Повсеместные массовые сокращения, как и агрессивный наём перед ними, — пример стадного инстинкта в бизнесе Статьи редакции
Так считает профессор по организационному поведению в Стэнфордском университете Джеффри Пфеффер. По его словам, это всё равно что переходить дорогу на красный свет светофора, просто потому что «все остальные пошли».
Человек нередко повторяет за действиями других «на автомате», поэтому неудивительно, что стадное чувство возникает и в бизнесе. Сперва многие компании принялись агрессивно нанимать сотрудников на фоне роста в пандемию, и остальные последовали их примеру. Теперь то же происходит с увольнениями: один сократил — другой «собезьянничал».
Большинство объясняет сокращения «кризисом», но возникает парадокс, который фирмы не берут в расчёт: чем больше специалистов останется без работы, тем сильнее упадёт покупательская активность. И чем быстрее распространятся панические настроения в обществе, тем хуже будет производительность оставшихся сотрудников и тем экономнее станут, например, рекламодатели — люди, от которых часто зависит бизнес.
Сокращения, которые раньше были крайней мерой, превратились в рутинную задачу «по сокращению затрат». Но чаще всего они не способствуют росту стоимости акций и не экономят бюджетные средства. Увеличивается ли от них прибыль — неизвестно. Зато известно то, что они требуют денег и снижают продуктивность.
А ещё и увольнения, и наём — сами по себе затратные процессы, отмечает автор. Сначала придётся выплатить выходные пособия, потом — вновь выделить бюджет на зарплаты рекрутерам, чтобы найти новых сотрудников, и на бонусы, ради которых последние захотят приходить.
Если бы компании изначально нанимали осознанно, а не «обезьянничали», то они бы заранее просчитали расходы и возможность нести их в кризис. И вряд ли избавлялись бы от специалистов при каждом экономическом потрясении, говорит профессор.
"По большому счёту сотрудникам просто показали средний палец"
Как будто когда-то было иначе.
Spirit AeroSystems, поставщик первого уровня Boeing и Airbus (например, изготавливает фюзеляжи B737) - в пандемию посокращал дохрена народа.
Подумаешь, надо будет - снова наймем. В конце концов, это просто работяги на заводе.
Пандемия закончилась, нужно увеличивать темпы производства. Но, как оказалось, ранее уволенные квалифицированные рабочие не хотят снова работать на заводе Spirit. Нужно хантить, предлагать работягам (!) стартовый бонус, учить их - а они, неопытные, все косячат и косячат на давно вроде бы отработанном производстве.
В результате темпы поставок недотягивают до требуемых, Boeing в кои-то веки забраковывает фюзеляжи B737...
Казалось бы - полвека железякам, ну чего хитрого в их производстве?
Ничто не ново под луной.
Всё пройдёт. Пройдёт и это.
если вы это сказать сотруднику перед увольнением, не думаю что это особо утешит человека)
Какой прекрасный способ показать свою любовь и заботу о своих сотрудниках - массовые сокращения! Мы же знаем, что безработные люди очень любят экономить на покупках и стимулировать экономику своим бездельем. А если еще и уволить их в одночасье и по почте, то это вообще какой-то нирвана бизнеса. Браво!
В России тоже наблюдается подобная тенденция, хотя и не такая активная (https://www.rbc.ru/business/04/08/2022/62eacf839a79476ad70e1b3c). Некоторые работодатели, наученные опытом непродуктивного сокращения штата во время пандемии, сейчас не торопятся так активно это делать. Как вы думаете, какое влияние оказывают массовые сокращения на бренд работодателя?