{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Показатель отказа: что это за показатель, какой должен быть?

Показатель отказа для сайта - один из самых важных и спорных факторов ранжирования по мнению SEO специалистов в продвижении. Ниже вы узнаете, что это за показатель, какой показатель отказа считается высоким, на что он влияет, как его можно уменьшить и посмотрим, какой он бывает для разных сайтов (скрины 20+ реальных метрик в конце).

Всем привет. Меня зовут Толстенко Александр, я занимаюсь оптимизацией сайтов под поисковые системы Яндекс/Google и провожу различные виды аудитов сайтов.

Сегодня поговорим наболевшие вопросы от клиентов по показателю отказа. Многие боятся, что метрика сильно влияет на позиции сайта. Часто на диагностиках слышу следующие вопросы:

  • Какой он должен быть?
  • Влияет ли он на продвижение сайта?
  • Можно ли, его как то уменьшить?
  • Влияет ли контекстная реклама на продвижение, если она дает до 60% отказа (настроена автоматическая стратегия)?
  • и другие вопросы про него...

Я долго думал над тем в каком формате писать статью: то ли просто поделиться опытом и приложить скрины с показателями отказов для разных типов сайтов, то ли нормально раскрыть тему, т.к. возможно кто то не знает, что это за показатель и как он влияет на продвижение сайта в целом.

Вы можете сказать, зачем писать одно и тоже, много чего уже про него написано уже?

Да, действительно, в сети немало информации об этом, но везде, где то чего то не хватает из за чего материал получается раскрыт не полностью + поискав на сайте материал, я не нашел хорошо раскрытой темы. Поэтому решил написать немного подробнее о показателе и приложить в конце примеры для разных типов сайтов, что думаю будет очень интересно владельцам сайтов и сеошникам. И так, погнали.

Bounce Rate: Что это за показатель?

Bounce Rate (с англ. Показатель отказов) в классическом понимании - это термин в веб-аналитике, показывающий процентное соотношение количества посетителей сайта, к количеству ушедших со страницы входа, после открытия сайта.

Важно понимать, что в Яндекс.Метрика и Google Analytics показатель отказа считается по разному. Об этом, и что с этим делать, чтобы подсчет был одинаково в обоих системах аналитики, чуть ниже.

Простым языком о метрике, хорошо еще рассказывает Андрей Буйлов в своем видео на ютуб канале. Рекомендую видео к просмотру.

Как рассчитывается показатель отказов

По классике, для расчета показателя отказа конкретной страницы, используется следующая формула:

Простыми словами, показатель отказов рассчитывается как, соотношение числа посетителей с просмотром одной страницы, к общему числу посещений данной страницы.

Что важно понимать? Яндекс и Google - это два разных поисковика, которые для вычисления показателя отслеживают выполнение разных условий. Поэтому у каждого поисковика для одного и того же сайта процент будут существенно отличаться. Разберем отличия ниже.

Google Analytics (GA)

Bounce Rate для сайтов в Google Analytics всегда будет выше в несколько раз, чем в Яндекс.Метрике. Все дело в том, что система Гугл Аналитики использует классическую формулу подсчета описанную выше. Из за этого, продолжительность сеанса с просмотром одной страницы всегда будет равна 0 секунд, т.к. после входа на сайт, пользователь выходит не совершив ни одного перехода по ссылке и система аналитики не смогла вычислить реальную продолжительность сеанса.

Плохо ли, если показатель отказа будет очень высокий в GA? - Ответ: Нет, если вы только не преследуете цель просмотра одной страницы. Подробнее об этом можно прочитать в справке Гугл по ссылке ниже.

Яндекс.Метрика

Отказом, в Яндекс.Метрике считается выполнением одновременно сразу нескольких условий:

  • За время визита зафиксировано не больше одного просмотра страницы;
  • Продолжительность визита меньше заданного для расчета отказов времени (по умолчанию 15 секунд);
  • Не зафиксировано служебное событие «неотказ». Про это, подробнее читайте в справке Яндекса.

То есть, Я.Метрика учитывает не только активность пользователя на странице, но и продолжительность посещения, поэтому отказы в метрике Яндекса сильно отличаются от показателей Google Analytics.

Можно ли настроить подсчет отказов одинаково для Яндекс и Гугл?

Да, можно. Чтобы заставить GA считать показатель, как в Яндекс.Метрике, придется слегка модифицировать javascript счетчика, добавив в него следующий код: setTimeout("ga('send', 'event', 'read', '15_seconds')", 15000);.

Подробно об этом способе настройки подсчета написано в справке Гугл https://analytics.googleblog.com/2012/07/tracking-adjusted-bounce-rate-in-google.html

Если счетчик подключен через Google Tag Manager, подробно настройку отправки события описали в блоге ppc.world

Какие причины высокого показателя отказов бывают?

Помимо элементов описанных на фото, к росту отказов чаще всего также приводят следующие недостатки проект

  • Несоответствие сниппета на поиске содержимому документа;
  • Скорость загрузки интернет-ресурса более 3-5 секунд (рекомендации поисковых систем, в 2021 году скорость загрузки сайта включили в факторы ранжирования в Гугл);
  • Неправильное отображение в разных браузерах;
  • Отсутствие мобильной версии сайта или недоработка адаптива для телефонов и планшетов;
  • Плохое юзабилити и устаревший дизайн;
  • Сложная, запутанная навигация/функционал;
  • Различные технические проблемы проекта;
  • Малополезный и непродуманный контент (сложно структурированный текст, отсутствие фото и видео);
  • Наличие агрессивной рекламы и всплывающих различных окон;
  • Неправильно оформленная страница 404-ой ошибки.
  • И т.д., причин может быть очень много. Как правило, все они устраняются в процессе SEO продвижения.

Более подробно, про эти и множество других способов борьбы со снижением Bounce Rate описано в блоге labrika.ru, в статье: Как снизить показатель отказов — 30 эффективных способов. Рекомендую почитать, т.к. вам скорее всего придется найти и поработать над каждым из описанных пунктов для снижения уровня отказов, чтобы улучшить ранжирование проекта в результатах выдачи в целом.

Влияет ли показатель отказов на ранжирование сайта?

Да, Bounce Rate оказывает непосредственное и косвенное влияние на результаты ранжирования интернет-ресурсов в поисковых системах. Также он влияет на конверсию, кликабельность и качество опыта пользователя.

О прямом воздействие показателя, как минимум подтверждает:

  • Исследование SEMrush, которое проведено на выборке из сотен тысяч сайтов, показало корреляцию между позицией в органической выдаче и метрикой «Показатель отказов»;
  • Различные кейсы по накрутке поведенческих факторов, в которых говорится, что улучшая или ухудшая показатель отказа для сайта по определенным ключевым запросам, можно вытащить страницу в ТОП 10 или выкинуть ее за его пределы.

Как распределяется Bounce Rate по отдельным тематикам?

Важно понимать, что у разных типов сайтов (даже если они будут одной тематики) уровень показателя отказов будет отличаться, особенно если его сравнивать в Яндекс Метрике и Гугл Аналитике.

В исследованиях, Нейл Патель говорит, что в GA для одностраничных сайтов уровень Bounce Rate будет примерно 70-90%, а для порталов, интернет магазинов и сайтов услуг всего лишь 10-40%.

Примерно это же подтверждают и исследования Google за 2017 год.

А если смотреть сайты в разрезе по интересам, средний показатель по разным тематикам будет примерно в районе 46-65%.

Так какой же процент отказа считается нормальным?

Точного и правильного ответа на этот вопрос — не существует.

Хотя, некоторые значения можно найти в Википедии. Но откуда брали данные и с какой системы аналитики не понятно, т.к. разброс показателей сильно большой и данные ничем не подтверждены.

Если еще немного погуглить, то можно найти:

1) Похожий заданный вопрос в блоге SiteClinic: Какой процент отказа «нормальный» для информационных страниц, а какой для коммерческих?На который специалист компании, если кратко, то ответил: Нормы не существует. Узнать примерный показатель в нише можно проведя анализ через SimilarWeb или Serpstat.

2) В блоге calltouch.ru, пишут, что оптимальный показатель для интернет-магазина находится в пределах 10-35%, для СМИ – 40-60%, для блога – до 40%, для визитки 50-70%, а отказы на лендинге достигают 90% для GA.

Вообщем, на различных ресурсах, можно найти различную информацию, но в среднем она будет примерно такая: 15-30% для Яндекс.Метрики и до 60% для Google Analytics (речь не идет про лендинги). Все что выше данных цифр, повод провести анализ конкурентов и сравнить полученные данные со своими.

Других вариантов узнать точные нормы отказов нет, если у вас, только нет доступов к метрикам сайтов похожих тематик.

В каких случаях высокий процент ухода можно считать нормой?

Чтобы понять, что считается нормой и на какие примерно цифры можно ориентироваться в вашем случае, придется провести анализ конкурентов или посмотреть примеры скринов ниже похожих тематик и сравнить цифры.

При анализе показателя отказов не нужно «пугаться» высоких значений, стоит ориентироваться на тип сайта, дизайн и тематику. Для одностраничников (Landing page), думаю, что уже понятно, отказ 90% - это норма.

Где и как узнать точный показатель отказов вашего сайта?

Узнать реальные цифры, можно только в системе аналитики Яндекс.Метрика или Google Analytics. Если не знаете, где в них можно посмотреть, кратко описал ниже.

Google Analytics

Узнать общее время нахождения и показатель отказа юзеров в GA можно из отчета: «Аудитория» -> «Обзор».

Найти страницы с большим показателем отказа можно в отчете: «Поведение» -> «Контент сайта» -> «Страницы входа».

Более детально анализ показателя отказов по различным сегментам хорошо разобран в блоге netpeak.net. Рекомендую к изучению.

Яндекс.Метрика

Открыв Яндекс.Метрику сайта, на главной странице будет представлены различные дашборды виджетов. В виджете: «Отказы», можно сразу увидеть общий показатель отказа по всему сайту за выбранный промежуток времени.

Увидеть страницы с наибольшим показателем отказов, можно так: «Отчеты» -> «Стандартные отчёты» -> «Содержание» -> «Страницы входа».

В блоге https://romi.center описаны другие отчеты, с которыми предлагает пользователю ознакомиться Яндекс.Метрика.

Показатель отказов - не равен показателю выхода!

Существует два термина, которые все часто путают: bounce rate (показатель отказов) и exit rate (показатель выходов). В метрике - это две разные величины, которые в Google характеризуются так:

  • Показатель выходов исчисляется из просмотров страницы, на которые пользователь зашел в последнюю очередь перед тем, как покинуть сайт;
  • Показатель отказов демонстрирует уход с той страницы, на которую пользователь зашел в первую очередь.

Влияет ли платная реклама на продвижение?

Да, влияет. Причем, может как в плюс, так и в минус для страниц у которых высокий показатель.

С коллегами не раз наблюдали закономерность в росте позиций, когда клиент параллельно продвижению, запускал Яндекс.Директ или Googl Adwords. Подтверждение моих слов можно нагуглить самостоятельно, статей на эту тему уже достаточно написано.

Какой же на самом деле показатель отказов на сайте должен быть?

Считается, чем он меньше, тем лучше и качественней сделан проект. Но это не всегда так. Большое значение имеет тематика интернет-ресурса, его верстка, скорость загрузки и ряд других сеошних нюансов.

Ниже приведу примеры 20+ сайтов разных тематик с общим показателем из Яндекс.Метрики, чтобы можно было сравнить и сделать выводы.

P.S.: Скорее всего данные показатели не идеал и их можно улучшить (нужно понимать, что сайты были на разных этапах продвижения), но как говорится: что есть, тем и делюсь. Скрывать, думаю тут нечего.

Данные, по понятным причинам обезличены. Накруткой поведенческих, клиентские сайты не двигались.

Сайт услуг такси

Интернет магазин спортивной одежды и аксессуаров

Интернет магазин стройматериалов

Интернет магазин итальянской мебели

Интернет магазин косметики

Интернет магазин Зоотоваров

Интернет-магазин рюкзаков и чемоданов

Интернет магазин - аптека

Интернет магазин осветительных приборов

Интернет магазин цветов

Интернет магазин автозапчастей

Портал недвижимости

Портал по отдыху

Доска объявлений по грузоперевозкам

Кадастровые и инженерно-геодезические услуги

Сайт услуг по доставке еды

Сайт бухгалтерских услуг

Сайт ритуальных услуг

Сайт по изготовлению наружной рекламы

Справочно информационный портал (СМИ)

Медицинский сайт центра по коррекции зрения

Вывод

  • Определенно, можно сказать, что данный показатель – неточная метрика. Она зависит от разных «переменных» сайта.
  • Эту величину нельзя недооценивать, поскольку она напрямую влияет на позиции в топе поисковых систем, конверсию и прибыль бизнеса.
  • Думаю, дал кое какую пищу для размышления, ответил на часто задаваемые вопросы владельцев сайтов и раскрыл тему довольно полно.

А как вы считаете, нужно ли на данный показатель вообще обращать внимание? Поделитесь своими показателями в комментариях, написав процент отказа и тематику сайта.

P.S.: Зашел материал? Подписывайтесь на публикации, будет стимул писать еще)

На этом все, спасибо за внимание

📍 Есть чем поделиться или остались вопросы?

👉 Пишите в комменты или в личные сообщения слово «ОтказVC»

Telegram логин: @tolstenkoaa

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Павел Seoremica

Учитывая, что поисковики переходят на живые метрики, вся статистика вида "среднее по нише" теряет всякий смысл. Невозможно предугадать средний показатель отказов у сайтов-конкурентов, которые поисковик ранжирует вместе с вашим. Как бы это оригинально ни звучало, но цитата из статуса VK для описания проблемы тут подходит лучше всего.

"Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера".

 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Толстенко
Автор
>Учитывая, что поисковики переходят на живые метрики, вся статистика вида "среднее по нише" теряет всякий смысл.

===
Выложенные показатели "среднее по нише" для ориентира, чтобы можно было +/- сравнить с своим проектом. Просто данных показателей не где нет. Для владельцев бизнеса, если им не все равно конечно, если показатель значительно выше, будет повод задуматься, что есть над чем работать.
P.S.: Понятное дело, что нужно анализировать точечно и улучшать метрику. Поэтому в тексте для тех кто не знает и был блок, где это посмотреть в системах аналитики с ссылками на сторонние источники, где подробно был разбор в разных срезах.

>Невозможно предугадать средний показатель отказов у сайтов-конкурентов, которые поисковик ранжирует вместе с вашим.

===
Да, предугадать ни как, если только нет на продвижении несколько одинаковых или похожих проектов, которые в топе или около него болтаются по одинаковым запросам. Если такие есть то можно подсмотреть и сделать выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

"Среднее по нише" и "для ориентира" — все это хорошо, но даже звучит не точно. Для получения более-менее объективной статистики, выборка должна быть шире, глубже и репрезентативнее, собрать такую на практике невозможно. Очень много переменных. Так, например, ПО может отличаться от региона к региону у сайтов в одной нише. Исключать такое разве можем? Не сможем и при анализе точно определить погрешность, где статистика принципиально различается, а где всего лишь отклонения из-за неучтенных факторов. 

По факту данных нет и не уверен, что могут быть. 

Еще нужно, чтобы метрика и цели были настроены абсолютно идентично во время теста. А это даже по приведенным скринам понять нельзя.

И влияют ли выбранные вами метрики на фактическое распределение позиций на поиске? Как это проверить, доказать? 

Вы именно на метрике сконцентрировались в примерах. На практике проблема показателя отказов глубже и не так проста, как описано. У поисковиков своя статистика же. 

Если это просто ваши размышления на тему, то, пожалуй, вопросов к материалу у меня больше нет.

Признаюсь, заголовок подразумевал большее. Эффект "обманутых ожиданий" присутствует, но вы можете сказать, что это у меня они были завышенные.  

Ответить
Развернуть ветку
Александр Толстенко
Автор
Для получения более-менее объективной статистики, выборка должна быть шире, глубже и репрезентативнее, собрать такую на практике невозможно.

Если не устраивает то что написал, читайте общие цифры из исследований, который проводили известные компании, о которых написал в статье, с ссылками на их исследования. Ну или в общих чертах читайте в статьях известных блогов из топа поисковых системах, пиарить их названия не буду, нагуглите, они в топ 10 находятся.

Про исследование

Павел SEOREMICA, если вас или кого-то не устраивает статья, предлагаю провести исследование или хотя бы написать ее луче чем я, с пруфами, ссылками на источник.
Про исследование, скажу так, с долей 99% вероятности, его не проведете, т.к. даже у самой большой студии которая двигает сайты, ну максимум 100, ну 300, ну 1000 (и то не факт, что есть) доступов к метриками будет, но не все даже проекты для этого можно будет отобрать. Поэтому, я привел только 20+ скринов, которыми действительно было бы не стыдно поделиться. Если у вас есть чем по существу дополнить статью, я буду только рад. Голова не дом советов, все упомнить и написать сложно.

Вообщем, сумничать всегда можно, а вот экспертный материал нет. Вы же сошник, не мне вам про EAT рассказывать.

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда