{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Некомпетентность нового руководства или «заказ Google»: почему Rutube перестал развиваться после продажи «Газпрому» Статьи редакции

Одни говорят, из-за бывшего «куратора Rutube», получившего «возможность наворовать». Другие — потому что в Rutube никто не верил, хотя в России до сделки, по словам основателей, он шёл «ноздря в ноздрю» с YouTube. Главное из материала Baza.

Сооснователи Rutube Олег Волобуев и Михаил Паулкин: Источник: Rutube, Baza

Зачем сервису понадобилась сделка с «Газпром-медиа»

  • YouTube и Rutube появились на рынке в одно время: первый в 2005 году, второй в 2006-м. Сперва основатели Rutube Михаил Паулкин и Олег Волобуев хотели сконцентрироваться на прямых трансляциях и назвать платформу L-Vision, где L значит Live — живьём, в прямом эфире. Но знакомые прозвали проект «русским YouTube», и предприниматели «решили не сопротивляться».
  • Основатели считали, что им было легче, чем YouTube. Последний — международная площадка, а Rutube — локальная. На такой проще выпускать новые функции, поэтому и стриминг, которого у американской компании не было, Rutube опробовал практически сразу.
  • В 2007 году аудитория Rutube составляла 1,5 млн человек в месяц, а через год — 5,5 млн. YouTube ежемесячно смотрели 40 млн зрителей по всему миру. Сколько из них приходилось на Россию, неизвестно. Но Паулкин говорит, что внутри страны сервисы «шли ноздря в ноздрю».
  • На международный рынок компания не спешила, но «выступить в позиции условного "Яндекса", который отвоевал русскоязычную аудиторию, все шансы были». Поэтому Rutube стал искать выход на крупного покупателя, чтобы укрепиться. В 2007 году им стал холдинг «Газпром-медиа»: тогда он оценил сервис примерно в $15 млн.
Интерфейс Rutube в 2007 году

Почему сделка погрузила Rutube в «эпоху застоя»

  • По словам близкого к холдингу источника, «Газпром-медиа» купил сервис не потому, что хотел его развивать, а просто чтобы «купить что-нибудь». Источник также считает, что сделка вдобавок ко всему могла бы вызвать вопросы у антикоррупционных структур.

«Кипрская фирма, подконтрольная топ-менеджменту «Газпром-медиа», зачем-то дала заём ЗАО “Рутьюб” под залог акций. Такие схемы могут использоваться, чтобы заёмщик потом специально не отдал деньги в срок — и акции остались у кредитора. Не знаю, для чего такая схема. Но предполагаю, что из тех потенциальных $15 млн до продавца дошла дай бог половина», — рассуждает источник.

  • Паулкин не решился однозначно оценивать политику нового руководства, но признал: «могло быть сильно лучше». По его словам, виновата тогдашняя некомпетентность руководства — оно не поверило в перспективность сервиса.
  • Волобуев, наоборот, уверен, что «Газпром-медиа» понимал, что «нужно заходить в цифру». И пытался сделать это силами ТНТ, который входил в структуру холдинга, назначив гендиректором Rutube Михаила Ильичева — бывшего директора департамента управления собственными станциями ТНТ. Просто Rutube в итоге позиционировал себя уже как «витрину ТНТ», говорит сооснователь.
  • Первый продюсер сервиса Аскар Туганбаев, в свою очередь, считает, что «Газпром» мог приобрести платформу по политическим причинам.

«В Rutube тогда [были] видео с протестов в Москве. Мы немножко палкой с гвоздём власть тыкали в бок: смотрите, есть такой видеоконтент — и всё это будет расширяться… Думаю, кто-то понял: если штуку не контролировать, в какой-то момент появится независимая площадка, на которой будет размещаться всякий политический контент. И, видимо, “Газпрому” дали команду это купить. Я так предполагаю», — размышляет Туганбаев.

Кто помешал своевременному расцвету Rutube

  • Участник первой креативной команды Rutube Роман Киселёв считает, что «Газпром-медиа» сознательно тормозил развитие сервиса. Тогда холдингом руководили Николай Сенкевич и заместитель Игорь Гойхберг. «[Последний] вёл непосредственно нас», — поясняет Киселёв.
  • Почти сразу после покупки — в 2008 году — холдинг отстранил первоначальную команду техподдержки и поставил вместо неё московскую, из-за чего «загрузка начала висеть». Киселёв считает это корпоративной диверсией. «Google как владелец YouTube через [Гойхберга] убрала конкурента. Его отблагодарили, дали, возможно, наворовать», — думает он.
  • Кисилёв говорит, что Гойхберг «умнейший человек, вопрос в том, в чьих интересах он работал». Ну а на замечание о том, что Гойхберг был всего лишь «замом», Кисилёв отвечает: Сенкевич учился на врача и в медиа пришёл «по протекции отца» (Юрия Сенкевича, ведущего передачи «Клуб путешественников»), так что вряд ли разбирался в деталях.
  • Паулкин настроен менее категорично. По его словам, сервисом управлял совет директоров, так что сказать, что все решения принимал единолично Гойхберг, он не может. В диверсию он тоже не верит: «Обычно хватает в нашей стране совсем других историй — просто банальной некомпетентности», — пояснил он.
По словам Baza, Rutube наращивает рекламные бюджеты, но пользователи жалуются, что он выдаёт старый контент за новый. Например, бой Никиты Джигурды с депутатом Госдумы Виталием Милоновым прошёл осенью 2021 года, а рекламируют его весной 2022-го

Кто такой этот Гойхберг и где он сейчас

  • В 1987 году Гойхберг разрабатывал и тестировал аппаратуру для трансляции телесигнала в санкт-петербургском ПАО «Прибой». Через четыре года уволился и устроился в первое советское информагентство для молодёжи «ИМА-Пресс».
  • С 1992 по 1997 год развивал медиа в Санкт-Петербурге — газеты «Реклама Шанс», «Недвижимость Петербурга» и автомобильный журнал «5 колесо».
  • С 1997 по 2003 год отвечал за рекламу и маркетинг сети «НТВ-Интернешнл» в Европе, а в 2004 году стал начальником по развитию «Газпром-медиа». «В этом качестве — как развивающий перспективные направления — он и появился в Rutube», — поясняет Baza.
  • В 2013 году Гойхберг занял пост гендиректора ТНТ, но через полгода покинул его и медиабизнес. На «радарах» появился лишь в 2015 году — в Лондоне. Там он приобрёл две квартиры и пентхаус, которые тогда обошлись ему примерно в 3 млрд рублей.

Откуда у Гойхберга нашлись такие деньги, неясно, пишет Baza. По словам издания, за четыре года в руководстве «Газпром-медиа» всем топ-менеджерам заплатили втрое меньше этой суммы. А бизнеса или других мест работы у Гойхберга на тот момент не было.

  • Сейчас, как сообщает Киселёв, предприниматель живёт в Канаде, но основные деньги зарабатывает в России. С 2017 года он владеет 17% в «Типографском комплексе "Девиз"» — крупнейшем подобном предприятии на Северо-Западе с выручкой за 2021 год в 1,65 млрд рублей. При Гойхберге оно получило 45 госконтрактов на сумму 241,2 млн рублей.
  • У него также есть 33%-ная доля в санкт-петербургской фирме «Принт» — на базе «Типографского комплекса "Девиз"» — с выручкой 66,2 млн рублей.
Игорь Гойхберг. Источник: April Club News, Baza

Какой Rutube сегодня — без Волобуева, Паулкина и Гойхберга

  • По словам пресс-службы «Газпром-медиа», у платформы из нулевых и сегодняшнего Rutube общее только название. Проекты разные как по функциям и коду, так и по контенту. Сейчас это экосистема и агрегатор UGC и лицензионного и оригинального контента.
  • На фоне «спецоперации» YouTube отключил российским блогерам монетизацию и блокировал каналы российских СМИ. А в России пошли слухи, что местные власти в ответ запретят сам YouTube. Это помогло привлечь новую аудитория на Rutube — теперь она составляет 25-26 млн в месяц, что заметно больше, чем в январе 2022-го, говорит гендиректор «Газпром-медиа» Александр Жаров.
  • 9 мая Rutube подвергся атаке от украинского программиста. Он раньше работал в компании, но его учётную запись забыли заблокировать. Через неё он вошёл в систему и модифицировал исходный код, чтобы данные из файлохранилища Rutube удалялись. Восстановить работу удалось только через два дня.

  • У Rutube есть коллекция обидных сравнений, пишет Baza: «мёртвая лошадь», «резиновая женщина», «безалкогольное пиво», «чемодан без ручки». А бывший директор сервиса Юрий Дегтярёв сравнил его с зомби: «Напоминает “Кладбище домашних животных”, комедийную версию. Там умирает любимая кошка. Её закапывают, а она возвращается в кривой форме. Все понимают, что с ней что-то не то, и её убивают».
В 2011 году Rutube позвал священника освятить сервера. В 2022 году, когда сервис восстановился после хакерской атаки, бывший гендиректор Дягтерёв пошутил, что сделать это помог тот самый обряд
0
92 комментария
Написать комментарий...
Ярослав

Вот честно, ни знаю ни одного человека который смотрит видео на рутубе.

Ответить
Развернуть ветку
Max Payne

Леонид Апутин напримир

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда