{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Собрали CRM для дилеров и сэкономили 20 млн на SAP. Но компания ее все равно не использует

Системы дилерских сетей дорогие и при этом не всегда эффективны. Иногда можно собрать систему на базе более простой платформы и сэкономить много ресурсов.

Этот кейс о том, как нестандартный подход может решить задачи бизнеса в несколько раз дешевле. Плюс расскажем, как даже хорошая система может «заглохнуть» после внедрения.

Кому и какую задачу решали

Клиент — российская «дочка» английской компании, производитель механических уплотнителей. Заказчик хотел, чтобы дилерская сеть, в том числе сервисные центры в регионах, работали по единому стандарту. Это более 100 специалистов по всей России.

В этот момент в компанию пришел новый директор по развитию и решил параллельно с построением продаж внедрить CRM систему.

Отдел продаж обслуживал десяток дилеров и не привлекал новых. Это нужно было исправить путем внедрения процесса для привлечения и квалификации новых партнеров.

Клиент хотел, чтобы процессы продаж и работа дилеров были стандартизированы. Заявка приходит в отдел продаж → передается дилеру и затем отслеживается. Или поступает напрямую к дилеру и так же контролируется.

Какое решение предложили

Импортер (производитель) почти ничего не продает напрямую. Этим занимаются дилеры. Соответственно, наша задача — добиться того, чтобы дилер работал по единым стандартам разработанным в головном офисе. По факту: дилер — это менеджер в CRM.

Мы вдохновлялись кейсами дилерских систем у автопроизводителей и их официальных дилеров. Пример сценария процессов SAP для автопроизводителей и дилеров.

Обычно такие проекты строят на SAP.
Чек на внедрение этой платформы может спокойно начинаться от 20 млн за один проект

Архитектура/структура системы

В CRM мы построили процессы для тендерных процедур, входящих обращений, отгрузок и поиска новых дилеров. На выходе получилось 7 воронок, вместо 12 предполагаемых изначально.

Телефонию сделали на базе Sipuni. Для мессенджеров взяли Chat2Desk, чтобы можно было интегрировать What's App.

иллюстрация архитектуры системы

Основной объем работы приходился на продажи — они происходили в нескольких воронках:

  • Тендерная процедура
  • Активные продажи (в холодную)
  • Входящие заявки — весь поток и их квалификация

Все эти воронки заканчивались выбором того, кто работает со сделкой: головной офис или дилер. В случае с дилером — сделка переносилась в воронку дилера и ее контролировали в головном офисе.

В отдельных воронках для поиска новых дилеров и прямых отгрузок от лица головного офиса работы было намного меньше.

Платформа

Клиент изначально хотел amoCRM. Когда мы начали отрисовывать процесс, то поняли, что такой процесс обычно собирают на SAP или Oracle.

Ни мы, ни клиент не были готовы к таким расходам. После пяти дней интервью с фокус-группой и директором поняли, что сделать систему на базе amoCRM можно 🙈

Амо — не лучшая платформа для масштабных проектов. Но под наши задачи она подходила, и клиент был согласен.

Пример сценария. Головной офис обслуживает дилера, а дилер клиента. Когда дилер работает со сделкой, в головном офисе синхронизируется информация по ней.

Для того, чтобы это работало — сделали скрипт, который создает копии сделок в другой воронке, чтобы можно было отслеживать работу дилера.

Сложности

Самым трудным оказалось обучение. «Старые» сотрудники начали саботировать процесс внедрения новой системы. Они не привыкли к регламентированным задачам, поэтому не хотели, чтобы их работу контролировали.

Безопасность системы

Компания тратит 15% выручки на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Менеджеры очень переживают за сохранность своих разработок. Каждый ПК заходит в сеть через английский vpn — для большей безопасности.

Когда мы приехали к ним в офис — от менеджеров веяло скептицизмом. Они говорили, что система небезопасна и отказывались хранить данные в амо, хотя на деле уровень ее безопасности не ниже уровня безопасности их системы документооборота. Но они не прислушивались к нашим аргументам.

Их можно понять: никто не хочет переучиваться после 15-20 лет работы на «пригретом» месте.

Как боролись со сложностями

Нельзя внедрить CRM без обучения сотрудников, поэтому нужно было придумать, как решить этот вопрос.

Первый вариант — настоять на том, что обучение будет в обязательном порядке. В таком случае нужно воздействовать на работников «сверху и снизу»: выдать предписание от директора и проводить беседы с каждым лично.

Второй вариант — просто забить и оставить эту проблему для РОПа.

Но мы поступили иначе. Предложили РОПу и директору набрать новый персонал и сразу обучать его на новой системе, они согласились. Возможно не самый эффективный ход в плане ресурсов, но зато можно четко понять разницу в работе.

Спустя год система не используется

Через 2-3 месяца после запуска системы уволили директора по развитию. Хоть CRM и запустилась, но «драйвера» проекта у компании не осталось. Без инициативы ничего не работает.

«Костяк» компании не принял изменений и «волшебная таблетка» не помогла. Когда идею двигали — все менялось. Когда перестали — все остановилось.

По ту сторону процесса

Мы обсудили эту историю с Константином — тем самым директором по развитию, который привлек нас в проект.

Почему системой не стали пользоваться?

Менеджеры понимали, что внося контакты клиентов в базу CRM, они теряют возможность манипулировать руководством компании. Данные клиентов и заключенные сделки были рычагом давления. Именно поэтому менеджеры заявили, что новая CRM «небезопасна».

Старые сотрудники выступили широким фронтом, заявив, что им неудобно. Особенно главный специалист, который приносил 3-4 млн выручки, используя старые процессы. А новые сотрудники, которые только начали использовать црм — до 1 млн. Пара планерок с вопросом «Зачем нам CRM, если новые менеджеры в ней не показывают результата?» и все.

Когда «новый» отдел продаж включился, по мнению руководства, моя задача была выполнена. Они поняли что да как, сказали что будут двигаться дальше и делать все, что запланировали. А я как директор по развитию уже не нужен.

Всё, что происходит в мире, происходит эволюционным путем

Нельзя просто так взять и заставить персонал работать в новой системе. Нужно обучать его постепенно и не увеличивать нагрузку. По началу всем будет непривычно и сложно — это нормально. Главное довести изменения до конца. В этом кейсе не хватило воли вышестоящего руководства. Оно побоялось пойти на конфликт с ведущими менеджерами.

— Константин Фоминых, директор по развитию. Читайте полную версию интервью на нашем сайте.

Интегратор — LAND PRO. Редактор — Фёдор Анисимов.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
К М
Менеджеры понимали, что внося контакты клиентов в базу CRM, они теряют возможность манипулировать руководством компании

Можно подробнее вот это?

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Да это понятно, обычная история. Внедренцы CRM напели собственникам, что как внедрят CRM, то будет полная независимость бизнесс-процессов от персоналий. Старых зажравшихся менеджеров с адскими бонусами выпрут, наберут в отдел продаж девочек на 30т. рублей. Менеджеры, конечно, эту тему вкурили и так как продажи в некоторых бизнесах это не только буковки в CRM, то менеджеры нашли возможность внедрение саботировать. Да еще это идиотское решение о наборе нового персонала. Я уверен, в это время и начался в компании полый адЪ. Боссы и собственники посмотрели на весь этот треш и угар, посчитали и решили оставить все, как есть. Лучшее - враг хорошего. Руководителя проекта, как крайнего-выперли. И это правильно, свою задачу руководителя проекта он не выполнил.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

Вчера не заметил ваш комментарий, поэтому немного с задержкой отвечаю.

Теперь по существу: К великому сожалению, ваша точка зрения ошибочна. Ситуация выглядела совершенно по другому. Но все же мне было бы интересно узнать несколько деталей, прежде чем сделать финальный вывод относительно вашего комментария. А именно:

1. На чем основано мнение относительно "Да еще это идиотское решение о наборе нового персонала.", возможно расскажете немного о своем бекграунде?
2. Как бы вы построили работу по проекту, для достижения наилучшего результата?

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

1. Вы просто создали еще одну проблему с персоналом. Такие решения  по персоналу нужно принимать "до" или "после". Но не "во время". Менеджеры сделали правильные выводы и быстренько "съели" вашего руководителя проекта. Вторая ошибка, вытекающая из первой - с набором нового персонала увеличились расходы на проект. Это уже очень сильно раздражает боссов. Результат внедрения - рост расходов и напряжение в коллективе. И, наверняка, жалобы дилеров. Так что остается в активе у вашего руководителя проекта? Неработающая CRM?
2. Давать советы, не зная деталей, бессмысленно. Дьявол, как говорится, в деталях. Из того, что написано, мне бы было понятно, что проект будет сложный с организационной точки зрения. Вендор хочет с помощью CMR  "построить" своих дилеров. Да еще хочет расширить дилерскую сеть. Оно это им, дилерам, надо? Дилеры, на секундочку, это самостоятельные бизнесы, со своими интересами. И эти интересы не всегда совпадают с интересами вендора. Значит при внедрении с дилерами будут проблемы. То же самое с менеджерами. Эти проблемы можно решать по-разному. Ну, например, выявить среди менеджеров "зачинщиков" и включить их в "рабочую группу по внедрению CRM" c жирными бонусами и прочими плюшками. 

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

К сожалению, первый вопрос так и остался без ответа🤷🏽‍♂️

Поэтому очень сложно продолжать обсуждение, прошу все таки раскрыть первый вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Что, собственно, непонятно:-)? Вы не решили проблему взаимодействия с менеджментом в начале проекта, об этом уже сказали выше. А когда с внедрением пошло что-то не так, ваш руководитель проекта фактически объявляет менеджменту войну, этим решением о найме "альтернативного" персонала. Почему-то вы решили, что наняв человека "с улицы", дав ему сырую CRM, он начнет делать такие же продажи, как сотрудники работающие десяток лет. Естественно, старый менеджмент воспринял это так, что их считают просто мудаkами и выпрут в любой момент. Ну а на войне, как на войне. Они приняли соответствующие меры и as result выперли вашего руководителя проекта. И теперь он дает странные интервью, типа "там была очень непростая ситуация, менеджеры контролировали продажи и таким образом влияли на руководство". Так менеджер и должен контролировать продажи! Если он не контролирует продажи, то он просто оператор по приему и отгрузке заказов.
Обсуждение можно не продолжать.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

'возможно расскажете немного о своем бекграунде?' - я уточню, что именно хотелось бы узнать. Пока это выглядит как "диванные рассуждения", поэтому я хотел бы узнать немного подробнее о вас. После чего вполне возможно, что я скажу, что не прав и попробую осмыслить ваш посыл.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Соболевский

Вам отвечают подробно, а вы зацепились за фразу. Человек по существу вам всё говорит, и я с ним полностью согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

Иван, а я во многом не согласен, но при этом допускаю что у человека может быть несколько больше опыта и он понимает то чего я не понимаю. Следовательно это меня и интересует.

Может там реализовано под сотню проектов, а может там есть опыт работы в одной компании и видение со стороны одного проекта.

А по профилю увы и ах сложно судить, ни одной публикации я пока не увидел в нем.

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда