Бывший глава рекламного бизнеса Google разочаровался в компании и создал поисковик Neeva — по подписке и без рекламы Статьи редакции
По мнению Шридхара Рамасвами, в погоне за прибылью у Google ухудшилось качество поиска, поэтому теперь он хочет создать альтернативу Google Search.
Шридхар Рамасвами возглавлял рекламное подразделение Google c 2013 по 2017 год. По его словам, после 15 лет работы в компании он разочаровался в развитии рекламного бизнеса, так как Google слишком много внимания уделяет росту выручки, что идёт в ущерб пользователям поискового сервиса.
Теперь он планирует запустить собственный поисковик Neeva и будет конкурировать с бывшим работодателем: вместо рекламы и сбора информации о пользователях он делает ставку на модель подписки.
Рамасвами считает, что рекламные ссылки постепенно вытесняют полезные результаты с верхних строчек выдачи Google. А конфиденциальность «принесли в жертву» инструментам отслеживания, которые помогают изучать поведение пользователей.
На небольших экранах пользователи не сразу видят органические результаты, которые могут быть точнее и полезнее, отмечает Рамасвами.
Последней каплей для ухода топ-менеджера стал скандал в ноябре 2017 года, когда на YouTube обнаружили ролики с полуобнажёнными детьми, на которых прокручивалась реклама Amazon, Adidas, Deutche Bank и eBay через автоматические системы, разработанные командой Рамасвами.
Система должна была держать высокую планку качества для рекламы и не позволять монетизировать спорные видео, чтобы не вызывать проблем у рекламодателей и стимул снимать спорный контент.
После скандала с детскими видео Рамасвами понял, что хочет заниматься чем-то другим, так как рекламная модель имеет свои ограничения и очень сложно балансировать между качеством сервиса и желанием постоянно наращивать прибыль.
В течение двух лет Рамасвами работал над Neeva, искал сотрудников и инвестиции, а в 2020 году открыто анонсировал проект.
Как устроена Neeva
Neeva — поисковая система, которая будет искать информацию в интернете и среди файлов пользователя. Она использует поисковую выдачу Microsoft Bing, информацию о погоде с weather.com, данные об акциях от Intrinio, а карты — от Apple.
Пользователи также могут подключить свои учетные записи Google, Microsoft и Dropbox для поиска файлов в облачных хранилищах и персонализации поисковой выдачи. Neeva будет «понимать» контакты, новостные ленты, магазины и другую информацию.
Neeva не будет показывать рекламу на странице результатов поиска, собирать и продавать данные о пользователях третьим лицам — поисковик будет работать по подписке, стоимость которой пока неизвестна, но точно будет меньше $10 в месяц, заявляет Рамасвами. Он надеется со временем снижать цену по мере увеличения числа пользователей.
Сроки запуска основатели не называют, на сайте Neeva можно оставить почту для получения раннего доступа. Для первых пользователей до конца года сервис будет бесплатным.
В Neeva работают 25 сотрудников, среди них бывшие коллеги Рамасвами. Сооснователь стартапа — бывший вице-президент Google по рекламе Вивек Рагхунатан, который начинал как инженер по машинному обучению и альтернативным методам поиска.
На разработку Neeva привлекла $37,5 млн от фондов Greylock Partners (инвестировали в Twitter и Facebook на ранней стадии), Sequoia Capital (инвестор Apple, Google, YouTube, Airbnb, Oracle, Cisco) и из личных средств Рамасвами.
Основатели Neeva решили выбрать подписку в качестве бизнес-модели, чтобы сохранить конфиденциальность пользователей, но это мнение разделяют не все участники рынка поисковых систем.
Подписка превратит конфиденциальность в роскошь, а объявления не должны стать причиной нарушения приватности пользователей, считает исполнительный директор «конфиденциальной» поисковой системы DuckDuckGo Габриэль Вайнберг. Например, DuckDuckGo показывает рекламу, но не отслеживает поведение пользователей.
«Если вы хотите оказывать максимальную пользу людям, желающим сохранить конфиденциальность, ваш сервис должен быть бесплатным, потому что Google будет бесплатным всегда», — заявляет Вайнберг.
Банальная лень большинства потенциальных пользователей, словно асфальтоукладочный каток, раздавит эту идею на корню. 99% останутся в гуугле т.к. связаны сервисами и пониманием механики, а остальным, кто решит попробовать будет неудобно в плане коммуникаций. А если даже и удобно по началу, то гуугл быстро решит эту "проблему" при желании.
Я так думаю.
Не соглашусь. Раньше я пользовался гугловским хромом. Когда рекламы стало много, перешел на АдБлок браузер. Когда тот стал пропускать рекламу - перешел на АдГард. Причем, плачу за него ежегодно. Но, если и он начнет пропускать рекламу, с легкостью перейду еще куда-то.
Также и с поисковиком. Как только количество рекламы в гугле или яндексе превысит какую-то величину (для каждого она своя), народ начнет переползать на бинг или ДакДакГоу. А когда и они совсем испортятся, то настанет время платных поисковиков. Так же, как уже настало время платных браузеров, выпиливающих всю рекламу.
Ваш случай скорее единичный - большинство людей не так хорошо разбираются в компьютерах (что есть то и использую), много консерваторов (работает и слава богу), много пользователей гуугла связаны массой сопутствующих бесплатных сервисов и т.д.
На основании таких мыслей я и считаю, что 99%, ну может меньше не на много, но останутся в пользователях именно поиска гуугл
Это только вопрос времени. В нулевые большинство пользователей, несмотря на весь консерватизм, перешли с пленки на цифру. И Кодак умер. В 90-е большинство ездили отдыхать по путевкам. А сейчас больше половины путешествуют самостоятельно. И турфирмам приходится нелегко.
Так что закат гугла - это вопрос времени.
Не самое правильное сравнение. Тут правильней сравнить ситуацию когда пользователи виндовс вдруг перебегают на убунту. Так было бы корректней.
Думаю я максимально точно подобрал сравнение