{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как оценить профессиональный уровень SEO специалиста

SEO - это профессия, где нет гарантированной технологии получения результата. А те, кто получает результат, не могут сделать исчерпывающий reverse engineering своей стратегии и понять, что сработало в плюс, что в минус, а что нейтрально. По какой же шкале тогда проводить оценку оптимизаторов? Попробуем разобраться.

Содержание

Когда нам нужно оценить сеошника

Ключевые ситуации такие:

  1. При найме сотрудника, фрилансера, агентства;
  2. При оценке уровня сотрудника для повышения;
  3. При поиске партнера для бизнеса;
  4. При поиске консультанта для услуг или обучения.

Если копнуть глубже, то в процессе оценки нам важно:

  1. Распознать талантливого соискателя, у которого еще нет опыта.
  2. Распознать профи и сказочников среди тех у кого есть опыт.
  3. Увидеть сильные и слабые стороны специалиста.
  4. Оценить сможет ли специалист, успешный в прошлом, справится с более конкурентной нишей, управлением командой, продвижением под другой поисковик и так далее.

То есть нужно быстро построить детальную и адекватную картину мира о возможностях кандидата.

Ваш глаз легко заметит, если кандидат принадлежит к крайним хвостам выборки: когда он либо явно умелый, либо явно неумелый. А с серединой выборки сложнее.

Вот примерный список ситуаций, которые могут затруднить оценку.

Проблемы оценки

  1. Результаты есть, а теория хромает. У каждого SEO-шника свой взгляд на правильный уровень владения теорией. Кто-то считает, что читать справку поисковых систем и топовые блоги по SEO абсолютная необходимость, другие считают, что лучше это время потратить на запуск своих экспериментов.
  2. Результаты есть, но сложно выделить вклад этого специалиста. Если у кандидата были / есть свои результативные проекты или он с нуля запускал проекты в компании и руководил всем процессом от создания до реализации стратегии, то с оценкой всё проще. В других случаях, есть риск, что человек может приукрашивать действительность.
  3. Созданная кандидатом стратегия на прошлом проекта была хорошая, но результата не удалось добиться. Хорошая - значит вы бы действовали в той ситуации так же. Но хорошей стратегии мало. Может в процессе реализации допустили ошибки, может не хватило ресурсов, а может не хватило удачи.
  4. Результаты есть, но в низкоконкурентных нишах и странах. Сложно спрогнозировать сможет ли кандидат так же успешно работать на другом уровне конкурентности и в другой нише.
  5. Результаты есть, но еще 3-5 лет назад. Непонятно смог ли кандидат приспособится к новым правилам игры или продолжает действовать по законам уже прошедшей войны.
  6. Хорошие результаты, но узкая специализация. Иногда нам нужны именно узкоспециализированные навыки. Но если ищем того, кто будет сам руководить всем проектом несколько лет, есть риск, что кандидат не сможет освоить новые направления.
  7. Результаты есть, но краткосрочные. Поставить сайт в топ и сохранить его в топе, пройдя через постоянные обновления - это разное. Неправильная структура, черные методы: всё это может привести к тому, что тактические победы загонят в гроб будущие успехи.
  8. Результаты есть, но слишком большой ценой. В процессе общения важно выяснить причину неокупаемости: неправильно провели оценку ниши, в процессе продвижения изменились правила игры у поисковиков, или SEO специалист потратил часть бюджета впустую.
  9. Результаты есть, но в другом поисковике. Понятно, что специалисту потребуется время, чтобы изучить основы продвижения в другой поисковой системе. Но готовы ли вы ему отказать, если его сайт был лучшим в другом поисковике?
  10. Результаты есть, но не с нуля. Когда SEO-шник приходит в уже существующий успешный проект, сложно понять - последующие результаты на этом проекте, это следствия его действий или инерционность правильных действий прошлого SEO специалиста.

Как оценить потенциал специалиста во всех этих случаях? Зависит от того на какой уровень ответственности вы ищете кандидата.

Уровни ответственности и правила оценки

1. Отвечает за какое-то направление в рамках стратегии.

Или строит ссылки, или собирает семантику, или исправляет технические ошибки. Может всё это поочередно. Но на этом уровне, мы оцениваем специалиста только за скорость и качество выполнения поставленных задач.

Если стратегия не принесла результатов, а он всё делал идеально, то это не его вина.

2. Отвечает за трафик с поиска

Это уже специалист, который составляет и внедряет стратегию. Оцениваем его по такой формуле.

Индекс экспертности = трафик с органического поиска за всё время работы * конкурентность ниши / затраты на продвижение.

Вот упрощенная схема как можно считать. Конкурентность ниши можно считать либо на основе стоимости клика в Google Ads, либо на основе keyword difficulty в Ahrefs.

Ключевое правило этого уровня ответственности.

Не важно какие действия ты совершаешь, и правильно ли выполняешь их по отдельности. Важно есть ли результат по трафику.

3. Отвечает за доходность продукта, сайта

Этот уровень доступен для специалистов в компаниях, где ключевым источником трафика выступает трафик с органического поиска. На этом уровне SEO-специалист всё больше выполняет задач по маркетингу, управлению продуктом и командой.

Оценка работы уже идет по ROI, а не по трафику.

Ключевое правило этого уровня ответственности.

Не важно как много и насколько ценного трафика с поиска ты приносишь. Важно можешь ли ты успешно его монетизировать.

При найме кандидата на первый уровень ответственности мы еще можем поспрашивать его о нюансах владения конкретными инструментами, ключевыми этапами создания и продвижения сайта.

На втором и третьем уровне всё серьезно меняется. В топе всего 10 мест. Потому на этих уровнях, компетентность следует определять так же, как в бизнесе и на финансовом рынке.

"Само определение компетентности на финрынке звучит так, что большинство не сможет достичь этой компетентности.

«Быть компетентным» здесь означает не соответствие какой-то абсолютной, вынесенной вовне норме компетентности. Такая норма может быть у врача или инженера. На нее можно сдавать экзамен. Чисто теоретически такой экзамен могло бы сдать всё человечество – все могли бы получить эти умения.

Но на бирже нет абсолютной шкалы, квалификация там определяется относительно других участников. Неважно, что представляет собой их уровень. Каким бы он не был, ты квалифицированный игрок, если играешь лучше среднего уровня.

Если все будут очень глупыми, то можно расслабиться, «компетентность» будет даваться очень легко. Если все поумнеют, то же звание потребует большей подготовки. С годами рынки умнеют. Знаний, которых хватало для победы над ними в 20 веке, сейчас не хватит."

Александр Силаев, Основы биржевой торговли

Если почитать требования к SEO специалистам уровня senior в вакансиях компаний, то там часто можно найти такие требования:

  • продвинутый уровень владения Excel;
  • владение Python, SQL, PHP, HTML, CSS;
  • продвинутый уровень владения Screaming Frog, A-parser;
  • опыт работы с PBN, дропами, дорвеями и тому подобное.

Это наверное помогает каким-то образом фильтровать кандидатов. Но каждый раз, когда мы требуем от специалистов владения какими-либо инструментами и тактиками, мы серьезно сужаем свою воронку привлечения талантов.

Есть чувство, что если посмотреть, кто стоит за топами в выдаче по самым разным нишам, там будет весьма мало универсальных солдатов, которые умеют программировать и профессионально работать в Excel.

Я считаю, что в SEO значение опыта и владения какими-либо инструментами, тактиками переоценено, а значение интеллекта недооценено.

Расскажу, как я пришел к этим выводам.

Интеллект vs. опыт

В компании Boosta работает 60+ SEO специалистов. Все в высококонкурентных нишах и странах. Они выступают клиентами нашей платформы для анализа сайтов. Я с ними периодически общаюсь, узнаю какие стратегии и тактики пробуют, что срабатывает, как работают с апдейтами Google, какие инструменты и как используют.

В процессе общения, я пришел к выводу, что любой SEO-шник - это смесь неосознанного опыта, выводов из проведенных экспериментов, анализа сайтов конкурентов в топах, прочтенных рекомендаций от поисковиков и топовых экспертов в теме. А также смесь верований, когнитивных искажений и сложившихся предубеждений о работающих и неработающих техниках.

SEO-шник может применять массу разных техник. И сайт будет стоять в топе как благодаря каким-то из них, так и вопреки каким-то из них.

Часто у двух SEO специалистов разные мнения о правильной стратегии, силе влияния какого-то фактора ранжирования. Они также могут использовать разные SEO инструменты, подходы к работе, управлению, созданию контента.

Но при этом сайты и первого, и второго будут в топе.

Такие противоречия для меня - настоящий клад. Если у двух профессионалов противоположные картины мира и обе они приводят к положительному результату, то каждому из них лучше пересмотреть свою модель реальности.

Когда нахожу такое противоречие, то узнаю у его авторов, что они думают о противоположной точке зрения. Мне интересно понять насколько легко им пересматривать свои убеждения в свете получения новых фактов.

И то, как специалисты это делают, одна из важных характеристик их профессионального уровня. Чем специалист интеллектуально гибче, тем выше его уровень.

"Опыт переоценивают. Выбирая сотрудников, нанимайте за способности и затем обучайте их навыкам. Самые удивительные вещи создаются людьми, которые делают их впервые."

Кевин Келли, главред Wired, "68 жизненных советов, о которых никто не просил"

"В индустрии в целом переоценивается опыт и недооценивается стратегическая и интеллектуальная гибкость. И я очень сильно это ощущаю.

Например, даже работая в Google я не знал, что делать большую часть времени, но я знал, что у меня самая лучшая команда в мире для решения всех наших задач."

Эрик Шмидт, бывший генеральный директор и глава совета директоров Google, из интервью

Почему опыту нужно уделять меньше внимания

  1. Сложно выделить вклад специалиста в полученные результаты, если он работал в команде, в которой он не был руководителем.
  2. Накопление опыта идет нелинейно. Специалисты с опытом работы 2 и 6 лет, могут не сильно отличаться по навыкам, так как часто опыт просто повторяется.
  3. Постоянные обновления поисковым систем и требований к сайтам приводят к тому, что повторять прошлый опыт в новых проектах всё сложнее.

