни странно именно что каналы связи т.е. да, без них интернет работать не может, но сами по себе они интернетом не являются. Таким образом связисты и кабельщики поддерживают именно каналы связи, а интернет поддерживают айтишнки.
Утверждать обратное это как сказать, что uber или яндекс такси поддерживают не айтишники а таксисты, хоть конечно и бесспорно, что без таксистов эти сервисы работать не смогут.

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда