{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

«Чаевые теперь оставляют везде и не столько в знак благодарности, сколько из-за давления» Статьи редакции

Клиентам неловко перед сотрудниками и окружением: они боятся, что, не оставив вознаграждения, испортят себе репутацию.

Источник: TipsStar

В декабре 2022 года колумнист The Atlantic Чарли Ворцел забежал в местный мини-маркет за мясной нарезкой. Надеялся, что визит займёт всего несколько минут, но продавцу пришлось долго искать товар в подсобке. Испытав вдруг неловкость, журналист робко поинтересовался, есть ли в магазине банка для чаевых. Но продавец ответил отрицательно и лишь вежливо его поблагодарил.

После этого Ворцел задумался, почему почувствовал внезапную обязанность оставить чаевые в гастрономе, — это ведь не ресторан и не служба доставки. Позже он понял: всё дело в том, что за последние годы изменилось отношение к вознаграждению в целом.

От добровольной практики к принудительной

В заведениях США, например, всё чаще появляются цифровые «банки» для чаевых, пишет CNN. Кассир выдаёт клиенту товар, принимает оплату, а затем поворачивает к нему экран для ввода вознаграждения — с заранее заданными опциями: обычно это 10%, 15% или 20% от покупки, а также возможность ввести свою сумму или не оставлять ничего.

В самой «чаевой» практике нет ничего такого: она процветала и в 18 веке. Американцам кажется, что ситуация вышла из-под контроля, потому что предложение оставить на «чай» появляются в непривычных местах, отмечают опрошенные CNN эксперты, изучающие потребительское поведение.

Колумнист The Atlantic помнит, как ему предлагали отдать 50% от покупки в палатке с концертным мерчем и 25% в торговом автомате в аэропорту, хотя там не было продавца.

Странно оставлять вознаграждение и в кофейне, если купил лишь бутилированную воду, считает он.

Из-за того, что раньше оставлять на «чай» было принято в основном в сфере гостеприимства, потребители перестали понимать, где нормально от этого отказаться, а где стыдно, — и сколько вообще отчислять. Всё это оказывает на них давление и превращает добровольную практику в принудительную.

Вот вы получили заказ, расплатились и смотрите на терминал для чаевых. Прямо перед вами сотрудник заведения. Позади — клиенты, которые то и дело заглядывают через плечо, чтобы понять, как скоро вы уйдете, и заодно полюбопытствовать — сколько же вы оставите.

Решение придётся принять за считанные секунды

Натаниэль Мэйерсон, корреспондент CNN

Как отмечают эксперты, размер чаевых при этом не так часто зависит от качества обслуживания, как может показаться. Потребители нередко ориентируются исключительно друг на друга — в страхе подорвать свой социальный статус.

Наблюдение: в 2019 году Чикагский университет выяснил, что люди реже оставляют вознаграждение, если работник «сам решает, когда работать и работать ли вообще». Например, около 60% пассажиров Uber отказываются дополнительно благодарить водителя (видимо, полагая, что он мог и не брать заказ, если бы счёл его слишком затратным, — vc.ru).

От желания отблагодарить к чувству вины

Клиенты имеют право не оставлять чаевые, однако несмотря на это чувствуют себя виноватыми — причём из-за всего подряд. Одни — потому что боятся, что переводят слишком мало. Другие — так как не хотят этого делать, и неважно, по какой причине: считают ли они, что сотрудник получает за это зарплату, или потому что сама покупка обошлась им слишком дорого.

Бариста рассказали Ворцелу, что иногда клиенты делают вид, что «вбивают» вознаграждение на экране, хотя на самом деле выбирают опцию «Без чаевых». Часть предпочитает ни на что не нажимать и просто уходит.

Мнения среди работников сферы услуг также разнятся. Некоторые полагают, что это личное желание каждого. Другие говорят, что всё зависит от покупки и обслуживания: если клиент купил стакан кофе за $7, он не обеднеет, оставив $1 на «чай», — особенно если бариста готовил напиток по индивидуальному заказу и вёл с посетителем беседу.

Источник: SmartPress

От бонуса к жизненно необходимому источнику дохода

То, что отблагодарить работника теперь проще, чем раньше, — это хорошо, говорит Ворцел. Однако технологии могут укоренить и без того порочную практику, к которой работодатели обращались веками — экономя на зарплатах и заставляя сотрудников полагаться на чаевые.

Достаточно вспомнить, как во время пандемии Covid-19 компании пытались вызывать у потребителей сочувствие и призывали оставлять вознаграждение сотрудникам служб доставки, которые в отличие от сидящих дома клиентов вынуждены бегать по адресам в разгар эпидемии.

Не помогает также и то, что перевод чаевых через цифровые системы не всегда прозрачный. Иногда заработанные деньги делят между всеми сотрудниками — независимо от заслуг. А ещё часть вознаграждения может забирать платёжная система в качестве комиссии.

Как вести себя в новых условиях — коротко

Эксперты считают, что к терминалам для чаевых нужно подходить так же, как к физической банке для наличного вознаграждения: оставлять бонус стоит только тогда, когда есть желание и возможность.

Чувство вины — например, из-за низких зарплат сотрудников — не должно становиться решающим фактором, так как условия труда — забота работодателя.

0
121 комментарий
Написать комментарий...
Dm 1

Сторонники "давать чаевые" очень напоминают гее-лесбиянок, веганов, любителей айфонов и прочих альтернативно одаренных граждан, которые всячески орут на каждом углу, что они особенные.
Ты пришел на эту работу и работаешь у этого работодателя - так с хрена ли ты чего то ждешь от клиентов, сверх того, что написано в прайсе-меню-прейскуранте того заведения, где ты работаешь?
Мало платят - поменяй работу. А на сегодня пропагандирование "оставлять бедным сотрудникам на чай" - тупо попытка работодателей из сферы торговли и услуг переложить свои расходы на потребителя. Эти уроды буквально говорят своим сотрудникам - "ты мало зарабатываешь, потому, что тебе мало на чай оставляют, наверное ты плохо работаешь". А ты нормальную зарплату платить не пробовал? Что бы сотрудникам попрошайничать и клянчить чаевые не пришлось.
Платить нормальную зарплату твоим сотрудникам - это твоя прямая обязанность, а ни как не клиента.
"Клиентам неловко перед сотрудниками и окружением" - клиенту насрать на взаимоотношения сотрудника с его работодателем. Есть цены в прайсе, получите деньги по прайсу, отдайте мой товар и не впутывайте меня в ваши междусобойчики. А для "окружения" человек, оставляющий чаевый, в большинстве своем, будет выглядеть лохом, который сорит деньгами.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov

Здесь ссылка идет на автора из США. В США это действительно нормальная практика. При средней минимальной зарплате в $12/час, позиции с типпингом/чаевыми (tipping job) могут быть по закону в 2 раза меньше (7.25$/час). (https://www.dol.gov/agencies/whd/state/minimum-wage/tipped)
При этом в США тебя с говном смешают, если даже тебя плохо обслужили, а ты не оставил чаевых. Если меня выбешивает официант, я не оставляю ему, но это еще надо постараться. Из последнего: налили эспрессо мартини в пивной стакан. Я попросил все переделать.
Чаевые в США начинаются от 15 и до 25-30% от чека. Я обычно оставляю 20%, потому что 15 мало, 25 много, но даже 20% это «вы меня извините…». Но я понимаю, почему это так, потому что им действительно не платят зп равную нормальным работникам и это сделано по закону. В некоторых ресторанах чаевые уже включены и это весьма неприятный сюрприз. Обычно официанты в таких местах полные мудаки.

В России же ситуация с чаевыми более здоровая. Все получают одинаковую зп, а чаевые в большинстве - приятный бонус. Когда я в Москве, я завтракаю обычно в кофемании и знаю там весь обслуживающий персонал. Еда хорошая, и обслуживание на уровне. Почему мне не оставить им 500-1000₽ в знак благодарности?

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully
Почему мне не оставить им 500-1000₽ в знак благодарности?

Почему вы не оставляете 500-1000 рублей кассирам, когда они пробивают целую ленту ваших продуктов, курьерам, которые на велосипеде по снегу доставляют вам еду на дом, таксистам, которые развозят вас по городу, врачам, которые выслушивают ваши жалобы и выписывают лекарства/делают процедуры/операции, работникам кофеен/шаверменных, которые максимально быстро стараются сделать несколько чашек кофе/шаверм одновременно. И это можно продолжать дальше вплоть до сантехников/электриков и тд.

Это тоже малооплачиваемые профессии. И если работа сделано быстро и на уровне, почему бы тебе не оставить 500-1000₽ в знак благодарности?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov

А почему нет? Таксистам не оставляют? Это проблема сугубо российской культуры, где не привито чувство благодарности людям за труд. Сантехник в сша получает очень много.
Простой пример: айфон в Сша стоит копейки, но если ты его разобьешь, проще купить новый, чем чинить старый, потому что местный сервис возьмёт кучу денег.
А что касается кассиров, то автор об этом и говорит, что культура вышла из под контроля.

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully
А почему нет?
А что касается кассиров, то автор об этом и говорит, что культура вышла из под контроля.

Так давать всем чаевые налево и направо - это норм, или это уже культура вышла из-под контроля?

Ответить
Развернуть ветку
Troy

ну почему я даю таксистам на чай, в ресторанах то же и при случае, если это к месту

Ответить
Развернуть ветку
Лесной холод

ты давай эту лапшу кухонную кому-нибудь другому вешай

Ответить
Развернуть ветку
Dm 1

"Почему мне не оставить им 500-1000₽ в знак благодарности?" - лох не мамонт, лох не вымрет.
Пока есть такие, как вы, владельцы ресторанов-кафе и будут держать персонал на голодном пайке, решая свои финансовые вопросы за счет покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
fava md

Даааа, кафе и рестораны прям с жиру бесятся, уууу

Ответить
Развернуть ветку
Anton
Все получают одинаковую зп, а чаевые в большинстве - приятный бонус

МРОТ в Мск 140 рублей
Какая связь между МРОТ и кофеманией?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov

Ты совсем дурак что ли? Имеется в виду что официанту не платится МРОТ как раз таки, а платится справедливая зарплата. Его хорошее настроение подаренное клиенту - сугубо его личный выбор. Можно быть натренированным официантом, и тем не менее быть мудаком.

Ответить
Развернуть ветку
Dm 1

Шиза в голове у вас.
" не платится МРОТ как раз таки, а платится справедливая зарплата." - как может быть гарантированная зарплата меньше МРОТа "справедливой"?
Какую только хуйню не сморозит человек, что бы оправдать свою глупость сорить деньгами и попытки владельцев общепита доить клиентов дважды - и получая деньги "по прайсу" и агитируя "подайте на пропитание нашему нищему персоналу".

Ответить
Развернуть ветку
Anton

А как в Мск выжить на МРОТ в 24К рублей, к вопросу о дураках?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov

Это проблема людей, которые соглашаются на такую зп. Проси больше - будут платить больше. А те кто соглашаются на 20 тыщ, это большой вопрос к таким людям.

Ответить
Развернуть ветку
Dm 1

Так и бариста сам согласился на нищую зп, нахрена мне его спонсировать? Чем он лучше кассира в Ашане-пятерке?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Так вроде автор поста и пишет об этом. Проси больше в США и будешь получать больше

Ответить
Развернуть ветку
Dm 1

Так просить надо у работодателя, а не у покупателя.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Логично. Я автору про это и пишу.
Не могу понять связи между МРОТ и зарплатой официанта.
Я со 100 % уверенностью могу сказать, что до 70 % зп официанта хорошего, в том числе в Мск, составляют чаевые. Это не приятный бонус, а стимул идти в профессию

Ответить
Развернуть ветку
Dm 1

Ну, давайте будем честными до конца. С каких это пор официант-бариста-бармен - стало профессией?
Всю жизнь в большинстве стран это было подработкой студентов или времянкой ищущих работу по специальности.
Ну или за стойкой стоит сам владелец или члены его семьи.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Официанты в премиум-сегменте - это не временная подработка. Туда очередь, как в Гугл или Яндекс, потому что на чаевых при окладе в той же Мск 40-50К и без диплома, можно поднимать 100-150К, особенно когда у тебя уже есть свои постоянные клиенты.
Это лучше веб-камщиков при сопоставимом уровне дохода, или курьеров, которые получают меньше, но работают в менее комфортных условиях
Вот чел выше привел пример Кофемании. Там реально конкурс на официантов и там можно за счет чаевых получать x2-3 к зарплате, потому что это не кафе Шоколадница для гостей из солнечного Архангельска

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yasenkov

В этом и заключается трюк. На tipping position ты можешь гораздо больше зарабатывать, чем на фиксированной ставке. Просто зависит от того, как ты обслуживаешь гостей, и как к ним относишься. На любого человека можно произвести впечатление и он даже если не хочет, даст тебе чаевые

Ответить
Развернуть ветку
Dm 1

"он даже если не хочет, даст тебе чаевые" - вам трюки Кашпировского и Чумака в душу запали?
Каждый второй-третий покупатель терпеливо дождется, пока ты ему 5-10 рублей сдачи из кассы наберешь.

Ответить
Развернуть ветку
Anton
если не хочет, даст тебе чаевые

Зачем он будет давать тебе чаевые, если не хочет?
Если чаевые уже включены в счет, то это уже не чаевые, а легальная наЕпка.
Если я не хочу давать чаевые, то не буду этого делать

В России же ситуация с чаевыми более здоровая. Все получают одинаковую зп, а чаевые в большинстве - приятный бонус

В РФ вся отрасль общепита живет за счет чаевых, это составляет у хороших официантов до 70 % дохода. Базовый оклад даже в топовых ресторанах - мизер. Именно на этом и поднялась сфера обслуживания за 20 лет. Что у официантов была конкуренция не за оклад, а за чаевые щедрых клиентов в модных местах
Никто и никогда там не обращал внимание на зарплату

Ответить
Развернуть ветку
Anton
При этом в США тебя с говном смешают

Да кому ты нужен со своими чаевыми :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Сон

Чем в России лучше? В каждом счёте есть графа "за обслуживание" уже по-умолчанию, 10-15%, а еще и сверху оставлять на чай обязательно?

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Раскрывать всегда