Да, классно, если есть комбинация опыт + интеллект, но если нужно выбирать между первым и вторым, я бы выбирал второе.

Какие качества мышления нужно оценивать

1. Скорость обучения

Более интеллектуальный человек осваивает любую технологию, инструмент быстрее. Если к вам приходит опытный кандидат, который владеет четырьмя инструментами и неопытный, который владеет одним, кого нужно выбрать, учитывая, что использовать нужно будет 10 инструментов? Того, кто быстрее учится.

2. Скорость распознавания закономерностей

Каждый SEO-шник общается с поисковой системой, по типу эксперимента "обучение с учителем". Он совершает определенные действия-стимулы и получает оценку-реакцию от поисковика в виде спада / роста позиций. Чем быстрее он распознает закономерности, тем больше успешных экспериментов он сможет масштабировать в проекте.

3. Открытость новому опыту

Любая выявленная закономерность всегда лишь одна из гипотез, лучшее доступное знание на данный момент. Знание, которое нужно уметь пересматривать и менять на новое, улучшенное.

Попробуйте оценить как легко и быстро кандидат готов пересматривать свои убеждения на основе новых фактов. С возрастом открытость новому опыту падает, но чем больше уровень интеллекта у человека, тем она падает медленнее.

4. Стратегическое мышление

Умеет ли человек видеть все доступные пути решения задач и оценивать затраты, риски для каждого пути.

5. Скорость выполнения задач и тестирования новых идей

Как быстро человек переходит от идеи к действиям. Тот, кто работает быстрее, тот быстрее получает обратную связь от поисковиков, быстрее совершает все возможные ошибки и в итоге накапливает больше опыта и знаний за единицу времени.

6. Понимание источников и границ своих знаний

Чем точнее человек понимает, что он знает и с каких источников, тем он эффективнее будет накапливать новые знания и принимать лучшие решения. Нужно ли пересматривать свою картину мира сильно зависит от источников ваших априорных убеждений и источников новых фактов.

7. Умение моделировать сознание других людей

То, что еще называют эмпатией и социальным интеллектом. Чтобы понять, как сделать хорошую страницу, сайт, нужно понять характеристики и потребности своего пользователя. Нужно уметь влезать в его шкуру. Это не так просто как кажется.

Не помню где читал, что эмпатия бывают двух видов: одна - как неосознанная реакция на какие-то эмоции, что люди рядом с вами проявляют; другая - та что идет от воображения и интеллекта, когда мы пытаемся представить какого-то человека и его ощущения. Первая - древняя, простая и доступна практически всем людям. Вторая - эволюционно более новая, интеллектуально затратная и доступна не всем.

Для того, чтобы оценить некоторые из этих качеств нужно время и взаимодействие с человеком. Но кое-что можно понять просто задав правильные вопросы.

Вопросы для оценки

Эти вопросы я подготовил вместе со своей коллегой Наталией Фиалковской, которая провела уже десятки собеседований на SEO позиции. Они созданы для оценки кандидатов на позиции с высоким уровнем ответственности: за трафик и доход.

  1. Как узнать что ниша конкурентная и сколько приблизительно в ней можно заработать?
  2. С чего начать анализ незнакомой ниши?
  3. На какие ключевые параметры вы смотрите при оценке конкурентов?
  4. С каких основных пунктов состоит ваша SEO стратегия?
  5. Как вы проводите SEO эксперименты? Как оцениваете влияние, проведенных на сайте работ?
  6. Как менялось ваше представление о правильном алгоритме продвижения сайтов за последние 3-5 лет?
  7. Отранжируйте источники информации от самых ценных к менее ценным, на основе, которых вы формируете свои представления о SEO.
  8. Что в SEO вы знаете хорошо, что средне, а что вообще не знаете? Почему не уделяете внимания тому, что в последнем пункте?
  9. Какие самые рисковые тактики вы использовали в продвижении? Почему решили пойти на риск?
  10. Как бы вы продвигали сайт, если бы среди доступных инструментов у вас были только Google Analytics, Google Search Console, Google Sheets?
  11. Как выглядит ваша технология действий, если ваш сайт упал после апдейта? А если вырос?
  12. Как вы приоритезируете сайты, страницы, ключевые слова над которыми нужно работать в первую очередь?
  13. Какие, по вашему опыту, факторы ранжирования переоценены, а какие недооценены среди SEO специалистов и владельцев сайтов?
  14. Какие сайты, по вашему, делают SEO идеально (в самых разных нишах)? Почему?
  15. Как вы оцениваете качество контента, качество ссылок?
  16. Какие самые большие ошибки вы допускали в своей работе? Что изменилось в вашей работе после их совершения?

Оценка специалиста по тому, что он уже сделал, и по тому что он может сделать в будущем - это очень разные оценки.

Смотрите не на сам опыт и навыки, а на алгоритм (интеллект), который их осваивает и перерабатывает.

И помните, что одна сильная сторона может перечеркнуть все остальные недостатки.

P. S. Подписывайтесь на Telegram-канал, где я делюсь опытом развития онлайн-продуктов, лайфхаками контент-маркетинга, SEO и работы с данными.

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Matveev

Ни один уважающий себя SEO-шник не пойдет в найм. Для чего идти в найм? Для того чтобы тебя оценивали сколько прибыли ты можешь принести дяде? Я лучше принесу прибыль себе. А как это уже полностью мое дело.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Круто, если вы так можете)

Но есть ниши, в которых вам вряд ли удасться самому долго удержаться в топе. Кроме того, есть типы продуктов, где в принципе самому сложно что-либо сделать: большой e-commerce, SaaS продукты, большие СМИ.

Если же у вас есть своя команда, то вы уже не простой оптимизатор))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Matveev

Значит я не простой оптимизатор) Нет в фуллстек разработчиках ничего простого)
Тут недавно поцапался с одним разрабом в камментах под статьей о программировании на блогово-рекомендательном сервисе Яши и задал ему вот такие вопросы:
1. Шаблоны проектирования и их соотношение с пушами, ссылочным и точками роста;
2. Соотношение контекстной рекламы с замыканиями в JavaScript и накруткой поведенческих факторов;
3. Есть ли профит в агрегаторах, UGC-проектах, дорвеях, инфо-сайтах, дейтинг-трафе, PBN и Essay-тематике или все же стоит сосредоточиться на конверсионных лендосах на конструкторах, визиточках, корпоративочках и интернет-магазах "по типу этого";
4. Что такое "посев в тематических сообществах", "подготовка контент-планов", "анализ ниш и конкурентов", "составление семантических структур", редизайн, проработка внутряков, мобильная адаптация и какое это имеет отношение к ООП, SOAP, REST, принципам SOLID, клиент-серверному взаимодействию, строгой типизации, векторной алгебре, верстке по БЭМ'омчке и "общей алгоритмической подготовке";
5. Кто более юзабелен в IT-проектах: студент(очкастинький такой) или 10 индусов на аутсорсе с апворка;
6. Какой бюджет только лишь у промо-материалов wargaming.net;
7. "Лучшие LSI-практики", для чего нужны контент-провайдеры, ссылочные биржы и биржы статейного маркетинга;
8. Причина продажи 80% проектов Modesco;
9. Что должен писать в резюме решивший подработать в найме backend'ер, если в IT кругом одно NDA;
10. Имеют ли сами домены(в отличии от дипломов ВУЗОВ) огромную коммерческую ценность или нет.

Он мне так ничего и не ответил.

Ответить
Развернуть ветку
Фомушка Фома

не могли бы пояснить, на мой взгляд, отсутствующие тут начало и конец мысли? Про что эти вопросы? Где-то раздавали истинные истины?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Matveev

Эти вопросы про то, что мне не понятно с каких это пор принято разработчиков считать за аутистов. Если те, кто нанимает разработчиков и играют на курсах валют и прямых зарубежных заказчиках зарабатывают больше, перепродавая их труд за реальную стоимость или имеют в собственности интернет-магазин с большим оборотом, чем сами программисты, то вопрос, а нафига тогда быть программистом?)

Ситуация в IT на данный момент дошла, на мой взгляд, просто до абсурда –  все пытаются быть маркетинговыми прокладками. Покупают франшизу онлайн школы для школотронов и ищут препода с опытом "за дошик" или напилили фронтов "мы делаем все: настройку контекстной рекламы, SEO, SMM, сайты (на Tilda / WordPress Elementor / OpenCart), наполнение сайтов, мобильные приложения под все платформы, дизайн и смежное", потом идут на hh и давай клепать эти вакансии, нам нужен "PHP 7.x и выше(куда уж выше то?), MySQL, Laravel Framework (5.x/6.x), Node.js, VueJS, CSS (Sass), SOLID, ООП, JSON RESTful API". 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Люди выбирают быть программистом потому что это а) интересно, б) понятный карьерный рост и меньше рисков. Как и любой наемный труд с творческими задачами.

Никто не мешает любому программисту, да и маркетологу, и сеошнику создавать свои проекты. Но чет не стремятся все это делать.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Интересный список) Если вы всё же решите поработать в команде, пишите мне в телеграм - @ivanpalii

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Matveev

Благодарю за предложение, но на данный момент пытаюсь переориентироваться из seo и бэкенда в gamedev-разработку.

Ответить
Развернуть ветку
toho-do

Сергей, а можете немного раскрыть вашу позицию. Почему вы считаете, что для сеошника найм это неуважение к себе? Если не найм, то что остается? Личный бренд, свое агентство, свои проекты пузат-стайл..? Вы допускаете, что есть разные типы темпераментов и характера у людей, ведь не у каждого есть коммерческая жилка, понимание и способности прокачки личного бренда и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Matveev

Мне сложно как-то прямо ответить на ваши вопросы, так как практически все в онлайне(да и в оффлайн бизнесе) это NDA и постоянная конкуренция. Для меня найм по вебу неприемлем и все.
Во главе каждого SEO-агентства или веб-студии сейчас точно такой же фуллстек, однако провернувший госконтракт или что-то в этом роде. Нанимать кого-либо себе в штат такие люди будут только в том случае, если они могут принести им прибыль. Как уже писал выше, пилят фронты:"мы делаем все: настройку контекстной и рекламы, SEO, SMM, сайты (на Tilda / WordPress Elementor / OpenCart), наполнение сайтов, мобильные приложения под все платформы, дизайн и смежное", на 99.9% уверен, что за бабки они и спляшут, и станцуют. Как работают, и на чем играют их SMM-щицы это вообще отдельная тема. Потом идут на hh или какие-то другие известные площадки и давай клепать эти вакансии, с целым списком требований(что-то владельцы хайлоадов и даже мидллоадов нигде не требуются). Я им в личку прям писал: "ну вот я такой чувак, с этим вот скиллсетом, но вы то мне зачем?"
То есть все пытаются быть маркетинговыми прокладками, видел недавно в вакансиях одной веб-студии, что им вообще плиточники требуются, с портфолио и опытом. То есть пилят сайт, что предоставляют такие-то и такие-то услуги, кидают в контекст или таргет, а потом пытаются найти как можно более дешевых исполнителей. Но это мое мнение, на истину в последней инстанции не претендую и на данный момент вообще пытаюсь переориентироваться из Пыха и SEO в гейммейкера по стеку: Unity / Swift / Phaser.js. Да и чем плох тот же пузат-стайл?) 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Вы здесь рассматриваете только агенства и студии. Есть продуктовые компании, которые сеошникам со скиллами программистов платят очень хорошо. 

Вы сейчас переориентируетесь в гейм-дейв разработку. Вы же будете работать в найме только в роли разработчика? Почему вы выбрали роль разработчика в найме, а не сеошника со своими проектами?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Matveev

На мой взгляд, одно другому не мешает. Просто требуемый уровень подготовки по computer science и смежному только для входа в gamedev должен быть намного выше, чем для клепания визиточек на тильде с разделом "как мы работаем" и прочей маркетинговой ерундой или прописывания title и description на потоке на пузат-стайл проектах или товарных карточках интернет-магазина с китайским барахлом. Но и с точки зрения возможного фидбека от рынка gamedev на данный момент, на мой взгляд, намного интереснее. 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Полностью согласен. Любой SEOшник который достигает результата рано или поздно уходит из фирмы и становится либо частным специалистом, либо делает своё агентство.
Вот нафига все эти оценки? Единственным мерилом эффективности специалиста являются рост трафика и заявок, всё остальное это лишь средство.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Выше уже отвечал. Есть ниши и продукты, где вы сами не сможете работать. И если вы сделаете агентство, то наверняка будете нанимать других сеошников разного уровня. Вы их всех будете оценивать только по росту трафика?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

Вам выше писали, уровень спеца достаточен для работы на себя. Зачем ему ваши "высококонкурентные" ниши? Это вам там нужно удержаться, а он уже нашел свою "курицу несущую золотые яйца" и делает деньги для себя. :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Любые курицы склонны умирать. После всемирного карантина мне уже написало несколько сеошников, которые ранее успешно продвигали свои проекты. Но сейчас их немного подкосило. 

Кроме того, сеошник может договариваться о проценте от прибыли, становится партнером и так далее. В итоге работая тим лидом сеошник может зарабатывать в 2-5-10 раз больше на большом, успешном проекте. 

Я говорю не о том, что найм лучше своего дела, а о том, что SEO - это гонка вооружений. И если на нишу, которую сеошник занял сам мало кто претендует, то вероятнее всего она мало чего стоит. А там где есть деньги, сеошники собирают и развивают команды.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

Мы же говорим о хороших сеошниках, а не о тех кто без составленного ТЗ и сиськи руководителя ничего не может? :)

Что-то на куриную тему потянуло, но если "курицы" имеют свойства умирать, то "не складывайте все яйца в одну корзину".
Плохо приходится туристическим сайтам? Выстреливают медицинские проекты. Карантин и дети сидят дома - ожили "курицы" игровой тематики.
Если ты нашел машинку для печатания денег, нет смысла делать такие машинки для других.

Но опять же я только разделяю мысль, что состоявшемуся SEO незачем работать на кого-то. Хотя понимаю, что множеству людей не походит самостоятельный путь, поэтому их выбор - команды.

Хотя вы как умный человек знаете, что все команды сеошников/организации/фирмы собираются только ради прибыли руководителя,  а не блага исполнителей. :)

Про узкие ниши и их малую стоимость, немного утрирую: на Земле почти 8 млр людей, если в твоей узкой и микроскопической нише, жалкий 0.01%  то это вполне может хватить тебе одному. :)

С огромным к вам уважением.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Всё так, фирмы собираются ради прибыли руководителей. Но пока команда работает, исполнители зарабатывают, а будет ли прибыль у руководителя еще вопрос. 

Борьба за выдачу - игра с нулевой сумму. И все руководители, что не войдут в десятку получат убытки, а не прибыль.

Ничто не мешает совмещать малый риск-малый доход в найме, и большой риск-большой доход в роли предпринимателя в свободное время.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

Про совмещение, может сейчас уже по-другому работают, но за хорошие деньги специалиста выжмут так, что на свои проекты уже не будет времени/желания. :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Увидел. Согласен насчёт крупного ecommerce, но у WB, Ozon, М.Видео и т.п. уже есть свои команды, туда обычного SEO специалиста и не пустят. 
SaaS - то же самое. Если имеется ввиду продукты от СКБ Контур, Битрикс и т.п. - там тоже свои команды и вас там не ждут.

В целом конечно, без команды никак. Но не команды SEO специалистов, а условно дизайнера, копирайтера, программиста. Не будете же вы и LSI тексты писать, и вёрстку править, и UX элементы делать.
Я не видел ещё, чтобы два SEO специалиста предлагали примерно одинаковый подход. У всех своё мнение и способы, поэтому скорее всего команда SEO специалистов будет избыточной.

Ответить
Развернуть ветку
Креативный маркетолог

Я бы поспорил про наличие сео-специалистов в WB, Ozon, М.Видео - там школота работает судя по их сайтам. Набирают студентов, которые тупо карточки заполняют.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Согласен, что редко в одной команде несколько сильных сеошников. Но в команде очень часто работают senior и junior. 

Также может быть разделение, что один продвигает продукт, другой блог. Или один продвигает одну языковую версию, другой другую. 

Как раз из-за того, что у каждого опытного специалиста свой подход и нужна оценка мышления, а не конкретных навыков.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

Спасибо за комментарий. Тоже не могу понять зачем действительно хорошему SEO работать на кого-то. :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

То есть сеошники топовых е-commerce, СМИ, агрегаторов, софт продуктов не очень хорошие?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

Нет, просто действительно хороший может выбрать самостоятельный путь. Без начальства, без обязательного графика работы, без обязательств кроме как перед собой. 

<b>Может</b> выбрать, а может и не выбрать, если работодатель предлагает интересные условия. :)

Кстати у вас интересная цитата "топовых е-commerce, СМИ, агрегаторов, софт продуктов", топовые продукты стали топовыми не по тому что SEO молодцы, а потому что продукт лучше решает какие-то потребности, если вы мне найдете какой-то "гуано продукт", который в топе выдаче только из-за SEO продвижения, с удовольствием с таким ознакомлюсь, для опыта.

P.S. Если интересные ребята маркетологи убедили что их продукт "стиль жизни", а не "гуано", как мы с вами можем считать, то он таким уже не является. :)))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Ключевое понятие в SEO - интент поискового запроса. Думаю, что в топовых продуктах сеошник неизбежно вмешивается в продукт, чтобы удовлетворить интент. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Интересно, а где он найдет клиентов? Он ведь не менеджер по продажам, а сеошник. А зная немало сеошников - многие из них интроверты, и искать клиентов явно не их стезя.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

Эм он SEO он выводит сайты в топ, а не "в Химках деревянными членами торгует", сайт в топ + программы монетизации/арбитраж/партнерки. Там не надо ни с кем общаться. :)
Мы же про хорошего SEO говорим, а не раба на галерах в SEO студиях.
А так-то да, какие клиенты у сайта в топе/"околотопе" выдачи.

Хотя я наверное понял вашу мысль, вы про "Пластиковые окна в Москве на заказ - купить окна ПВХ от производителя", типа он может только этот запрос продвигать, а фирмы такой у него нет. :)))
Толковый специалист найдет другие ниши или способы монетизации топовой статьи про "установка пластиковых окон в москве недорого". 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo

Не очень понятно, на кой условному сеошнику, да и кому угодно, нужен «обратный инжиниринг» его собственной деятельности?
Ради модного слова?
Остальное прочее в статье видится такой же ересью и набором условно-сочетаемых слов, как если бы статью писали лишь для индексации роботами )
Возможно, это из-за жары, и коллеги что-то и почерпнут. У меня в этот раз не вышло )
Автору желаю светлой головы, не затуманенной ключевыми словами )

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Да, действительно, может из-за жары. Перечитайте еще раз статью, как станет прохладнее и сможете увидеть, что там есть ответ на ваш вопрос.

SEO-шник может применять массу разных техник. И сайт будет стоять в топе как благодаря каким-то из них, так и вопреки каким-то из них. Какие-то из действий будут нейтральными, но они все равно стоят времени.

"Обратный инжиниринг" нужен, чтобы понять, что работает и масштабировать это + понять что не работает или имеет вредный эффект и не делать такого в будущем.

Хотя вы вроде бы сами говорили о подобном в комментах к одной из статей)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo

Речь о том, что реверс-инжениринг это из другой оперетты. Чисто терминологически. Это когда перед нами «чёрный ящик», который не ясно, как работает. А мы хотим, например, сделать наподобие, и разбираем его )

К собственному же опыту можно применять что-нибудь другое: ретроспективный анализ, например.

Но словарно «Reverse engineering – это исследование некоторого готового устройства или программы, а также документации на него с целью понять принцип его работы» — чужого, не своего!

А из статьи мне очень импонирует та подача, что в наше время интеллект важнее опыта )

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пыльников

8 пункт вопросов для оценки огонь!  

Ответить
Развернуть ветку
Креативный маркетолог

Иван, видно, что вы потратили на статью кучу времени. Но выскажу свое личное мнение, как сеошника с немалым стажем.
Хороший спец в SEO либо добивается получения хорошей зарплаты в агентстве, либо уходит во фриланс или открывает свое агентство.
Как оценивать сеошника в SEO агентстве прекрасно знают.
Статья написана для маркетологов, эйчаров и руководителей бизнеса. Но они никогда не смогут выбрать хорошего сеошника. Почему? Ответ я дал выше.
Все, что им остается - это выбирать специалиста среди тех, кто имеет средние показатели и уволился (или его уволили) из агентства. 
Поэтому - для инструкции "Как найти лучшего среди так себе специалистов" пойдет. Ставлю лайк.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

А как вы оцениваете сеошника в агентстве? В разных ситуациях: когда приходит в агентство, когда хочет повышения?

Ответить
Развернуть ветку
Demi Murych

Позвольте высказать строго противоположную точку зрения, озвученную в статье. Все "наезды" очень прошу воспринимать как инструмент подчеркивания драматизма ситуации, но не как личную неприязнь. 

...
Перечитав несколько раз материал, я наконец понял что меня беспокоит в нем, а именно  полнейшая каша в голове автора. Это очень хорошо заметно на примерах:

 
"Накопление опыта идет нелинейно. Специалисты с опытом работы 2 и 6 лет, могут не сильно отличаться по навыкам, так как часто опыт просто повторяется"
"Постоянные обновления поисковым систем и требований к сайтам приводят к тому, что повторять прошлый опыт в новых проектах всё сложнее."

Минутку. Постоянные обновления это те самые сказочные обновления которые приводят к тому что специалист 2 и 6 летней работы оказывается неотличим по навыкам? Это те самые обновления которые приводят к повторению предыдущего опыта? Тогда какие же это обновления? 

 
И таких противоречивых высказываний в рамках материала большое множество.  Создается впечатление, что автор интуитивно нащупал вопрос, но так и не дал себе трудна вывести его в ровную концепцию, а нашпиговал материал  теми же самыми:
"смесь верований, когнитивных искажений и сложившихся предубеждений о работающих и неработающих техниках."

 
В общем, мысль материала (если я все понял верно) совершено не новая, и фактически заключается в одной фразе, обращайте внимание на людей с культурой мышления. Или на людей с врожденным талантом к аналитике того рода которая актуальна к текущей ситуации. 

 
При этом автор допускает фундаментальную ошибку считая, что современное SEO для Google это ровно тоже самое что и 2000 годы, когда человек без какого либо образования вообще, мог показывать эффективность уровень бога, только благодаря своей соображалке.

 
Автор активно настаивает на идее, что если бы мы взяли например 5 летнего Эйнштейна к себе в свой НИИ то он был бы таким же офигительно эффективным как и в свои 30 лет когда была сформирована общая теория относительности.  Вы верите в это? Наверняка каждый скажет что нет. И при этом будет абсолютно правы для текущего времени, и неправы даже для 2008 года. 

 
Да в 2008 году, 5 летний Эйнштейн был бы ровно так же эффективен как и 30. Но сейчас это ДАЛЕКО НЕ ТАК. Даже в 2009 году, условного "Эйнштейна" любой средненький  верстальщик мог поставить таким раком, что ни один миллион ссылок и мега офигительный уникальный контент, не заставил бы ранжироваться сайт, сделанный шаловливыми руками такого верстальщика. И не обладая БАЗОВЫМИ знаниями в верстке, наш SEO Эйнштейн никогда бы не понял со всей гибкостью своего ума, почему проект вне области ранжирования в принципе. 

 
За поседение два года уровень технических факторов оказывающих прямое влияние на ранжирования в Google изменился так сильно, что сейчас я никогда не возьму на работу человека, который не обладает базовыми навыками программирования. Потому, что воспитывать такого специалиста, выйдет очень дорого в силу времени которое придется на него потратить.  И я лучше воспользуюсь услугами человека с навыками ниже среднего но владеющим инструментом, чем руками 5 летнего Эйнштейна, которому нужно еще  5 лет для того же самого.  Вы готовы ждать эти 5 лет?
 
 

Ответить
Развернуть ветку
Demi Murych

Кстати, говоря о программировании и культуре мышления. Любой аналитик, это человек с тем качеством мозгов, и повседневным опытом, для которого изучение современного языка программирования уровня питона или того же JavaScriptа, не займет значительного времени.
И честно говоря, я всегда откровенно удивлен, когда люди этого уровня, такими инструментами не владеют. Потому что прежде всего, это люди которые очень ценят свое время. А специфика работы такова, что использовать это время с предельной эффективностью, позволяют как раз языки такого уровня. Даже в пределах VBScript или APP script От гугла.

 
Иными словами, не любой программист может стать SEO, но при этом любой современный эффективный SEO может стать программистом.

 
И главное в этом то, что SEO не нужно владеть этим инструментом на уровне инженера. Ему нужно всего лишь понимать технологию, и уметь оценить порядок затрат на ее внедрение. Потому как обработать терабайт изображений магазина, под формат который сейчас востребован поисковой машиной, для человека с навыком, будет оценено в 1 рабочий день программиста. И, напротив, может казаться запредельной магией, для того кто этим навыком не обладает.

 
Подводя итог под всем сказанным выше.

Современный поиск в Google стал обладать чертами технологически продвинутого анализа. И чтобы манипулировать этим поиском, то есть заниматься тем, чем и должен заниматься SEO, нужно владеть технологиями которые по крайней мере, близки к уровню этого анализа.

 
И тут, если ты будешь хоть самым гениальным человеком на свете, не обладая навыком сделать ТЫ ничего не сможешь. Потому что условное (A) дающее тебе лишние (B) позиций в ранжировании реализовать без этого навыка теперь стало невозможно. А приобрести этот навык, за приемлемое время, не обладая опытом в смежных областях невозможно.

 
Сейчас, мы стоим перед Рубиконом,  когда привычные SEO методы еще достаточно эффективны чтобы пользоваться только ими, и при этом следующая волна оптимизаций уже оказывает, по крайней мере равный эффект

Учитывая тот факт что эти изменения произошли за последние два года, попробуйте представить что будет через следующие два. И возможно это Вас приведет к тому, что вы купите учебник по матанализу, а на досуге, напишете первый свой конечный автомат, а не будете заниматься самоуспокоением на счет того что математика вам ненужна, а программисты это Ваши подчиненные.  

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Я так понимаю вы сильны в техническом SEO. Это ваш молоток и вы видите вокруг только гвозди.

Но это лишь одна из частей SEO и часто не основная. Для высоконагруженных проектов, с большим количеством страниц - да,  это ключевая вещь. 

Но посмотрите на топовые блоги в своих нишах. Контент, дизайн, ссылки, - это то, что обеспечивает результат для большинства маленьких и средних сайтов. Да, сейчас добавилась скорость, но также E-A-T и YMYL - они тоже про техничку? Даже в этих 3 пунктах (контент, дизайн, ссылки) огромное количество важных технологий, которыми нужно овладеть, и которые мало связаны с техничкой:
- как редактировать и оформлять текст;
- как правильно писать заголовки;
- какой контент создавать, чтобы им делились;
- как правильно делать аутрич;
- где и как доставать ссылки;
- и т.д.

Можем посмотреть, кто держит топы сейчас и кто их будет держат через 2-3 года. Мало верится, что там будут только те, кто владеет матанализом.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

1. Про опыт.

Он бывает разный. Часть опыта - универсальная. Касается понимания ниши, потребностей аудитории, того как устроена веб-страница и так далее. 

Другая часть опыта тесно связана с привязкой к методу продвижения. Если человек достигал результатов с помощью дорвеев, автоматического проставления ссылок, а после апдейтов уже не может, то ему нужно изменить подход и перестроить мышление.  

Здесь нет противоречия. Человек может стремительно накапливать универсальный опыт и с каждым апдейтом терять ценность своих наработок, которые ранее работали.

2.  "При этом автор допускает фундаментальную ошибку считая, что современное SEO для Google это ровно тоже самое что и 2000 годы".

Где об этом в тексте вообще идет речь? Наоборот, я специально привел цитату Александра Силаева о компетентности на финрынке, которая заканчивается выводом: С годами рынки умнеют. Знаний, которых хватало для победы над ними в 20 веке, сейчас не хватит.

Про малолетнего Эйнштейна. В статье сказано, что опыт и интеллект лучше, чем просто интеллект. Но если выбирать только между первым и вторым, то второе важнее.

3. Вы можете выставлять какие угодно требования при поиске кандидатов. Вопрос в том найдете ли вы достаточное количество таких продвинутых кандидатов в рамках вашего бюджета.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Черепинец

Неплохо, пополню свой список вопросов для собеседований =)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Pavlutsky

Просто ТОП
Это именно то, что нужно спрашивать
Спасибо, буду использовать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Любченко

Задал себе вопросы и заностальгировал)
Куча моментов и проектов вспомнилась.
Спасибо) 

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Можно по разному работать, я например делаю аудиты анкор листа через сервис https://linkbox.pro/ и вполне себе нормально без дяди, от 500% маржа. Просто нужно подумать и делать что-то качественно. 

Ответить
Развернуть ветку
Alisa Bolokhovets

Как по мне, в 1 вопрос качество контента и качество ссылок - такое себе...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

По какой причине?

Ответить
Развернуть ветку
Alisa Bolokhovets

Как мне кажется, разные понятия. Отсюда - разные цели для контента на проекте и для ссылок. Вопросы, наверное, такого плана имеют место быть, но, думаю, их разносить нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Artur Nailevich

Я ничего не пойму, Boobsta сделала сайтчекер. А вы пишите "Они выступают клиентами нашей платформы для анализа сайтов".

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий
Автор

Boosta состоит из автономных команд. Одна из команд развивает Sitechecker. Сеошники из других команд сами выбирают какие инструменты они хотят использовать для продвижения. 

Когда я говорю, что сеошники из Boosta выступают нашими клиентами, то имею в виду, что нашей команде нужно удовлетворять их требования так же, как и требования внешних пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Креативный маркетолог

Кейс студии о найме сеошника через HH.ru https://vc.ru/seo/141498-est-li-v-rossii-horoshie-seoshniki

Ответить
Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда