Куда развивается SEO и что было в начале? Поведенческие, а затем массовая генерация текста и ИИ
Все развивается: поиск, технологии, посетители. Меняются интересы. Но, что в итоге?
Запросы
Как было ранее... Запросы собирали в сервисах, типа WordStat Яндекса или Key Collector по категориям/подкатегориям сайта, иногда товарам (! Товары на сайте могли удалить, поэтому их редко использовали).
Информационные запросы (Часто содержали вопросы: что, где, как, когда и т.д.) очень редко попадалась, их продвигали отдельно, например, в блоге сайта больше для перелинковки и усиления тех же самых страниц категорий/подкатегорий. Самих запросов было немного, обычно сотни.
В приоритете было продвижение по запросам в топ 10 и все...
Сейчас по запросам. Обычно задача собрать максимальную семантику, которая вообще может приводить трафик.
Поскольку запросы могут быть «смешанного» типа может меняться посадочная страница и лучше закрыть сразу все потребности. (! В выдаче как коммерческие страницы, так информационные страницы).
В приоритете продвижение по трафику, лидам, конверсиям в целом.
Техническая оптимизация
Как было ранее... В целом закрывались ошибки, но скорее то что легко достаточно найти. Сканеры страниц или парсеры были и ими пользовались. Но, если быть объективным самое основное — это дублирование контента (! Речь не только про сам основной текст на странице, но заголовки TITLE и мета-тег DESCRIPTION) на сайте, это нужно, важно устранить.
Сейчас по техническим ошибкам. Проблемы есть, но в приоритете остаётся как раз дублирование. Часто встречается ещё отдача 200 ответа вместо 404, особенно на Битриксе. Нужно всегда проверять список страниц, которые дублируются, плохо индексируются, выпадают в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console.
Оптимизация страниц
Как было ранее... Можно было писать как угодно. Использовались точные вхождения запросов из 2-3 и более слов. Можно было все...
Сейчас по оптимизации. Борьба просто с переспамом на страницах перешла в фазу, что нужно учесть водность, прогнать через Тургенев, Главред из самого простого добавить ключи из LSI. В Яндексе официально была речь про алгоритм BM25. Но, лучше ознакомится с тем как приготовить текст для страницы: лемматизация, NLP, LLM, word2vec и прочие ругательства.
Также стремления к определено полезному тексту видны в алгоритмах:
- YMYL (Your Money or Your Life перевод «Ваши деньги или ваша жизнь») от Яндекса.
- EEAT / EAT (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness, перевод «Экспертность, Авторитетность, Доверие») от Google.
Понятно что алгоритмы касаются категории медицинских, финансовых и юридических сайтов, но туда могут входить и другие.
В заголовке ИИ, а он тут причём?
Автоматизацией SEO при помощи «ChatGPT» сейчас никого не удивить. Но, что там в итоге, как выгладят тексты на сайт, заголовки TITLE-H1 и мета-теги DESCRIPTION?
В итоге это явно не соответствующие последним введённым алгоритмам поисковых систем. Но, действительно можно работать быстрее, но качество под большим вопросом. Нужно все обязательно править, смотреть, чтобы получить на выходе более-менее приемлемый результат.
Поведенческие факторы
Как было ранее… Это довольно свежее направление для поисковых систем. Но, при этом самый сильный фактор. Хотя изначально в Яндексе все было построено на ТИЦ (Тематический Индекс Цитирования), а именно ссылках на разные документы, страницы сайтов. Потом появился ИКС (Индекс Качества Сайта). Поведенческие и коммерческие факторы появились более 7 лет назад, примерно. Кто-то ранее начинал с ними работать, а кто-то позже. Обычно делали аудиты улучшали содержимое страниц: блоки с преимуществами, отзывами, конверсионные формы и многое другое.
Сейчас по поведенческим. Аудиты по улучшению коммерческих и поведенческих факторов также и остались. Работать нужно, но появились проблемы с этим самым сильным фактором.
Яндекс сам пытается отсекать ботовый трафик с переодическим успехом.
Для крупных сайтов проблема не столь острая, так как у них брендовый трафик, на них переходят и покупают напрямую, а не всегда ищут только в поиске.
Таким образом выходим на итоги:
- Предварительный аудит что вообще можно ожидать от работ, где сейчас находится сайт/компания? Что вы можете сделать и за сколько?
- Тесная работа с клиентом (чтобы согласовать / договорится по всем работам и точкам). Просто брать оплату и молчать — толку не будет;
- Максимальная семантика по которой ищут (нулевые запросы клиенту не нужны);
- Приоритет за экспертными материалами и статьями (никаких генерённых «жвачек»). В идеале статьи написанные вашими сотрудниками о работе;
- Усиление точек роста по поведенческим факторам на основе семантики. Ищут калькулятор, он должен быть, ищут размеры носков, должна быть сортировка и т. д.;
- Работа с рекомендациями и отзывами. Это не было освещено в статье, но клиенты должны рекомендовать компанию, это главный признак успеха, если это не так, то вы делаете что-то не так.
Почитать про опыт работы автора можно тут:
Комментарий удален модератором
Вы шутите? Нас теперь на годы вперед ждёт помойка вместо поиска - и как бы не чат боты вместо выдачи.
ох я с этим согласен, помойка будет везде
Именно. Проблема даже не в том, что страшно ИИ доверять что-то написать, а в том, что он берёт знания из того, что уже есть в поиске.
Там фактчекинг-то - по нулям. И я что-т сомневаюсь, что эта проблема решаема. ПС-то теоретически могут асессоров гонять или пруфы требовать от вебмастеров - откуда данные, с чем сравнивать.
Но тут всё вилами по воде. Юзверь рано или поздно фильтровать научится, но и тут всё к википедии сведётся наверняка.
Насчёт факт-чекинга - попробовал я как-то по стоматологии получить ответы на частые вопросы у chatGPT, и мне стало плохо... он там начал что-то про рак писать... Но! У обычных копирайтеров тоже нужно проверять... они тоже косячат, но там цель сделать уникальную уникальность. Пример, буквально сегодня попался - "30 минут" заменили на "около 20 минут", а в технологическом процессе это было очень важно... Так что, тут такое...
Для заполнения "чтобы было" - вполне себе вариант. Притом железяки в этом плане сильно быстрее и дешевле обходятся, да и по качеству текста получше домохозяек с адвеги.
Я всё жду, когда дело дойдёт до своих собственных моделей, дообученных в конкретной тематике. Вот это может в корне поменять всю схему.
Тем более можно обучать на "правильных" текстах.
Мне нравится это — "правильные тексты" :)
Кто будет оценивать правильность? Я понимаю, 2х2, но за пределами этого?
Ну как. Набивать корпус свой, отобранный, тут без вариантов. Специальную литературу, мануалы, обзоры серьёзные и всё такое - не "дзен" с отзовиками
Даже научные школы договориться не могут. Так что "свой" корпус сильно под вопросом.
Хороший вопрос. Да, оценка может быть субъективна. У меня свой опыт, а у вас свой. Я обычно на опыте и оцениваю, так уж повелось. А если его недостаточно, то уже беру информацию из известных проверенных источников.
Если смотреть презентацию последнюю Гугла, то может все дойти до быстрых ответов от ИИ и выдачи фактически не будет. Сколько запросов реально экспертных? Очень мало. А как сварить макароны можно и у ИИ спросить с умной колонки.
Информационный дешман, очевидно, отвалится. Я вчера теста ради выбрал запрос "как пожарить картошку". В топ-10 Яши - М-Видео со статьёй, где натыканы рекламные ссылки на всякие пароварки. И Яндексу пофиг, что сайт - нетематический, статья - нерелевантная. Хост-то уважаемый.
Так что даже тут сейчас дичь и содомия.
А вот в темах, где важны не просто данные, а мнения - притом авторитетные, железяки сольют. Да и люди, надеюсь, мусор научатся фильтровать, и ПФ расставят всё по своим местам.
Почему же? Я спросила и вроде норм:
Сейчас М-Видео не нашёл. Видать на время подкидывало
Не с телефона? У меня по информационке всякие ответы раскрывающиеся идут, т.е. иногда вообще на сайты не нужно переходить.
С ПК.
Там вчера Лайфхакер был первым - сейчас вниз съехал. Потом блок быстрых ответов, видосы и прочий мусор.
И это само по себе забавно: что может быть стабильнее, чем рецепты жареной картошки?
Сейчас все ищут. Начиная с завязывания шнурков до как сварить кукурузу, такие времена. А сколько переписанных вариантов этого.
С такими комментами аж кушать захотелось. Пойду спрошу у чатГПТ, как сварить пельмешек. Надеюсь, в этом случае он не напутает ничего))
Я спрашивала, как сардельки варить. Норм.
У меня стабильно получается не жареная, а тушеная.
Такие рецепты, кстати их тоже в разной интерпретации переписывают и могут исказить рецепт. Например, мы готовили гуся и там в рецепте было 4 часа, но фактически каждая печка разная и время тоже. Короче сгорел он.
У меня получился полусырой, пришла соседка и за полчаса довела его до состояния "умри — вкуснее не сделаешь". Боюсь тут какой-то особый закон работает, и дело не в рецептах.
Продолжение (после видео)
Да, у вас выдаче видео с рецептами причем с ютуба, а не Дзена.
Хотелось бы верить в лучшее. Но, тенденции не такие обнадеживающие. Экспертное останется, а вот общее.
Главное чтобы потом не воспользовались нами.
Всё так. Поисковые системы трансформировались из собственно поиска информации в рекламные системы. И им уже не нужна точность соответствия запросу, их интересует меньше вбухать в вычислительные мощности и ресурсы, больше срубить на рекламе и сервисах.
Отсюда - менять надо и тактику, и стратегию. С общеэкономическими проблемами ничего не поделать, но сеошка ещё покоптит.
Да, нужно развиваться в маркетинг больше я про это писал в своей статье.
Господи, что это вы так всё в кучу-то? Это больше похоже на эмоциональный всплеск :)
А куда катится — куда и всё. В будущее. SEO — это не только танцы вокруг шеста (зачеркнуто) Я и Г, это отрасль семантического поиска. Меняются инструменты и подходы, но человеческий мозг модернизировать пока не удалось.
Ну я же не робот. Вот на эмоциях передаю свое мнение. Живо и с опытом.
Благодарю! Очень полезная статья!
Спасибо!