{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium

На вопрос, какая особенность отличала Альберта Эйнштейна от других, большинство бы ответило — ум. Но это не совсем так, считает программист и сооснователь бизнес-акселератора Y Сombinator Пол Грэм. Особенным было то, что учёный выдвигал весомые и принципиально новые концепты.

Интеллект и идея — понятия неидентичные. Вывод кажется очевидным, ведь идея — это отчасти следствие пытливого ума, без которого придумать что-то оригинальное трудно. Но на самом деле между ними, говорит Грэм, огромная пропасть. И именно поэтому далеко не все порой чрезвычайно умные люди многого достигают.

В детстве я думал, что больше всего в жизни люди хотят быть умными. Не удивлюсь, если так полагали и вы.

Но представьте, что вам дали выбор: быть умным и не совершать открытий или, наоборот, постоянно постигать нечто новое, будучи при этом чуть глупее.

Вы бы наверняка склонились ко второму варианту — уж я-то точно. Да, делать такой выбор немного неловко, но его преимущества очевидны.

Неловко Грэму от того, что интеллект по-прежнему кажется важным атрибутом. Он понимает — это не совсем так, но такой стереотип чаще всего живёт в человеке с детства. И этому есть объяснение: дать оценку условным показателям IQ легче, чем однозначно определить ценность идей.

По интеллекту, впрочем, судят не только детей, пишет программист. Ум, а вместе с ним и остроумие, нередко побеждает и в разговоре, поэтому становится в итоге «основой иерархии доминирования».

Так уж исторически сложилось, что прорывные идеи — это редкость даже в 21 веке, поэтому общество не может привыкнуть к ним и принять, что именно к этому человечество должно стремиться, а не к уму как таковому.

Интеллект в данном случае — это лишь средство для достижения цели, причём не единственное. Ведь ум, как считают многие, «даётся» с рождения и не всем. А значит, должны быть и другие «ингредиенты», которые, скорее всего, можно культивировать, полагает Грэм.

Если интеллект врождённый и имеет в жизни первоочерёдное значение, то человеку ничего не остаётся, кроме как понять, к какой работе у него есть способности, и усердно трудиться до победного. Эдакий фатализм в духе «Дивного нового мира».

Но если ум — лишь один компонент более сложной системы, то истина может оказаться куда интереснее, ведь у человека появляется больше рычагов.

Выделить все «ингредиенты» не так-то просто, отмечает Грэм и признаёт, что сам впервые всерьёз задался этим вопросом. Но один из наиболее очевидных — это обострённый интерес к определённой сфере. Его, считает программист, можно развить.

Другое необходимое качество — это умение нестандартно мыслить, не завися от мнения окружающих. Программист бы не стал отделять его от понятия интеллекта, поскольку никогда не назовёт человека умным, если тот мыслит шаблонно. К тому же образ мышления тоже нередко заложен с рождения. Но Грэм всё же верит, что и это качество можно приобрести.

Некоторые считают, что за создание новых идей нужна «креативность». Однако термин, по словам автора, не самый подходящий: он, во-первых, слишком размытый, во-вторых, тесно связан с интеллектом и, в-третьих, не объясняет разрыв между понятиями на все 100%.

Одно из самых неожиданных, но также необходимых качеств — это умение писать. По словам Грэма, в 21 веке появилась целая категория идей, которые лучше всего раскрываются именно в книгах и эссе, и возвратный глагол программист использует неслучайно.

«Речь не о том, чтобы придумать идею, а потом коротко её законспектировать. Письмо — это отдельный способ осмыслить концепт в процессе», — говорит он и именно поэтому сам нередко рассуждает о волнующих его темах в виде эссе.

У всех «ингредиентов» есть обратная сторона: негативные факторы могут, наоборот, давать стимул, а заурядные могут оказаться не такими уж простыми. Например, сегодня многие считают, что инновационные идеи создаёт молодёжь. Но, возможно, дело вовсе не в возрасте, говорит Грэм, а в преимуществах, которые есть у молодых: то же крепкое здоровье и меньшая ответственность. Поняв это, выйти за рамки, возможно, смогут и взрослые.

Помимо качеств и умений, существует также множество методик и инструментов, которые помогают генерировать новые идеи для офисных и школьных проектов, стартапов и частных целей. И конечно, в этом деле не обойтись без примитивных условий: нужно усердно работать, достаточно спать, избегать стресса, окружать себя достойными коллегами и находить способ работать не только над тем, что нужно, но и над тем, что нравится.

На мой взгляд, разрыв между понятием интеллекта и идеи ещё вызовет должный интерес. Если мы сочтём его лишь показателем нереализованного потенциала, то будем каждый раз пытаться слепо перепрыгнуть через пропасть.

