{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Экспресс-анализ видимости: как быстро найти причины падения в поисковиках

Все сайты время от времени сталкиваются с просадкой поискового трафика и снижением видимости. Как понять, в чем причина и какое направление стоит проанализировать более детально? Ответить на этот вопрос можно с помощью экспресс-анализа, методикой которого мы и хотим с вами поделиться.

Экспресс-анализ хорош тем, что не требует много времени (собственно, название говорит само за себя) и помогает определить возможные причины просадки трафика и направления, требующие более глубокого анализа. Такая методика идеальна при работе с крупными проектами с большим числом страниц, когда нет возможности тратить ценное время специалистов и детально изучать все возможные причины, а необходимо оперативно выявить наиболее вероятные.

Экспресс-анализ позволяет SEO-специалисту за короткое время (буквально за час!) определить вероятные причины просадки видимости и поискового трафика.

Как провести такую аналитику – рассмотрим на конкретном примере, крупнейшем интернет-магазине цифровой и бытовой техники. У данного проекта наблюдалась просадка поисковой видимости в середине июля 2021. Необходимо было в короткие сроки понять, в чем могла быть проблема.

Первое, что нужно сделать – определить масштаб падения, сопоставив результаты проекта с рынком и ближайшими конкурентами, и проанализировать точки падения в разрезе десктоп/мобайл и в разрезе регионов, если компания работает на федеральном уровне.

В нашем случае оказалось, что в регионах проект чувствует себя более-менее стабильно, и просадка пришлась на Москву и Московскую область, причем сайт упал как в десктопной выдаче, так и в мобильной.

Видимость сайта в Яндекс по г.Москва. По другим отслеживаемым регионам такой просадки нет.

Падение наблюдается по всей тематике у всех конкурентов.

Видимость сайтов тематики в Яндексе по метрике %ТОП10.

Вместе с тем, в тот же период, наблюдается активный рост Я.Маркет. Такой резкий рост Я.Маркета может сам по себе привести к падению поисковой видимости всех остальных сайтов, потому что многие участники выдачи в итоге опускаются минимум на одну позицию.

Видимость сайтов тематики в Яндексе по метрике %ТОП10.

Наиболее значительно падение затронуло позиции в ТОП3 и ТОП5 (это подсвечивают просевшие метрики %ТОП3 и %ТОП5 — доли ключевых слов проекта в ТОПе).

Видимость сайтов тематики по метрике %ТОП5 с мая по август 2021. В июле наблюдаем достаточно сильную встряску, которая затронула многие проекты.

Определим, какие категории товаров пострадали больше всего, т.е. с чем SEO нужно работать в первую очередь. Для этого сравним значение параметров %TOП3 и %ТОП5 в каждой категории.

В нашем примере падение затронуло все категории.

Динамика параметра %ТОП5 по категориям товаров.

Потеряли в видимости практически все категории страниц, но больше всего карточки товаров (видимость снизилась на 14,87%). При этом речь идет о снижении на 1-4 места (~80% запросов), а не о сильной просадке на 10 и более.

Динамика параметра %ТОП5 по типам страниц.

Также наблюдалось падение по семантике.

Динамика параметра %ТОП5 по запросам.

Очевидно, причина просадок вовне — посмотрим, что происходит с рынком и ближайшими конкурентами.

Выводим ~100 сайтов за период до сильных изменений (09 июля) и после (02 августа), делаем срез по ним, чтобы оценить масштаб. Очень много сайтов потеряли видимость, какие-то выросли. Составляем таблицу, в конечном варианте оставляем только сайты-лидеры.

В зависимости от динамики видимости конкурентные проекты можно сгруппировать следующим образом: проекты с отрицательной динамикой видимости, удерживающие прежние позиции сайты и растущие.

Так как изменение видимости произошло у многих конкурентов, с большей вероятностью можно сказать, что просадка нашего проекта произошла из-за изменения ранжирования в тематике. В таких случаях иногда бывает откат, а затем выравнивание позиций, поэтому продолжим наблюдение.

Оценить, насколько наше предположение верно, мы сможем, наблюдая за динамикой видимости в следующем месяце, первой половине августа.

Динамика основных показателей видимости проекта, 9-17 августа.

В августе проект вырос по %ТОП3.Тем не менее, мы видим просадку метрик видимости и потенциального трафика (9 и 17 августа) на 3-5%.

Но если обратить внимание на график за больший период, то видим, что для проекта это обычные незначительные отклонения, когда "трясет" высокочастотные запросы и наблюдается значительный разброс по метрикам.

График видимости сайта по %WS10 и %Ptraf за с конца июня по начало августа.

Это подтверждается и просевшими за период высокочастотными запросами проекта (таких оказалось 1774), но просадка по запросам незначительна, поводов для сильного беспокойства нет.

ВЫВОД

По итогам экспресс-анализа выяснили, что просадка проекта не связана с техническими ошибками на сайте, причина вовне. Так как изменения наблюдаются и у конкурентов, вероятно, причина падения по проекту — изменение алгоритмов ранжирования.

Достаточно частая ситуация, когда в результате резкого изменения ранжирования в Яндексе после значительной просадки или роста сайты через время возвращают свои позиции. Но через неделю после падения видимость проекта не восстановилась. Переходим к более глубокой аналитике и параллельно готовим план работ по улучшению видимости проекта.

****

автор: Кирилл Терентьев, аналитик SEOWORK

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Артем Акулов

В яшке есть режим сбора пф в течении 1-4 недели. Может колбасить весь топ. Предпринимать ничего не нужно, ну кроме подкрутки пф.
Гугл более линеен и стабилен, перемешивания топа случаются крайне редко и быстро фиксятся.
Все танцы с бубном и обмазывание аналитикой от неумения мониторить банальные апы поисковых систем.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

ЛОЛ )

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Почему ЛОЛ?
Я вот весь лоб себе разбил на этой теме, а решения пока нету. Это травматично и ни разу нисмищно.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Лол в том что это написал чувак, который выкладывал кейс "Якобы он продвинул интернет магаз спортивных товаров" и в кейсе только скрины роста трафика из метрики (а тогда был разгар пандемии и был естественный рост спроса на спортивные товары, что прямо видно по вордстату).

И в статье где объясняется как действительно нужно проводить аналитику и понимать точки роста или падения проектов он пишет — это все ерунда)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

По-моему отличный кейс и результат. Вместо проведения аналитики нужно уметь делать деньги и учиться читать апы поисковиков. В Яше давным давно ничего не меняется и рулит поведение которое не сложно корректировать, тем временем Гугл действительно улучшает алгоритмы ранжа, думает о юзерах и не узурпирует трафик на собственных помоечных сервисах. Вот всё. Тот кто не вдупляет в апы по сбору пф и сразу бежит анализировать аналитику - вот это настоящий лол.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Да кейс то отличный — взять денег с клиента, вырасти на спросе и сказать что это результат твоей работы. Деньги делать это хорошо, а рассказывать сказки о своих трудах не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

Клиент сам пришел ко мне? Сам.
Клиент хотел реализовать план работ по оптимизации магазина? Хотел.
Клиенту обещались золотые горы после SEO работ? Нет.
План работ по SEO был выполнен? Да.
На основании полученных результатов и проделанных работ и был сделан кейс. А все эти ваши оценочные суждения, типа

рассказывать сказки о своих трудах не очень

можете оставить при себе. Я же никого не заставляю читать свои статьи.
PS
Анализировать динамику по частотам вордстата - младеньческий уровень аналитики. 99% частотностей запросов накручены или крутятся в разные периоды времени и имеют малую связь с реальностью.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

- Спрос — не показатель
- Позиции — скачут, не показатель
- Скрин с метрики — показатель (экспертный уровень сео)

ну так может и 99% роста визитов твоих скринов это боты? Пытаться крыть тем что где-то боты и поэтому не надо смотреть статистику это конечно хорошо)

Я хз откуда пришел клиент. И я тоже никого не заставляю читать свои комментарии. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

По вордстату я вам на любой запрос сделаю вот любую стату. Вам это реально надо? Кмк, это вообще не критерий оценки.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

А причём тут делать любую стату и рынок? Ну хочешь проверь не на вордстате а почитай как все сметали на озоне и других магазинах, черкни их трафик. Суть не меняется.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

У вас там свой контекст, я его не знаю. И у меня нет привычки опираться на частности, поскольку даже общие данные сейчас (мягко выражаясь) чутка привирают.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Ну короче ты согласен с тезисами:
- постаналитика по видимости — херня
- спрос на спорт товары в апреле 20 года — не рос из за пандемии?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Постаналитика по видимости - реально херня, хотя можно использовать как вспомогательное средство для аудитов без доступа к реальным инструментам аналитики.
Про спрос в 2020 я ничего не говорил - спорттовары не моя тема.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

ну то есть статья сеоворка херня? 

Ну ок) Расскажи какая разница в постаналитике, когда по видимости ты оцениваешь допустим 100 показов, а в следующем месяце кто-то накрутил на 1000 показов?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну обобщать-то не надо. В статье говорится о чутка более общих данных, об оценке поискового рынка в целом. И задачки на таких данных можно решать самые разные. Кто-то может в прогностику играться, кому-то интереснее понять, крутят в нише - или нет, а если крутят, то в каких объёмах.
Лет 5 назад я подобный инструментарий всерьёз считал подспорьем для маркетинга. Сейчас - только как повод чиста поржать, громко и с цинической интонацией.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Ну так поржи и расскажи разницу между оценкой видимости 1000 реальных показов и 10000 накрученных? 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Не ко мне предъява. Это к Яндексу, к Яндексу, они же как-то отличают реальные показы от накрученных, у них система антифрода там и сям.
По работе KPI немношк другие обычно: у клиента либо есть лиды, либо нету. В это всё и утыкается. Ты хочешь посмотреть на кейс, где кто-то вывалит такие данные?
И про показы как таковые я не очень понял. 
 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Ну ты рассказываешь, что на показы вордстата в аналитике видимости плохой показатель, потому что они накрученные.

Ну вот давай посмотрим пример где был накрученные показы и при этом неверные результаты в аналитики видимости проекта падение/рост в разрезе с конкурентами. 

По накрутке показов конечно не к тебе предъява. К тебе только вопрос где были накрутки и после этого неверные выводы постаналитики? 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Любая худо-бедно конкурентная сфера в коммерции (если речь не о товарах народного потребления).
Ну и речь-то изначально не о том шла, а о системе апов Яндекса - текстовых, ПФ, плюс "бандит" в локальном применении, плюс непрерывная колбаса с изменением корпуса серпа, на котором пытается обучаться недонейросеть Яндекса.
Чем дальше, тем меньше я вижу смысла в прогнозировании чего-либо, если речь идёт о Яндексе. Если, конечно, речь не идёт о составлении КП.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Терентьев

Можно ссылку на этот кейс?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Когда заказчик стоит с ножом у горла (зачёркнуто) требует объяснений, а ты всё сделал по красоте:

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Есть мнение что реальные алгоритмы есть у Гугла. У Яндекса - только ручная формула и разговоры про матрикснет.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
Ответить
Развернуть ветку
Ксения Могилева

Думаю, что это один из рабочих способов понять в чем причина падения. Но редко, конечно, будет достаточно одного такого экспресс-аудита

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Ovchinnikov

Я правильно понял?
1. Потеряли в видимости → смотри, что происходит с рынком и ближайшими конкурентами.
2. Изменение видимости произошло у многих конкурентов → изменение алгоритмов ранжирования.
3. Если через время (какое?) сайты не возвращают свои позиции →  переходи к более глубокой аналитике.

Ответить
Развернуть ветку
SEOWORK
Автор

И обязательно нужно анализировать по каким категориям, страницам и запросам происходит падение - падение вполне  может быть вызвано техническими ошибками на сайте, а не изменением алгоритмов ранжирования.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда