От HQ Trivia до «Клевера»: чем отличаются онлайн-викторины
Краткий обзор наиболее популярных приложений на рынке.
В 2000-х годах зрители популярного телешоу «Кто хочет стать миллионером?» пассивно наблюдали за чужой игрой. Теперь викторины на мобильных устройствах дают возможность стать участником действия в режиме реального времени и выиграть деньги своими силами.
HQ Trivia
Викторину создали Коллин Кролл и Рус Юсупов, основатели сервиса Vine. HQ Trivia — пионер нового рынка: её бета-версия появилась в App Store летом 2017 года, версия для Android — в январе 2018 года. В одной игре дают 12 вопросов и 10 секунд на обдумывание каждого ответа. За приглашение друга — дополнительная жизнь в копилку.
Сначала игра не пользовалась большой популярностью, а её призовой фонд, формируемый из взносов участников, составлял всего $150. В октябре 2017 года игра, набравшая около 5000 участников, привлекла внимание СМИ, и с этого момента её популярность начала стремительно расти. Уже в ноябре HQ Trivia была признана лучшим приложением 2017 года по версии Time.
Викторина проводится два раза в день в онлайне: в 15:00 и в 21:00 по североамериканскому восточному времени. Push-уведомления о начале игры приходят её участникам заранее. Ведущим американской версии HQ выступает комик Скотт Роговски, в Великобритании викторину, которая появилась там в начале 2018 года, ведёт Шэрон Карпентер-Роуз. Иногда ведущих заменяют приглашённые звёзды, например, Джимми Киммел и Дуэйн Скала Джонсон.
В феврале 2018 года средний размер призового фонда составлял $2000. Как сообщает CNBC, 28 марта размер призового фонда за одну онлайн-викторину при партнёрстве с Warner Brothers составил $250 тысяч: сейчас он считается рекордным. Призовой фонд поделили 12 человек (на одного — более $21 тысяч), каждый из них получил часть выигрыша на свой PayPal-счёт.
Самый большой денежный приз HQ в целом составил $300 тысяч, он был поделён между 83 победителями (на одного — более $3000). Тогда приглашённым ведущим был Дуэйн Джонсон.
Примеры вопросов в HQ Trivia
Какой праздничный атрибут также описывает скрытую функцию в видеоигре? (Правильный ответ: пасхальное яйцо.)
Что означает слово «гласность» в русском языке? (Примечание: игры HQ Trivia проводятся только на английском языке.)
Что добавил герой Патрика Суэйзи в фильме «Грязные танцы» после знаменитой фразы: «Никто больше не загонит Бэби в угол»? (Правильный ответ: пойдём.)
Согласно данным HQ Insiders, всего HQ выплатила победителям около $1,2 млн за 216 игр с октября 2017 года, сама компания подобных данных не предоставляет, официальной информации о её источниках дохода нет.
В начале 2018 года издание Vox писало, что секрет дохода онлайн-викторины в том, что её участники не могут вывести свой выигрыш на PayPal, пока сумма их выигрыша, единоразовая или суммарная, не составит $20 в течение 90 дней. В случае, если сумма не набиралась за указанный период, она сгорала. Но уже 26 января денежное ограничение было снято.
Как пишет Time, ещё в январе 2018 года неназванный источник сообщил изданию, что HQ поддерживается венчурным капиталом. В марте Axios сообщил, что Trivia получила $15 млн финансирования от Founders Fund и Lightspeed Venture Partners. Помимо этого, онлайн-викторина подписала рекламные контракты с Nike и Warner Brothers. По слухам, сумма сделки с Warner Brothers составила $3 млн.
Сотрудничество с Founders Fund вызвало волну негодования: дело в том, что основателем фонда является Питер Тиль, завоевавший статус самой противоречивой личности в Кремниевой долине из-за поддержки Дональда Трампа и идеи парабиоза. В социальных сетях даже появился хэштег #DeleteHQ, которым пользователи продемонстрировали своё неприятие политики компании.
Однако, как сообщает издание Recode, инвестициями Founders Fund управляет партнёр фирмы Циан Баннистер, а вовсе не Питер Тиль.
Так как формат HQ Trivia не был запатентован, вскоре появились аналоги технологии по всему миру.
The Q (сокращенно от The Question)
В декабре 2017 года у HQ Trivia, тогда ещё не выпустившей Android-версию, появился опередивший её соперник. Сейчас игра доступна и для iOS.
The Question была основана Уиллом Джеймисоном, главным исполнительным директором видеоплатформы Stream. Изначально Джеймисон хотел сотрудничать с HQ, так как мог предложить эффективные решения по совершенствованию продукта.
Викторина The Q, как пишет The Verge, похожа на дешёвую версию HQ Trivia. Игровой фонд The Q в декабре составлял $150-500 в сравнении с максимумом в $10 тысяч у HQ Trivia на то время. Издание Heavy сравнивает викторины с Lyft и Uber: одна из них явно меньше и берёт на себя больше рисков — и это The Q.
Её ведущий, Джозеф Монахан, не является профессионалом, поэтому его эфиры не такие живые и артистичные, как у Скотта Роговски, утверждает The Verge. На эту тему в Twitter даже появились шутки, сравнивающие ведущих The Q и HQ Trivia.
Тем не менее создатель The Q утверждает, что различия между играми всё-таки существуют. Во-первых, его викторина включает в себя несколько режимов игры, один из которых — «на выбывание до последнего игрока». Во-вторых, оплата в The Q может проходить как через фиатные деньги на PayPal, так и с помощью биткоинов.
Создатель The Q не ставит своей целью борьбу с проектом Кролла и Юсупова, он скорее за возможность сосуществования: его игра проводится дважды в день, её раунды начинаются через 30 минут после окончания викторины в HQ.
Quiz Biz
Эта версия онлайн-викторины размещается на китайской стриминговой платформе Live.me. Сама платформа существует с 2016 года, но с декабря 2017 года она включилась в борьбу на рынке онлайн-викторин.
В отличие от HQ Trivia с практически бессменным ведущим, QuizBiz гораздо чаще приглашает знаменитостей. Специальный выпуск игры, связанный с премией «Грэмми», проводил популярный в США хип-хоп-исполнитель Жан Вайклеф, на одну из игр приглашался комик Роман Этвуд с почти 15-миллионной аудиторией на Youtube. О своём скором появлении на шоу также заявил Youtube-блогер RiceGum.
Обычно на одну игру QuizBiz приходится около 50 тысяч зрителей, в то время как появление медийной персоны увеличивает аудиторию в пять-шесть раз. Так, например, выпуск с Этвудом собрал больше 300 тысяч просмотров.
QuizBiz, в отличие от HQ и The Q, выходит три раза в день — в 15:30, в 20:00 и в 22:00 по восточному времени.
В феврале QuizBiz повысила размер призового фонда до $1 млн, при этом минимальный выигрыш в одной игре составлял $10 тысяч, а при проведении специальных выпусков доходил и до $100 тысяч. Так одна из суперигр закончилась выигрышем в $50 тысяч.
Cheese Superman, Millionaire Winner и Millionaire Hero
Три этих приложения являются китайскими версиями HQ Trivia, причём куда более успешными, чем их американский аналог. Приложения дублируют друг друга и, соответственно, функциональность HQ Trivia.
В рамках своей маркетинговой стратегии они также приглашают национальных звёзд: викторину Millionaire Hero вела актриса Лю Янь, а Cheeese Superman — известный китайский телеведущий Ванг Хан. Что касается рекламного сотрудничества, то у одного из выпусков Millionaire Hero было 28 спонсоров, а Millionaire Winner получил предложение от Huawei и продемонстрировал их продукт в одном из выпусков.
13 и 14 января 2018 года онлайн-викторина Millionaire Hero, продукт компании ByteDance, вместе с онлайн-агрегатором новостей toutiao.com выручила более $2,3 млн, а соперничающая Cheese Superman — более $670 тысяч.
Что касается количества пользователей, то, по данным исследовательской компании Jiguang, 14 января Cheese Superman установило около 2,1 млн пользователей, а количество ежедневных посетителей достигло 1,7 млн. К началу февраля к Millionaire Winner присоединилось около 920 млн человек.
Вопросы для викторин составляются таким образом, чтобы ответ на них нельзя было найти за десять секунд отведённого времени.
Примеры вопросов в китайских онлайн-викторинах
- Из какой страны ананасы были импортированы в Китай в 16 веке? (Правильный ответ: Парагвай или Португалия, зависит от предложенного варианта.)
- Какой династией было придумано блюдо «горшок с бараниной»? (Правильный ответ: династия Юань.)
- Сколько пальцев у Микки Мауса? (Правильный ответ: в старой версии мультфильма — четыре пальца, в новой — пять, поэтому зависит от уточняющей формулировки и вариантов ответов.)
«Клевер»
На российском рынке больше всего игроков набрала онлайн-викторина «Клевер», запущенная 14 марта 2018 года. Она является первым аналогом HQ в России, сейчас её ежедневно смотрит почти полмиллиона человек. Технической разработкой проекта занималась команда «ВКонтакте», визуальным воплощением — «Творческая лаборатория Ивана Урганта».
Викторина «Клевер», как и другие игры подобного типа, с точки зрения правил и функциональности похожа на американскую. Выпуски российского аналога выходят по будням дважды в день — в 13:00 и в 20:00 по московскому времени, по выходным — один раз в вечернее время.
У «Клевера» трое постоянных ведущих — Натали Веда, Артём Хворостухин и Артём Мовчан, иногда приходят приглашённые знаменитости: на игре уже были комик Илья Соболев, актёр Дмитрий Дюжев, певица Ёлка, Джиган, ведущие Алла Михеева, Дмитрий Хрусталев и другие.
Ответы на вопросы викторины сложно найти в условиях нехватки времени. Тем не менее и у HQ, и у «Клевера» есть категория читеров. Российские пользователи пользуются скриптом Clever Search, который ищет ответы через браузер, ботом в Telegram и его аналогом для компьютеров Qquack.
Однако все эти методы, во-первых, не дают стопроцентную гарантию победы, а во-вторых, вычисляются модераторами игры при помощи специального алгоритма. Также составители играют с содержанием вопросов, что компьютер не мог понять их суть.
Сотрудники «Клевера» не могут участвовать в игре, да и текст программы разрабатывается практически день-в-день.
Вначале призовой фонд игры составлял 15 тысяч рублей, в конце марта увеличился в два раза и сейчас в рамках игры без спонсорской поддержки и определённой тематической направленности он обычно составляет 50 тысяч рублей.
Также «Клевер» уже проводил одну игру до последнего игрока: ответив на 18 вопросов, он получил 100 тысяч рублей в рамках марафона призов от AliExpress. 13 июля состоялась совместная игра, фонд которой составил 1 млн рублей: 50 победителей ответили на 15 вопросов (вместо привычных 12) и получили по 20 тысяч рублей.
За приглашение друзей пользователи получают внутреннюю валюту — «клеверсы», за которую потом можно купить дополнительные жизни, а когда на их счету оказывается больше 200 рублей, деньги можно вывести со счёта на мобильный телефон или на банковскую карту. Если в течение 90 дней пользователь не наиграл на указанную сумму, то его баланс сгорает.
Кроме того, пользователи часто жалуются на разные технические проблемы, из-за которых они теряют деньги.
В мае в App Store и в Google Play появилось приложение «Клевер. Тренер». В нем за 149 рублей месячной подписки пользователь может «готовиться» к реальным онлайн-боям. В то же самое время в основном приложении «Клевер» появился бесплатный тестовый режим.
«Мани на кармане»
AliExpress не только сотрудничал с «Клевером», но и запустил собственную викторину «Мани на кармане». Основной её целью является тестирование новой платформы для размещения рекламы и привлечения спонсоров. Как рассказали vc.ru в AliExpress, «Мани на кармане» — это адаптация игры, которая выпускается в Китае компанией Taobao (Alibaba Group).
С 16 мая 2018 года компания проводит две игры в день — в 15:00 и в 19:00 по московскому времени. Дневная игра проще по содержанию, так как создана для новичков, вечерняя же викторина — уже для опытных игроков: она предполагает более сложные вопросы и больший выигрыш.
Сначала, в соответствии с правилами, победители получали выигрыш в виде долларовых купонов AliExpress номиналом в $1, $3, $5, $10 и $50. Однако 15 июля призовой фонд викторины составил 1,2 млн рублей.
«Внимание, Вопрос!»
Эта онлайн-викторина от компании Incrdbl Mobile Entertainment появилась на рынке 5 апреля 2018 года. Как рассказал в интервью изданию DTF Алексей Волков, один из основателей, с 5 апреля игру установили более 300 тысяч раз, ежедневное количество зрителей в игре составляет от 20 тысяч до 30 тысяч человек.
Структура игры несколько отличается от HQ Trivia: здесь на обдумывание каждого вопроса даётся 12 секунд вместо привычных 10, также предлагается не три, а четыре варианта ответа. Эфиры викторины проводятся ежедневно в 19:40 по московскому времени, поэтому при желании за один вечер можно успеть поиграть и в «Клевер», и в «Мани на кармане», и во «Внимание, Вопрос!».
Минимальная сумма вывода средств в этой викторине составляет 300 рублей, которые так же, как и в «Клевере», нужно успеть вывести за 90 дней. Основным способом заработка Михаил Балакин, сооснователь Incrdbl Mobile, называет рекламную модель по аналогии с телевизионной игрой «Кто хочет стать миллионером».
В викторине можно заработать подсказку 50 на 50, просмотрев пять эфиров до конца, или получить дополнительную жизнь за приглашение друга. Некоторые пользователи утверждают, что «Внимание, вопрос!» лучше более популярного «Клевера»: меньше игроков, более реальные шансы выиграть.
Из недостатков — меньший призовой фонд (в некоторых играх он составлял 3000 рублей, сейчас в среднем 30 тысяч рублей), наличие технических недочётов, игра часто зависает, как отмечают игроки.
Помимо описанных игр, в чарте бесплатных викторин App Store и Google Play можно встретить «Борьбу Умов», «Эврику», «Миллионера» и другие викторины со словом Trivia в названии, однако они, в отличие от «Клевера», «Мани на кармане» и «Внимание, вопрос!», используют другую механику и работают в офлайне.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Это не казино, это новый огромный тренд.
Ну что, где комментарии? Кто играл во что-нибудь из этого, выигрывал бешеные деньги и лежит сейчас в гамаке на Канарах?
я выиграла в Клевер одни рубль :D Один! Рубль!
а вывод от 200р... Т_Т
Ну там ведь ничего вкладывать не надо, поэтому ничего кроме времени не было потеряно?
да, абсолютно верно) но время - ценный ресурс. а уж то, сколько за 15 минут игры "вливается" в уши игрока рекламы, делает его ещё ценнее ))
Я выигрывал внимание вопрос и Клевер раза по 3 минимум
я в Мани на кармане выиграла 600 с чем-то рублей))
С Першиной Таней делаем мани
Я бы предпочел с Таней делать что-нибудь еще.
Есть еще не охваченный автором сегмент квиз-инструментов: платформы, которые позволяют брендам разыгрывать свои призы. Соответственно, вопросы задаются тематические (часто даже не про конкретный бренд), приз – какой-то небольшой подарок или скидка уже от конкретной компании. Тут сценарий более реалистичный, т.к. подключаются соревновательный элемент, борьба за лидерство, азарт. Получается win-win, бренд рассказывает о себе (в той или иной форме), игроки – соревнуются, кто умнее, и могут получить гарантированный приятный бонус. Обычно это сертификаты на еду, урок английского, деньги на телефон, промо-коды. Такую механику используют, к примеру, Додо пицца (викторина о пицце, приз – пицца :) ), SkyEng, магазины одежды, организаторы массовых мероприятий. Хотя Вандроуки.ру, например, разыгрывали в своем сообществе Go Pro. Речь о платформах вроде myquiz.ru (я евангелист, что скрывать :) ), где нужно самому придумывать вопросы, собирать игроков и одаривать победителей. Есть зарубежные - quizzle, playbuzz.com, где тоже размещают авторские викторины.