Случайно продать часть товара со скидкой в 99%
Финальная часть приключений сотрудников vc.ru на Ozon: они изучили работу фулфилмент-центра, проанализировали продажи и феерично завершили эксперимент.
Краткое содержание предыдущих серий
Этот проект родился под впечатлением от активности, с которой пользователи vc.ru обсуждают Ozon. Мы предложили компании идею, в которой попробуем себя в роли продавца, только прошедшего регистрацию на маркетплейсе. Кто бы знал, что в шкуре неопытного предпринимателя окажемся ещё и в разгар пандемии.
Для продаж нужен был какой-то физический товар, и мы сделали партию фирменных вещей vc.ru. В ней посчитали процент, который Ozon оставит себе, — он уже успел радикально поменяться. В прошлом году комиссия для толстовок составляла 15%, теперь она в три раза ниже.
В комментариях к материалу пользователи подняли волну обсуждений, каким вообще должен быть мерч. Многие нас покритиковали за минималистичный дизайн, кто-то показал интересные примеры — получилась неплохая шпаргалка для тех, кто тоже хочет выпустить брендированные вещи.
Для второй статьи нужно было оформить карточки наших товаров, всё правильно упаковать и поставить. Где-то в середине процесса мы психанули, но от этого второй материал скорее выиграл: рассказали, куда бежать за помощью и какие мелочи стоят переживаний. И вот мы подошли к финальной статье.
Небольшое объявление: под предыдущими статьями мы часто натыкались на комментарии о жалобах в «Приёмной». Мы это заметили, распечатали и показали представителям маркетплейса — смотрите по этой ссылке: команда Ozon отвечает пользователям vc.ru. А теперь возвращаемся к нашей истории.
Ставим маленький эксперимент: заказываем свой же товар
Прошло без сюрпризов: всё приехало в плотном пакете. И на запечатанной толстовке, и на внешней упаковке есть маленькие штрихкоды, по которым ориентируются сотрудники склада. Ещё одна появившаяся большая наклейка — информация для пункта выдачи. В остальном всё ровно в таком же виде, как мы отдали.
Наша толстовка прошла через комплекс в Хоругвино: это помещение с гигантскими стеллажами от пола до потолка. Эти стеллажные системы называют мезонинами. Сейчас одно только пространство в Хоругвино хранит больше 13 миллионов товаров, а каждые сутки уезжает около 140 тысяч посылок.
Команда Ozon не любит, когда эти помещения называют складами, правильнее было бы сказать «фулфилмент-центр». В этом есть здравый смысл: товары не просто лежат на полках, но и маркируются, проверяются и распределяются — проходят внушительную серию предпродажных этапов. А само место напоминает завод с конвейерными лентами или даже парк аттракционов.
На какой полке будет лежать та или иная вещь — определяет алгоритм, когда та поступает. Этот же алгоритм помогает сотрудникам центра собрать покупку: они не бегают между стеллажами в поиске нужного, а сразу идут к обозначенной системой ячейке. Оказавшись перед ячейкой, сотрудник должен отсканировать QR-код на ней — в этом помогает ручной сканер с экраном. На нём отобразится внешний вид нужного товара, а затем и координаты следующего.
Когда корзина товаров собрана, сотрудник ставит её на конвейер — покупки уезжают на следующий этап.
Затем корзины оказываются в зоне «консолидации». Обыкновенна ситуация, когда товары из заказа лежат на разных концах комплекса. Там их собирают привязанные к небольшим зонам сотрудники, а объединение происходит уже в зоне, куда «стекаются» корзины.
На этом этапе другой сотрудник опустошает корзины — процессом тоже управляет система. Нужно отсканировать приехавший в корзине товар, а интерфейс подскажет, в какую ячейку его нужно положить. Уже здесь каждая ячейка — это чей-то заказ.
После этого ячейки разбирают упаковщики. Для каждого товара есть определённые правила упаковки — к примеру, бытовую химию и жидкости кладут сначала в пакет, а затем в коробку.
Затем упаковщик отправляет заказ на завершающий, самый весёлый этап. Конвейерная система, напоминающая горки в аквапарке, распределяет покупки по регионам назначения. Если присмотреться к фотографии ниже, то видны красные вспышки — это автоматическое считывание штрих-кодов, наклеенных на коробки и пакеты. Дальше только отгрузка.
Ракурс из личного кабинета продавца
Всю историю наших взаимоотношений с маркетплейсом можно уместить на один график — продажи по дням:
Всплески активности объяснить довольно просто (они совпадают с датами публикации предыдущих статей), гораздо любопытнее было рассматривать данные по конверсии. Пользователи Ozon около пяти тысяч раз зашли в карточки наших товаров и в 5% случаев это оборачивалось добавлением в корзину; самым хитовым товаром оказались толстовки.
Ещё 60 тысяч раз наши товары мелькали на страницах маркетплейса — например, в результатах поиска или в соответствующих категориях, — но не вызвали особого интереса публики.
Такие графики, как выше, можно настраивать: либо вручную, либо с помощью заготовленных наборов метрик. На скриншоте выше мы воспользовались одним из наборов — «основными метриками», где есть заказы, сессии, конверсии. Можно быстро переключиться на другой набор параметров и рассмотреть, скажем, графики рекламной активности.
Данных достаточно для оптимизации внешнего вида карточек: можно похимичить с текстом или фотографиями и выявить вещи, которые цепляют пользователей. Если бы мы знали о такой возможности заранее, то провели бы эксперимент: какая модель на главной фотографии — Денис, Клара или я — принесла бы лучшие результаты.
На отдельном экране есть что-то вроде рейтинга товаров. К примеру, был день, когда наша толстовка показывалась в результатах поиска тридцатой — что для такого скромного проекта довольно неплохо. Но обычно болталась далеко за первой сотней. На этот показатель влияет много причин, таких как положительные отзывы или наличие скидки, — подробнее тут.
Продолжая тему поиска: Ozon показывает, как пользователи вообще ведут себя на площадке: к чему присматриваются, что в тренде, по каким запросам уходят с пустыми руками. Если бы мы не знали, что продавать, в поиске инсайтов провели бы на этой странице много времени. К примеру, в день, когда мы пишем эту статью, категорию «Музыки» захватили запросы по виниловым пластинкам, причём в 10% случаев это заканчивается добавлением в корзину.
А в личном кабинете можно проверить конкретные товары или ввести что-нибудь хулиганское и получить идею для стартапа.
А ещё есть несколько таблиц товаров, которых пользователям не хватает на маркетплейсе: либо по причине того, что они быстро заканчиваются, либо их пока нет в продаже. В топе таких товаров есть «денежное мыло» — мы даже посмотрели, что это такое. Оказалось, кто-то варит мыло в виде слитков.
Феерическое продолжение эксперимента
В Хоругвино осталось ещё 20–25 нераскупленных экземпляров. Ради эксперимента мы попробовали запустить рекламную кампанию внутри площадки, но для мерча это была наивная попытка.
Эта пара десятков толстовок понадобились бы и нам самим — их просили многие коллеги, а другую часть можно было бы подарить нашим друзьям или читателям. Бесплатно забрать их нельзя — об этом Ozon давно предупредил: возврат каждого экземпляра обошёлся бы в 50 рублей. Но это не так много, да и эти деньги всё равно бы съела услуга хранения (с определённого момента хранение на складе самого маркетплейса становится платным).
Другая сторона дела, что процесс возврата не так сильно отличается от приёмки: нужно доехать до комплекса, заранее обозначив время и данные водителя. Ещё одна каршеринг-поездка на четыре часа нам показалось не лучшей идеей, и в голову пришёл нетривиальный план — просто заказать толстовки на адрес офиса. А налоговые расходы снизить, выставив на товары скидку в 99% — по сути, мы бы всё выкупили сами у себя за один процент стоимости.
Что произошло дальше, мы осознали не сразу. Ozon активирует скидку на следующий день — нужно время, чтобы она прогрузилась на всех платформах. Мы были в курсе, но почему-то не договорились, кто в полночь зайдёт на страницу и выкупит товары.
Очнулись мы на следующее утро, увидев, что отлаженная машина Ozon уже успела всё упаковать, а некоторые толстовки даже поехали по адресам назначения. Абсолютно всё было раскуплено за считаные минуты. Мы немного пожили в смешанных чувствах и решили ничего не предпринимать — было бы странно, если бы из-за нашей ошибки кто-то не получил честно купленный товар.
Таким образом у нас получился розыгрыш подарков на 60 тысяч рублей для наших неспящих читателей (или жителей других часовых поясов). У продавца нет функции связи с покупателями — до тех пор, пока они не напишут жалобу на товар. Поэтому мы точно не знаем, кто это был. Но мы пообщались с сотрудниками маркетплейса, чтобы понять, как это вообще произошло. Сошлись на том, что это читатели, которые добавили толстовки в избранное — видимо, в ожидании скидки. Их терпение было вознаграждено.
Как продвигают товары на Ozon все остальные
Прежде всего, создают «витрину» — это может сделать любой магазин. Само название говорит о том, что это такое: презентабельная страничка, на которую можно вывести свои главные товары. А ещё настроить её внешний вид: изменить фон, добавить баннеры, вывести несколько линеек товаров.
А запустить рекламную кампанию можно в личном кабинете продавца, в разделе «Продвижение». Рекламные кампании на Ozon — автоматизированные и делятся на два типа.
Товарная реклама
Объявление собирается по данным в карточке товара. Ровно поэтому Ozon просит быть очень внимательным к её заполнению — в презентации для продавцов мы насчитали пять слайдов с короткими рекомендациями для повышения эффективности.
Есть несколько мест, где покупатели увидят такое предложение. Товарная реклама может быть в поиске — если кто-то ищет, например, толстовку, то на странице с результатами рекламируемая толстовка тоже будет. Или на карточке другого товара и в категории: когда покупатель разглядывает конкурирующую толстовку, снизу ему порекомендуют и нашу.
Всё работает по классической схеме аукционной модели с оплатой за тысячу показов. Платные сервисы vc.ru тоже переходят к ней, поэтому легко можем пояснить логику: алгоритм составлен так, чтобы более равномерно распределить желающих порекламировать свои товары. Иначе часть времени рекламные мощности будут простаивать, а в другое время — всё забронируют на месяцы вперёд.
В этом видео сотрудники маркетплейса подробно рассказывают о товарной рекламе.
Медийная реклама
Всем знакомые баннеры тоже работают по аукционной модели. Ozon поделился любопытной статистикой: на сайте средний чек оказывается выше на 20%, зато в мобильном приложении покупки совершают в 1,5 раза чаще. В первом случае активнее присматриваются к электронике и товарам для дома, во втором — к товарам повседневного спроса. Более точечные советы представители маркетплейса дают в отдельном видео.
Маркетплейс иногда проводит опросы продавцов — за участие можно получить «начальный капитал» в виде бонусов и попробовать рекламу. А тем, кто никогда не создавал рекламные кампании внутри маркетплейса, может быть полезна услуга «Первая помощь». Если месячный бюджет рекламной кампании превышает 21 тысячу рублей, сотрудники Ozon помогут её настроить — им нужно только передать артикулы и сформулировать задачу.
Бонус: стримы
Это направление стоит особняком, хотя отчасти относится к товарной рекламе. Каждый день команда Ozon проводит прямые трансляции в приложении — его месячная аудитория составляет 10 млн пользователей. Можно стать героем одного из стримов: прийти в студию и в желаемом формате показать публике свой продукт.
В среднем стримы смотрит 15 тысяч человек, причём у них есть возможность задать вопрос о товаре. Но их главная мотивация следить за прямыми эфирами — купить что-то со скидкой, которая выставляется на время трансляции. По данным представителей маркетплейса карточку товара во время такого события начинают посещать до 50 раз чаще: в гайде Ozon написано, что надо озаботиться объёмом остатков на складе.
И нет, на таких прямых эфирах нельзя демонстрировать товары категории 18+.
А правильный ответ на вопрос о книгах — «Гарри Поттер», с огромным отрывом.
склад короче
Фуфлимент-центр (центр с фуфлом)
@Кхалиси Бот
Дейнерис: Ниид кастом фулфилмент?
Комментарий удален модератором
Учитывая, что рассказ идёт в блоге Озона (и на его деньги), то доверия к этой статье нет.
Это примерно как восторженный рассказ девушки про Яндекс.Еду на канале Вилсакома.
Про работу курьером Яндекс Еды
Комментарий удален модератором
Завуалированный мат на форуме запрещён или для компаний правила не писаны, особенно для Ozon?
Да похуй
Комментарий недоступен
тут коллаб вц+озон. можно даже нахуй послать в заголовке, иммолате импрувед
Вы правы, поменяли заглавную картинку
Комментарий удален модератором
А где ж тут "случайность продажи", сами выставили скидку в 99%.
Пролюбить назначение ответственного за покупку в полночь - это не "случаная продажа"
Комментарий удален модератором
Все не так сладко как пишут в данной статье. Товара потеряшек там на миллионы рублей. Просто не могут найти товар у себя же))) Есть процент воровства, небольшой, но есть. Посылки могут кидаться на пол, их могут пинать. Сам таким не занимался, но видел)
P.s. Работал на аутсорсе в озоне, именно склад Хоругвино)
Работал курьером в Озон. Все так. Ещё в машину можно кинуть не глядя, что там - вантуз или ваза за 10к
Все так. Я работала оператором. И каждый раз были проблемы именно с товарами из Хоругвино. Ох, уж орущие клиенты были...
Фулфилмент-центр 🤦♂️🤦♂️🤦♂️ англицизмы норм когда они уместны или сокращают для удобства термин, но тут же на русском хрен выговоришь, в чем смысл? Смешной и жалкий Карго-культ.
Для них 👆🏼от слова «склад» несёт совком. Наверное. Только суть от этого не меняется. Сахара во рту не будет.
Потому и останутся складами
Комментарий недоступен
1 апреля, даже Озон написал, что решил сделать скидку 95%, но только на чужие толстовки.
Комментарий удален модератором
Подскажите - в чем преимущество Озон перед Вайлберриз? Сильные стороны Озон?
Как потребу вайлдберриз - это вообще ни о чем. У озона доставка быстрая, бесплатная, без всяких там процентов выкупа, нормально устроен возврат.
Продавцов прошу не минусовать, в курсе про ваши боли.
Вб превращается в такое болото что пипец, а озон с осени вытянул себя из этого болота.
С точки зрения продавца по жалобам знакомого: у озон все более адекватно, разнообразная статистика, все удобно, поддержка даже отвечает :))
Но у вайлдбериз продаж тупо раза в три больше по его позициям, поэтому "ежики плакали, кололись, но продолжали жрать кактус".
Во время работы в кц Озон, очень много клиентов жаловались на доставку. Помимо доставки имеется множество багов на сайте. Например, товара нет, а он висит как в наличии. Клиент заказывает его и в итоге заказ отменяют. Естественно, клиент звонит в кц и...орет на опера, считая, что это он виноват в том, что случилось. В общем, пока я работала в кц, максимум, что выделила для себя - большой ассортимент, но определенно трудности с возвратом денег, бонусов, доставкой. Может быть сейчас и улучшили доставку. Но на 2019 год она была ужасной. Также еще были трудности с возвратом курьеров, потому что самих курьеров не хватало.
С ВБ не знакома.
Наверное, потому что это спецспроект с Озоном, а не ВБ :)
А отзывы написали себе же?
О каких отзывах речь?
А толстовочки по 60 руб в избранном я тоже видал, когда они уже закончились.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ууу, не знал, что все так плохо. Прям амазоном пахнуло
А почему это плохо?
Они ведь ими и вдохновляются, насколько я помню. )
Комментарий удален модератором
Озон, вкладывайте больше денег в рекламу! Посмотрите на Вайлберриз и Тинькофф. У Тинькофф вообще бесдонный рекламный бюджет по моим ощущенияи. Ну или Тинькофф покупает недорого огромные объемы рекламы.
Реклама - электродвигатель торговли!
Реклама Тинькофф даже в приложении Тинькофф))
"..., они заапаланили планету" (сам Т пользуюсь, так что это просто шутейка)
Вот чессно, лучше бы вы почитали жалобы поставщиков и попробовали их прогнать реально, а не по своему пути
- забор товара...ога, так вам за 4 часа после заявки его и отдали. И ведь знали вы про эту проблему и все равно решили ее не проверять.
Ричард, мы регулярно читаем, стараемся на все отвечать и брать в активную разработку наиболее частые https://vc.ru/special/ozon-claim?utm_source=tg_ozon
Насколько я помню, у них именно хабы. То есть хаб Хоругвино, хаб Черные грязи. Это и есть склады. Правда, названия их клиентам было запрещено озвучивать (когда работала в кц), но при этом с некоторого времени они писали сами с какого хаба идет товар потребителю. Но про название фуллфилмент-центр на обучении операторов ни разу не говорили. )
Фотография с руками, протягивающими коробку, больше похожа на передачу в зону. Именно такие ассоциации возникают. Возможно только у меня. ) Но на фотке руки человека в спецодежде и решётки, как бы, мысль напрашивается.
Почитать было интересно, спасибо!
Даже если 'заказное')
Статья супер поделился в чате поставщиков Озон. Может кто-то что-то примет к действию!
Чат тут: t.me/ozon_partner
О, помню работал в Хоругвино, где аутсорс во время выходов на перерыв/обед/окончание смены раздевали охранники в кабинке
Добрый вечер, я там на аутсорсе работал)
Я читал в тг каналах по маркетплейсам дичь такую, что озон продает товар, а деньги не перечисляет продавцам, и те вынуждены менять ип и типа только так потом оплата приходит... Как такое возможно?
Бывали такие случаи. Звонили владельцы ИП в кц и ругались с операторами. А еще звонили и спрашивали у нас, где сотрудники какого-то там помещения, куда они приехали товар сдавать для последующей продажи. У нас даже на это все ответов не было.
Все понятно. Склад (а не, фулфил чего-то там) классный. Почти как у Амазон. Надо называть умный склад. Скажу своим родным - пусть скачивают приложение ОЗОН. Если уже не скачали.
Настолько умный, что мне как то вместо плиток шоколада пришли коллагеновые маски для лица.
Вероятно «сбой в системе», когда по qr-коду шоколада оказалась косметика.
Upd. Sry, это был Wildberries. Хотя сути «ума» это не меняет. Человеческий фактор никуда не денется
Комментарий удален модератором
ох неудачно
Комментарий недоступен
Приближаются к стандарту.
Статья натолкнула на мысль, которая может зайти всем и озон и продавцам с покупателями. Можно помимо добавления товара в избранное, сделать платную опцию для выкупа по "нужной цене", т.е. покупатель ставит, например, цену, по которой автоматически пройдет выкуп в случае когда цена станет ниже. И мониторить не надо и ждать скидки и продавцу продажа и озону такса за это удовольствие )
Вроде как у них был подобный опыт. Недолгое время. Если не ошибаюсь. Нечто подобное тренеры их рассказывали. Но потом от этого отказались, потому что невыгодно. Проще отслеживать скидки по уведомлением или в избранном.
Не хочу ничего понимать. Настенька...🤤
Комментарий недоступен
Это вы ещё на ВБ не продавали видимо, это воистину приключение, когда этот МП берет и ставит твоему товару 90% скидку о которой ты узнаешь после продажи таковых. Недавно звонила сотрудник ВБ и спрашивала почему у меня товаров на Озон больше чем на ВБ, с трудом подобрал тактичные слова ...
Как это возможно?
Да, скидки устанавливаются без разрешений и автоматически, но, если верить оферте - там есть формула расчёта скидок, и она предельно проста: Дц=Мц*(100%-Ка), если не ошибаюсь.
Мц - минимальная цена, по которой продавался товар, Ка - коэф. акции.
По этой формуле никаких неожиданностей быть не должно.
В чём подвох?
Первый раз прочитал "фулфилмент-центр" как фуфломет-центр. Такой чёёё. Какой идиот так назвал???
Если из называний клининговые услуги как-то прижились, а вот вроде бы звучные мувинговые (грузчики) нет. А тут язык сломаешь и явно созвучно со словом фуфло.
Комментарий удален модератором
Интересно читать такое, пишите еще
Хороший текст, молодцы )
Комментарий удален модератором
Клятый сексизм, няша Денис на третьем месте
"товары не просто лежат на полках, но и маркируются, проверяются и распределяются — проходят внушительную серию предпродажных этапов"
То есть как на обычном складе? :D
Комментарий удален модератором
Чтобы не было подобных приколов - скачивайте мобильное приложение ОЗОНа.
А еще лучше свои заказывайте https://www.app2lab.ru/