{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Куда развивается SEO и что было в начале? Поведенческие, а затем массовая генерация текста и ИИ

Все развивается: поиск, технологии, посетители. Меняются интересы. Но, что в итоге?

Запросы

Как было ранее... Запросы собирали в сервисах, типа WordStat Яндекса или Key Collector по категориям/подкатегориям сайта, иногда товарам (! Товары на сайте могли удалить, поэтому их редко использовали).

Задача была не собрать больше, а собрать более менее подходящие запросы.

Информационные запросы (Часто содержали вопросы: что, где, как, когда и т.д.) очень редко попадалась, их продвигали отдельно, например, в блоге сайта больше для перелинковки и усиления тех же самых страниц категорий/подкатегорий. Самих запросов было немного, обычно сотни.

В приоритете было продвижение по запросам в топ 10 и все...

Сейчас по запросам. Обычно задача собрать максимальную семантику, которая вообще может приводить трафик.

Это могут быть и товарные запросы, часто информационные как некоторый этап воронки, точка касания (! Почитали чтобы узнать, подумали, решили что статья экспертная, обратились с вопросом — заказали).

Поскольку запросы могут быть «смешанного» типа может меняться посадочная страница и лучше закрыть сразу все потребности. (! В выдаче как коммерческие страницы, так информационные страницы).

В приоритете продвижение по трафику, лидам, конверсиям в целом.

Техническая оптимизация

Как было ранее... В целом закрывались ошибки, но скорее то что легко достаточно найти. Сканеры страниц или парсеры были и ими пользовались. Но, если быть объективным самое основное — это дублирование контента (! Речь не только про сам основной текст на странице, но заголовки TITLE и мета-тег DESCRIPTION) на сайте, это нужно, важно устранить.

Дубли, дубли, страницы, страницы

Сейчас по техническим ошибкам. Проблемы есть, но в приоритете остаётся как раз дублирование. Часто встречается ещё отдача 200 ответа вместо 404, особенно на Битриксе. Нужно всегда проверять список страниц, которые дублируются, плохо индексируются, выпадают в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console.

Оптимизация страниц

Как было ранее... Можно было писать как угодно. Использовались точные вхождения запросов из 2-3 и более слов. Можно было все...

Потом конечно Яндекс начал применять фильтры, которые не всегда позволяли просто насыщать страницы запросами и получать заветный топ.

Сейчас по оптимизации. Борьба просто с переспамом на страницах перешла в фазу, что нужно учесть водность, прогнать через Тургенев, Главред из самого простого добавить ключи из LSI. В Яндексе официально была речь про алгоритм BM25. Но, лучше ознакомится с тем как приготовить текст для страницы: лемматизация, NLP, LLM, word2vec и прочие ругательства.

Основная тенденция — это текст именно от экспертов, который будет безопасный и полезный.

Также стремления к определено полезному тексту видны в алгоритмах:

  • YMYL (Your Money or Your Life перевод «Ваши деньги или ваша жизнь») от Яндекса.
  • EEAT / EAT (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness, перевод «Экспертность, Авторитетность, Доверие») от Google.

Понятно что алгоритмы касаются категории медицинских, финансовых и юридических сайтов, но туда могут входить и другие.

Если максимально упростить — Работать над материалами должны эксперты, доверие и авторитет они должны заслужить, как вы спросите? Публикации в крупных авторитетных порталах, журналах, отзывы про их услуги, т. е. речь про пиар.

В заголовке ИИ, а он тут причём?

Автоматизацией SEO при помощи «ChatGPT» сейчас никого не удивить. Но, что там в итоге, как выгладят тексты на сайт, заголовки TITLE-H1 и мета-теги DESCRIPTION?

Промпты не всегда решают проблему, текст генерируются из загруженной информации в ИИ, там нет экспертного мнения, чат не занимался сам решением проблем. И это я не говорю о переспаме из запросов, которые ИИ добавит.

В итоге это явно не соответствующие последним введённым алгоритмам поисковых систем. Но, действительно можно работать быстрее, но качество под большим вопросом. Нужно все обязательно править, смотреть, чтобы получить на выходе более-менее приемлемый результат.

Поведенческие факторы

Как было ранее… Это довольно свежее направление для поисковых систем. Но, при этом самый сильный фактор. Хотя изначально в Яндексе все было построено на ТИЦ (Тематический Индекс Цитирования), а именно ссылках на разные документы, страницы сайтов. Потом появился ИКС (Индекс Качества Сайта). Поведенческие и коммерческие факторы появились более 7 лет назад, примерно. Кто-то ранее начинал с ними работать, а кто-то позже. Обычно делали аудиты улучшали содержимое страниц: блоки с преимуществами, отзывами, конверсионные формы и многое другое.

Сейчас по поведенческим. Аудиты по улучшению коммерческих и поведенческих факторов также и остались. Работать нужно, но появились проблемы с этим самым сильным фактором.

Коллеги с некрупными клиентами постоянное жалуются на проблемы с накруткой поведенческих факторов, что позиции по запросам стоят и невозможно пробить ТОП 30. Есть пока единственный вариант это представленные на рынке решения по защите от ботов. Их достаточно много.

Яндекс сам пытается отсекать ботовый трафик с переодическим успехом.

Для крупных сайтов проблема не столь острая, так как у них брендовый трафик, на них переходят и покупают напрямую, а не всегда ищут только в поиске.

Таким образом выходим на итоги:

  • Предварительный аудит что вообще можно ожидать от работ, где сейчас находится сайт/компания? Что вы можете сделать и за сколько?
  • Тесная работа с клиентом (чтобы согласовать / договорится по всем работам и точкам). Просто брать оплату и молчать — толку не будет;
  • Максимальная семантика по которой ищут (нулевые запросы клиенту не нужны);
  • Приоритет за экспертными материалами и статьями (никаких генерённых «жвачек»). В идеале статьи написанные вашими сотрудниками о работе;
  • Усиление точек роста по поведенческим факторам на основе семантики. Ищут калькулятор, он должен быть, ищут размеры носков, должна быть сортировка и т. д.;
  • Работа с рекомендациями и отзывами. Это не было освещено в статье, но клиенты должны рекомендовать компанию, это главный признак успеха, если это не так, то вы делаете что-то не так.

Почитать про опыт работы автора можно тут:

Экспериментальная статья для поиска работы на VC.ru

Здесь не будет кейсов про успешный успех и списка что делал как обычно в резюме.

0
33 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Петров

Вы шутите? Нас теперь на годы вперед ждёт помойка вместо поиска - и как бы не чат боты вместо выдачи.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Vostrik

ох я с этим согласен, помойка будет везде

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Д.

Именно. Проблема даже не в том, что страшно ИИ доверять что-то написать, а в том, что он берёт знания из того, что уже есть в поиске.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Там фактчекинг-то - по нулям. И я что-т сомневаюсь, что эта проблема решаема. ПС-то теоретически могут асессоров гонять или пруфы требовать от вебмастеров - откуда данные, с чем сравнивать.
Но тут всё вилами по воде. Юзверь рано или поздно фильтровать научится, но и тут всё к википедии сведётся наверняка.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Д.

Насчёт факт-чекинга - попробовал я как-то по стоматологии получить ответы на частые вопросы у chatGPT, и мне стало плохо... он там начал что-то про рак писать... Но! У обычных копирайтеров тоже нужно проверять... они тоже косячат, но там цель сделать уникальную уникальность. Пример, буквально сегодня попался - "30 минут" заменили на "около 20 минут", а в технологическом процессе это было очень важно... Так что, тут такое...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Для заполнения "чтобы было" - вполне себе вариант. Притом железяки в этом плане сильно быстрее и дешевле обходятся, да и по качеству текста получше домохозяек с адвеги.
Я всё жду, когда дело дойдёт до своих собственных моделей, дообученных в конкретной тематике. Вот это может в корне поменять всю схему.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Тем более можно обучать на "правильных" текстах.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Мне нравится это — "правильные тексты" :)
Кто будет оценивать правильность? Я понимаю, 2х2, но за пределами этого?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну как. Набивать корпус свой, отобранный, тут без вариантов. Специальную литературу, мануалы, обзоры серьёзные и всё такое - не "дзен" с отзовиками

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Даже научные школы договориться не могут. Так что "свой" корпус сильно под вопросом.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Хороший вопрос. Да, оценка может быть субъективна. У меня свой опыт, а у вас свой. Я обычно на опыте и оцениваю, так уж повелось. А если его недостаточно, то уже беру информацию из известных проверенных источников.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Если смотреть презентацию последнюю Гугла, то может все дойти до быстрых ответов от ИИ и выдачи фактически не будет. Сколько запросов реально экспертных? Очень мало. А как сварить макароны можно и у ИИ спросить с умной колонки.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Информационный дешман, очевидно, отвалится. Я вчера теста ради выбрал запрос "как пожарить картошку". В топ-10 Яши - М-Видео со статьёй, где натыканы рекламные ссылки на всякие пароварки. И Яндексу пофиг, что сайт - нетематический, статья - нерелевантная. Хост-то уважаемый.
Так что даже тут сейчас дичь и содомия.
А вот в темах, где важны не просто данные, а мнения - притом авторитетные, железяки сольют. Да и люди, надеюсь, мусор научатся фильтровать, и ПФ расставят всё по своим местам.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Почему же? Я спросила и вроде норм:

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Сейчас М-Видео не нашёл. Видать на время подкидывало

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Не с телефона? У меня по информационке всякие ответы раскрывающиеся идут, т.е. иногда вообще на сайты не нужно переходить.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

С ПК.
Там вчера Лайфхакер был первым - сейчас вниз съехал. Потом блок быстрых ответов, видосы и прочий мусор.
И это само по себе забавно: что может быть стабильнее, чем рецепты жареной картошки?

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Сейчас все ищут. Начиная с завязывания шнурков до как сварить кукурузу, такие времена. А сколько переписанных вариантов этого.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Д.

С такими комментами аж кушать захотелось. Пойду спрошу у чатГПТ, как сварить пельмешек. Надеюсь, в этом случае он не напутает ничего))

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Я спрашивала, как сардельки варить. Норм.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

У меня стабильно получается не жареная, а тушеная.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Такие рецепты, кстати их тоже в разной интерпретации переписывают и могут исказить рецепт. Например, мы готовили гуся и там в рецепте было 4 часа, но фактически каждая печка разная и время тоже. Короче сгорел он.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

У меня получился полусырой, пришла соседка и за полчаса довела его до состояния "умри — вкуснее не сделаешь". Боюсь тут какой-то особый закон работает, и дело не в рецептах.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Продолжение (после видео)

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Да, у вас выдаче видео с рецептами причем с ютуба, а не Дзена.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Хотелось бы верить в лучшее. Но, тенденции не такие обнадеживающие. Экспертное останется, а вот общее.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Главное чтобы потом не воспользовались нами.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Всё так. Поисковые системы трансформировались из собственно поиска информации в рекламные системы. И им уже не нужна точность соответствия запросу, их интересует меньше вбухать в вычислительные мощности и ресурсы, больше срубить на рекламе и сервисах.
Отсюда - менять надо и тактику, и стратегию. С общеэкономическими проблемами ничего не поделать, но сеошка ещё покоптит.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Да, нужно развиваться в маркетинг больше я про это писал в своей статье.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина
Куда катится SEO и что было в начале? ИИ и генерация текста. Поведенческие

Господи, что это вы так всё в кучу-то? Это больше похоже на эмоциональный всплеск :)
А куда катится — куда и всё. В будущее. SEO — это не только танцы вокруг шеста (зачеркнуто) Я и Г, это отрасль семантического поиска. Меняются инструменты и подходы, но человеческий мозг модернизировать пока не удалось.

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Ну я же не робот. Вот на эмоциях передаю свое мнение. Живо и с опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Интеллектуальный реализм

Благодарю! Очень полезная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Reset2023
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда