{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

$100 млрд, высокая цена ошибки и предсказание заболеваний — как обстоят дела в healthcare

Healthcare – масштабная индустрия, которая включает в себя все: от фармацевтических компаний и госпиталей до mental health приложений. В данной статье мы рассматриваем только сервисы и технологические продукты, относящиеся к этому сектору. В некоторых источниках сферу также обозначают как healthtech и medtech.

В 2020 году мировой рынок healthcare ориентировочно оценивается в 75-100 миллиардов USD. По прогнозам рынок будет расти ежегодно на 10,7% в течение 2020-х годов. Самое базовое деление продуктов индустрии – по конечному потребителю. Таким образом можно выделить:

B2B продукты для клиник и фармацевтических компаний

Медицинские технологии для лечения и обследования пациентов: роботы, ассистирующие во время операций, AI-продукты для более точной диагностики заболевания, AI для анализа рентгеновских изображений и постановки диагнозов, а также аналогичные разработки.

Продукты для автоматизации и улучшения качества работы лечащего и административного персонала:

  • Electronic Health Records (EHRs) — представляет собой цифровую версию бумажной карты пациента. EHR— это записи в реальном времени, ориентированные на больного, которые делают информацию доступной для авторизованных пользователей. Примеры: Allscripts Remote+, Care360 Mobile, в России - ЕМИАС.
  • Clinical Information Systems — это информационная система, разработанная специально для использования в интенсивной терапии. Может работать в связке со многими компьютерными системами в современной больнице, такими как патология и радиология. Эти продукты собирают информацию из всех систем в электронную карту пациента, которую врачи могут видеть около его постели. Примеры: Caesoft (CARESOFT HIS).
  • PACS (picture archiving and communication system) — это технология, используемая в основном в медицинских организациях для безопасного хранения и цифровой передачи электронных изображений, а также клинически значимых отчетов.
  • Электронные системы для выписывания рецептов (Electronic Prescribing Systems (e-prescribing)) — представляют собой компьютерные приложения, предназначенные для использования врачами, с целью создания бумажных или электронных рецептов лекарств.
  • Computerized Provider Order Entry Systems (CPOE) — системы для ввода и отправки поставщиками инструкций по лечению, включая заказы на лекарства, лабораторию и рентгенологию. Все операции проходят в компьютерном приложении, а не на бумаге, по факсу или телефону.
  • Laboratory Information Systems (LIS) — это система, которая регистрирует, управляет и хранит данные клинических лабораторий. Наиболее популярное применение LIS — отправка заказов на лабораторные испытания, отслеживание этих заказов, а затем запись и хранение результатов в базе данных, как правило, с возможностью поиска этих заключений после.
  • Apps for medical students and medical staff education — аппы для обучения студентов и персонала, в том числе сюда входят VR/AR технологии. Примеры: MedPage Today Mobile, Pocket Anatomy.
  • Apps for patients monitoring — сервисы для удаленного мониторинга пациентов. Примеры: VitalHub Chart, Epic Haiku.

Обзор индустрии healthcare, к прочтению которого вы приступили, подготовили студенты интенсива по продакт-менеджменту Валерии Розовой: Ольга Звегинцева, Екатерина Конюшкова, Евгения Баранова, Илья Четырин, Маргарита Беляева, Валерий Коляда, Александр Задворный.

B2C сервисы для поиска и/или удаленного взаимодействия врачей и пациентов, а также для поиска и заказа лекарств

Doctor Appointement Apps — сервисы для поиска врачей и записи к ним, а также менеджмента записей о пациентах для врачей. Примеры: HealthTap, ZocDoc, Appointik, Practo.

Телемедицина (Tele-healthcare) — использование цифровых информационных и коммуникационных технологий, таких как компьютеры и мобильные устройства для удаленного доступа к медицинским услугам и управления медицинским обслуживанием. Это могут быть как технологии для самостоятельного использования пациентами, так и системы, которые врач использует для предоставления услуг. Примеры: Doctor On Demand, LiveHealth, MDLive, Lemonaid, HealthTap.

Medicines online — покупка лекарств онлайн. Примеры: Medscape, Epocrates.

B2C сервисы для трекинга физического и ментального здоровья

Приложения для трекинга уровня стресса, самопомощи при тревоге и так далее.

Сервисы для подбора психотерапевта.

AI-собеседники для людей, испытывающих психологические трудности.

Mental health: устройства и приложения для отслеживания своего ментального здоровья, его контроля и купирования острых ситуаций, таких как, например, панические атаки.

Fitness и wellbeing: приложения и устройства, которые дают возможность пользователям контролировать циклы сна, вес, уровень активности, сахара, отслеживать самочувствие и следить за множеством других параметров. В этот же сектор можно отнести и приложения для медитаций, йоги, мобильные аппы со спортивными упражнениями.

Каков объем рынка и как он делится между игроками

Объем рынка, как было сказано выше, ориентировочно оценивается в 75-100 миллиардов USD в 2020 (в зависимости от системы расчетов). По прогнозам рынок будет расти ежегодно на 10,7% в течение 20х годов.

Рынок делится по объёму на следующие сегменты (данные для USA рынка, однако он составляет около 45% мирового рынка, еще около 25% Европа):

  • Electronic Health Records (EHRs) - 40%
  • Clinical Information Systems - 40%
  • PACS - 8%
  • Tele-healthcare - 4%
  • Electronic Prescribing Systems - 4%
  • Computerized Provider Order Entry Systems - 2%
  • Laboratory Information Systems - 2%

Маржинальность: EBITDA Margin или Net Profit Margin в среднем около 15-20% Модели монетизации различны в зависимости от сегмента. Глобально можно поделить на B2C и B2B (или B2G).

Для B2C:

  • Buy-to-play: продажа девайсов (компании, производящие девайсы, связанные со здоровьем).
  • Freemium: доступна часть функционала или контента.
  • Рекламная: местные рекламные кампании (в приложении появляется релевантная приложению реклама в зависимости от местоположения пользователя. Например, реклама местной аптеки, когда пользователь находится в данной локации).
  • Подписочная модель, возможна плата и за регистрацию (плата за регистрацию может взиматься, например, с врачей, которые хотят, чтобы к ним записывались через данное приложение, а не с пациентов).
  • Монетизация собранных данных (пример: если приложение отслеживает образ жизни пациентов с избыточным весом, собранные данные могут быть полезны для фитнес-экспертов, фармацевтических компаний или компаний по страхованию жизни).
  • Встроенные покупки (составляет 47% от общей выручки от медицинских приложений).

Для B2B и B2G:

  • Транзакционная: % с оплаты консультаций в телемедицине.
  • Buy-to-play: покупка лицензии.

На какие сегменты делятся клиенты

B2B — частные клиники, частные лаборатории.

B2C — посетители сайта/приложения, которые хотят получить услугу HealthTech:

  • Аптеки
  • Запись к врачу/консультация
  • Лаборатории анализов
  • Генная лаборатория

B2G — муниципальные клиники/больницы/министерства здравоохранения.

Какие потребности они решают продуктами из этой индустрии

B2B: разгружают регистратуру, избавляются от очередей, обеспечивают работой врачей.

В2С:

  • Аптеки: заказать лекарство, средства гигиены, витамины, товары для животных не посещая 3-5 аптек в поисках необходимого.
  • Запись к врачу/консультация: запись к врачу, запись по ДМС, консультации с врачом (телемедицина).
  • Лаборатории анализов: сдать анализ недалеко от дома, без посещения поликлиники, быстро, без очередей.
  • Генная лаборатория: получить глубокую информацию уровня ДНК о: способностях и характере, планировании ребёнка, какой спорт выбрать, предрасположенность к болезням и так далее.

В2G: отчитываются перед высоким начальством о выполнении программы глобальной цифровизации отрасли.

Какие метрики важны для этой индустрии

Так как healthcare сервисы работают с довольно чувствительной сферой — здоровья и безопасности, особую значимость приобретают Сustomer Satisfaction метрики:

  • Net promoter score (NPS).
  • Inn-app feedback — количество жалоб в поддержку.
  • Support Response Times — время ответа поддержки.
  • Reviews/Ratings — отзывы и рейтинги как самого сервиса, так и врачей, в нем представленных.

В качестве NSM большинство сервисов называют Daily/Weekly/Monthly Active Users (DAU/WAU/MAU) — дневная/недельная/месячная аудитория: как пациентов, так и врачей.

Также среди ключевых метрик:

  • Retention rate.
  • CR в консультацию/частота консультаций на одного врача (характерно для телемедицины).
  • CR в платящих пользователей/продление платной подписки.
  • Paying Users — количество платящих пользователей.
  • Life time value (LTV).

В B2B продуктах, которые используются непосредственно в работе медицинских организаций, критичное значение имеет стабильность работы, так как ее нарушения могут повлечь ущерб здоровью и безопасности пациентов. Также эффективность их работы непосредственно влияет на метрики работы медицинской организации, такие как Patient wait time (время ожидания пациента), Number of mistake events (количество ошибок, допущенных в ходе врачебной практики), Staff to patient ratio (соотношение количества врачебного персонала и пациентов).

Какие вызовы и тренды есть в индустрии

Цена ошибки в этой индустрии очень велика. Компании, работающие в healthcare сегменте, сталкиваются с такими проблемами как:

Сложность безопасной передачи данных и отсутствие единого стандарта их хранения. Любая интеграция — это очень долго и очень дорого, медицинские данные и история пациентов разрознены, и никто не может отследить ее целиком, а врачи вынуждены параллельно работать в 3-х, а то и в 5 различных системах, заполняя одну и ту же информацию.

— Долгий процесс верификации данных, высокий порог входа. Многие продукты (например, системы поддержки принятия врачебных решений, проведение тестов) требуют много времени и больших инвестиций на старте.

А вот основные направления, куда будет развиваться индустрия:

— Освобождение медиков и ученых от рутинных задач и экономия времени

Решение 1 — Использование искусственного интеллекта и машинного обучения, например, для поиска химических комбинаций для фармы или же AI, помогающий рентгенологам анализировать изображения и ставить диагнозы.

Решение 2 — Интернет медицинских вещей (Internet of Medical Things - IoMT).Это устройства, позволяющие автоматически диагностировать заболевания, контролировать показатели, удаленно вести пациентов и мониторить их состояние, в том числе когнитивное.

Решение 3 — Телемедицина позволяет экономить время пациентов и врачей, а также делает предоставляемые услуги более доступными, как физически так и материально.

— Предсказание заболеваний и превентивные меры VS Лечение заболеваний

Решение 1 — Машинное обучение и большие данные. Они помогают развивать предсказательные системы на основе анализа больших данных.

Решение 2 —Геномика. Развитие этого направления позволит узнать, например, насколько вы и ваши дети подвержены риску различных генетических заболеваний.

— Использование смартфонов и новых умных wellness устройств для контроля здоровья

Решение 1 — Иммерсивные технологии. VR/AR используются при реабилитации, а также при обучении медиков.

Решение 2 — Mobile Health. Сюда входят как отдельные технологии и устройства для самостоятельного отслеживания здоровья. Например, умные браслеты, считающие пульс и отслеживающие ритмы, так и технологии, использующие мобильные устройства, в качестве вспомогательных для контроля здоровья. Так, решения mHealth сыграли решающую роль в контроле над распространением пандемии COVID-19, позволив отслеживать контакты, осуществлять карантинный контроль и распространение соответствующей информации.

— Снижение зависимости от биоматериалов

Решение — 3D Печать позволяет снизить зависимость от донорских органов и создать более персонализированные версии протезов.

— Более легкая и безопасная передача медицинских данных

Решение 1 — Блокчейн-безопасность и отслеживаемость блокчейна делают эту технологию незаменимой для использования в электронных медицинских записях, при удаленном наблюдении за пациентами, в медицинских EHR системах и так далее.

Решение 2 — Облачные вычисления.

Стартапы в сфере здравоохранения используют искусственный интеллект и Интернет медицинских вещей (IoMT) для непрерывного и удаленного мониторинга пациентов в реальном времени. Решения телемедицины повышают доступность клинических услуг для пациентов, которые не могут часто посещать больницы. Большие данные и аналитика обрабатывают структурированные и неструктурированные медицинские данные и биомедицинскую литературу для получения новых идей. Виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и смешанная реальность (MR) расширяют возможности цифровой терапии. 3D-печать, особенно биопечать, позволяет разрабатывать качественные протезы и трансплантаты тканей и органов, снижая при этом потребность в донорах и снижая риск отторжения трансплантата. С ростом цифровизации здравоохранения технологии блокчейн и облачных вычислений играют важную роль в сборе, хранении и обмене клиническими данными. Наконец, разработки в области геномики, наномедицины и регенеративной медицины способствуют развитию персонализированного здравоохранения.

За счет чего конкурируют компании

  • Новых технологий, обеспечивающих высокую степень приватности данных.
  • Точности предсказательных моделей, которые могут быть обеспечены 1) новыми улучшенными предсказательными моделями 2) большим количеством накопленных данных — уникальных функциональных фич, которых нет у других.
  • Уникальных продуктов на рынке (например, Genotek на российском рынке).
  • Партнёрств и экосистем, дополняющих друг друга продуктов.
  • Цифровизации всех пользовательских сценариев (от диагностики и предупреждения заболеваний до реабилитации).
  • Операционной эффективности бизнеса: оптимизации и отслеживании всех расходов и процессов, например, снижение времени, которое персонал тратит на работу с документами.
  • Кастомизации и ориентированности на нужды пользователей.

Какие есть особенности в разработке продуктов этой индустрии

  • Необходимость интеграции с медицинскими учреждениями, в которых уровень IT достаточно низкий. Однако и DocDoc, и eApteka и BestDoctor стараются подключать как можно больше больниц, клиник, аптек, чтобы у пользователя был выбор.
  • Необходимость создавать свои базы данных, которые мэтчатся с разными классифайдами поликлиник/больниц/аптек.
  • Использование машинного обучения (скоринг, прогноз заболеваемости, прогноз популярности товаров и тому подобное).
  • В телемедицине решающее значение имеет качество внутренней интеграции, которая позволила бы осуществлять обмен данными между компонентами приложений для пациентов и врачей.
  • Одной из ключевых задач при разработки healthcare продуктов является соблюдение правил безопасности для защиты данных физических лиц, а также соблюдение законодательства.

Специфичные языки программирования или фреймворки:

  • В целом, не смогли обнаружить какого-то специфического языка программирования. BestDoctor, например, выбрали самый легкий для входа стек — Python. Взяли самый популярный фреймворк Django.
  • Мобильная разработка: на React Native сразу под две платформы.
  • Сторонние решения используются для чат-ботов и телефонии.

Какие есть тренды в дизайне продуктов этой индустрии

Основные задачи медицинских сервисов:

  • Запись к врачу со стороны посетителя и со стороны клиники (и все сценарии до и после этого, от истории болезни до оплаты визита).
  • Проконсультироваться онлайн.
  • Согласовать медицинскую услугу.
  • Получить в понятном виде: рецепт/анализы.

Дизайны медицинских сервисов похожи. Большинство из них на белом фоне с некоторым количеством ярких элементов. В основном это простые расписания, карты, лк, чаты и цифры анализов.

В большинстве интерфейсов есть:

  • Выбор медицинской клиники, услуги или формата консультации (списки и карточки).
  • Выбор врача, рейтинг, отзывы (фото врача, звезды и текст).
  • Чат со страховой, клиникой и так далее (мессенджер).
  • Запись к врачу, доступные слоты для записи (кадендарь).
  • Если это онлайн-медицина, то созвон с врачом (видеосозвон мессенджерах).
  • Если это физическая клиника, то карта клиник (карта с пинами).
  • ЛК пациента c его данными историей болезни, анализами и записями, после консультации могут добавиться назначения врача, рецепты лекарств (личные данные, списки и карточки).
  • Если это анализ, то могут добавляться их расшифровки и разъяснения (данные с подсветкой важного, графики).
  • Также можно посмотреть описания лекарств, сравнить цены на них в аптекахиногда есть календарь с напоминанием о приеме лекарств (инфографика, подсвечивающая особенности лекарств, карты, сравнение цен).
  • Также есть CRM (customer relationship management) для клиник (стандартный дизайн админки, простой, так как в ней работают специалисты с невысокими техническими знаниями). Не могу сказать, что кто-то сделал что-то новое или выделяющееся с точки зрения дизайна. В основном это очень простые интерфейсы с понятными паттернами.

О чем болит сердце продакт менеджера в этих компаниях

Отсутствие единого стандарта хранения и передачи медицинских данных

Любая интеграция — это очень долго и очень дорого, медицинские данные и история пациентов разрознены, и никто не может отследить ее целиком, а врачи вынуждены параллельно работать в 3х, а то и в 5 различных системах, заполняя одну и ту же информацию. Несмотря на то, что разработан формат hl7, он не применяется в России почти нигде, и является недостаточным, из-за чего невозможна интеграция "из коробки" различных систем друг с другом.

Долгий процесс верификации данных, дорогая цена ошибки, высокий порог входа

Многие продукты (например, системы поддержки принятия врачебных решений, проведение тестов) требует много времени и больших инвестиций на старте.

Удобный интерфейс и условия для работы врачей

Многие продукты индустрии зависят от того, удобно ли и хотят ли работать с этой системой врачи. Основная цель врача — лечить людей, а не взаимодействовать с сервисом, поэтому задача — сделать удобный, помогающий, минимально необходимый интерфейс для врача.

0
3 комментария
Margarita Belyaeva

Борис, да, вы правы, в статье мы ограничились только сервисами и технологическими продуктами. Сделали об этом пометку в статье. Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Мировой рынок healthcare/здравоохранения в 2019 году составил по разным оценкам 9,2$ трлн.
Т.О. в статье рассматривается только надстройка, около 1% healthcare.
Это в принципе соответствует тематике VC, просто хотел уточнить.

И поскольку любая надстройка взаимозависима с базой, было бы полезно об этом в статье упомянуть.

От себя добавлю, что санаторно-курортные услуги существенно увеличивают здоровье населения, уменьшают продолжительность периодов нетрудоспособности.
И на этом фоне, важен новый продукт/услуга: возможность домашних процедур на основе морской воды с доставкой (см. статьи в моем профиле).

Эта возможность расширяет перечень полноценных санаторных услуг, но без затрат времени и денег на поездки и на пребывание вне дома.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Беляков

Всегда интересно читать такие содержательные аналитические материалы. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда