{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Тайное влияние «Яндекса» на рунет через «колдунщиков»

Может ли «Яндекс» использовать своё лидирующее положение на рынке интернет-поиска, чтобы продвигать собственные сервисы? Готова ли такая корпорация задвигать на задние ряды сайты с поведенческими показателями лучше, чем у собственных сервисов?

И может ли Яндекс вводить в заблуждение пользователей, используя «колдунщиков»? Если это так, то другие игроки лишаются заметной доли прибыли, а это сковывает развитие новых сервисов и в целом отрасли. Давайте разбираться.

Определимся с терминами. Сниппет – небольшой фрагмент текста, который показывается пользователю в результатах поиска. Цель его – дать пользователю возможность выбрать на какой сайт перейти. Чем больше пользователей увидели ваш сниппет в выдаче – тем больше шанс, что они попадут к вам на сайт.

CTR (Click to Rate) – параметр сниппета – процент перехода людей из выдачи по отношению к общему количеству людей искавших что-то в поисковике по этой фразе.

Согласно исследованиям (ссылки в конце статьи) – чем ниже находится сниппет в поисковой выдаче, тем меньший процент людей переходит по нему. Т.е. CTR сниппета уменьшается, если сайт показывается ниже в результатах поиска.

CTR зависит от поискового запроса, от тематики, от внешнего вида самого сниппета и т.д. Не так важно конкретное значение, далее для простоты возьмем значение CTR=20% для первого места в органической выдаче. Сниппет второго места при этом будет примерно 15%, на третьем месте 10-12% и т.д. снижается с увеличением места.

Если вы лучший сайт в отрасли и занимаете первые места по соответствующим запросам, то вы могли рассчитывать на 20% трафика (CTR=20%). Обычно на первых местах в органической выдаче Яндекс показывает сайты, подтвердившую хорошую удовлетворенность пользователей. У каждого поисковика есть система метрик, оценивающих не только релевантность поисковой выдачи (т.е. насколько сайты из выдачи соответствуют запросу пользователя), но и насколько пользователи, перешедшие на каждый конкретный сайт, удовлетворены найденными сайтами – это основа современного поиска.

Что происходит, когда между контекстной рекламой (Яндекс.Директ) и органической выдачей появляется блок высотой с 2-3 сниппета. А в этом блоке один из сервисов Яндекса? Правильно – CTR первых мест в органической выдаче снижается. Хотя бы потому, что вместо первого-второго экрана сниппет «уезжает» на второй-третий экран (для экранов смартфонов этот эффект выражен еще сильнее).

Вместо прежних 20% трафика, теперь лидер отрасли получает 10-12%. Те же кто ранее получал 10% теперь будут получать 5% и т.д.Пусть на сайте 100 тысяч посетителей в сутки. Далее, простой расчёт: если интернет-компания получает половину трафика с SEO (50 тыс.), а половину от него составляет Яндекс (25 тыс.) – то после появления блока с сервисом Яндекса (так называемые колдунщики) от этих 25 тыс. останется лишь 12 тыс. Возможно это покажется незначительным, но что такое 12 от 100? Это 12% трафика и значит 12% доходов. Здесь можно долго считать копейки, рассуждать про постоянные и переменные расходы, про особенности того или иного бизнеса. Суть не в этом. Приведённый пример расчёта сделан на опыте реального бизнеса, на основе реальных показателей, цифры сильно приближены к настоящим. Такова жизнь сейчас.

Представьте, что маржинальность вашего бизнеса была 10%-15% и у вас «испаряется» 12% прибыли? Сколько ресурсов вы теперь сможете тратить на исследования аудитории, апробацию новых технологий, на развитие собственно продукта?Не было бы причины волноваться, если бы сервисы Яндекса ранжировались в общем порядке и все участники рынка могли участвовать на равных – показывать такие же яркие и привлекательные супер-сниппеты с картинками, таблицами и пр. Такая возможность «как бы» была на протяжении короткого времени – технология, презентованная еще Ильей Сегаловичем – Яндекс.Острова (по сути – «колдунщики»). Однако, не выйдя из бета-тестирования, она была свернута. Официальная причина – Острова вебмастеров хуже по качеству, чем собственные Острова Яндекса.

Сейчас «колдунщики» доступны только аффилированным с Яндексом онлайн-сервисам. Вот еще несколько примеров колдунщиков, согласитесь, такой сниппет не пропустишь, пройти мимо сложно:

Или так:

Ещё:

Хотя даже в этом случае никто никогда, кроме разработчиков Яндекса, не узнает какой повышающий коэффициент (или иной механизм искусственного увеличения релевантности) применяется Яндексом к собственным сервисам, чтобы получить больше трафика.

Сейчас Яндекс – уже не просто поисковик. Это IT-компания, которая строит свою империю. Но делает ли она это честно, или же за счёт других игроков, и вводит ли она в заблуждение пользователей, подтасовывая результаты органической выдачи? Замедляется ли развитие отрасли из-за манипуляций, и что мы получим через 3-5-10 лет?

Выходит, что мегакорпорация «кормит» пользователей только своими собственными продуктами, потому что другие компании «не выдержали конкуренции»? А ведь отсутствие конкуренции приводит к тому, что страдают конечные пользователи.

Интересное по теме:

  • Обзор про разным исследованиям CTR сниппетов.
  • Статья от Яндекса (старенькая, но суть не меняется).
  • Исследование с использованием технологии EyeTracking (на этот раз про Google).
0
89 комментариев
Написать комментарий...
Викентий Роскошный

Шёл 2020 год, сеошники продолжали ныть о том, какой плохой Яндекс.
Я так скажу - если бизнес может убить проседание в выдаче, то это не бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Bena

- написал человек, который специализируется на настройке яндекс.директа ¯\_(ツ)_/¯
кек

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

А ещё я на похудении специализируюсь. 
Так что мне теперь, не говорить никому и никогда о том, что в МакДональдсе не очень полезная пища (хотя в т.ч. и благодаря этому у меня есть клиенты по этому направлению)?
С точки зрения Директа, кстати, Яндекс вообще охуел, но это так, к слову. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

В первую очередь калорийностью. Бигтейсти равен яичнице с 9-10 яйцами. Так завтракают бодибилдеры весом в 130 кг. Я такую порцию буду жевать часа два, а на бигтейсти мне нужно 5 минут.
Ну и яичница из 3 яиц на завтрак даст мне сытость до обеда. А после бигтейсти через час-два уже хочется есть :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Не питаются, а говорят, что питаются.
Вес не будет расти от капусты. Есть законы физики и они работают всегда, в отличии от любых диет. Масса не может появиться из ниоткуда.
Вы потребляете +/- столько же энергии, сколько тратите.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
D.

Не сравнивайте себя со всеми. Кто-то склонен к полноте, а кто-то съест макдак и вес на месте будет. Обмен веществ и другие биологические процессы играют роль.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kolyadyuk

В бигтейсти, с учетом наличия в ней мяса, соуса - 800ккал, в яишнице из 10 яйц - 1570 ккал. Т.е. уже твой коммент - вранье. Далее,  Яишницу из 4 яиц (те же самые 800ккал) я съем за 5 минут и захочу есть через пару часов, но при этом больше удовольствия я получу от бигтейсти

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев
Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

Ну, если для вас "биг тейсти" и "утренняя яичница с беконом/бутерброд с сосиской" являются полезной пищей - то у меня для вас не очень хорошие новости.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

Огласите список актуальных (не более месяца) исследований ЖКТ, печени, почек, а также информацию об имеющихся/отсутствующих хронических и наследственных заболеваниях, противопоказаниях, а, ну анализы крови не помешали бы.
Тогда, конкретно для вас будет подобран список полезной пищи, лол.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kolyadyuk

Хера ты как съезжаешь, как истинный разводила

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

А вы и вправду считаете, что есть некий абстрактный, универсальный список полезной (в каком-либо аспекте) пищи, которая подходит всем-всем-всем?
Вы, наверное, ещё и во всяких бешеных сушках не видите ничего странного, да?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Bena

О, про Директ интересно. Расскажите, пожалуйста, почему вы так думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

Например Яндекс очень любит подмешивать в рекламную выдачу (прости хосспади) свои сервисы.
При этом объявления в 90% нерелевантны (как и сейчас), однако, частенько появляются в спецразмещении (если его можно так назвать сейчас), ну и разумеется, Яндексу это стоит (если вообще чего-то стоит) сильно меньше, чем рекламодателю.
Или, например, в зависимости от запроса и шаблона вывода на первой странице может быть до 15 (пятнадцати, Анна!) рекламных объявлений. 
И так далее, и тому подобное.
Я уже давно жду, когда появятся две версии Яндекс Поиска.
В первой будет только реклама + сервисы Яндекса.
А второй, разумеется, не будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Такого к сожалению не будет никогда :( Ведь 90% пользователей будет пользоваться версией без рекламы и сервисов Яндекса. А оно им надо?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Bena

Теперь понимаю.
А вместо позиций в кликабельной выдаче Янедкс предлагает расширение сетки...эх

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда