Разделяй и властвуй — сегментация в eCommerce + прогноз трафика. Реальные кейсы с пояснениями
Сегментация — одна из самых банальных, но не менее важных задач для SEO. Стратегически зачем нужна сегментация? Как и где она применима? На примере двух кейсов от SEOWORK покажем методологию работы с сегментами.
Данные по eCommerce собираются регулярно аналитиками для исследования и поиска точек роста. SEO-специалист рассматривает данные, интерпретирует их и формирует гипотезы. Для качественного анализа информацию следует разделить на выборки (сегменты), чтобы отследить динамику внутри групп. Классический пример:
Нам интересно влияние количества фото товара в карточке. Для оценки воздействия на поисковую выдачу мы создаем 3 сегмента:
1 сегмент — 1-3 фотографии в карточке товара
2 сегмент — 4-7 фото
3 сегмент — 8+ фото
Делать всего один сегмент нет смысла, важно сравнивать показатели SEO-метрик. Создавать следует 2 выборки и больше в зависимости от количества вводных. Данные делим на несколько +/- равных частей. А чтобы сформировать сегменты, нужно понимать, какие числовые градации есть у проекта и как их комфортнее всего объединить. Покажем на примере кейсов.
Кейс 1: продвижение бренда Tom Tailor на Wildberries
Проект пришел к решению ограничить бюджет для работы с сайтом, но параллельно с этим увеличить возможности развития на маркетплейсах. Наша команда предложила развивать листинги на Wildberries в поисковых системах. Идею одобрили, и аналитики SEOWORK принялись искать точки роста.
При продвижении маркетплейсов есть небольшое преимущество — мы можем частично монополизировать брендовый трафик за счет авторитета (в нашем случае) Wildberries. Это хорошая стратегия, но применять ее можно не везде. Например, разные интернет-ресурсы одной компании поисковик может “склеить”, и в выдаче будет отображаться только один проект.
В данном случае мы избегаем “склейки”, потому что это два разных eCommerce, два разных владельца — опасаться нечего. Продумав риски, аналитики обратились к SEOWORK.
Семантика Tom Tailor уже была в платформе. Команда создала отдельный проект под Wildberries и загрузила в него выгруженные страницы вкупе с ранжирующимися соответствующими запросами. Далее аналитики произвели сегментацию получившейся выборки — 15 сегментов по 5 параметрам:
- Количество товаров в категории
- Количество параметров фильтров
- Количество товаров без рейтинга
- Количество товаров с рейтингом 5⭐
- Количество товаров с низким рейтингом (3⭐ и менее)
Количество товаров
На графиках видим зависимость количества товаров от видимости. В Яндексе зависимость не наблюдается, а в Google наоборот, заметна сильная зависимость. Но при небольшом потенциале, реализация задачи потребует большИх трудозатрат, поэтому не рекомендуем к исполнению.
Количество параметров фильтров
Количество фильтров — они же фасеты: цена, скидка, срок доставки и тд — обычно сказывается на ранжировании, поскольку это отражает количество характеристик товара, а значит упрощает выбор товара пользователем. Из графика же следует, что количество фильтров на листинге не сказывается на их видимости. Возможно, это связано с меньшим количеством фасетов на категориях более высокого уровня.
То есть, чем глубже мы проваливаемся в категорию, тем больше там может быть специфичных свойств у карточки, которых не будет в другой категории. Соответственно, у более популярной категории будет меньше фасетов, потому что остаются только более популярные фильтры.
В данном случае будет влиять количество товаров на листинге, а не фасеты.
Количество товаров с рейтингом менее 4⭐
Товары с рейтингом 1⭐, 2⭐ или 3⭐ никак не влияют на видимость. Возможно (!) потому, что товаров не очень много, либо поиск считает негативным рейтинги только с 1⭐ или 2⭐. На листинге много товаров (около 80), и если какая-то часть (например 30%) содержит плохой рейтинг, то в противовес рассчитывается слишком много товаров, у которых хороший рейтинг. В этом случае мы рекомендуем пересобрать сегмент для повторного анализа.
Количество товаров с рейтингом 5⭐
Количество товаров с 5⭐ в Google, оказывает значимое влияние на ранжирование, как видно по графику. Следует работать в этом направлении и стараться наращивать пользовательский контент.
Количество товаров без рейтинга
В Google обратная корреляция между количеством товаров без рейтинга и видимостью. Мы опять же советуем стимулировать пользователей оставлять отзывы.
Итоги кейса:
- Количество товаров влияет на ранжирование, но добавление большого количества товаров нецелесообразно.
- Количество фильтров на листинге никак не сказывается на их видимости. С точки зрения SEO, нет смысла заполнять множество характеристик у товаров, однако для продвижения карточки внутри маркетплейса это может оказаться важно.
- Рейтинг товаров не является значимым фактором для видимости в Яндексе (по крайней мере для анализируемой выборки). Гипотезу нужно перепроверять, так как вдруг 3⭐ считается поисковиком как нейтральная оценка.
- Товары без рейтинга негативно сказываются на видимости, в свою очередь, товары с рейтингом 5⭐ положительно влияют на ранжирование. В рамках постаналитики рекомендуем на небольшой выборке листингов простимулировать пользователей ставить хорошие оценки.
Кейс 2: прогноз трафика для Reforum.ru
Как быстро посчитать прогноз трафика?
Для расчета нам понадобятся метрики PTraf и CTR для разных позиций. В платформе SEOWORK CTR 1-ой позиции принимается за 10%. Для еще более точного результата можно взять собственный %, если вы его знаете. В платформе мы переходим в модуль “Конкуренты” и смотрим, какие из конкурентных проектов ранжируются выше. Для корректного анализа мы выбираем только прямых конкурентов, маркетплейсы вроде Авито или Яндекс.Маркета не подойдут. Это важно, поскольку прогноз трафика составляется в рамках одного года. Мы рассчитываем данные, к которым eCommerce будет приходить в течение года на основе прямых конкурентов, чтобы обогнать их в выдаче.
Из SEOWORK аналитики собирают показатели %PTraf конкурентного проекта и переносят данные в таблицу Excel. Дальше в ней будут производиться расчеты по возможному наращиванию трафика. В таблицу заносится %PTraf не только конкурента, а также текущие показатели этой метрики для обеих поисковых систем. Далее создаем сводную таблицу по категориям исследуемого eCommerce.
Выгружаем всю семантику в таблицу из SEOWORK и смотрим, какой показатель текущего трафика получился у каждой категории. Для расчета максимально возможного трафика аналитики используют формулу:
“WS” х 10% (это CTR 1-ой позиции) х %Ptraf = трафик, которого проект достигнет через год по выбранной странице. Так рассчитываем показатели для всех категорий.
В результате получаются два листа с рассчитанным трафиком для Яндекса и для Google. Для удобства сводим данные в одну таблицу и выводим прогнозы на график.
Мы считаем, что первые 3 месяца трафик меняться не будет, а после начнется наращивание в результате SEO-оптимизации. У нас есть первая и последняя цифры %PTraf max и формула линейной интерполяции — подбор промежуточных значений, когда есть стартовая и конечная точки. В данном случае нет сезонности, поэтому прирост идет по нарастающей. В случае сезонности нужно рассчитывать ее коэффициент.
Как это сделать? SEO-специалист использует тематические маркеры. Если от категорий они выходят слишком разные или в одной категории может быть сезонность, а в другой нет, то придется усложнить задачу и посчитать их отдельно. В этом случае важно понять, будет ли разный коэффициент или нет. Как делать – обращаем внимание на маркеры и смотрим сезонность. Из Вордстата выгружаем частотность по месяцам и производим расчеты. На пальцах:
Допустим мы получили следующие значения:
Май — 100
Июнь — 120
Июль — 140
Что делаем — суммируем все показатели и делим на 3 = 120 — это среднемесячный трафик. Другими словами, 120 — это наша единичка. Далее смотрим, какой коэффициент будет у каждого месяца. Для этого делим месячную частотность (100, 120 и 140) на среднюю (120).
В итоге:
Май — 0,83
Июнь — 1
Июль — 1,17
В рамках прогноза трафика полученные коэффициенты умножаем с соответствующим месяцу показателем трафика. В табличку сводим все данные и разрабатываем стратегию SEO-оптимизации. Это вся методология.
Вывод кейса:
В связи с тем, что проект коммерческий, было принято решение сделать упор на рост коммерческого трафика и сосредоточить усилия над соответствующей частью сайта. Эффективность и соответствие прогнозу будет отслеживаться по коммерческому трафику.Текущий прогноз составлен на основе выбранных конкурентов.
Не касаясь даже конкретных кейсов, можно сказать, что сегментация полезна тем, что дает более ясную картину и результат более близкий к действительному. IMHO
Согласна на сто процентов с вами. Без сигментации сейчас вообще мне кажется никуда.
Норм у вас группа поддержки...
Впечатляет, ага.
Судя по всему - биржа какая-то, что ли.
Вопрос - начерта?
PS Да, биржа. "Сигментация нас окружает".
Сомневаюсь что это сеоворк, скорее твои друзья по совку качают акки чтобы потом рассказывать как хорошо жилось.
хз, кто там что качает и кто из этих пакистанских и тернопольских акков - мои друзья по совку. Факт, что осмысленных комментов тут - по нулям, в треде резвятся боты - и едва ли это на пользу Сеоворку.
Ещё вариант — удвоить каждый коммент. Как Валера.
Явно "друзья по совку" с такой авой.
"Вопрос - начерта?"
Ну, как же. Чтобы было. Вон Пиксель не гонится, так и комментов почти нет. Особенно типа "спасибо, ценно" или "все по полочкам".
Так они там сами себя с нескольких аккаунтов сразу лойсят - вместо того, чтобы годный контент выложить. Тоже тынденцыя, и тоже дурная. Хотя там хоть понятно: без реакций топик из "свежего" в ленту не выйдет. Но тут вообще какое-то тяжёлое недоумение.
Чтобы выложить годный контент, его нужно иметь )
*
"какое-то тяжёлое недоумение" — почему тяжёлое? Смешно же читать... ммм... такие похожие комментарии с заданным словом. Если кого обидела ненароком, прошу простить.
А про "сигментацию" - беспонтовый ключик-то. Тут на одних вхождениях не зайдёшь, тем более тема - про CRO в большей мере, если брать семантику.
Эти комменты надо уволочь в копилку.
"Сигментация разделяет товар на равные части , чтобы потом их было легче анализировать."
И она повсюду! Даёт результат более близкий к действительному, а не как на самом деле. Поэтому я тоже однозначно за сегмент сегментации и анализ аналитики.
Нет, ну правда.
Да я ж рази против. Только "за". Ибо с сегментацией (что бы она не/ни означала) "становится понятнее о чем собственно речь даже человеку далекому от темы".
Ребят, это какое-то нашествие и мы уже на все комментарии нажаловались! Не стоит искать какие-то скрытые смыслы. Ваши замечания увидели, с некоторым согласны - про тавтологию, с другими нет.
Мы стараемся показывать, как решаются задачи на стороне бизнеса с нашей помощью. Возможно, для вас это кажется простым кейсом, но поверьте, запрос крайне частый.
"мы уже на все комментарии нажаловались" — тогда вы красавчики.
Усомнюсь, что нету. Есть аудитория, есть её интересы. Ну банально: пишешь для коллег - выложи руководство какое-нибудь, как решить какую-то проблему. Ну или хоть общее направление мыслей с новым вектором. Пишешь для потенциальных клиентов - там тоже всё ясно: кейсы без боянов (мы паправеле тайтлы и сайтмап и стало топ-1) решают.
А так - читаешь и думаешь: "Вы там всех разогнали совсем, что ли?"
А где найти золотую середину для кейсов, чтобы были одинаковые показатели на Яндекс и Google? Или это не реально? Нужно выбирать что-то одно?
Это нереально, выбери Яндекс, как по мне, лучшее что смогли придумать. А там уже думай сам, но я топлю за Яндекс.
Действительно,сегментация дает возможность разложить все по полочкам,становится понятнее о чем собственно речь даже человеку далекому от темы.
Я думаю, что сегментация в электронной коммерции — это лучшее, что можно сделать, чтобы каждый случай рассматривался, чтобы сделать вещи более ясными и приближенными к реальности и понять вещи более четко.
Я много искал это в Интернете, продолжай в том же духе, я люблю твою страницу, я всегда слежу за тобой, ты лучший, спасибо
Конечно анализ, доступный при сегментации, дает более точные результаты для данного сегмента и чем уже сегмент, тем точнее будет можно сделать прогноз или корректировку. Поэтому я однозначно за сегментирование и анализ!
Да,на мой взгляд сигментация нас сейчас просто окружает во всем.Без нее,если чесно ничего не понятно,главное найти золотую середину и тогда все станет понятно.
Очень доступная информация
Как мне кажется на Яндексе намного больше золотой середины, чем в Гугле.
Сигментация разделяет товар на равные части , чтобы потом их было легче анализировать.
Весьма сложный процесс продвижения бренда на маркетплейсах разжеван в подробностях. Получается, что аналитическое мышление главное деловое качество seo-специалиста.
Весьма сложный процесс продвижения бренда на маркетплейсах разжеван в подробностях. Получается, что аналитическое мышление главное деловое качество seo-специалиста.
Тема сложная и запутанная, есть резон упростить понятия(хотя спецам всё равно). По мне, так что это было? А это дорогие мои, ни что иное как а) зазывала, б) место(точка), в) качество, г) цена.Поясним:хороший крикун увеличивает шансы продать, и место на рынке тоже, также востребованность и качество, ну и, ясно,-цена.
Я думаю, что сегментация в электронной коммерции — это лучшее, что можно сделать, чтобы каждый случай рассматривался, чтобы сделать вещи более ясным!
Это на самом деле даёт свои плоды в seo и реально показывает аналитику, но необходимо действительно проделать огромную работу, чтобы все перевести все эти данные в прибыль.
Это на самом деле даёт свои плоды в seo и реально показывает аналитику, но необходимо действительно проделать огромную работу, чтобы все перевести все эти данные в прибыль.
По моему скромному мнению, сегментация во многом помогает прояснить ситуацию, а также делает веб-сайты более качественными.
Я полностью согласен с этим процессом
А где найти золотую середину для кейсов, чтобы были одинаковые показатели на Яндекс и Google? Или это не реально? Нужно выбирать что-то одно?