{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как и когда повышать рейты на digital-услуги

Привет. Меня зовут Владимир Завертайлов, я — руководитель и главный бармалей в Сибириксе и основатель SingularityApp.

Сейчас перед многими digital-компаниями остро стоит вопрос: можно и нужно ли повышать цены на свои услуги. С учетом хаотичной ситуации на рынке. Кто-то боится, что останется совсем без клиентов. Кто-то, что не сможет прокормить команду. Особенно те, кто перевез ее в условную Грузию, а клиенты остались здесь.

Вопрос очень не простой. Затрагивает чувствительную тему денег. Вот что говорит мой опыт.

⏰ Когда

Повышать рейты можно и нужно если:

1. Вы перегружены и у вас очередь стоит.

2. Вы не можете позволить себе платить оклады “в рынке”.

Первое — это от силы (силы безразличия). Второе — от слабости. Но могут быть и оба фактора одновременно. Плавали, знаем. Если не делать глупостей и рынок не турбулентит — чаще чем раз в год-полтора этим заниматься не придется.

💰 Как

1. Текущие проекты разделите условно на две кучки: 🌞Солнышки* (хорошо и вовремя платят, стабильный поток работ, хорошо и приятно иметь дело) и 💩Геморройщики** (выносят мозг, платят 3 копейки — ну вы все знаете сами).

Геморройщикам повышайте цены сразу. Отвалятся — не беда. Зато высвободится ресурс и силы на более качественное обслуживание 🌞Солнышек (см. первое условие: вы перегружены). Знаю, что бывает в компаниях специальный тариф для геморройщиков (у нас тоже когда-то был, назывался “Элерон”; сейчас — нет).

*,** Названия категорий условные; вполне подойдет ABCDX-сегментация.

2. Далее на очереди новые входящие проекты. На них проще и безопаснее тестировать готовность рынка. Повышаем, смотрим, находим оптимум. Месяц-два это займет точно.

Если все ОК — переходим к неприятной процедуре: поднятие рейтов по новым задачам старых клиентов.

3. Ни в коем случае не пытайтесь переиграть рейты по законтрактованным работам. Это фи, и понятно почему. Исключение: клиент “потерялся” на несколько месяцев, вернулся и говорит “Погнали!”. Должен быть разумный срок, в который вы гарантируете сохранение цен. Но именно разумный.

4. Сделайте период в течении которого клиент может заказать услуги по старому рейту. Месяц или два. Предупредите клиентов заранее. Так они смогут спокойно доделать запланированные спринты и спланировать бюджет. Оставляйте время для маневра.

5. Безопаснее повышать рейты не всем сразу. А выборочно. По списку приоритетов. Например, трем клиентам в первом месяце, трем — в следующем. И т.д.

Тонкий и морально небезупречный момент: одно и то же может стоит разных денег, в зависимости от фиг пойми чего. Хотя может я загоняюсь, вон авиабилеты продают по динамическим ценам, в зависимости от куков и устройства (яблочникам — наценка), и ничего.

Как решать: самым лояльным повышаем в последнюю очередь. Типа, скидка за лояльность.

💸 На сколько

Повышение должно быть обоснованным. Коррелировать с инфляцией, рынком. Или ростом вашей проф.компетенции. Учитывайте, что большинство клиентов в той же ситуации, что и вы (если не хлеще).

Люди готовы платить, если ценность, которую вы поставляете, многократно превышает стоимость ваших услуг. Причем эта ценность — не всегда материальна (но чаще всего).

Грубая прикидка: думаю, что у нас с вами плюс-минус одинаковая экономика. Много денег в диджитале никогда не было. Читал как-то эмпирическое правило, для услуг: стоимость “наружу” должна быть x4 от стоимости, которую вы заплатите специалисту на руки. К сожалению, не помню источник. Но, похоже, схема плюс-минус корректная.

Работать ниже рынка можно либо хитря с налогами, либо урезая прибыль до нуля, либо держа зарплаты ниже рынка, а сотрудников в черном теле. Либо “играя” с человеко-часами. Вы все знаете эти игры с цифрами. То есть — ну такое... Как за два года выросли по всей стране зарплаты разработчиков — вы сами прекрасно знаете. Данные есть в открытом доступе.

Вопрос срезания костов для клиента — тема отдельной статьи. Спойлер: смотрите в сторону конструкторов. Ввязывайтесь в разработку, только если иначе — никак. А дешевая стоимость часа — вообще не показатель, в отрыве от кучи других факторов.

Бояться не надо. Турбулентное время — возможно самое удачное для изменения цен, так как такие же вещи происходят у всех и во всех сферах. Как оно должно быть, толком никто не знает.

Не дергайтесь. Не паникуйте. Не суетитесь. Деньги — это очень чувствительное место. Лучше один раз попросить 1000р, чем три раза по 100. Почему? Потому, что согласовать изменение цен — это круг ада, и лучше бы по нему ходить пореже.

Действуйте обоснованно. Не наглейте. Оставайтесь в средней вилке рынка, и особых проблем не будет.

Мой канал по управлению digital-проектами, продуктами и собой — @sibirix. Там мы разбираем подобные и еще более волнительные темы.

Оставайтесь на связи. И — успехов!

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Кот Учёный

Русским языком писать не пробовали?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав

Помоему все понятно

Ответить
Развернуть ветку
under construction

Примерно на этом же вылетел в трубу в 2014.
Торговля. Занимался импортом в узкой области.
Практически мгновенное изменение курсов.
Соответственно, что бы не работать в "-" поднятие всего прайса сначала на 20% и потом еще на "20%"
В итоге мои оптовые клиенты имели запасы на складах и могли торговать ниже моей оптовой цены.
В Течение 4 месяцев продажи около 0 при наличие договорных обязательств по выкупу новых поступлений.
Хорошо удалось часть обязательств обнулить, люди пошли на встречу и нашли новых покупателей.
За полгода потеря почти всей наличности, деньги были заморожены в товаре, который стал никому не нужен.
В итоге стал бедней в два раза.

Какой вывод. В IT нет необходимости пересматривать ценники на услуги первым, так как товар виртуален. Здесь лучше быть в хвосте паровоза. Лояльность клиентов и новые заказы важнее увеличения cash flow.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Федорова

Работать ниже рынка можно ещё, если собственник "бизнеса" сам делает работы для клиентов. Или один, или с небольшой командой, чаще – друзей фрилансеров. Понятно, что это отличный способ "наработаться", но кажется у нас половина IT-рынка такая ) Для клиентов цены получаются ниже. А что риски выше – так пока эти риски не сработают о них думать не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Амиров

Так работать можно только в черную (без официального устройства сотрудников и тп) и без перспектив развития

Ответить
Развернуть ветку
Denis Germanenko

Это самозанятость какая-то, а не бизнес уже.

Ответить
Развернуть ветку
Карп Запрудный

У каждой канторы есть клиент — кучка 💩, которого и бросить жалко, и подняв цену сбежит, со словами вы предали нас через 15 лет стабильности (то есть работая все это время по одной стоимости)

Ответить
Развернуть ветку
Sarkis

А проблема сейчас разве в ценах?) Если клиенты российские, то основная проблема, это то что убили все рекламные каналы. Их тупо негде рекламировать. Вторая, большинство клиентов сократили или вовсе приостановили рекламную активность.
Перформанс агенства берут процент от бюджета рекламного, если бюджета нет, то и повышать не с чего.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Все рекламные каналы убили или три?
У нас бюджеты никто не срезал, новых клиентов много. Всем нужны доп.продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Sarkis

Рекламные каналы по пальцам можно пересчитать. Убили самые топовые. Не знаю какие бюджеты у вас, но на одном только фб у нас крутилось бюджетов в пару десятков миллионов $

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов
Их тупо негде рекламировать

серьёзно думаете что те кто раньше просиживал в фб теперь нигде не сидят и занялись работой?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда