Антикейс: как уничтожить результат двухлетней работы по SEO за один день
Три года назад вышла публикация Якова Когана про прыщавую девочку, которая погубит весь ваш маркетинг. В тот момент агентство «Альфа.Сайт» было в самом начале своего пути, и мы взялись за продвижение одного из крупных региональных интернет-магазинов. Тогда я ещё не знал, какой ущерб бизнесу могут принести подобные персонажи.
Начало
На старте у нас был региональный интернет-магазин от базы строительных товаров со средним даже по местным меркам трафиком, дизайном из начала 2010-х годов и номенклатурой около 50 тысяч SKU.
По продвижению никаких инноваций и ноу-хау, всё стандартно: комплексный аудит, семантика, шаблоны метатегов, а дальше поехали детально прорабатывать посадочные.
При работе с семантикой выяснилось, что структура сайта сформирована из 1С и менять её никак нельзя. А группировка товаров и категорий была, мягко говоря, неидеальна. Чего нам стоил только раздел: Главная > Гипсокартон > Листовые материалы > Гипсокартон > Гипсокартон. И каждая из категорий имела совершенно разные наборы товаров.
Но мы же были молодой динамично развивающейся компанией и не могли ударить в грязь лицом, нужно было показать результат. Поэтому приняли решение сделать ставку на оптимизацию технической части и контента, а со структурой работали через костыли. И это дало результат.
Но увеличился показатель отказов, а конверсия падала. При трёхкратном росте посещаемости количество заказов увеличилось лишь в два раза.
С этими данными мы обосновали директору интернет-магазина необходимость редизайна и адаптивной версии сайта. А он уже каким-то чудом убедил «людей наверху» выделить на это дополнительный бюджет.
После редизайна отказы пошли на спад, а конверсия постепенно начинала расти. Улучшение поведенческих и коммерческих факторов сделало своё дело, и нам удалось за год с новым дизайном удвоить трафик в сезонный весенний период и даже не просесть летом.
Начало конца
И тут на поле появляется новый игрок. Молодая, боевая и полная желания работать девушка, которая ранее работала директором интернет-магазина, но два года пребывала в декрете.
Первые звоночки пошли практически сразу. У нас запросили подробный отчёт за два года работы: что делали, почасовка, обоснование, результат. Тут придраться было не к чему, и я без проблем защитил проект.
Затем пошли претензии к отсутствию роста продаж, когда сезон шёл на спад. Трафик при этом даже продолжал небольшой рост. Стоит заметить, что к тому времени мы реализовали потенциал проекта практически полностью. Дальнейшая работа упиралась в структуру сайта, которую запрещено было менять.
А финальным штрихом стал «некрасивый» сайт, в котором сложно разобраться и что-то заказать. Суть претензий, как выяснилось, опять сводилась к структуре каталога.
Мы на протяжении двух лет просили поменять структуру сайта и даже нашли решения, которые вообще никак не затрагивали 1С, но всё было тщетно. Мы оказались некомпетентным подрядчиком, с которым нужно прекратить работу как можно скорее.
Конец концов
На том и попрощались, но доступ в «Яндекс.Метрику» и «Вебмастер» остался, и мы из любопытства одним глазом наблюдали за ситуацией. На протяжении полугода всё было тихо и спокойно, ничто не предвещало беды, трафик даже показывал небольшой рост по инерции и из-за сезонности.
Но однажды мы заметили серьёзное падение трафика:
Если сделать детализацию просмотра не по неделям, а по дням, то выйдет примерно такая картина:
Ну что, сами догадались, что произошло
Почти три года понадобилось, чтобы пройти через отрицание, гнев, торг, депрессию и принять необходимость изменения структуры сайта.
Но обратиться за консультацией к SEO-специалистам не получилось, поэтому:
- Все URL категорий и товаров были изменены без настройки редиректов со старых страниц. Теговые страницы под приличную долю семантики и вовсе пропали. В итоге из поиска люди попадали на страницы с 404-й ошибкой, так как старых категорий уже не существовало, и поиск удалял такие страницы из результатов выдачи.
- Все более 50 тысяч страниц сайта сейчас имеют одни метатеги на всех. Теперь новые страницы не имеют ни малейшего шанса выйти в топ, так как дублируют друг друга и будут признаны недостаточно качественными.
И да, мы пытались помочь, как только увидели проблему, но клиент сначала не хотел выходить на связь, а потом и вовсе сказал, что их всё устраивает.
Не будьте прыщавыми девочками (и мальчиками), и всё будет прекрасно!
Без урла и комментария пресс службы заказчика не так весело
В ФБ френды в опросе сказали, что это неэтично будет. Да и у меня еще тлеет надежда что-то сделать с проектом. Жалко, что столько сил вложено, а это все взяли и слили в унитаз.
Никита, понимаю вашу боль за проект. Но тут есть такой момент, если владельцы и руководство сами не осознают косяков, то в следующий раз фейл будет эпичнее. Вы же не будете их нянчить до старости. Вот когда придут к вам посыпая голову пеплом, тогда и вам будет в радость работать потому что получите полную свободу действий. А пока как есть, то будет как в семье двух истеричек. Срутся, а не расселяются. У вас же бизнес, а не хоспис, от некоторых клиентов нужно уметь отказываться. Мне так кажется.
Он сделал, он добился, а пришли другие люди и своими грязными лапами все расхерачили к такой-то матери. Куда ему эту боль девать?
Раз задан вопрос, то отвечу деликатно, но не меняя сути. Все люди, которые что-то делают на подряде так переживают о действиях нового подрядчика? Нет, не все. Пофигисты, кто не переживает? Нет, не все. Тогда что же? А то, как мне кажется, что нужно разделять эмоции и бизнес. Эмоции вредят бизнесу. Излишнии эмоции вредят любому делу. Кейс очень показателен, такое сплошь и рядом не только в разработке и продвижении. Часть людей выбирает "борьбу" с заказчиком, часть кивает и топчись оно конём, а часть, меньшая, говорит "до свидания. Придёте в себя - звоните" и берут заказчиков, с которыми результат достигается без борьбы и траты временных ресурсов - тех же денег.
Cтепень эмоциональной вовлеченности в проект серьезно влияет на результат. Я не знаю почему, но это так - постоянно с этим сталкиваюсь. Как только люди перестают что-либо чувствовать по поводу выполняемой работы - им лучше ей не заниматься.
К тому же, пробить игнор Яндекса, найти, нащупать ту тропинку, по которой можно обойти его хитромудрые фильтры и качать посещаемость ... это так-то прорыв, и конечно весьма обидно когда этот результат просто обнуляют люди, которым пофиг веники.