Двойка за поведение: разбираемся с «дырой» в алгоритмах Яндекса
Представьте, что вы долго и бережно развиваете сайт, улучшаете процессы, следуете политике поисковика и, наконец, радуетесь росту показателей. Как вдруг – потеря трафика и обрушение всех позиций. Почему так произошло и что с этим делать?
Ты себя накручиваешь
Причин может быть несколько, самая обидная из них – искусственная накрутка поведенческого фактора конкурентами. Это реальная проблема Яндекса, с которой может столкнуться как новичок, так и опытный разработчик.
Поведенческий фактор – совокупность действий, которые пользователи совершают на страницах сайта, и один из ключевых факторов ранжирования для поисковых систем. Для одних накрутка поведенческого фактора является сомнительным способом попадания в топ – его накручивают, чтобы повысить видимость сайта в поиске и, соответственно, собирать все «сливки»: трафик, лиды, заказы. Для других – способом борьбы с конкурентами, который может оказаться серьезной угрозой для бизнеса. Сложно представить, что такое возможно в 2022 году!
Показатель поведенческого фактора устроен просто: если пользователи проводят на сайте достаточное количество времени, кликают на кнопки и переходят по ссылкам, поисковая система считает такой сайт «полезным» и поднимает в выдаче. Но поведенческий фактор работает и в другую сторону: если сайт занимает хорошие позиции, но пользователи, заходя на его страницы, не находят нужную информацию и быстро их покидают, поисковая система понижает позиции сайта в выдаче из-за низкого поведенческого бала.
Как это работает
Сегодня поведенческий фактор можно накрутить за счет программ, которые позволяют ботам с заданным алгоритмом заходить на страницы сайта и совершать определенные действия, передавая поведенческий сигнал поисковой системе: «Это полезный сайт, я совершил на нем кучу действий».
Процесс устроен так: покупаются лимиты для создания профилей в поисковой системе, затем эти профили отправляют «нагуливаться». При помощи программного алгоритма они ходят по страницам сайтов: формируют себе возраст, активность и создают видимость деятельности, чтобы поисковик считал их не ботами, а реальными пользователями. На деле же эти боты заходят через мобильную выдачу, в основном с андроидов и мобильного интернета.
После того, как профили «нагуглялись», их отправляют по низкочастотным запросам на соответствующие страницы сайта, чтобы они поднялись в топ. Когда эти запросы поднимутся в выдаче, их добавляют в работу и среднечастотные и высокочастотные запросы, чтобы по ним тоже заходили на нужную страницу/сайт – так будет продолжаться, пока все запросы не подтянутся в топ поисковой системы. Увы, так просто и быстро, с помощью всего одной программы, можно добиться того, к чему многие стремятся честным и упорным трудом – выйти в лидеры поисковых запросов.
Проверено на практике
Чтобы «крутить» поведенческий фактор в Яндексе или любой другой поисковой системе, не обязательно делать сайт удобным и интересным для пользователей. Важны лишь такие параметры, как скорость загрузки, соответствие запрос/документ и минимальная оптимизация. Digital-агентство Akudinov.top на собственном примере разобралось, как устроена эта «дара» в алгоритмах Яндекса.
Александр Кудинов, основатель digital-агентства Akudinov.top:
«Заметив, что Яндекс не всегда подтягивает в топ действительно лучшие сайты, а некоторые проекты по нашей тематике, лидирующие в выдаче, просто «ни о чем», мы всерьез задумались, почему так происходит. По многим параметрам они уступают конкурентам: полнота ответа, разнообразие информации, возраст сайта, доверие пользователей, технические ошибки, юзабилити и так далее. Мы поняли, что столбом развития позиций сайта являются поведенческие факторы, которые наши конкуренты нагло накручивают. Было решено разобраться в вопросе по факту – проверить работу механизма практическим способом.
Мы создали лендинг «на коленке», минимально его оптимизировали и врубили адскую машину накрутки. Как и предполагалось, запросы шли в топ, хотя тематика продвижения сайтов – одна из самых конкурентных. Вот она – та самая красная таблетка, которая реально работает. На этот эксперимент у нас ушло около 3-4 месяцев: мы тратили на хостинг, лимиты, программу».
Созданный сайт и примеры запросов с накруткой:
Нечестная борьба
Глобальной проблемой Яндекса, связанной с накруткой поведенческих факторов, пользуются игроки рынка, для которых «все средства хороши». Сегодня попасть под нечестную конкурентную атаку может фактически каждый.
Александр Кудинов, основатель digital-агентства Akudinov.top:
«Примерно 4 года назад к нам обратились клиенты с запросом снятия санкций за накрутку поведенческого фактора. Программы по накрутке тогда были менее гибкими, а поисковики – более суровыми, но решалось все просто: все программы останавливали, непрерывно писали в поддержку с извинениями и покаяниями, и через 3-6 месяцев с домена снимались ограничения. Но бывают и другие случаи.
Однажды сайт нашего агентства попал под санкции за накрутку поведенческого фактора, несмотря на то, что мы всегда были против накрутки и работали честно. История такая: мы долго занимались продвижением сайта своего агентства, за что были награждены поисковой системой, и большинство наших запросов было в ТОП-10, а некоторые в ТОП-3 Яндекса.
Пошел трафик заявки-заказы-заявки, как вдруг, через 2 месяца, мы обратили внимание, что на наш сайт заходят роботы. Это показывает раздел «Роботность» в Яндекс.Метрике:
Тогда мы не придали этому особого значения – радовались своим победам в продвижении, тому, как небольшая компания обходит SЕО-гигантов в поиске. На третий месяц мы вылетели за топ-100. Начали анализировать, выяснять, что не так. Появилось две гипотезы. Первая – новый фильтр за текстовый спам. В конкурентных тематиках это норма, стоит пару лишних фраз указать в тексте и можно попасть под наказание поисковика. Вторая – на нас наложили фильтр за поведенческие. Но как? Мы ничего не накручивали и всегда были за белое SEO. Долго и муторно лечили новый текстовый фильтр, пока SEO-гуру Роман Мартынюк не открыл нам глаза. Оказалось, что поведенческий фактор накрутили нам конкуренты – так, что Яндекс нас «наказал». Мы сменили адрес домена и все снова заработало. Вот так на нашем рынке борются с конкурентами!»
Если причина падения трафика стала очевидной
Невероятно, но факт: глобальная поисковая система вовсе не идеальна. Чтобы не попасться в ловушку конкурентов и не потерять трафик и клиентов из Яндекса, стоит регулярно проверять, подвергается ли ваш сайт атакам роботов. Если да – пробуйте разные способы бана этих роботов, и обязательно подготовьте запасной план. Когда ваш домен попадет под санкции, немедленно переезжайте на другой.
Накрутка поведенческого фактора, по сути, не нужна никому. Чтобы сайт заслуженно попал в топ и работал по-настоящему, стоит заняться развитием своего проекта – в долгосрочной перспективе этот способ гораздо эффективнее и выгоднее накрутки. Провести технический аудит, разработать дизайн, внедрять маркетинговые фишки, работать над юзабилити, заниматься внешней и внутренней оптимизацией – при этих условиях рост позиций просто неизбежен.
Если же вы сами подумывали над накруткой поведенческих факторов для борьбы с конкурентами, имейте в виду: поисковики стремительно развиваются, и совсем скоро накрутить поведенческий фактор будет невозможно. Готовьтесь к честной конкурентной борьбе: настоящая работа над сайтом принесет не только впечатляющие результаты, но и реальное удовольствие.
Да вы что! Я еще застал 2017 год, когда крутили пф без прокачки куков и сайты залетали в топ за пару недель. Сейчас всё намного сложнее.
Показатель поведенческого фактора устроен просто: если пользователи проводят на сайте достаточное количество времени, кликают на кнопки и переходят по ссылкам, поисковая система считает такой сайт «полезным» и поднимает в выдаче.Автор не в курсе про такую схему скрутки пф: бот заход на сайт конкурента, проводит много времени, смотрит много страниц, конверсий не делает, затем возвращается в выдачу, кликает на продвигаемый сайт и делает конверсию. Ластклик у продвигаемого сайта. Прощай конкурент. В фин теме сплошь и рядом.
Чтобы «крутить» поведенческий фактор в Яндексе или любой другой поисковой системе, не обязательно делать сайт удобным и интересным для пользователей. Важны лишь такие параметры, как скорость загрузки, соответствие запрос/документ и минимальная оптимизация.Без вылизанной технички, структуры и контента резов в накрутке в долгосрок не будет. И сайт важно делать удобным, потому что по мере заходов кластеров в топ по сайту начнут активно кликать и реальные люди оставляя свои пф.
Однажды сайт нашего агентства попал под санкции за накрутку поведенческого фактора, несмотря на то, что мы всегда были против накрутки и работали честно.Конечно попал, безопасные объёмы накрутки пф - до 20% от реального трафика. Всё остальное палево. Удивляет как некоторые считают накрутку пф чем то "нечестным". Это просто пункт в плане работ для захода в топы в конкурентных темах, не более.
Накрутка поведенческого фактора, по сути, не нужна никому. Чтобы сайт заслуженно попал в топ и работал по-настоящему, стоит заняться развитием своего проектаНикому, кого в топ50 нет))) Еще раз - без комплекса SEO работ никаких долгорочных резов в накрутке пф не будет.
поисковики стремительно развиваются, и совсем скоро накрутить поведенческий фактор будет невозможноС 2016 года слышу эти байки. Обычно от тех, кто не понимает на чём завязаны алгоритмы Яндекса и в какую сторону они развиваются.
Пошел трафик заявки-заказы-заявки, как вдруг, через 2 месяца, мы обратили внимание, что на наш сайт заходят роботы. Тогда мы не придали этому особого значения – радовались своим победам в продвиженииОчень порадовало. Радуемся роботности вместо установки фаервола и чистки ботного трафа.
Ох спасибо за смешную статью, многое улыбнуло.
Пспс: без обид, вам просто нужно разобраться в теме пф более основательно.
Тоже знатно подняло настроение, настолько поверхностного обзора и незнания темы давно не видел) И еще прослеживается обида
А это вообще тренд. Несколько месяцев народ угорал, как один Рублевый Миллионер неумелыми накрутками загнал свой сайт под фильтры и решил под это дело обучать накруткам других.
Дело его живёт.
тут на нас похоже автор обозлился, минусит за мнение
А он пока не понимает, что на vc всё самое интересное - именно в комментах. А негатив без обоснований в ответ на конструктивные замечания - это просто маркер непрофессионала.
Агентство предлагает услуги "делать сайт луше и луше", но не умеет работать с возражениями. Ясно тогда.
Миллионер себе прям на этом сделал Пиар. А кто то покупал его курс?
Вот тут я не в курсе. Вообще неясно, чего там может быть интересного. Он у Иванова и Чепукайтиса курс по накруткам покупал, а там достаточно объёмная инфа, и самое ценное - это по конфигам "железа". Но опять таки, такая информация для промышленных объёмов накруток интересна, для студий. Всё остальное - не секрет и зависит от используемого ПО и актуальных метрик.
Остаётся один пиар. Ну, и упоминание собственной "нейронки" в этом контексте.
Нейронка главное слово в этом видео было)
Комментарий недоступен
Лох не мамонт. Головой надо думать. Если бизнес живет за счет трафа с поиска - в этом надо разбираться хотя бы на минимальном уровне, а не вестись на золотые горы от телефонных спамеров.
Комментарий недоступен
В чем-то вы действительно правы.
Посмотрите пример сайта, на котором мы проводили эксперимент, многие ваши комментарии станут не актуальными)
А вы точно всерьёз сеошите? Просто на "бандите" можно въехать в топ, с минимальными накрутками (или даже без них) на время в топах закрепиться - и вылететь к чертям после очередного апдейта Яндекса - текстового ли, поведенческого. И делать на таких сроках какие-то выводы - тем более глобальные, - фу.
И опять эта тема "делайте сайт лучше, работайте над сайтом". Яндекс оценивает бизнес, а не сайт. Все разговоры про "делайте лучше" - это про презентации Яндекса, морковка на веревочке перед носом вебмастера.
Комментарий недоступен
делайте сайт лучше это вообще отписка)
1. "Покупаются лимиты для создания профилей в поисковой системе"
2. "Показатель поведенческого фактора устроен просто"
3. "Увы, так просто и быстро, с помощью всего одной программы"
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники.
"стремительно развиваются", "совсем скоро... будет невозможно", "честная конкурентная борьба", "настоящая работа над сайтом... реальное удовольствие"
:)
Внезапно к вопросу о развитии:
Комментарий недоступен
Ольга, вы все еще мне нравитесь)))
Звучит как угроза )
В статье описаны конкретные результаты.
Расскажите в чем тут сказки
Эх, Александр... Минуснули все комменты к публикации :)
Нет бы оценить охват.
Тут один инфоцыган начал адептам за бабки продавать идею, как получить бесплатно ссылочку с очень трастового ресурса. Ну очень трастового.
Ждём наплыва инфомусора в разделе SEO на VC.
Ох ты ж... Нужно как-то информировать "авторов" о том, что для ссылки достаточно одной статьи, одного упоминания и т.д.
Беда в том, что Яндексу такие ссылки уже пополам, а Гуглу объём нужен, "траст" - для буржуев. Но то, как говорится, такое.
То есть уже мало одной ссылки с домена? Или я не так поняла?
Скажем так: ссылки такого рода на ранжирование в Яндексе практически никак не влияют в последнее время, или я делаю что-то не так. А Гуглу вообще пополам, vc это или "Вестник нижнекамского металлургического ночного клуба", ему количество хостов в ссылочном профиле интереснее, чем "вес" этих хостов.
Я немного о другом - о количестве ссылок с конкретного домена. Например, с виси будет 1 или 10 ссылок - это же не имеет значения?
А про вес площадки - не раз замечала, что материалы с виси (даже крайне слабые) быстро выходят в ТОП и там висят (не отслеживала длительность). И как раз в Яндексе, про Гугл не помню.
По моим наблюдениям количество доменов важнее, чем количество ссылок как таковых. Ну и опять таки, важно, какой вес у конкретной ноды в рамках хоста, и что это за ссылка. Вероятность перехода как фактор оценки никто не отменял.
В гугле тоже ещё как висят
Есть опыт в нарутке ПФ https://internetsalesagency.ru/ и клиенты иногда спрашивают, а почему роботность то 10%, то все 70%. Как я понял в метрике она определяется не точно, зависит от их алгоритма и выгуленности ботов. Если у кого есть глубокое понимание как это происходит, отпишитесь пожалуйста