{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Разделяй и властвуй — сегментация в eCommerce + прогноз трафика. Реальные кейсы с пояснениями

Сегментация — одна из самых банальных, но не менее важных задач для SEO. Стратегически зачем нужна сегментация? Как и где она применима? На примере двух кейсов от SEOWORK покажем методологию работы с сегментами.

Данные по eCommerce собираются регулярно аналитиками для исследования и поиска точек роста. SEO-специалист рассматривает данные, интерпретирует их и формирует гипотезы. Для качественного анализа информацию следует разделить на выборки (сегменты), чтобы отследить динамику внутри групп. Классический пример:

Нам интересно влияние количества фото товара в карточке. Для оценки воздействия на поисковую выдачу мы создаем 3 сегмента:

1 сегмент — 1-3 фотографии в карточке товара

2 сегмент — 4-7 фото

3 сегмент — 8+ фото

Делать всего один сегмент нет смысла, важно сравнивать показатели SEO-метрик. Создавать следует 2 выборки и больше в зависимости от количества вводных. Данные делим на несколько +/- равных частей. А чтобы сформировать сегменты, нужно понимать, какие числовые градации есть у проекта и как их комфортнее всего объединить. Покажем на примере кейсов.

Кейс 1: продвижение бренда Tom Tailor на Wildberries

Проект пришел к решению ограничить бюджет для работы с сайтом, но параллельно с этим увеличить возможности развития на маркетплейсах. Наша команда предложила развивать листинги на Wildberries в поисковых системах. Идею одобрили, и аналитики SEOWORK принялись искать точки роста.

При продвижении маркетплейсов есть небольшое преимущество — мы можем частично монополизировать брендовый трафик за счет авторитета (в нашем случае) Wildberries. Это хорошая стратегия, но применять ее можно не везде. Например, разные интернет-ресурсы одной компании поисковик может “склеить”, и в выдаче будет отображаться только один проект.

В данном случае мы избегаем “склейки”, потому что это два разных eCommerce, два разных владельца — опасаться нечего. Продумав риски, аналитики обратились к SEOWORK.

Семантика Tom Tailor уже была в платформе. Команда создала отдельный проект под Wildberries и загрузила в него выгруженные страницы вкупе с ранжирующимися соответствующими запросами. Далее аналитики произвели сегментацию получившейся выборки — 15 сегментов по 5 параметрам:

  • Количество товаров в категории
  • Количество параметров фильтров
  • Количество товаров без рейтинга
  • Количество товаров с рейтингом 5⭐
  • Количество товаров с низким рейтингом (3⭐ и менее)

Количество товаров

На графиках видим зависимость количества товаров от видимости. В Яндексе зависимость не наблюдается, а в Google наоборот, заметна сильная зависимость. Но при небольшом потенциале, реализация задачи потребует большИх трудозатрат, поэтому не рекомендуем к исполнению.

Количество параметров фильтров

Количество фильтров — они же фасеты: цена, скидка, срок доставки и тд — обычно сказывается на ранжировании, поскольку это отражает количество характеристик товара, а значит упрощает выбор товара пользователем. Из графика же следует, что количество фильтров на листинге не сказывается на их видимости. Возможно, это связано с меньшим количеством фасетов на категориях более высокого уровня.

То есть, чем глубже мы проваливаемся в категорию, тем больше там может быть специфичных свойств у карточки, которых не будет в другой категории. Соответственно, у более популярной категории будет меньше фасетов, потому что остаются только более популярные фильтры.

В данном случае будет влиять количество товаров на листинге, а не фасеты.

Количество товаров с рейтингом менее 4⭐

Товары с рейтингом 1⭐, 2⭐ или 3⭐ никак не влияют на видимость. Возможно (!) потому, что товаров не очень много, либо поиск считает негативным рейтинги только с 1⭐ или 2⭐. На листинге много товаров (около 80), и если какая-то часть (например 30%) содержит плохой рейтинг, то в противовес рассчитывается слишком много товаров, у которых хороший рейтинг. В этом случае мы рекомендуем пересобрать сегмент для повторного анализа.

Количество товаров с рейтингом 5⭐

Количество товаров с 5⭐ в Google, оказывает значимое влияние на ранжирование, как видно по графику. Следует работать в этом направлении и стараться наращивать пользовательский контент.

Количество товаров без рейтинга

В Google обратная корреляция между количеством товаров без рейтинга и видимостью. Мы опять же советуем стимулировать пользователей оставлять отзывы.

Итоги кейса:

  • Количество товаров влияет на ранжирование, но добавление большого количества товаров нецелесообразно.
  • Количество фильтров на листинге никак не сказывается на их видимости. С точки зрения SEO, нет смысла заполнять множество характеристик у товаров, однако для продвижения карточки внутри маркетплейса это может оказаться важно.
  • Рейтинг товаров не является значимым фактором для видимости в Яндексе (по крайней мере для анализируемой выборки). Гипотезу нужно перепроверять, так как вдруг 3⭐ считается поисковиком как нейтральная оценка.
  • Товары без рейтинга негативно сказываются на видимости, в свою очередь, товары с рейтингом 5⭐ положительно влияют на ранжирование. В рамках постаналитики рекомендуем на небольшой выборке листингов простимулировать пользователей ставить хорошие оценки.

Кейс 2: прогноз трафика для Reforum.ru

Как быстро посчитать прогноз трафика?

Для расчета нам понадобятся метрики PTraf и CTR для разных позиций. В платформе SEOWORK CTR 1-ой позиции принимается за 10%. Для еще более точного результата можно взять собственный %, если вы его знаете. В платформе мы переходим в модуль “Конкуренты” и смотрим, какие из конкурентных проектов ранжируются выше. Для корректного анализа мы выбираем только прямых конкурентов, маркетплейсы вроде Авито или Яндекс.Маркета не подойдут. Это важно, поскольку прогноз трафика составляется в рамках одного года. Мы рассчитываем данные, к которым eCommerce будет приходить в течение года на основе прямых конкурентов, чтобы обогнать их в выдаче.

Из SEOWORK аналитики собирают показатели %PTraf конкурентного проекта и переносят данные в таблицу Excel. Дальше в ней будут производиться расчеты по возможному наращиванию трафика. В таблицу заносится %PTraf не только конкурента, а также текущие показатели этой метрики для обеих поисковых систем. Далее создаем сводную таблицу по категориям исследуемого eCommerce.

Важно помнить: чем более точное семантическое ядро, тем более корректный прогноз получится.

Выгружаем всю семантику в таблицу из SEOWORK и смотрим, какой показатель текущего трафика получился у каждой категории. Для расчета максимально возможного трафика аналитики используют формулу:

“WS” х 10% (это CTR 1-ой позиции) х %Ptraf = трафик, которого проект достигнет через год по выбранной странице. Так рассчитываем показатели для всех категорий.

В результате получаются два листа с рассчитанным трафиком для Яндекса и для Google. Для удобства сводим данные в одну таблицу и выводим прогнозы на график.

Прогноз коммерческого трафика Я+G

Мы считаем, что первые 3 месяца трафик меняться не будет, а после начнется наращивание в результате SEO-оптимизации. У нас есть первая и последняя цифры %PTraf max и формула линейной интерполяции — подбор промежуточных значений, когда есть стартовая и конечная точки. В данном случае нет сезонности, поэтому прирост идет по нарастающей. В случае сезонности нужно рассчитывать ее коэффициент.

Как это сделать? SEO-специалист использует тематические маркеры. Если от категорий они выходят слишком разные или в одной категории может быть сезонность, а в другой нет, то придется усложнить задачу и посчитать их отдельно. В этом случае важно понять, будет ли разный коэффициент или нет. Как делать – обращаем внимание на маркеры и смотрим сезонность. Из Вордстата выгружаем частотность по месяцам и производим расчеты. На пальцах:

Допустим мы получили следующие значения:

Май — 100

Июнь — 120

Июль — 140

Что делаем — суммируем все показатели и делим на 3 = 120 — это среднемесячный трафик. Другими словами, 120 — это наша единичка. Далее смотрим, какой коэффициент будет у каждого месяца. Для этого делим месячную частотность (100, 120 и 140) на среднюю (120).

В итоге:

Май — 0,83

Июнь — 1

Июль — 1,17

В рамках прогноза трафика полученные коэффициенты умножаем с соответствующим месяцу показателем трафика. В табличку сводим все данные и разрабатываем стратегию SEO-оптимизации. Это вся методология.

Вывод кейса:

В связи с тем, что проект коммерческий, было принято решение сделать упор на рост коммерческого трафика и сосредоточить усилия над соответствующей частью сайта. Эффективность и соответствие прогнозу будет отслеживаться по коммерческому трафику.Текущий прогноз составлен на основе выбранных конкурентов.

Ребята из SEOWORK здорово помогают с диагностикой проблем сайта, всегда понятно объясняют их суть и дают внятные ТЗ на доработки как технической части, так и ui, и контента. Всегда с большим уважением отношусь к профессионалам, которые могут объяснить что происходит человеку не из отрасли, и тут всегда чувствуется глубокий интерес к своему делу и большое желание добиваться сверхрезультатов.

Александр Образцов, Директор проекта KeepCall.ru
0
36 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Синельников

Не касаясь даже конкретных кейсов, можно сказать, что сегментация полезна тем, что дает более ясную картину и результат более близкий к действительному. IMHO

Ответить
Развернуть ветку
Лидия Скородумова

Согласна на сто процентов с вами. Без сигментации сейчас вообще мне кажется никуда.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Норм у вас группа поддержки...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Впечатляет, ага.
Судя по всему - биржа какая-то, что ли.
Вопрос - начерта?
PS Да, биржа. "Сигментация нас окружает".

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Сомневаюсь что это сеоворк, скорее твои друзья по совку качают акки чтобы потом рассказывать как хорошо жилось.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

хз, кто там что качает и кто из этих пакистанских и тернопольских акков - мои друзья по совку. Факт, что осмысленных комментов тут - по нулям, в треде резвятся боты - и едва ли это на пользу Сеоворку.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Ещё вариант — удвоить каждый коммент. Как Валера.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Явно "друзья по совку" с такой авой.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"Вопрос - начерта?"
Ну, как же. Чтобы было. Вон Пиксель не гонится, так и комментов почти нет. Особенно типа "спасибо, ценно" или "все по полочкам".

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Так они там сами себя с нескольких аккаунтов сразу лойсят - вместо того, чтобы годный контент выложить. Тоже тынденцыя, и тоже дурная. Хотя там хоть понятно: без реакций топик из "свежего" в ленту не выйдет. Но тут вообще какое-то тяжёлое недоумение.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Чтобы выложить годный контент, его нужно иметь )
*
"какое-то тяжёлое недоумение" — почему тяжёлое? Смешно же читать... ммм... такие похожие комментарии с заданным словом. Если кого обидела ненароком, прошу простить.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А про "сигментацию" - беспонтовый ключик-то. Тут на одних вхождениях не зайдёшь, тем более тема - про CRO в большей мере, если брать семантику.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Эти комменты надо уволочь в копилку.
"Сигментация разделяет товар на равные части , чтобы потом их было легче анализировать."

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

И она повсюду! Даёт результат более близкий к действительному, а не как на самом деле. Поэтому я тоже однозначно за сегмент сегментации и анализ аналитики.
Нет, ну правда.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Да я ж рази против. Только "за". Ибо с сегментацией (что бы она не/ни означала) "становится понятнее о чем собственно речь даже человеку далекому от темы".

Ответить
Развернуть ветку
SEOWORK
Автор

Ребят, это какое-то нашествие и мы уже на все комментарии нажаловались! Не стоит искать какие-то скрытые смыслы. Ваши замечания увидели, с некоторым согласны - про тавтологию, с другими нет.
Мы стараемся показывать, как решаются задачи на стороне бизнеса с нашей помощью. Возможно, для вас это кажется простым кейсом, но поверьте, запрос крайне частый.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"мы уже на все комментарии нажаловались" — тогда вы красавчики.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Усомнюсь, что нету. Есть аудитория, есть её интересы. Ну банально: пишешь для коллег - выложи руководство какое-нибудь, как решить какую-то проблему. Ну или хоть общее направление мыслей с новым вектором. Пишешь для потенциальных клиентов - там тоже всё ясно: кейсы без боянов (мы паправеле тайтлы и сайтмап и стало топ-1) решают.
А так - читаешь и думаешь: "Вы там всех разогнали совсем, что ли?"

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Коваленко

А где найти золотую середину для кейсов, чтобы были одинаковые показатели на Яндекс и Google? Или это не реально? Нужно выбирать что-то одно?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Искорнева

Это нереально, выбери Яндекс, как по мне, лучшее что смогли придумать. А там уже думай сам, но я топлю за Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
алексей степанов

Действительно,сегментация дает возможность разложить все по полочкам,становится понятнее о чем собственно речь даже человеку далекому от темы.

Ответить
Развернуть ветку
Taleny Lavro

Я думаю, что сегментация в электронной коммерции — это лучшее, что можно сделать, чтобы каждый случай рассматривался, чтобы сделать вещи более ясными и приближенными к реальности и понять вещи более четко.

Ответить
Развернуть ветку
Ahmad Ahmad

Я много искал это в Интернете, продолжай в том же духе, я люблю твою страницу, я всегда слежу за тобой, ты лучший, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Фан по Win

Конечно анализ, доступный при сегментации, дает более точные результаты для данного сегмента и чем уже сегмент, тем точнее будет можно сделать прогноз или корректировку. Поэтому я однозначно за сегментирование и анализ!

Ответить
Развернуть ветку
Натуся Шапочка

Да,на мой взгляд сигментация нас сейчас просто окружает во всем.Без нее,если чесно ничего не понятно,главное найти золотую середину и тогда все станет понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Натуся Шапочка

Очень доступная информация

Ответить
Развернуть ветку
Mihail Rewsbaq

Как мне кажется на Яндексе намного больше золотой середины, чем в Гугле.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Воронков

Сигментация разделяет товар на равные части , чтобы потом их было легче анализировать.

Ответить
Развернуть ветку
Валера

Весьма сложный процесс продвижения бренда на маркетплейсах разжеван в подробностях. Получается, что аналитическое мышление главное деловое качество seo-специалиста.

Ответить
Развернуть ветку
Валера

Весьма сложный процесс продвижения бренда на маркетплейсах разжеван в подробностях. Получается, что аналитическое мышление главное деловое качество seo-специалиста.

Ответить
Развернуть ветку
Алина Каптер

Тема сложная и запутанная, есть резон упростить понятия(хотя спецам всё равно). По мне, так что это было? А это дорогие мои, ни что иное как а) зазывала, б) место(точка), в) качество, г) цена.Поясним:хороший крикун увеличивает шансы продать, и место на рынке тоже, также востребованность и качество, ну и, ясно,-цена.

Ответить
Развернуть ветку
M12

Я думаю, что сегментация в электронной коммерции — это лучшее, что можно сделать, чтобы каждый случай рассматривался, чтобы сделать вещи более ясным!

Ответить
Развернуть ветку
Марина Ткаченко

Это на самом деле даёт свои плоды в seo и реально показывает аналитику, но необходимо действительно проделать огромную работу, чтобы все перевести все эти данные в прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Ткаченко

Это на самом деле даёт свои плоды в seo и реально показывает аналитику, но необходимо действительно проделать огромную работу, чтобы все перевести все эти данные в прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
eiad saleem

По моему скромному мнению, сегментация во многом помогает прояснить ситуацию, а также делает веб-сайты более качественными.
Я полностью согласен с этим процессом

Ответить
Развернуть ветку
yipahi

А где найти золотую середину для кейсов, чтобы были одинаковые показатели на Яндекс и Google? Или это не реально? Нужно выбирать что-то одно?

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда