(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93256750, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93256750, 'hit', window.location.href);

Как Pony.ai заработали $8,5 млрд на беспилотных такси и забрали себе зарплату миллионов водителей

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Куда и зачем Pony.ai бесплатно катал американских чиновников на беспилотных автомобилях, почему департамент транспорта Калифорнии отозвал у роботакси лицензию, что китайские регуляторы запретили основателям, и как во всем этом участвует NVIDIA.

Поисковики и беспилотники

После начавшегося в 2022-2023 годах бума искусственного интеллекта все только и делают, что рассказывают о генеративных языковых моделях и нейронных сетях для создания изображений. Мы решили рассказать о революции, которая происходит у нас под носом, но почему-то не так сильно хайпует — про беспилотные автомобили.

Беспилотник Яндекса в московском районе Ясенево

Tesla, у которой своего поисковика пока нет, Яндекс и Google — крутые, но мы сегодня поговорим про других ребят из поисковика. Рассказываем про то, как двое разработчиков из китайского Baidu уехали в Штаты и построили международный стартап с миллиардной выручкой.

Два китайских доктора

Pony.ai — международный стартап с китайскими корнями. Проект основали Джеймс Пэнг и Тянченг Лу.

До того, как стать сооснователем Pony.ai Доктор Пэн проработал в Baidu и Google в течение 11 лет. Он получил степень доктора философии в Стэнфордском университете и степень бакалавра в Университете Цинхуа.

Отсутствие водителя — ключ к достижению полной автономии и незаменимый катализатор для реализации нашего амбициозного видения.

Джеймс Пэн, co-founder Pony.ai

Широко известный в сообществе программистов под псевдонимом ACRush, доктор Лу является 11-летним призером соревнований TopCoder и двукратным чемпионом глобального соревнования по программированию Google Code Jam.

Доктор Лу начал свою карьеру в GoogleX, затем он стал самым молодым инженером T10 в подразделении автономного вождения Baidu. Лу тоже доктор философии и тоже бакалавр из Цинхуа.

Как стартап появился и стал единорогом

Одним из первых в мире начал тестировать беспилотные автомобили поисковик Google. Вернее, его дочерняя компания Waymo, основанная в 2016 году. В России первопроходцем стал поисковик Яндекс, разумеется. Ну и фронтир китайских беспилотных автомобилей двигают выходцы из китайского поисковика Baidu.

В 2016 году бывшие разработчики из Baidu Джеймс Пэнг и Тянченг Лу, которые успели к тому моменты поработать и на Google тоже, запустили свой стартап в Кремниевой долине. Укоренившиеся в Калифорнии, но сохранившие связи с Поднебесной стартаперы смогли уже через год получить разрешение на тестирование своих беспилотников в Штатах и открыли офис в китайском Гуанчжоу.

В период с 2016 по 2020 год Pony.ai привлекла свыше $1 млрд инвестиций от крупных игроков из разных индустрий и стран. В Pony.ai вложились:

  • Японская Toyota
  • Китайский автомобильный бренд FAW
  • Американский венчурный фонд Sequoia Capital
  • Китайский разработчик игр Beijing Kunlun Tech

Среди партнеров проекта и другие крупные мировые бренды: Bosch, Hyundai и GAC Group.

О цифрах:

  • В 2018 году компания привлекла $112 млн в рамках раунда А от венчурных фондов.
  • В 2020 году во время раунда B — $400 млн от Toyota и еще $62 млн от других компаний.
  • В 2020 году Pony.ai оценивалась в $5,3 млрд.
  • В 2021 году компания планировала провести IPO на нью-йоркской фондовой бирже, но изменила планы под давлением китайских регуляторов.
  • По последним оценкам стоимость компании перевалила за $8,5 млрд.

Toyota вошла в стартап не только деньгами — японцы активно сотрудничают с Pony.ai, вот и Lexus на выставке с оборудованием для беспилотного передвижения

Pony.ai концентрируется сразу на двух направлениях: стартап одновременно ведет разработку и постоянно совершенствует собственное программное обеспечение для беспилотных автомобилей и управляет постоянно расширяющимся парком такси в разных странах.

С 2018 года беспилотники Pony.ai бороздят дороги Гуанчжоу. Сначала меньше 10 роботакси обслуживали небольшую площадь в 50 квадратных километров. Постепенно, доказывая безопасность и эффективность, компания получала от правительства разрешения на расширение зоны поездок.

Когда вы в следующий раз услышите про беспилотные такси, скорее всего вам недоговаривают — в большинстве беспилотных поездок участвует страхующий водитель

Разумеется, изначально поездки были лишь де-юре беспилотными — внутри такси всегда находился страхующий водитель. В середине 2023 года в Pony.ai получили разрешение на поездки 17 своих автомобилей на территории в 802 квадратных километра в районе Наньша в том же Гуанчжоу, но уже без присутствия в салоне страхующего водителя.

Теперь пассажир будет единственным живым человеком в салоне во время поездки. Служба безопасности, тем не менее, всегда удаленно контролирует ход поездки и может общаться с пассажиром голосом.

Параллельно стартап развивал американское подразделение и в 2019 году запустил тестирование беспилотных такси в Ирвайне в Калифорнии.

Главный камень преткновения для беспилотных автомобилей во всех странах мира — законы о роботакси, которые очень неохотно принимаются всеми мировыми правительствами. Видимо, чтобы лоббировать свои интересы на законодательном уровне, Pony.ai организовывала поездки между правительственными учреждениями на беспилотных такси для госслужащих во Фримонте.

Пандемия коронавируса и все связанные с ней ограничения не просто не подкосили позиции Pony.ai, но и помогли сервису нащупать новые рынки. Во время карантина стартап организовал беспилотную и бесконтактную доставку заказов для продуктового ритейлера Yamibuy. Продукты в рамках проекта развозили 10 внедорожников Hyundai Kona.

Беспилотные внедорожники Hyundai в солнечной Калифорнии

По мере того, как мы продолжаем расти и масштабироваться, мы расширили наши обязательства перед обществом от бесконтактной доставки на протяжении всего периода пандемии в Калифорнии в прошлом году до борьбы с новой вспышкой COVID-19 в Гуанчжоу.

сказал Джеймс Пэн в период ковидных локдаунов

В Гуанчжоу парк из 14 беспилотных автомобилей днём и ночью доставляет лекарства, продукты и медицинских работников в местные общины. Pony.ai всегда хранит социальную ответственность и ставит сообщество в центр всего, что мы делаем.

добавил Пэн

Машинам без водителя в Калифорнии было разрешено ездить по определенным маршрутам в будние дни с 10 до 15 часов, когда на дорогах относительно мало машин, и только в ясную погоду. Все шло неплохо, но в октябре 2021 года беспилотник Pony.ai во время поездки во Фримонте при повороте врезался в дорожный знак.

После разбирательств департамент транспортных средств Калифорнии в мае 2022 года отозвал у Pony.ai разрешение на тестирование своих роботакси в штате. Однако неудачи в США в том же году компенсировались успехами в родной для основателей стартапа Поднебесной.

В 2022 году Pony.ai стала первой компанией по производству беспилотных автомобилей, которая получила разрешение на тестирование своих роботакси в Пекине.

В 2023 году компания отчиталась, что ее беспилотники проехали суммарно свыше 20 млн километров, из которых почти 1 млн километров — без присутствия в салоне страхующего инженера. Это как если бы робот без водителя съездил 75 раз из Москвы во Владивосток и обратно. Всего роботакси Pony.ai совершили свыше 200 тысяч платных поездок.

Как работает и где используется

Беспилотники Pony.ai работают как на собственном программном обеспечении, так и на базе системы NVIDIA DRIVE Orin, которая активно наращивает свое присутствие на рынке. Ее же используют многие китайские автомобильные бренды, которые встраивают в свои машины функции помощи водителю.

В Pony.ai делают особый акцент на двух аспектах:

  • Разработка собственных ИИ-систем, которые могут взвешенно принимать решения для снижения рисков и быстро реагировать на динамичную ситуацию на дороге.
  • Партнерство с городскими властями и другими технологическими компаниями, которое позволит в ближайшие годы создать разветвленную и интегрированную инфраструктуру для развития индустрии беспилотников.

В 2022 году в Pony.ai заявили, что в 2024 году начнут полномасштабное производство беспилотных грузовиков. За счет автопилота цена грузоперевозок будет снижена на 10-20%.

Китайский грузовик SANY Heavy Truck — такие будут использоваться Pony.ai в запуске проекта грузового автопилота

В CNBC считают, что выпустить на дороги общего пользования грузовик будет куда проще, чем легковые роботакси. Причина в том, что грузовики в основном передвигаются по широкополосным автомагистралям, а легковушки совершают короткие, но гораздо более сложные поездки в переполненных пешеходами городах.

Выводы

Ключевые тезисы статьи, которые помогут вам на пути к запуску своего единорога:

  1. Потрясения на рынке и всевозможные радикальные законопроекты, например ковидные ограничения во время пандемии, могут не только ограничивать, но и расширять возможности для бизнеса. В Pony.ai вовремя поняли, что во время локдауна можно вывести на рынок новый продукт — беспилотную доставку.
  2. Если вы разрабатываете продукт не для существующего рынка, а формируете рынок сами, например, запускаете беспилотные роботакси в городах, вам следует думать не только о технологиях, клиентском сервисе и конкурентах, но и о законах. В Pony.ai, как и в других подобных стартапах это прекрасно понимали, потому активно лоббировали свои интересы в правительстве.
  3. Мыслите трансгранично — вполне вероятно, что если бы в Pony.ai не решили выходить почти одновременно и на китайский, и на американский рынок, а выбрали бы только Калифорнию, местные гиганты типа Google их бы попросту задавили. Иногда лучше сфокусироваться на одном регионе, а иногда стоит диверсифицировать свое присутствие.
  4. Если ваш проект подразумевает преображение городской среды, как шеринговые сервисы по аренде самокатов или роботакси, как в случае с Pony.ai, вам непременно стоит работать в партнерстве с другими игроками рынка и госорганами — потому что вы напрямую зависите от городской инфраструктуры.

Спасибо, что дочитали!

Расскажите в комментах, пользовались ли беспилотными такси Яндекса? Что думаете про дальнобойщиков — они скоро лишатся работы? Как вообще относитесь к тому, что роботы отбирают у людей рабочие места?

Попробуйте корпоративный мессенджер Compass для управления командой из любой точки мира. Для команды до 10 человек сервис бесплатный. Если пользователей больше 10, у нас есть пробный бесплатный период на 30 дней.

Что еще почитать:

0
117 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Саранин

Грузовики беспилотные - это тема. Только жалко дальнобойщиков кончено… Лет через 50 похоже и эта профессия канет в лету. Или может быть я просто не так понимаю назначение беспилотного транспорта? Поправьте меня, если что-то не то сказал

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Казанцев

Интересно кто эти грузовики заправлять будет? Как они будут парковаться для разгрузки (если это конечно не ПЭК перевозит груз между своими терминалами)?

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Раскрывать всегда