{"id":13637,"url":"\/distributions\/13637\/click?bit=1&hash=6eb6f4cc0fd514248f67334eed9cf9b381eca4ced68925ecf0d4e37273ec5a7a","title":"Ozon \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0438\u0444\u044b \u043e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u0445","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"7d00f3f0-9073-5cd7-b901-ee3a06a62041","isPaidAndBannersEnabled":false}
SEO
TopTop

Цель оправдывает средства? Черное и серое SEO

Попытаюсь коротко рассказать про черное и белое SEО. Что это такое, стоит ли пользоваться и т.д.

Для начала, сама аббревиатура SEO, расшифровка которой звучит, как: «Search Engine Optimization», уже предполагает некую "серость". Слово "оптимизировать" хоть и не звучит как что-то плохое, но подразумевает под собой искусственный "подгон" под некие правила поисковой машины. В реальной жизни всё более прагматично, ведь цель одна - вывести сайт в топ и заработать денег. Но всё по порядку.

Белое SEO (это не очень интересный блок, можно пропускать:))

Вы все знаете, что подразумевает под собой "белое" SEO. Контент - король. Юзабилити - королева...? Здесь всё в соответствии с рекомендациями от Yandex и Google: размещайте хороший контент, делайте сайт удобным, и он продвинется. А если нет? Вариантов два:

а) Вы сделали плохой контент и (или) сайт неудобен по мнению поисковиков;

б) У вас хороший контент и удобный сайт, но вам просто не повезло;

в) Есть ещё третий вариант, очень популярный. Вы думаете, что у вас отличный контент и удобный сайт, но на самом деле это не так.

А в чем проблема сделать всё как надо и выйти в ТОП, например, интернет магазину?

1. Контент:

а) Затраты на поиски адекватного копирайтера. Как финансовые, так и временные. Поиск баланса качества текста и затрат на него. Ведь вам нужен такой контент, чтобы на него ссылались другие ресурсы (естественная ссылочная масса). Это головная боль даже у меня. Я лично перебрал уже, наверное, сотню авторов. Из них только пять на постоянной основе работают в команде.

б) Фото и видео. Тут всё понятно. Либо нанимать отдельное агентство, либо покупать оборудование и делать самому. Всё это затратно и, зачастую, недоступно на начальных этапах.

2. Дизайн и юзабилити:

а) Сделать уникальный (не шаблонный) дизайн уже затратно. А сделать UX дизайн (это когда не только красиво, но и удобно людям) вообще "вышка". И идеала на старте всё равно не получить. Нужно будет "допиливать" сайт на протяжении всей жизни. Как например VK. Бесконечные a/b тесты и внедрение результатов требуют, как минимум, программиста.

б) Мобильная версия сайта - это как новый сайт, только для мобильных устройств. Тоже затратно.

3. Техническая поддержка:

а) Поддержка всего вышеперечисленного с технической точки зрения. Ошибки, скорость загрузки, корректная работа функционала и т.д.

б) Защита. Начиная от SSL сертификата, заканчивая взломами, кражей данных и dos-атаками.

4. Затраты на SEO:

а) Агентство - абонентская плата;

б) Отдельные люди, отвечающие за каждое из направлений работ: поиск ресурсов для кросспостинга, управление копирайтерами, координирование техподдержки (чтобы не сломали ничего в SEO настройках) и т.д. Это может, конечно, взять на себя агентство, но лучший контент всегда получается непосредственно от компании, а значит -все равно существует необходимость тратит на это время.

Перечислять можно еще много всего. Кроме этого, каждый из пунктов нужно правильно использовать и взаимодействовать с ним. "Склеить" это всё воедино - крайне сложная задача. Как итог: чтобы сделать хороший проект и вывести его в ТОП, нужен крупный бюджет и как минимум понимание digital-маркетинга. Как максимум - годы опыта. И самое интересное, даже при этом, нет гарантии что он взлетит.

От белого к серому (для остальных 90% сайтов)

Серое SEO - это когда специалист манипулирует теми или иными факторами, с цель обмануть поисковую систему. Самый яркий пример - закупка ссылок. Представьте, что вы врач и хотите купить рекламу своей клиники в местном журнале. Какие у вас варианты размещения:

а) Купить обычное объявление (картинку/баннер);

б) Купить небольшую статью в разделе "реклама";

в) Купить место на обложке и целый разворот, со своей статьёй, в конце которой будут ваши контакты.

Точно так же мы покупаем ссылки через ссылочные биржи или напрямую у вебмастеров. И вот вопрос, является ли такая ссылка "обманом" поисковой системы? С одной стороны, за качество сайта - акцептора (сайт на который ссылаются) никто не отвечает, за редким исключением. С другой стороны - покупая качественную ссылку (о том, что такое качественная ссылка и как их выбирать я писал ранее ЗДЕСЬ) сайт вкладывается в рекламу, а значит он уверен в себе и своем продукте (не точно).

Что такое SEO-ссылка?

Официальное определение от Yandex:

"SEO-ссылка — это ссылка, созданная с целью повлиять на поисковые алгоритмы. Возможность разместить SEO-ссылки на сайтах-посредниках часто покупают на специальных сервисах — ссылочных биржах или агрегаторах. Поэтому их часто называют «покупными» или «продажными».

SEO-ссылки представляют собой попытку обмануть поисковую систему, искусственно повысив авторитетность сайта. Они не улучшают качество сайта и не несут в себе положительного сигнала для ранжирования. Поэтому Яндекс считает SEO-ссылки поисковым спамом." С одной стороны, логично, а с другой, возвращаясь к рекламе в журнале. Если это копеечная газета - скорее всего вы сами не захотите там размещаться, а если журнал Forbes? Где грань между SEO-ссылкой и естественной ссылкой? В этом и заключается "серость".

Ещё несколько примеров (оттенков?) "серого":

1. Создание текстов ориентируясь не на полезность контента, а на ключевые слова, тошноту, количество знаков и другие факторы, мало понятные простому человеку;

2. Крауд маркетинг - нативные рекомендации (с ссылкой или без) на фрумах, соц. сетях и других площадках. Зачастую - это платный комментарий;

3. Сателиты. Это сайты со схожей тематикой специально созданные с целью получить трафик и перелить его на основной сайт с помощью ссылок;

4. Другие условно противоречащие поисковым системам манипуляции, такие как агрессивная сквозная перелинковка. Это когда в подвале стоит 5 ссылок с ключевыми запросами, типа "Купить квартиру Подмосковье", "купить двушку в Подмосковье". Так уже мало кто делает, но метод безусловно "серый".

Черное SEO

Самое интересное - это чёрные методы продвижения. Конкретные пример. Хотите вывести в ТОП Яндекса ключевой запрос за 1 неделю? Последуем небольшой пошаговой инструкции:

1. Выбираем запрос который находится на 30-40 позиции;

2. Берём мобильный телефон. Переводим его в авиа-режим, отключаем wi-fi, включаем мобильный интернет;

3. Вводим наш ключевой запрос в системе Yandex;

4. Открываем по очереди сначала 3-4 сайта конкурентов, смотрим пару секунд и закрываем;

5. Наконец, находим на 40 позиции наш сайт, открываем его и изучаем внимательно страницу, на которую перешли минут пять.

6. Переходим ещё на парочку страниц и совершаем любое конверсионное действие - например, оставляем заявку.

7. Попросить 3-5 коллег повторять данные действия каждый день в течение недели.

8. PROFIT

9. Нет, вас не забанят. Если конечно не будете злоупотреблять (понимайте как хотите:)).

Исходя из данного примера, можно понять, на чём сейчас базируются черные методы продвижения. В первую очередь - это "накрутка поведенческих". Имитация действий пользователя на сайте. Происходит это 2-мя основными способами:

1. С помощью реальных людей. Это когда людей просят за деньги выполнять определенные действия на вашем сайте.

2. С помощью роботов. Это когда действия имитирует машина.

Наиболее распространенный метод конечно боты. Разберем более подробно.

Принцип работы накрутки:

Такие компании не особо афишируют свою деятельность (за исключением некоторых, конечно, мы их все знаем :)), найти их можно зачастую только по знакомству или по сарафанному радио. Я, лично, был в офисе одной такой московской кампании и общался с её владельцем. Принцип работы:

1. Есть большое количество серверов в разных частях Москвы. Это позволяет отсечь фактор виртуальных IP (или любых эмуляторов), я не очень силён в этом. Суть в физическом присутствии сервера на определенной геолокации, как будто реальный компьютер;

2. С каждого из них эмулируется определенные действия пользователей. Очень похоже на формулу выше. Заходишь на 2-3 сайта конкурентов по нужному ключу, далее переход на целевой сайт. Делаешь клик по 3-4 ссылкам и т.д.

3. Цикл повторяется каждый день до вывода запроса в ТОП.

Работает ли это?

Перед тем как начать разбираться, скажу сразу: я никаким образом не пытаюсь рекламировать данные сервисы. Всё что будет сказано ниже - исключительно мой личный опыт взаимодействия с накруткой. Моё личное мнение - рано или поздно всё это схлопнется как пузырь. В Яндексе всё прекрасно знают и видят. Последствия за подобные действия будут крайне плачевны. Попал под фильтр за накрутку - удаляй сайт. Вот примерно так.

Работает ли накрутка?

Ответ - по моим ощущениям, в 60% случаев-да. Я тестировал на своих личных проектах и на клиентских проектах (с их согласия, естественно). Это очень интересный опыт.

1. Поисковые системы пока не могут определить накрутку. Некоторые проекты висели на накрутке более года и хорошо себя чувствовали. Никаких фильтров или санкций. И это удивительно. А самое удивительное, что любой человек, знакомый с Yandex-метрика, без труда определит, идёт наклик или нет. Достаточно зайти в вебвизор и всё станет понятно. Все клики - строго по центру ссылки, переходы по строго определенному ключу, как правило, сильно выделяются на фоне остальных, привлекая внимание своей коммерческой составляющей: "купить лада ларгус бу", "ларгус бу цена" и т.д. Всё это сопровождается высоким скачком трафика, который можно проследить на графике.

2. Я специально пробовал крутить запросы, которые долгое время (более 4-х месяцев) были на 30-40 позициях. 6 из 10 таких запросов вылезали в ТОП за 2 месяца, кроме того, подтягивали вереницу других более низкочастотных запросов из того-же кластера (например, двигаем "бу ларгус", дополнительно вылезают "купить бу ларгус", "купить бу ларгус москва", "бу ларгус 100000", "купить бу ларгус 2010 москва" и т.д.).

Итоговый принцип - выводим в ТОП один запрос, он подтягивает в ТОП 30-40 другие запросы, которых до этого не было даже в первой сотне, выбираем наиболее частотный/выгодный из новых, добавляем на накрутку. И так далее.

Когда это не работает?

1. Нет нормальной оптимизации сайта (но это не точно). По непроверенной информации, даже сайты без какой-либо оптимизации выходили в ТОП, но, я считаю, что минимальный чек-лист необходим. Мета-теги, текста, коммерческие факторы, скорость загрузки и т.д. Без этого нельзя.

2. Смена релевантности. Пример: сегодня по запросу "купить ларгус бу" Yandex показывает страницу категории, типа "site.ru/bu-auto/lada/largus", а завтра по тому-же запросу выдаёт главную страницу "site.ru". Это самая главная причина провала накрутки.

3. Великий рандом. Иногда просто тупо не работает и всё. По неизвестным мне причинам.

Сколько это стоит?

Бешено дорого, но можно договориться. Как я писал ранее, с кампаниями по накрутке ПФ сотрудничают как правило через знакомства. Их услуги зачастую перепродают. Имеет смысл работать с бюджетом от 40000р. По крайней мере, в моём случаи это было именно так. Стоимость запроса определяется его частотностью. Плюс в том, что оплата начинается с момента попадания запроса в ТОП. Минус - снять запрос можно только через месяц. Если запрос залетает в ТОП за пару дней - будете оплачивать 29 дней, не имея возможности его удалить. Цена запроса от 50р до (бесконечности?). Были ситуации, когда я платил 6000р за один высокочастотный запрос в день. Просто не успевал его отключить... Но здесь уже детали конкретного сервиса. Статья не об этом.

Можно ли убить этим конкурентов?

Сложный и спорный вопрос. Напишу своё мнение. С одной стороны, если пользоваться накруткой внаглую и не аккуратно, то система должна понять источник, анализируя IP адрес. Если по нему есть переходы на сайты - накрутчики и он не связан с сайтом, на который идёт накрутка - сигналы аннулируются. С другой стороны, есть же различные VPN и другие способы скрыть источник накрутки. Поэтому, если заморочиться, то, наверное, можно. Но с третьей стороны, вы можете наоборот помочь конкуренту ещё сильнее укрепиться в ТОП 10, ещё и заплатите за это. Во общем, на мой взгляд - лучше совершенствовать свой сайт, чем убивать чужие.

Резюмирую основные мысли о чёрном SEO

1. На сегодняшний день определенные накрутчики не банятся системой Yandex. Проверено на личном опыте;

2. Это дорого (самый минимум - 40000р в месяц);

3. Это работает в 60% случаев. Хорошо работает на оптимизированных сайтах, которые находятся в ТОП 20-40;

4. Запросы залетают в среднем за 1-2 месяца. Опять-таки - мой опыт.

5. Навредить конкурентам накруткой - себе дороже;

И конечно главное - если вы используете накрутку, ваш сайт рано или поздно зафильтруют с вероятностью 100%. Если готовы идти на такие риски - вперёд. Повторюсь, в этой статье я не рекламирую сервисы по накрутке ПО. Здесь только мой опыт и личное мнение. Выводы делайте сами.А если дочитали до конца и у вас есть вопросы по SEO, пишите мне на почту [email protected] или в личные сообщения VK. Постараюсь ответить или дать бесплатные рекомендации. Благодарю за внимание!

Автор статьи: Дмитрий Дядюков, SEO-специалист

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Натали Антоненко

Стало интересно протестировать кое-что из написанного. Но на п. 2 случился облом. "2. Берём мобильный телефон. Переводим его в авиа-режим, отключаем wi-fi, включаем мобильный интернет" Не работает мобильный интернет в режиме полета.

Ответить
Развернуть ветку
TopTop
Автор

Спасибо за то, что очень внимательно прочитали! Действительно, пункт 2 написан слегка некорректно. Правильно будет перевести телефон в авиа-режим, отключить wi-fi. После этого отключить авиа-режим и включить мобильный интернет. Данная процедура нужна для смены ip-адреса.

Ответить
Развернуть ветку
Натали Антоненко

Спасибо что разъяснили. О том, что это меняет IP-адрес, не знала.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Коченов

Спасибо, интересно было почитать! Вопрос к вам, как к специалисту: есть ли смысл сео-оптимизации сайтов-одностраничников на условной тильде? 

Ответить
Развернуть ветку
TopTop
Автор

Приветствую, Владимир.  Да, есть смысл, как минимум первичную оптимизацию следует делать на любых сайтах. Вот несколько причин:
1. Более привлекательное представление в сниппете (повышает CTR);
2. Региональное ранижирование. Если всего лишь указать регион, можно выйти в топ как минимум по некоторым НЧ запросам.
3. Лендинг создаётся для контекстной рекламы. Платный трафик - это поведенческие факторы. Чем лучше оптимизирован сайт - тем лучше работают поведенческие факторы (в комплексе).

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Коченов

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Курочкин
 Поисковые системы пока не могут определить накрутку. Некоторые проекты висели на накрутке более года и хорошо себя чувствовали. Никаких фильтров или санкций. И это удивительно.

Забанят. Один из конкурентов пытался так накрутить свои позиции и попасть в поисковые подсказки через запросы "услуга [бренд]". Месяц крутил, два крутил, три крутил, на четвёртый его сайт пропал из выдачи даже по его региону. Вообще пропал. А по его брендовым показываемся мы и другие компании, которые вели себя прилично.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null