Если же поймём, благодаря чему рождаются эти идеи (не только благодаря интеллекту, как вы могли заметить), то сможем совершить «открытия об открытиях» — и вместе с тем заполним наконец пропасть.

0
125 комментариев
Написать комментарий...
Αлексей Μихеев

Читать надо приучать детей. У меня плохой пример: в семье родственника двое детей не приучены к книгам, в итоге в голове такой вакуум в 7 и 14 лет, грустно подумать, что их дальше ждёт. Знаний мало, желаний мало, поговорить не о чем. База ума должна на чтении строиться.

Ответить
Развернуть ветку
Hack Er

Читать, но не обязательно книги. Прочитал за 20 с небольшим лет менее 10 книг, но всю жизнь читаю статьи, выдержки и прочее. Периодически на прочтение материала требуется около часа, так что с большими объема информации работать способен. В противовес этому, есть много знакомых, которые прочитали огромное количество книг, но в голове у них "воздух"
Читайте, но не обязательно книги
И развивайте критическое мышление
Одним чтением сыт не будешь

Ответить
Развернуть ветку
Αлексей Μихеев

Мне кажется, у детей больше художественная литература идёт, на статьи они не ориентированы. Разве что статьями можно назвать выдержки или краткие произведения, разные энциклопедии - вариант. Думаю, чтение само по себе формирует внимательность, включает фантазию, абстрактное мышление, усидчивость. В общем, да, главное чтобы человек приучался читать, а там уж что угодно, что ему нравится. Хоть узкая литература по рисованию например, хоть детективы.

У этого моего 14-летнего родственника обнулился смартфон и нужно было обойти блокировку гугла (забыл пароль от почты). Я скинул видео на ютубе, где разжёвывалось, как это всё обойти и включить телефон, там материала на 1,5 минуты, которые автор ролика разжевал на 3-4. На следующий день пришлось всё делать самому, так как парень вообще ничего не понял. То есть даже внимательно посмотреть видеоматериал не способен оказался, не то чтобы прочитать статью, как это делается. Я это списываю это как раз на то, что читать он ничего не читает и не читал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Выборка маловата, но.
У меня дети 7 и 5 любят читать (сын дочери читает). Смартфон я им вообще не даю - нехуй. Так вот, если их просто оставить на месте (например, я работаю или занят по дому), то они выдумают себе настолько много игр (причём с разными сценариями, героям и ситуациями), что я охуеваю натурально.
И контр пример. Их друг тоже 7 лет (сын моей подруги) просто не понимает, как это - придумать что-то (со слов моей подруги, думаю ей врать незачем), зато знает всех этих диких скритчеров или какая там ещё хуйня щаз есть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Конечно, не только книги, но я считаю, что как минимум не стоит недооценивать их влияние.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Готовят...
Ну спорт у сына, а у дочери художка -)

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Все предки любят заморачивать детей какими-то дополнительными секциями )) Проходят годы, и становится ясно, что предки зря напрягали и сами напрягались.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Допсекции нужно в т.ч. для того, чтобы сбрасывать лишнюю энергию.
Сейчас очень много детей с повышенной активностью, им вообще обязательно надо. Мой иначе мне дырку в полу просверлит -)
Тут как относиться к секциям. Если пытаться из ребёнка сразу олимпийского чемпиона делать - это одно, а если для поддержки здоровья - это другое

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Спроси Дениса Демидова. Он тебе с удовольствием расскажет, как он в детстве сбрасывал лишнюю энергию, шарясь с дружбанами по свалкам )) Секции, говоришь? Хех.

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully

И правильно делают. Чем больше секций, тем круче.

Потому что будучи взрослым ты внезапно осознаёшь, что умеешь дофига всего и можешь круто проводить время. И навыки эти, оказывается, можно неплохо применить.

Кроме того, благодаря загруженности разными секциями ты развиваешься в разные стороны, что, опять же, в будущем даст ему гибкость.

А ещё у тебя появляется огромный круг знакомств из разных сфер, что расширяет твой кругозор и даёт тебе полную картину мира.

Добрую половину жизни ты ебашишь на работе ради лучшей жизни и времени на изучение чего-то нового нет. Когда, как ни в детстве, пробовать себя во всем?

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Учитывая, что дети выше крыши загружены школой, дополнительные секции - это порой чрезмерная нагрузка. Почитай про Алису Теплякову.

Добрую половину жизни ты ебашишь на работе ради лучшей жизни и времени на изучение чего-то нового нет.

А вот это в корне неправильный модус вивенди. Голова человек для того и дана, чтобы выбрать себе лучшую специальность и лучшую работу - такую, при которой и материально обеспечен, и есть время на "пробование всего".

Ответить
Развернуть ветку
122 комментария
Раскрывать всегда