{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как бывшие сотрудники «Афиши» и Airbnb обучают людей творчеству с помощью мобильного приложения

Александр Лашков поговорил с основателями нью-йоркского стартапа w1d1 Алексеем Ивановским и Андреем Черногузовым о минусах современной системы образования, важности «делания идиотских вещей» и том, как найти единомышленников с помощью приложения с творческими заданиями.

Расскажите немного о своём опыте. Вообще, это первый ваш совместный проект?

Алексей: Я всегда работал дизайнером и арт-директором, например, трудился в «Афише», «Большом Городе», W-O-S.

Андрей: Я тоже много где работал, зачастую это были очень крупные компании или популярные стартапы — Airbnb, например. За эти годы я помог воплотить в реально крутые дизайны очень много творческих идей Алексея, мы сделали вместе несколько интересных проектов, а сейчас вот запускаем w1d1.

Алексей Ивановский

Как возникла идея?

Алексей: Я всегда был недоволен существующей системой образования. Особенно она, на мой взгляд, не подходит для людей творческих профессий. Процесс освоения новых знаний крайне скучен, творческие стороны людей развиваются слабо, если у ученика что-то не получается, то вся система как бы говорит ему: «Значит, это просто не твоё».

В итоге я так и не смог найти университет, который бы мне подошёл, и сразу стал работать: сначала дизайнером, потом арт-директором. При этом меня не покидала мысль о том, что какая-то рабочая схема и верный подход к творческому образованию всё же существует.

Мне нравилось работать арт-директором в онлайн-медиа, особенно классным был W-O-S, но со временем пришло понимание того, что роль дизайнера в подобных проектах всегда несколько ограничена. Потом на это мнение наложилась общая ситуация на рынке, когда медиа в рунете начали загибаться одно за другим.

Не стало и W-O-S, появилось время попробовать что-то новое. Во время профессиональной паузы я оказался в качестве преподавателя в лагере «Камчатка» — это творческий лагерь на эстонском острове Сааремаа, основанный известным журналистом Филиппом Бахтиным.

Оказалось, именно это идеальный формат творческого развития. Когда взрослые с детьми на маленьком эстонском острове делают какие-то, кажется, странные вещи — среди заданий может быть, например, за пару недель снять документальный фильм, поставить спектакль или просто молчать целый день — в итоге всё получается очень круто.

Люди получают массу впечатлений, толчок к развитию, начинают понимать, что нет людей, которые «не умеют рисовать» или у которых «нет слуха», что мы все изначально творческие личности и можем это развивать.

Лагерь Камчатка Instagram: @kamchatka_camp

Вдруг оказалось, что творческое образование может быть страшно весёлым, а не унылым, как в обычных университетах и школах. Если давать людям интересные творческие задания и объединять их в группы с другими столь же интересными людьми, то это работает.

Кому в итоге это может быть нужно? Кто основная аудитория проекта?

Тут интересный момент — я оказался в «Камчатке», когда там была старшая смена. Это все люди из приличных семей с хорошим доходом, которые разносторонне развиты, ходят на всевозможные мастер-классы, но было прямо видно, как им по жизни не хватает творчества. Они его хотели и тянулись к таким знаниям.

Распространённая ситуация — тебе просто не хватает творчества, но ты не знаешь, как эту пустоту заполнить. Сегодня на рынке для таких «страдальцев» есть один вариант — пойти на курсы рисования и сидеть перед мольбертом рисовать гипсовые головы. Так что нашим пользователем может быть любой человек, которому просто захотелось в жизни творчества.

Кстати, а что не так с рисованием?

Андрей: Проблема с рисованием в том, что это само по себе отличное занятие, но для новичков в творчестве подходит не очень. Чтобы научиться здесь чему-то даже на самом минимальном уровне, увидеть какой-то прогресс, нужно много времени потратить. Условно — три года рисовать свои гипсовые головы, чтобы начать получать от этого удовольствие. Но людям-то нужно жажду творчества удовлетворить, получить свои эмоции здесь и сейчас.

При этом не все могут оказаться в местах вроде «Камчатки», это не очень масштабируемая модель. Чтобы решить эту проблему, мы решили создать специальное приложение, которое поможет людям получить возможность обучаться, выполнять творческие задания и общаться с единомышленниками.

Вы просто даёте людям задания. Почему они их будут выполнять? Тут наверняка не всё так просто?

Алексей: Был такой известный дизайнер Чарльз Имз. Он считал, что делать какие-то бессмысленные вещи (например, играть в игрушки) необходимо, поскольку именно они являются предвестниками чего-то уже по-настоящему важного. Это так и работает. Современный человек, как правило, настолько сильно закопан в свои ежедневные обязанности и дела, что для выхода из-под этого груза ему и нужно что-то совсем необычное, абсурдное.

И этот шаг трудно сделать по двум причинам. Первая — явление «боязни белого листа». Если человек всегда считал себя «не творческим», то он не может сам взять и придумать, чем бы ему таким творческим заняться. Её мы решили просто — в приложении пользователи получают задания, которые им надо выполнять.

Как в детском лагере — только там ученикам нужно было поставить мюзикл, а тут пользователям, например, изучить творчество уличного фотографа Сола Лейтера, а затем выйти на улицу и сделать фото в его стиле, посмотреть на мир его глазами. Результат у каждого пользователя получится свой, но в заданных рамках. Так гораздо проще начинать.

«Такси», 1957 год Сол Лейтер

Вторая серьёзная проблема на пути к началу творческой активности — первый шаг очень трудно сделать в одиночестве. Когда речь идёт о какой-то странной вещи или активности, переступить через себя, своё стеснение и непонимание очень нелегко. А в группе это гораздо проще. Одной из самых крутых наших заданий называется Touching things — в его рамках мы просим людей походить по комнате, выбрать предмет, который им больше всего нравится трогать, и снять про это видео.

Звучит как полный бред, когда смотришь одно такое видео, это ощущение только укрепляется. Но когда у тебя в ленте 50 видео того, как люди трогают разные вещи, — это уже настоящий арт-объект со своими смыслами, который можно в реальности представить на выставке. Это уже очень интересно. В этом совсем не стыдно поучаствовать.

Один из челленджей: участникам нужно собрать вещи, которые наилучшим образом представляют их как личность

То есть вы хотите знакомить интересных людей друг с другом?

Андрей: Наша задача заключается в том, чтобы дать людям возможность через участие в таких вещах находить единомышленников. Наш алгоритм работает таким образом, что каждому пользователю на основе его интересов предлагаются группы для прохождения заданий, взаимодействия участников анализируются, рекомендации уточняются. В итоге человек попадает в окружение людей, с которыми ему комфортно, которые столь же активны, как и он.

Легко представить, что этот подход может выйти из онлайна в офлайн — постепенно в одной группе будет оказываться всё больше людей из одного региона, города, района. Это отличный способ завязать новые знакомства, например, мы сейчас в Нью-Йорке, наверняка в радиусе километра есть человек десять, с которыми мне было бы интересно что-то поделать вместе. Но как их найти, я не представляю, разве что в баре знакомиться. Мы решаем эту проблему.

У вас есть задания, люди отправляют свои работы. Что с ними происходит потом, кто их оценивает?

Алексей: Мы считаем, что оценивать творчество не нужно. Наши пользователи занимаются этим для себя, мы хотим лишь давать им позитивные эмоции, а не негатив. Если ты сделал что-то, поделился результатами и увидел, что у остальных по двести лайков, а твою работу лайкнули пару раз — это сильно демотивирует, вряд ли тебе захочется продолжать.

В нашей системе все оценки просто отсутствуют, поскольку они не важны для решения наших задач. Более того, во многих челленджах результаты будут публиковаться анонимно, участники не будут знать, кто из их группы какую работу сделал. И никаких лайков, ведь важен сам процесс, а не оценка результата.

Есть ли планы как-то заходить на корпоративный рынок или ваша цель только частные пользователи?

Андрей: Мы думаем, что наше приложение в какой-то момент может эволюционировать в инструмент для творческих команд внутри компаний. Группа дизайнеров внутри большой корпорации может развернуть свой экземпляр w1d1 и выполнять творческие задания вместе.

Во-первых, это отличный тимбилдинг, во время которого члены команды раскрываются друг перед другом с неожиданных сторон. Делание нелепой фигни отлично сплачивает людей. Во-вторых, задания же можно составлять так, что результат их выполнения тоже окажется полезен в работе.

То есть основная цель приложения всё же в нетворкинге, знакомстве людей и установлении контактов?

Алексей: Это, конечно, важно, но тут дело даже не только в нетворкинге, сколько в том, чтобы в целом на мир по-другому взглянуть. К примеру, у нас есть челлендж под называнием Sad stuff on the street, навеянный одноимённым блогом на Tumblr. В его рамках участникам нужно ходить по улицам и искать какие-то странные, грустные вещи — вроде брошенного у помойки огромного плюшевого медведя без глаза.

Sadstuffonthestreet.com

Звучит как бред, но когда люди каждый день ходят на работу и с работы по одной и той же улице, они вообще перестают её замечать. А такие задания позволяют на секунду воспарить над обыденностью и увидеть нечто, что точно ускользнуло бы от взгляда, испытать эмоцию, которой иначе бы не было.

Вообще, это проблема не новая, ещё Шкловский писал о сложностях восприятия и помощи со стороны искусства.

Чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание; приёмом искусства является приём «отстранения» вещей и приём затруднённой формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлён; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно.

Виктор Шкловский

Он иллюстрировал это отрывком из дневника Льва Толстого, в котором тот писал, что когда протирал пыль в комнате, потом не мог вспомнить, протёр ли диван, — настолько автоматически действовал.

Если уж сам Толстой сталкивался с этой проблемой, то она точно есть и в жизни других людей. А значит, её пора уже решить.

0
3 комментария
Pasha PP

Only iphones as of now, sorry
жаль, ну значит не с вами.
Anyway -- звучит всё отлично, ребят, успеха вам с развитием mvp! Надеюсь и до андройда дойдёт дело.
Из всей концепции не понял, а кто придумывает задания? "редакция"? или будет потом ugc?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandra Chupakhina

начала использовать, задания от редакции

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandra Chupakhina

странно, что совсем нет комментариев.
спасибо, что появляются такие проекты! идея классная, уже скачала приложение, буду тестировать)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда