Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ
Сервисы
Heads and Hands

В экосистеме «Своë» уже 1 млн пользователей. Что это такое и зачем Россельхозбанку цифровые сервисы для фермеров

Рассказываем, как за один год построить открытую экосистему для агробизнеса.

🖐🏻 Это блог студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы. Рассказываем про пользовательский опыт и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉🏻 Вступайте, чтобы быть в курсе

👉🏻 Заглядывайте к нам в Telegram

«Своë» — цифровая экосистема для фермеров. Появилась в 2020 году, чтобы объединить инфраструктуру Россельхозбанка и агротехнологии и помочь предприятиям агропромышленного комплекса вести бизнес эффективнее.

В экосистему входит маркетплейс сельскохозяйственных товаров для производителей и поставщиков, маркетплейс для фермеров и конечных покупателей, платформа для поиска и покупки жилья, академия, банк, база резюме и вакансий.

«Своë» — это 30 бизнес-сервисов. Которые помогают фермерам закупать технику, реализовывать продукцию, вести бухгалтерию и нанимать работников, например.

Как зародилась цифровая экосистема

Концепция экосистемы «Своë» появилась летом 2019 года. В том же году Минсельхоз России разработал отраслевой проект «Цифровое сельское хозяйство». Его цель — увеличить производительность сельхозпредприятий в два раза. В полтора раза сократить удельные затраты бизнеса на администрирование. На 20% снизить себестоимость сельхозпродукции. Этих целей нужно достичь к 2024 году.

Сейчас сфера растениеводства теряет 40% урожая на разных этапах работы. При этом оцифровано всего 10% посевных площадей. Если бы предприятия активнее использовали AgTech, то сократили бы число используемых удобрений на 15–40% и потребление электроэнергии и воды на 10–25%. А урожайность увеличили бы на 5–40% в зависимости от изначальных условий и агрокультур — данные Минсельхоза и McKinsey.

Агробизнес оцифровывает процессы медленно, потому что ему не хватает финансовых ресурсов и квалифицированных специалистов. Например, в 2020 году только 15% агрокомпаний в России применяли цифровые технологии — данные «Диджитал Агро». А цифровизацию могут позволить лишь агрохолдинги, работающие на экспорт.

Россельхозбанк запустил экосистему как раз в помощь малому и среднему бизнесу. Чтобы выявить сложности, с которыми сталкиваются фермеры, команда банка два месяца ездила по Подмосковью и общалась с владельцами фермерских хозяйств. В результате появился список из 250 проблем. РСХБ проранжировал их и выявил ключевые, разработал цифровой сервис для решения каждой проблемы и объединил их в экосистему.

Какие проблемы агрокомплекса решает экосистема

1. Упрощает сделки по купле-продаже оборудования для бизнеса

«Своë Фермерство» — ключевая платформа экосистемы. B2B-площадка предлагает 1 млн товаров от 10 тысяч поставщиков. Она помогает фермерам автоматизировать бизнес-процессы, закупать удобрения и оборудование, искать рынки сбыта. В «Своë Фермерство» входят агро- и бизнес-сервисы, цифровые банковские услуги, онлайн-бухгалтерия и образовательные ресурсы.

Пользователи платформы могут купить семена и технику, нанять команду на сезон и найти поставщиков сырья. Или даже дистанционно консультироваться с ветеринаром и зоотехником. Подробнее об этом рассказала Любовь Любаева, которая развивает финтех в РСХБ и пришла в гости на подкаст «Цифровые экосистемы».

2. Упрощает логистику и сбыт продукции

Небольшим фермерским хозяйствам трудно попасть на полки магазинов крупных ритейлеров и розничных точек. Самостоятельно заниматься сбытом тяжело, а работать через посредников дорого — данные Росагромаркета.

Маркетплейс «Своë Родное» решает эту проблему, напрямую связывая фермера и потребителя. Предприниматель создает свой онлайн-магазин без дополнительных затрат и проблем с поставщиками. А потребитель ищет товары по категориям, выбирает товары конкретного фермерского хозяйства, оформляет доставку и напрямую связывается с продавцом.

3. Собирает базу недвижимости в едином агрегаторе

Пандемия изменила представления россиян о загородной жизни. Восемь из десяти городских жителей хотели бы переехать в село. При этом каждый второй хотел бы купить недвижимость в деревне — данные РСХБ.

Горожанам может быть сложно на рынке сельской недвижимости. Они не знают нюансы местности, проверенных подрядчиков и процедуры регистрации. Сервис «Своë Жилье» помогает им переехать. Это сайт, где пользователь ищет и выбирает вторичную недвижимость, подает заявку на ипотеку, покупает жилье по льготным предложениям банка и заказывает ремонт. За год с момента запуска 1 млн человек приобретал дом или квартиру через «Своë Жилье».

«Своë Село» — аналог сервиса «Своë Жилье», но на первичном рынке. Здесь пользователь может найти земельный участок, рассчитать примерную стоимость строительства и выбрать исполнителя из 700 подрядных организаций. РСХБ проверяет всех застройщиков.

4. Помогает искать сотрудников

Нехватка квалифицированных кадров — одна из проблем российского АПК. В сельской местности трудно найти опытных сотрудников. И организации ищут специалистов практически во всех областях, в том числе – финансистов, бухгалтеров, IT-специалистов — данные Deloitte.

РСХБ тоже заметили нехватку вакансий в интернете. Размещение вакансий обходится работодателям дорого, а для найма сезонных сотрудников нет специализированных площадок. Хотя сектору нужно 1,2 млн сезонных сотрудника в год.

Чтобы решить проблему, РСХБ создал базу отраслевых вакансий и запустил рекрутинговый сервис «Работа в сельском хозяйстве». Соискатель ранжирует вакансии по городам, опыту работы и зарплате. Он также задает расширенные условия: жилье и работу на сезон. Студенты профильных вузов могут размещать на площадке свои резюме.

5. Автоматизирует бизнес-процессы

РСХБ запустил цифровые бизнес услуги для тех, кто не может позволить себе штатного бухгалтера, юриста или аутсорс-услуги. Пользователь может удаленно оформить документы, получить юридическую консультацию и вести онлайн-бухгалтерию.

Расчетно-кассовое обслуживание помогает агробизнесу грамотно распределять финансы и контролировать расходы. А в разделе банковских услуг фермеры могут дистанционно оформить льготный кредит.

Фермер дистанционно страхует сельхозпродукцию или животных, заключает договор, возмещает убытки.

6. Предлагает разные виды господдержки

Крупные компании нанимают специалиста, чтобы получать господдержку: отслеживать конкурсы, оформлять и подавать документы. Малый бизнес может не знать, какие виды господдержки бывают и как их получить.

Многие регионы даже не раскрывают информацию о доступных субсидиях. Поэтому фермеры не понимают, куда обращаться и какие документы собирать — данные НИФИ.

Навигатор госуслуг помогает малому бизнесу сориентироваться в видах господдержки. На странице гранта предприниматель сначала проходит небольшой опрос, чтобы понять, может ли он претендовать на субсидию. Затем сервис подскажет, какие документы нужны и в какое ведомство их подать.

7. Популяризирует фермерское образование

Молодежь не интересуется аграрными профессиями. Поэтому кадры в отрасли постепенно стареют, а молодые специалисты остаются в мегаполисах. Лишь 3% подростков после вуза хотят работать в агросекторе — данные Corteva Agriscience.

Одна из причин — нехватка информации. 40% опрошенных не смогли вспомнить ни одной сельскохозяйственной специальности. А примерно каждый пятый считает, что в этой сфере нельзя получать высокую зарплату.

В 2022 году РСХБ запустит образовательный сервис «Обучение» для всех, кто хочет строить карьеру в АПК. Старшеклассники, планирующие получить профессию в сфере сельского хозяйства, смогут узнать здесь условия поступления и подготовиться к экзаменам. А люди, которые хотят сменить деятельность — пройти переквалификацию.

Для тех, кто хочет открыть свой агробизнес или освоить новую фермерскую профессию, запущен образовательный проект «Школа фермера». Он работает на базе аграрных вузов и действующих предприятий.

Студентов обучают как классическим профессиям: например, молочному животноводству или пчеловодству, так и новым видам деятельности — агротуризму или сити-фермерству. Все курсы адаптированы под потребности конкретного региона. После окончания обучения выдается диплом государственного образца.

Медиаплатформа «Агромнение» рассчитана на тех, кто уже работает в сфере сельского хозяйства. Предприниматели участвуют в онлайн-встречах с экспертами АПК, мастер-классах от финансовых экспертов РСХБ, узнают новости агросектора. Только за первые десять дней стриминговым сервисом воспользовались 20 тысяч человек — данные РСХБ.

8. Повышает уровень использования технологий и помогает искать IT-специалистов

IT-рынок перегрелся. По оценкам Минцифры, российским компаниям не хватает полмиллиона специалистов. Сектор АПК — не исключение.

AgroCode Hub пытается привлечь программистов и инженеров в AgroTech. Они участвуют в хакатонах и разрабатывают новые сервисы для агросектора. Авторы самых эффективных прикладных решений борются за премию AgroCode Awards.

9. Развивает агротуризм

Агротуризм — перспективная, но малоразвитая отрасль. Всего 20% российских туристов посещают объекты сельского туризма — данные АРСИ. При этом потенциал рынка — 55 млрд рублей.

Cервис «Своë Родное. За городом» — это бесплатный виртуальный практикум, с онлайн-лекциями, профессиональными менторами и платформой для размещения турпредложений. Предприниматели организуют эко-туры, экскурсии и мастер-классы. А туристы могут выбрать подходящий тур, связаться с организатором напрямую и забронировать жилье.

В РСХБ уверены: если развивать инфраструктуру и маркетинг сельских территорий, в сельскую местность можно привлекать ежегодно до 8 млн туристов.

Какие еще сервисы появятся в экосистеме

В августе 2021 года РСХБ представил стратегию развития экосистемы.

«Своë Фермерство» продолжит дорабатывать и масштабировать уже запущенные сервисы. Чтобы за 3 года превратиться в крупнейший маркетплейс и агрегатор услуг в сфере АПК.

Также РСХБ запустит суперапп для фермеров и сельских жителей в 2022 году. Он объединит четыре главные платформы экосистемы: «Своë Фермерство», «Своë Родное», «Своë Село» и «Своë Жилье».

Суперапп поможет сельским жителям учиться, искать работу, получать госуслуги на местах, покупать и продавать продукты онлайн, приобретать жилье и решать другие бытовые вопросы. При этом банк учтет сельские особенности — приложение легкое и будет запускаться даже при слабом сигнале. В РСХБ рассчитывают, что аудитория супераппа составит около 38 млн человек.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Фрилансер из деревни

Мощно. Только почему-то в первый раз об этом слышу, где реклама? )

Можно у меня на уистока.ру закупить немного )

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov

Обалдеть! Пока Сбер с Яндексом и остальными насмерть грызлись за ecom, РСХБ под шумок создал нехилую экосистему в огромной пустой нише. Блестяще!

Ответить
Развернуть ветку
Terra Incognita

Какой тонкий сарказм! Я и не считал сразу!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov

Такой тонкий, что я сам не уловил!

Ответить
Развернуть ветку
Anna Superlook

Это очень здорово, идея и воплощение шикарное. Но что так тормозит ключевая платформа, очень долгий отклик на любое действие и грузится по минуте

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная новость!
Лично знаю многих жителей Москвы, мечтающих переехать в деревню.
Помочь им в этом деле - отличная миссия платформы Россельхозбанка !
(всего один совет - по дизайну страницы "Экскурсии".
Уберите, пожалуйста, фотографию противного Сироты, который бросил жену с ЧЕТЫРМЯ детьми, развёлся с ней и ушёл к другой женщине. )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

не к мужчине же

Ответить
Развернуть ветку
R-Globus

Пункт 6 можно выкинуть, остальное посмотрим

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Онлайн

тоже делал такой маркетплейс, но одна из целевых аудиторий именно потребители не хотят покупать у фермеров...

Ответить
Развернуть ветку
Фрилансер из деревни

На чем делали? Какая CMS или сами писали?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Онлайн

сайт маркетплейс... разработка на php +mysql

Ответить
Развернуть ветку
Фрилансер из деревни

Не продаете его как программный продукт?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

"потребители не хотят покупать у фермеров..." удалось получить ответ, почему не хотят?? или из за каких именно тонкостей? доставка, срок хранения, или недоверие к неизвестной марке(фермеру)?

Ответить
Развернуть ветку
Фрилансер из деревни

Смею предположить, что виной всему логистика, всё-таки это довольно-таки накладно доставлять товар. Покупка неизвестного несертифицированного товара, также скорей всего кого-то отпугнёт.

Помнится когда-то Гугл сам что-то подобное делал (лавка для небольших фермеров), но тогда пользователи были не готовы к нововведению.

Сейчас, наверное, рынок только появляется. Покупать в интернете становится нормой. Для города уже давно, а вот в деревне ещё только все начинается.

Ответить
Развернуть ветку
Tommy Valachi

Идея хорошая, но уже есть агросервер , если они его не выкупят, то даже не знаю к чему это приведёт

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Abutkov

Россельхоз - это банк с которым не стоит иметь дело.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null