Интернет-компании и банки раскритиковали идею компенсаций до суда пострадавшим от утечек пользователям — «Ведомости» Статьи редакции

Законопроект обязывает платить компенсацию, чтобы снизить штраф от оборота. Если его примут, это создаст «предпосылки для потребительского экстремизма».

  • Ассоциация больших данных (АБД; входят интернет-компании, операторы связи и банки) отправила в Минцифры письмо с критикой поправок в законопроект об оборотных штрафах за утечки персональных данных. Копия документа есть у «Ведомостей».
  • В версии законопроекта от 24 ноября, если компания возместит до суда вред от утечки не менее чем 60% пользователям, это будет расцениваться как смягчающее обстоятельство для определения размера штрафа.
  • «Такая норма создаст предпосылки для развития потребительского экстремизма и приведет к перегрузке судов жалобами на неадекватный, по мнению пользователя, размер компенсации», — говорится в письме АБД. Надо компенсировать моральный вред, величина которого индивидуальна, и «оператор не может заранее установить её размер».
  • Также ассоциация попросила снизить размер штрафов. В актуальной версии законопроекта за утечку данных 1000–10 тысяч граждан компаниям грозит штраф до 5 млн рублей, должностным лицам – до 600 тысяч рублей. Если «утекло» больше 10 тысяч записей, штраф для компании — до 10 млн рублей, а для должностных лиц — до 800 тысяч рублей. За повторные утечки — штраф 0,5-3% от выручки за год.
  • Штрафы «очевидно завышены и могут привести к закрытию некоторых предприятий либо к невозможности дальнейших инвестиций», пишет АБД. Ассоциация предлагает установить «максимальный фиксированный предел штрафа».

При работе над законопроектом мы стараемся учесть мнения всех сторон: и граждан, и бизнеса. Мы отказались от первоначальной идеи с созданием специального фонда для компенсаций пострадавшим от утечек, куда компании делали бы взносы. При этом мы считаем, что механизм компенсации для пострадавших обязательно должен быть тщательно проработан.

Минцифры
  • Возможная нагрузка на бизнес от оборотных штрафов «нуждается в корректировке с учётом текущей экономической обстановки», считает заместитель управляющего директора Оzon Алексей Минаев. «Было бы разумным рассчитывать штраф в зависимости от вида сервиса и территории оказания услуг», — предположил источник в телекомоператоре «большой четверки».
  • Минцифры с мая 2022 года работает над законопроектом о штрафах для компаний за утечки данных. В августе решили наказывать сервисы штрафами от оборота, а в октябре — не штрафовать компании за утечку данных, если их нельзя идентифицировать.
0
95 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Д.

"Хрен вам, а не компенсации" - прокомментировали идею интернет-компании и банки.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Правильно же говорят, вместо того, чтобы законодательно уменьшить саму возможности использования данных юзеров для вреда, очередной штраф, бессмысленный и беспощадный.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Владимирович Грудинин

Ну так, посмотрят на штраф - либо перестанут собирать данные, либо начнут нанимать специалистов

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Если перестанут собирать, то маркетинг станет кратно дороже, так как постоянные клиенты основа любого бизнеса, значит цены вырастут у нищей страны еще больше.
Про специалистов вообще смешно, полагаете, у Яндекса их нет?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Владимирович Грудинин

Про специалистов у Яндекса - раз утекло - значит нет - полагаю и не смеюсь

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Взлом компьютерных систем это уголовное преступление не просто так, нет такого специалиста, который бы мог уберечь от убийства или кражи, так и нет таких, которые бы гарантировали стойкость от взлома, это теоретически не возможно, штраф тут мало чего сделает, но цены точно поднимет.

Ответить
Развернуть ветку
Sanya

Ну физический магазин тоже не застрахован от кражи, однако это не означает что можно оставлять двери не запертыми, уходя домой

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Кто-то штрафует тех, кого и так ограбили?

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Так если бы ограбили. А так просто увели список клиентов и теперь клиентам приходят письма счастья.

А при этом владелец гаража регистрирует всех кто к нему приходит в свою книженку - паспорт,прописку,все-все собирает.

Иначе не продает.

Но книжку свою в сейфе не хранит - дорого. Он ее в тумбочке держит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вы же программист, зачем глупости пишете? Яндекс не хранит в сейфе свои данные? Ну Семен Семеныч...

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Это мы еще не знаем масштабов .... И как там на самом деле данные хранятся.
Как говорится - спим спокойно))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Чего именно вы не знаете? Как работают реляционные базы данных и SQL в частности?

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Вы думаете что на большой нагрузке стандартные решения подойдут?

И как там они хранят пароли? Дай бог чтобы не в открытом виде

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Именно стандартные решения от майкрософта и оракл и работают на большой нагрузке в коммерции.

Ответить
Развернуть ветку
92 комментария
Раскрывать всегда