{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ставка на “Умные алгоритмы” и корпоративный угар угробили “американский ЦИАН”

В ноябре маркетплейс недвижимости Zillow резко рухнул вниз, потеряв больше половины стоимости. А с января он подешевел аж в 4 раза! Компания списала $500M долларов убытков и сократила 2000 человек. Это яркий крах смелой стратегии “цифрового” подхода переделки традиционной отрасли, основанного на бигдате и умных алгоритмах. Почему так случилось?

Zillow с 2018 года сделали ставку на сервис home-flipping. Это быстрая покупка дома за кэш, быстрая реновация и редизайн и быстрая продажа. Вся скорость - благодаря умному анализу огромного накопленного количества данных по сделкам, включая анализ фотографий нейросетями. Шутка-ли, Zillow заявлял, что разработал big data алгоритмы предсказания будущей цены дома с уровнем погрешности всего в 2%! Алгоритм точно предсказал цену после переделки, ты быстро купил, обработал, продал. Без оценщиков, агентов, длинных переговоров - кэш-машина! Инвесторы верили.

Конкуренты с самого начала говорили, что машинное обучение не может предсказывать столь сложные рыночные механизмы и нельзя на нём строить стратегию. На цены домов могут повлиять, мол, и факторы изменений вкусов покупателей, и общее движение рынка. Так в итоге и случилось. Удалёнка изменила подходы американцев в выбору жилья, сменились вкусы. Все предсказания алгоритмов перестали срабатывать. Но всё существенно ухудшил ещё один фактор.

В разгар стратегии home-flipping компания стоила под $40 млрд. Кэша было много. В какой-то момент Zillow решили, что растут недостаточно быстро - конкуренты покупают больше домов. Это не понравится инвесторам. KPI на рост у топ-менеджмента стали пригорать! Мешала чёртовая биг-дата и команда аналитики - они отсекали слишком много домов для покупки и будущей продажи.

Тогда был принят “проект Кетчуп”. В системы предсказания ввели дополнительные 7% к будущей цене по оценке алгортитма. Это сразу же позволило предлагать больше денег владельцам и покупать дома быстрее.Ну вы уже наверное догадались, что случилось дальше. Менеджеры выполнили свои KPI. Zillow купил в разы больше недвижимости, чем годом раньше.

И тут поменялся рынок, на ⅔ купленного жилья снизились цены, алгоритмы не смогли это учесть. А страсть менеджеров к неуёмному росту оставила Zillow с целой прорвой подешевевшей недвижимости. Дальше - увольнения, падение стоимости, и СЕО, который всё свалил на плохую big data.

Что познавательного в этой истории?

Это история фейла, в котором слишком много веры в точные машинные предсказания и старое-доброе рвение менеджмента, который вынуждают безгранично и слишком быстро расти.

1) Когда вы видите проект, успех которого так сильно завязан на machine learning и большие данные - скорее всего, вы имеете дело с очередной убедительной сказкой для инвесторов. В реальной жизни это работает гораздо хуже.

2) Любые алгоритмы и big data - способ улучшить и оптимизировать уже работающий процесс. То есть делать что-то немного лучше конкурента. Но никогда не метод обыграть рынок и сложившиеся правила.

3) Когда биг дата начинает мешаться под ногами - менеджеры всегда найдут способ её “обыграть”, чтобы достичь своих целей. Когда у тебя нет выбора, кроме как драматически расти - это часто заканчивается очень плохо.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Если не можешь найти золотую середину результат будет точно таким, как у этих ребят.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Leshchenko

Отличная статья, спасибо!

А чот не могу в открытых источниках найти упоминаний о ручной надбавке в 7%. Можно пруфлинк, плз?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Alexey Leshchenko

Спасибо, нашёл!

Я, кстати, видел конкурс Zillow на Kaggle с призовым фондом в $1 млн., где они пытались найти идеальный алгоритм оценки. Но там предсказывались спотовые цены, а не ликвидность или куда пойдёт ценовой тренд.

Долгосрочные тренды, насколько я понимаю - это слишком сложная задача - и для ИИ, и для людей.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер
Автор

Ну так это по идее спотовые цены и есть, они же для каждого конкретного дома делали предсказание

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Leshchenko

Нет, для флиппинга / iBuying нужно предсказывать будущую цену. Там длина цикла перепродажи - 3-6 мес.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Zverev

А как воспевали эту компанию блогеры-финансовые аналитики, причем, все без исключения, тот же Вася Олейник.
- Видишь БигДату?
- Нет.
- А она есть
:D

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер
Автор

ну она и была, просто нигде она не является фундаментом компании, только "приправой"

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
рвение менеджмента, который вынуждают безгранично и слишком быстро расти

Не совсем так.
Читаем Новое индустриальное общество Дж.Гэлбрайта (по памяти):

"Если менеджер имеет доступ к деньгам, ему также трудно избегнуть соблазна, как и в окружении прекрасных обнаженных и доступных женщин".

То есть, совсем не обязательно "вынуждают")))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер
Автор

всё-таки распухшие от денег проекты после IPO - это отдельная история

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда