Почему люди идут навстречу собственной гибели?
«Почему евреи позволяли нацистам себя уничтожать?» Вопрос настолько избитый, что в приличном обществе считается неуместным его задавать. И все же: почему в разных исторических ситуациях обычные люди шаг за шагом обреченно идут навстречу собственной гибели, не пытаясь свернуть с фатального пути?
Ответ кроется как раз в этом «шаг за шагом». Наша жизнь состоит из постоянных решений. Ежедневных, ежечасных, ежеминутных. Сделать — или не сделать. Продолжать как есть — или попытаться что-нибудь изменить. Повиноваться — или взбунтоваться…
И в автоматическом режиме мы выбираем то решение, которое является наиболее безопасным в краткосрочной перспективе, вот прямо здесь и сейчас.
Так устроено наше подсознание. Оно очень плохо справляется со сложными комбинациями и далекими перспективами, зато умеет быстро просчитывать непосредственный результат нашего выбора. Оно старается защитить нас от потерь и рисков здесь и сейчас, не принимая во внимание отдаленные последствия (которые, может, и вовсе не наступят). Оно уклоняется от ближайшего водоворота, не обращая внимания на то, что в результате наш корабль чуть позже выскочит на скалы. А может, и не выскочит — в конце концов, будущее покрыто туманом и ситуация в любой момент может измениться; иногда бывает достаточно просто дотянуть до этого изменения. Это «а может…» тоже играет здесь большую роль.
Бросить все и эмигрировать — или остаться? В краткосрочной перспективе уехать — это сложности и потери, остаться — это продолжить спокойную жизнь без немедленных (!) плохих последствий.
Подчиниться давлению со стороны власти или восстать? Восстать — немедленный большой риск для жизни и свободы. Подчиниться — на первых порах лишь сравнительно небольшие неудобства и потери, которые можно пережить.
Послушно грузиться в вагоны поезда, идущего в лагерь, или побежать? В краткосрочной перспективе побежать — значит с высокой вероятностью быть подстреленным конвоем. Погрузиться — почти стопроцентно выжить в ближайшие часы.
Именно так делает выбор наш мозг в автоматическом режиме. А в непривычной ситуации, на эмоциях, в растерянности, в стрессе мы склонны действовать именно «на автомате».
Здесь еще можно вспомнить исследования, которые проводил Д. Канеман и которые выявили у основной массы людей эффект «избегания потерь»: человек скорее пойдет на риск крупной потери, если верит в наличие шанса обойтись без потерь вообще, чем согласится на сравнительно небольшую, но стопроцентную потерю.
Переделать наш мозг невозможно. Единственное, что можно — это заранее подготовиться к предстоящему выбору. Чтобы в решающий момент не вступить на легкую дорогу, которая в конечном счете приведет в ад.
Николай Власов, историк, преподаватель
Человек — единственное существо на земле, у которого есть не только инстинкты, но и разум. Это помогает нам выживать — с одной стороны. Но с другой, разум может сыграть злую шутку: человек будет верить, что сопротивляться не нужно. Именно так вели себя евреи на протяжении тысяч лет. По большому счету, можно разделить все действия на выживательные, т.е. способствующие жизни, и не выживательные, которые способствуют смерти. К действиям (или бездействию) приводят убеждения и личные качества. Можно сказать, что если человек не сопротивлялся смерти, то попал в ловушку заблуждений.
Вижу в статье намёк на то, что релокация — это способ избежать смерти. Как по мне, между тем, чтобы не сопротивляться резне и шагать прямиком в объятия смерти, и тем, чтобы остаться у себя на родине ради её защиты, есть разница.
Дак никто не против защиты Родины. Но не все понимают сложную схему с защитой Родины в окопе под Херсоном. Я тоже не понимаю.
Я даже не понимаю, от кого эта защита?
За счёт присоединения ЛНР и ДНР страна стала больше. Беженцы оттуда слёзно благодарят русских за помощь в освобождении — не раз уже слышал такие истории от тех, кто ехал на поезде с юга. Задача военных — защищать новые границы.
Пусть за эти границы воюют диванные вояки, а не те кому эта война и даром не нужна.
Война не спрашивает, нужен ты ей или нет, она просто происходит. Мой личный выбор — не убегать от неё, если отправят. Но я не осуждаю тех, у кого выбор иной. Человек сам решает, как ему жить, и имеет на это право.
Тут дело не в побеге от войны, а в том что в дальнейшем нам придётся отвечать за её последствия перед своими детьми и внуками, и найти для себя оправдания, которые стали поводом для участия в ней. Условно говоря, для украинцев это национально-освободительная война, и они чувствуют свою правоту и поддержку западных стран. А за что именно готовы сражаться вы на чужой земле, где нас называют оккупантами и фашистами те, кого мы якобы пришли освободить, теми же методами какими действовал на нашей территории 3 рейх?
А под Херсоном как дела?