Антикейс: как уничтожить результат двухлетней работы по SEO за один день
Три года назад вышла публикация Якова Когана про прыщавую девочку, которая погубит весь ваш маркетинг. В тот момент агентство «Альфа.Сайт» было в самом начале своего пути, и мы взялись за продвижение одного из крупных региональных интернет-магазинов. Тогда я ещё не знал, какой ущерб бизнесу могут принести подобные персонажи.
Начало
На старте у нас был региональный интернет-магазин от базы строительных товаров со средним даже по местным меркам трафиком, дизайном из начала 2010-х годов и номенклатурой около 50 тысяч SKU.
По продвижению никаких инноваций и ноу-хау, всё стандартно: комплексный аудит, семантика, шаблоны метатегов, а дальше поехали детально прорабатывать посадочные.
При работе с семантикой выяснилось, что структура сайта сформирована из 1С и менять её никак нельзя. А группировка товаров и категорий была, мягко говоря, неидеальна. Чего нам стоил только раздел: Главная > Гипсокартон > Листовые материалы > Гипсокартон > Гипсокартон. И каждая из категорий имела совершенно разные наборы товаров.
Но мы же были молодой динамично развивающейся компанией и не могли ударить в грязь лицом, нужно было показать результат. Поэтому приняли решение сделать ставку на оптимизацию технической части и контента, а со структурой работали через костыли. И это дало результат.
Но увеличился показатель отказов, а конверсия падала. При трёхкратном росте посещаемости количество заказов увеличилось лишь в два раза.
С этими данными мы обосновали директору интернет-магазина необходимость редизайна и адаптивной версии сайта. А он уже каким-то чудом убедил «людей наверху» выделить на это дополнительный бюджет.
После редизайна отказы пошли на спад, а конверсия постепенно начинала расти. Улучшение поведенческих и коммерческих факторов сделало своё дело, и нам удалось за год с новым дизайном удвоить трафик в сезонный весенний период и даже не просесть летом.
Начало конца
И тут на поле появляется новый игрок. Молодая, боевая и полная желания работать девушка, которая ранее работала директором интернет-магазина, но два года пребывала в декрете.
Первые звоночки пошли практически сразу. У нас запросили подробный отчёт за два года работы: что делали, почасовка, обоснование, результат. Тут придраться было не к чему, и я без проблем защитил проект.
Затем пошли претензии к отсутствию роста продаж, когда сезон шёл на спад. Трафик при этом даже продолжал небольшой рост. Стоит заметить, что к тому времени мы реализовали потенциал проекта практически полностью. Дальнейшая работа упиралась в структуру сайта, которую запрещено было менять.
А финальным штрихом стал «некрасивый» сайт, в котором сложно разобраться и что-то заказать. Суть претензий, как выяснилось, опять сводилась к структуре каталога.
Мы на протяжении двух лет просили поменять структуру сайта и даже нашли решения, которые вообще никак не затрагивали 1С, но всё было тщетно. Мы оказались некомпетентным подрядчиком, с которым нужно прекратить работу как можно скорее.
Конец концов
На том и попрощались, но доступ в «Яндекс.Метрику» и «Вебмастер» остался, и мы из любопытства одним глазом наблюдали за ситуацией. На протяжении полугода всё было тихо и спокойно, ничто не предвещало беды, трафик даже показывал небольшой рост по инерции и из-за сезонности.
Но однажды мы заметили серьёзное падение трафика:
Если сделать детализацию просмотра не по неделям, а по дням, то выйдет примерно такая картина:
Ну что, сами догадались, что произошло
Почти три года понадобилось, чтобы пройти через отрицание, гнев, торг, депрессию и принять необходимость изменения структуры сайта.
Но обратиться за консультацией к SEO-специалистам не получилось, поэтому:
- Все URL категорий и товаров были изменены без настройки редиректов со старых страниц. Теговые страницы под приличную долю семантики и вовсе пропали. В итоге из поиска люди попадали на страницы с 404-й ошибкой, так как старых категорий уже не существовало, и поиск удалял такие страницы из результатов выдачи.
- Все более 50 тысяч страниц сайта сейчас имеют одни метатеги на всех. Теперь новые страницы не имеют ни малейшего шанса выйти в топ, так как дублируют друг друга и будут признаны недостаточно качественными.
И да, мы пытались помочь, как только увидели проблему, но клиент сначала не хотел выходить на связь, а потом и вовсе сказал, что их всё устраивает.
Не будьте прыщавыми девочками (и мальчиками), и всё будет прекрасно!
Хороший пост, в екомерсе обосраться проще чем кажется.
Обосраться вообще везде проще, чем кажется. Особенно, если недостаточно крепко сжимать булки:)
Комментарий недоступен
Мы предпринимали определенные шаги ради удержания клиента. Но подставлять очко, чтобы нас имели без вазелина ради продолжения сотрулничества - так себе идея. Собственник встал на сторону сотрудницы, на этом мы и попрощались.
Комментарий недоступен
Наш руководитель - это я. Возможно не дотянули в переговорах, но мы договор заключали не на тренинги по успешным переговорам, а на продвижение. И выполняли работу более чем хорошо. Просто на определенном этапе я взвесил геморрой от проекта и чек по нему. Подбил экономику по трудозатратам на его "удержание" и решил, что раз клиент хочет уйти - то пусть идет.
Полностью согласен. Пришёл к пониманию , что как бы неприятно это ни было признавать «безысходность ситуации - такие клиенты все равно похерят, так или иначе», но выгоднее избавить команду от такого груза и риска. Сам стал проще относиться к клиентам - женщинам , видимо требуется определенный опыт работы с такими клиентами , чтобы осознать тщетность Работы. Главное - это их бизнес и пытаясь, постоянно убеждать их в правильности стратегии , значит всё больше и больше брать на себя вес ответственности за всё что происходит в этом направлении. В данном случае продажи в онлайне . Тут спросят по полной и каждый раз надо будет объяснять все процессы их компании , что не слажено работает менеджер или кладовщик или или или.... это бесконечно ))) чаще всего, это следствие включения в работу невротика , который хочет скинуть ответственность на сторону, попутно подняв самооценку в своих глазах )) была у меня похожая клиентка , вела себя как истеричка , постоянно общалась сарказмом как обиженный ребёнок , пока не пришло ко мне понимание и не отчитал ее за такое не профессиональное поведение . Попросил больше не писать , ибо это уже детский сад. Благо все договорённости с нашей стороны были выполнены и одним глазом поглядываю в метрику, посещаемость выросла как и обещал )) но увы. Это бизнес.
Аргументация высокозамотивированного низкоквалифицированного работника
Вот тут вы не правы.
Из собственного опыта - зачем тратить время/людей на проект, который не приносит ни денег, ни удовольствия, ни результата, который потом можно было бы предоставить в виде отдельного кейса для новых клиентов? Наверно, нужно было бодаться ради "бодаться"? Смысл? Смысл в не конструктивной работе и мозгоебстве? Ну либо рейт ставить в 3х, что в этом случае, как выяснилось, не вариант, либо "досвидос". А подставлять жопу ради того, что бы "не ушел" - смысл? Рынок есть рынок.
Да и доказывать кому-либо - тоже смысла нет. Как раз этим и занимаются низкоквалифицированные спецы.
Я к этому пришел спустя лет 5 опыта работы (суммарно опыта 14 лет). Потому, это все дичь для приезжих.
Согласна. Подрядчик - не собственник бизнеса и "бороться до последнего" ему часто нет ни смысла, ни выгоды. Да и клиентам бывает полезно сделать ошибки и выводы.
некоторым клиентам нужно уметь сказать "нет"
Доказывать? Зачем?