«При переходе на облака можно экономить миллионы рублей в год». Александр Тугов, Selectel — о пользе технологии для МСБ
Современному бизнесу гораздо выгоднее использовать инфраструктуру по подписке, чем содержать собственную для разных процессов и нанимать специалистов в штате для ее поддержки. Почему индустрия пришла к такому положению вещей и как будет развиваться этот тренд далее, Мегаплану рассказал директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов.
Маятник в облаках
История похожа на маятник: сначала все побежали в облака, потом поняли, что не для всего они идеально подходят и есть сервисы и проекты, которые лучше сделать по тем или иным причинам у себя. А затем все побежали обратно.
Сейчас мы находимся на таком этапе развития индустрии, что большинство новых бизнесов сразу и без раздумий выбирают облако. А более зрелые компании, которым серверы, например, достались в наследство, — активно переносят их в дата-центры, арендуя там пространство под них. Затем, когда оборудование устаревает и не догоняет нужды растущего бизнеса, такая компания переключается на облачные решения.
Говоря о внедрении технологий, важно иметь в виду не только размер бизнеса, но и его тип (IT или нет), а также величину собственной IT-инфраструктуры.
Обслуживание этих технологий — отдельный вопрос. В IT-компании, скорее всего, есть нужные специалисты и его можно решить своими силами. Другое дело, если компания производственная или сервисная и не связана с технологиями. В этом случае, скорее всего, у нее один мастер на все руки, либо его нет вовсе.
Для небольших компаний дело усложняется тем, что содержать хорошего IT-специалиста достаточно дорого. В среднем на зарплату такого сотрудника уйдет более 100 000 рублей в месяц плюс налоги. Вопрос в том, что немногие компании считают стоимость содержания специалистов в штате. А если такой человек один, кто починит сервер, когда он будет болеть или уйдет в отпуск?
Так что, если IT-специалистов в компании больше одного, то при переходе на облачные сервисы можно экономить миллионы рублей в год на содержании таких сотрудников. Любая облачная бухгалтерия обойдется гораздо дешевле.
Конечно, есть случаи, когда использование собственной инфраструктуры оправданно. В частности, такое бывает на заводах. Там IT-оборудование часто необходимо, например, для управления станками и аппаратурой на производствах. Таким компаниям удобнее разворачивать инфраструктуру локально. Как правило, у таких предприятий есть поддерживающий вендор, который поставляет им законченное решение и помогает все организовать.
В общем, тенденция такая: решения на собственных мощностях обычно выбирают крупные компании, которые к тому же готовы инвестировать в это значительные средства. Средним и малым такой вариант не подойдет по экономическим причинам.
Читаем техническую документацию
У облачных технологий есть ряд особенностей, о которых важно помнить. Заказчики ожидают от таких сервисов систем резервного копирования на все случаи жизни и уверены, что в облаке ничего не может пропасть, а у виртуальной машины не может быть сбоев. На самом деле нужно внимательно изучать техническую документацию и понимать, что из себя представляет каждый сервис, чего от него ждать, а чего не стоит.
Вторая особенность: облака становятся все более сложными, начинают содержать в себе все больше сервисов. На рынке появился отдельный пласт специалистов, которые подбирают под бизнес-задачи нужную комбинацию сервисов.
Уже сегодня построить IT-инфраструктуру можно, вообще не видя в панели ни одного виртуального сервера. Можно заказать кластер Kubernetes, в нем развернуть бизнес-приложения в виде контейнеров, указать базу данных, как сервис; складывать в облачное хранилище файлы и другие данные. Такое направление будет сохраняться. Я думаю, через 5 лет мы увидим максимально близкие к идеальному облаку варианты.
Облачные сервисы для всех
Я пытаюсь придумать, каким компаниям могут быть не нужны облачные технологии, но таких, кажется, уже и не осталось.
Мы все больше приближаемся к варианту идеального облака, в которое можно просто загрузить код, и он будет работать. В мире и в России есть облачные провайдеры, которые максимально близко к этому подошли.
Что есть сегодня: для небольших компаний особенно актуальны SaaS-платформы вроде Мегаплана для облачной СRМ или Tilda для создания простого сайта. Еще один хороший пример — виртуальный офис, очевидный и самый массовый вариант использования облака.
Более крупные компании тоже активно осваивают облачные технологии. Проявляют интерес, например, компании агросектора: им нужна аналитика больших данных (например, снимков полей для обработки) и выявления закономерностей. Горная промышленность и нефтедобывающий сектор также активно используют аналитику геологоразведки.
Отдельное большое направление для облачных технологий — HR, найм и управление персоналом. Оно эффективно реализовано через SaaS и облачные офисы, системы видеосвязи, коммуникаций и так далее.
HR-системы значительно повышают эффективность работы каждого отдельного специалиста по персоналу. Есть эксперименты с использованием искусственного интеллекта, когда нужно нанять сразу, например, 100 продавцов или специалистов колл-центра. Программа отсматривает их резюме и довольно эффективно выбирает лучших. Высока вероятность, что в ближайшем будущем для массового скрининга потенциальных кандидатов будет использоваться облачная технология на базе машинного обучения (ML, machine learning).
Больше интересных и полезных материалов читайте в нашем Telegram-канале
Меня больше всего интересует, а как застраховать данные бизнеса в облаках от потери. Все время бекапиться в других облаках?
А тут нет разницы облако или не облако, обязательно нужно делать бакапы как минимум в другом городе и в ДЦ принадлежащем другой компании.
Поучительна история с хостингом CloudMouse, который потерял данные всех клиентов.
"Уважаемые пользователи, в результате аппаратного сбоя были утеряны все данные виртуальных машин, включая их бекапы. И как следствие, мы вынуждены были удалить все виртуальные машины в облаке."
Я знаю как минимум один стартап у которого там были все данные.
Комментарий недоступен
Бэкап - это лишь одно из направлений по защите данных от потери, ещё настраивают кластеры БД (в том числе и распределённые), создают кластеры с RR и тогда при падении одной ноды в каком-то ДЦ, вы работаете физически на другой в другом.
Да, делать бэкапы на сторонних площадках, можно и в других облаках, можно у себя локально.
Ну да, ну да... прямо с железом не придётся работать - да, но всё остальной кастомайзить и затачивать всё-таки придётся.
Ну, частным предпринимателям, которые, например, занимаются цветами или выпечкой, думаю, облачные технологии не особо нужны. Пока, во всяком случае)
Комментарий недоступен
Может быть, скоро кто-нибудь сделает ИИ, который будет разрабатывать и делать шедевральные булочки, на облаке.
Нужны, та же бухгалтерия. Налоги же надо платить? Сейчас все уходит в интернет, без воего сайта уже как-то не очень.
В родных пердях великой и могучей, где Ешка только на березе ловится.
А потом что случись с облаком и весь бизнес идёт по одному месту. А облако что? Они оказывают информационные услуги и не несут ответственности за финансовые потери.
Под "что случись" что вы подразумеваете, просто интересно?
Облака для работы зло.
Пробовал ушел.
Слишком сильная зависимость от качества связи.
Какой у вас был кейс, если не секрет?
Кстати, реальная боль для системного администратора, когда он работает в крупной производственной компании, совмещает в себе и функции системщика, и человека, который помогает всем с Excel и другими программами, зп у таких чуваков гораздо меньше сотки, поэтому хочется верить, что скоро облака будут повсеместно использоваться)))
Всё так, и для бизнеса облако - это в том числе потребление чужих (высоких) ИТ компетенций и экономия времени имеющихся сотрудников.
Не тяжело ли отслеживать действия сотрудников? Потому что если каждый отдел формирует свои системы сам, то руководству надо тоже присутствовать в этих системах.
О каких действиях вы говорите? В каждой системе обязательно присутствует руководитель структурного подразделения. А у гендиректора своих забот хватает, чем мониторить лично действие каждого из 500+ сотрудников =)
У вас первый абзац несколько не так звучит, на мой взгляд должно быть так:
"компаниям Selectel и Мегаплан гораздо выгоднее, когда современный бизнес использует инфраструктуру по подписке"
На самом деле, будь то облако или аренда серверов в дата центре, важно помнить и понимать - это не ваша инфраструктура и вам никто ничего не должен. Я не помню ни одного провайдера, который гарантирует работоспособность и отвечает при этом рублём.
И это все совсем не проблема, пока вы тестирует гипотезы, обкатываете mvp и так далее.
Но представьте розничный магазин, у которого БД в облаке и что с ним произойдёт в случае отсутствия связи или не доступности облака.
Статья хорошая, правильная. Но добавление "отрицательных" примеров использования облака добавила бы этой статье объективности. На мой взгляд.
Спасибо! Мы будем и дальше писать про облачные технологии, в том числе и про их проблемы. Оставайтесь с нами :)
Всё так, фин гарантий никто не даст ни в облаке, ни когда сами делаете. Кажется, что это идея для некоего страхового продукта.
А про кейс технического отказа, то для минимизации ущерба для бизнеса обязательно надо думать о бэкапах и об отказоустойчивой архитектуре (если такие требования есть).
Опять какая-то реклама, выданная в виде статьи.
Любому дураку понятно, что облачные сервисы для, какого-нить ИП или мелкой производственной компании будут полезны.
А вот когда в IT компании есть 1-2 штатых админа, не эникеев, а админов, то запросто могут поднять свое приватное облако.
Которое будет дешевле и полностью контролируемо.
Все зависит от размеров инфраструктуры. Пара серверов или пара стоек занятых серверами. В первом случае даже два админа могут не окупиться, о чем в статье и сказано :)
"Заказчики ожидают от таких сервисов систем резервного копирования на все случаи жизни и уверены, что в облаке ничего не может пропасть, а у виртуальной машины не может быть сбоев. На самом деле нужно внимательно изучать техническую документацию и понимать, что из себя представляет каждый сервис, чего от него ждать, а чего не стоит."
Хотелось бы иметь надёжного поставщика/подрядчика/исполнителя, а не изучать за каждым его многотомные руководства по эксплуатации и потом услышать: сам дурак, читать надо было. Поэтому многие и избегают аутсорсинга...
Конечно хотелось бы, но тут проблема не в надежности поставщика и не в супер сложной документации. Если нет возможности изучать, то всегда можно получить консультацию presale инженеров.
Наша организация работает с облачной бухгалтерией 1с на облаке SCloud. Ни разу не подвели. Там глубина хранения резервных копий 14 дней и сервера всегда в рабочем режиме.